- Голосовые связки
- Пробный урок
- 4 урока
- 8 уроков
- Как укрепить голосовые связки в домашних условиях
- О причинах афонии и дисфонии
- О гигиене голоса
- О домашних тренировках
- Как укрепить мышцы гортани? Спасаемся от храпа
- Варианты упражнений для гортани
- Ещё один гимнастический комплекс
- Несколько дополнительных упражнений
- Потеря голоса: 7 упражнений, которые помогу восстановить голосовые связки
- Как предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок
- Принцип действия упражнений
- Техника выполнения
- Все звуки следует произносить только на вдохе:
- Гимнастика для связок горла
Голосовые связки
Голосовые связки – одна из важнейших частей голосового аппарата человека, непосредственно участвующая в звукообразовании. Располагаясь в гортани, связки берут на себя функцию формирования голосовой щели. Воздушный поток, проходящий через образовавшееся отверстие, вызывает колебания, создающее те или иные звуки.
На вдохе/выдохе голосовые связки находятся в расслабленном состоянии. Расстояние между ними достигает максимума. Воздух свободно проходит в лёгкие, затем выходит наружу. В процессе речи или пения связки под действием мышц переходят в напряжённое положение, замыкают щель. Возникшее давление приводит к размыканию гортани, выпуску порции воздуха. При движении складок возникают вибрации. Колебания передаются воздушному потоку, в результате чего возникают звуки различной высоты. Сила, с которой выталкивается воздушная масса, определяет громкость фразы или вокала. Частота колебаний, степень напряжённости связок влияют на высоту звучания. Мышечные волокна позволяют складкам колебаться по всей поверхности либо в определённых зонах.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Людям, деятельность которых связана с высокими нагрузками на голосовой аппарат, стоит выполнять специальные тренировочные упражнения. Регулярные занятия позволят избежать проблем с голосом в процессе обучения пению.
- Произносите «бы-бы-бы», одновременно легко постукивая пальцами по верхней губе. Затем проговаривайте «вы-вы-вы», похлопывая нижнюю губу. Не останавливайтесь, пока не ощутите недостатка дыхания;
- Сделайте глубокий вдох. На распев на медленном выдохе произнесите «АааОооУуу». Экономьте дыхание;
- Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох. Дыхание должно быть брюшным. Задержите дыхание на пару секунд. Медленно, спокойно выдыхайте, пропевая звук «С». Продолжайте упражняться 3-5 минут. Проделайте аналогичное упражнение со звуками «З», «Ш», «М». На «М» добивайтесь низкого грудного голоса. Заканчивайте тренировку пропеванием с открытым ртом «Н». Голос не должен дребезжать.
Уход за голосовыми связками включает выполнение дыхательного комплекса, который рекомендуют наши учителя по пению:
- Сядьте в комфортную позу;
- Сделайте глубокий вдох-выдох через нос. Повторите три раза;
- Вдыхайте носом, выдыхайте ртом. Потирайте ладони, словно стараетесь их согреть;
- Продолжайте вдыхать воздух носом. Выдыхайте ртом так, будто остужаете чай;
- Проделайте шипящие выдохи;
- Проделайте свистящие выдохи.
Источник
Как укрепить голосовые связки в домашних условиях
Звучность голоса зависит от состояния здоровья складок слизистой оболочки гортани. Плотно смыкаясь и вибрируя, они превращают воздух в звуковую волну, обеспечивая голосообразование. Упругие связки дают возможность звонко петь, вести продолжительную беседу, громко декламировать стихи. При ослабленных и поврежденных связках голос становится тихим, сиплым, может исчезнуть совсем. Чтобы подобного не случилось, важно знать, как укрепить голосовые связки и поддерживать их в тонусе.
О причинах афонии и дисфонии
Дисфония – это нарушения фонации, то есть осиплость, охриплость, гнусавость голоса, афония – временное его отсутствие. Оба этих состояния имеют свои медицинские объяснения. И, прежде чем бросаться выяснять как укрепить слабые голосовые связки, не лишним будет понять причины этой самой слабости. Изменение или потерю голоса вызывают:
- инфекционные воспаления верхних и нижних дыхательных путей;
- чрезмерные нагрузки на голосовой аппарат;
- напряженное дыхание и грудное перерасширение (избыток воздуха в верхних отделах легких);
- химические и термические ожоги, опухоли и открытые травмы гортани;
- нервные потрясения.
Кроме этого, на здоровье связок отражается вдыхание вредных веществ или холодного воздуха.
О гигиене голоса
Как укрепить голосовые связки для длительных разговоров или пения? В первую очередь, врачи — фониатры настаивают на соблюдении правил гигиены голоса, согласно которым следует:
- отказаться от никотина и крепкого алкоголя;
- чередовать активную фонацию с голосовым покоем;
- беречь горло в период эпидемий респираторных болезней;
- не кричать, если это не требуется по работе (выступление на сцене, трибуне и т. д.);
- стараться не конфликтовать, чтобы избежать стресса;
- произносить слова только на выдохе.
Укреплению связочного аппарата и восстановлению голоса помогает «режим щадящего дня», то есть общение на полутоне в нерабочее время.
О домашних тренировках
Как укрепить голосовые связки в домашних условиях? За смыкание — размыкание гортанных складок отвечают мышечные волокна, которые можно и нужно тренировать. Ведь, чем сильнее мышцы, тем плотнее смыкаются связки, а значит, громче звучит голос. Для занятий дома разработаны специальные упражнения, хорошо знакомые профессиональным вокалистам и людям речевых профессий. Начинать следует с фонопедической гимнастики, иначе постановки фонационного дыхания. Контроль над вдохом и выдохом воздуха позволит усилить голос, и одновременно уберечь связки от перенапряжения во время вокала.
Дополнительной защитой станут таблетки Гомеовокс для сублингвального приема. Мягкое действие препарата отлично помогает полностью раскрыть вокальный потенциал.
Источник
Как укрепить мышцы гортани? Спасаемся от храпа
Чтобы побороть храп, даже тот, что продолжается длительное время, нужно выполнять специальные упражнения. Важно, чтобы при этом мышечный корсет глотки постепенно укреплялся, а волокна становились более упругими и эластичными. Тогда, они не будут спадать во сне, когда организм расслабляется, и перекрывать путь потокам воздушных масс.
Все это значит, что воздухоносные пути будут свободными, и мы сможем комфортно и беспрепятственно дышать. В такой ситуации, когда глотка будет в тонусе, места храпу просто нет!
Кстати, гимнастика эта в исполнении достаточно проста. Она под силу каждому. Выполнять ее нужно не менее месяца. Упражнения следует делать с утра и вечером.
Варианты упражнений для гортани
Сразу следует отметить, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться заметного эффекта. Основное требование: длительность комплекса не должна быть меньше, чем 10-15 минут. В итоге, через месяц храп ослабнет или совсем уйдет. Запаситесь терпением!
- Спереди подбородка поставьте кулак. Двигая челюсть вперед, нажмите на нее кулаком, что похоже на оказание сопротивления. Повторов должно быть не менее 30-ти.
- В зубы нужно взять палочку, можно и карандаш. Сожмите ее со всех сил и при таком напряжении удерживайте предмет минут три-четыре.
- При открытом рте, нижнюю челюсть опустите как можно ниже. Выполняйте по кругу вращательные движения челюстью. Сначала в правую сторону двигайтесь, а затем в левую. Повторов должно быть не менее 10-ти в каждую из сторон.
- Произносите вслух поочередно такие звуки, как «и», «у». Повторов должно быть на каждый из них не менее 20-ти. При выполнении данного упражнения должны напрягаться с силой мышечные волокна шеи.
Ещё один гимнастический комплекс
Комплекс гимнастических упражнений ниже составлялся с помощью сомнологов, а также пациентов, добившихся успехов в лечении по данной методике.
- Рот нужно наполнить воздухом. Повернув голову в левую сторону, воздух выпускайте через приоткрытый левый уголок губ. Так же проделайте и с противоположной стороной – правой. Подходов на обе стороны – 20.
- Зевайте чаще, зевайте с удовольствием, зевайте с наслаждением! Это тоже элемент упражнений. Рот должен быть раскрыт сильно, мышечный корсет глотки и шеи хорошо напряжен. Подходов не менее 10-ти.
- Губы сомкните достаточно плотно. Зону подбородка, и что очень важно – гортани, держите в напряжении от 3 до 5-ти и более секунд. Затем нужно ослабить мышцы, только сразу, резко, и покажите язык, громко выкрикивая при этом звук «а».
- Нижнюю челюсть нужно выдвинуть далеко вперед, то же проделать с нижней губой. Затем на 12-15 секунд задержите ее и верните в исходное положение. Подходов должно быть не менее 10-ти.
Несколько дополнительных упражнений
- Очень полезное упражнение «Говорун». Его суть в произношении всех звуков гласного ряда. При этом важно напрягать весь мышечный корсет гортани, а также и мягких носоглоточных тканей. Эту гимнастическую пищалку нужно повторить раз 35- 40.
Регулярное проведение занятий в большинстве случаев позволяет добиться устойчивого эффекта. Простой свист, как профилактическое мероприятие, воспрепятствует появлению храпа и апноэ. А если одновременно и свистеть, и дышать, то воздействие оказывается и на мышечные волокна глотки, и на небо. Двойная тренировка!
- Хорошо себя зарекомендовало такое упражнение, как «Нажим на небо». Оно отменно укрепляет гортань. А выполнять его очень просто. Нужно с усилием надавливать на верхнюю часть неба языком. Делайте так, пока не почувствуется усталость. Она означает, что мышцы максимально напряжены, что очень полезно для улучшения тонуса.
Как видите, гимнастика несложная, но очень действенная для устранения такого недуга, как храп.
Источник
Потеря голоса: 7 упражнений, которые помогу восстановить голосовые связки
Потеря способности разговаривать или афония — частое явление после простудных заболеваний. Но для тех, у кого голос является «рабочим инструментом»: учителей, певцов, дикторов, такая потеря станет настоящей катастрофой. Есть несложная методика дыхательных упражнений, с помощью которой можно предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок.
Этот дыхательный комплекс можно выполнять как для профилактики осиплости, так и для комплексного лечения органов дыхания. Методика в течение короткого времени поможет полностью восстановить голос без применения медикаментозных средств или хирургического вмешательства. Комплекс несложен в освоении, его можно делать в любых удобных условиях, без присутствия специалистов. Все упражнения в нем безопасны для здоровья, не имеют противопоказаний и разрешены для выполнения всем возрастным группам, в том числе и детям.
Как предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок
Тренировать дыхание можно как отдельно, так и вместе с другими упражнениями по развитию голоса.
Принцип действия упражнений
Звук образуется на выдохе, колеблющем голосовые связки. При затруднении дыхания вследствие переохлаждения, перегрузок или неправильной работы органов дыхания, вдох недостаточно наполняет легкие кислородом, выдох становится слабым и коротким. Поэтому, приходится чаще дышать, лишний воздух накапливается и оказывает давление на голосовые связки. Они подвергаются повышенной нагрузке, голос слабеет и пропадает. В тяжелых случаях на связках могут образоваться узлы, поэтому требуется хирургическое лечение.
При выполнении упражнений происходит короткий вдох с издаваемым звуком, при этом легкие полностью заполняются воздухом. Тем самым обеспечивается максимальный приток кислорода к дыхательным и речевым органам, устраняются воспаления и застойные явления. Выдох вы делаете легко и свободно, поэтому не происходит дополнительного травмирования голосовых связок.
Техника выполнения
Упражнения следует выполнять регулярно, 1-2 раза в день, в хорошо проветриваемом помещении в течение 7-10 минут. После улучшения самочувствия, не следует сразу прекращать тренировки. Чтобы закрепить эффект, комплекс нужно продолжать делать еще, по крайней мере, в течение месяца.
При выполнении необходимо следить за правильным дыханием: выполнять неглубокие вдохи через нос и делать спокойный выдох через рот. Первые три дня выполняйте только первые три упражнения из комплекса, затем подключите следующие. Так вы постепенно освоите комплекс в течение недели.
Исходное положение – стоя прямо со слегка расставленными ногами, руки висят свободно или сидя на стуле, руки лежат на коленях. После выполнения всех упражнений, постарайтесь полностью расслабить мышцы на несколько минут.
Все звуки следует произносить только на вдохе:
Полощите горло – представьте, как вы прополаскиваете рот водой. Произнесите эти звуки, одновременно поворачивая голову в стороны, насколько хватает дыхания.
Помычите – сделайте неглубокий вдох носом, при этом мычите, делая постукивания подушечками пальцев по ноздрям.
Мычание с массажем – делая вдох, мычите, при этом постукивайте подушечками пальцев по носогубным морщинкам.
«Бы-бы» — глубоко вдохните, одновременно произносите «бы-бы-бы…», при этом слегка барабаньте подушечками по верхней губе.
«Вы-вы» — глубоко вдохните и произносите «вы-вы-вы…», при этом слегка барабаньте подушечками по нижней губе.
«А-О-У» — глубоко вдохните и произносите «а-а-а-о-о-о-у-у-у…», насколько хватит дыхания, одновременно простукивайте грудную клетку, продвигаясь от одного плеча к другому.
Источник
Гимнастика для связок горла
Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.
Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.
Упражнения для голоса следует выполнять на гласной «а», так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.
Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.
Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.
Чтение с губ в зеркале
Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).
Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.
Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука
Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.
В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.
При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.
Обучение произношению гласных при использовании слуха
При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.
В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.
Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.
Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»
Источник