- Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
- Условия проведения, противопоказания
- Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
- Дыхательные упражнения
- Рефлекторные упражнения
- Рефлекторное ползание
- Рефлекторная опора и ходьба
- Пассивные упражнения
- Активные упражнения
- Гимнастика для детей 3-4 месяцев
- Дыхательные упражнения
- Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
- Упражнения на мяче
- Гимнастика для детей 4-6 месяцев
- Гимнастика для детей 6-9 месяцев
- Гимнастика для детей 9-12 месяцев
- Гимнастика для 6-месячного ребенка: 5 простых упражнений для здоровья малышей
- Физическое развитие 6-месячного ребенка
- Как и когда делать гимнастику?
- Противопоказания
- 5 основных упражнений
- Зарядка-игра
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
Источник
Гимнастика для 6-месячного ребенка: 5 простых упражнений для здоровья малышей
О пользе физических упражнений наслышан каждый. Но если в старшем возрасте частота занятий и величина нагрузки корректируются самостоятельно, то проведение гимнастики для ребенка 6 месяцев требует соблюдения определенных правил. Какие занятия полезны для полугодовалых малышей, как сделать тренировку не только полезной, но и увлекательной, – спросим педиатров.
Физическое развитие 6-месячного ребенка
Даже в возрасте 6 месяцев кроха имеет свой характер и предпочтения. Одни детки много лежат и не спешат самостоятельно передвигаться по комнате. Другие уже понемногу ползают, подтягивают свое тело руками до интересующих предметов. Совсем единицы к этому возрасту умеют хорошо сидеть, не заваливаясь назад или в сторону.
Чтобы ребенок развивался соответственно своему возрасту, рекомендуется 1 час в день уделить обучающим занятиям. Это могут быть совместные игры с крупным сортером, прятки и поиск спрятанного под пеленкой предмета, рисование пальчиковыми красками, «щупанье» разнокалиберных предметов. Физические навыки помогает совершенствовать гимнастика.
Какова цель упражнений для ребенка 6 месяцев? В этом возрасте наиболее высока значимость укрепления мышц рук и спины, улучшения координации движений, ориентации в пространстве. Обычно малыши занимаются зарядкой с удовольствием. Во-первых, это дополнительный телесный контакт с родителями, внимание с их стороны, а во-вторых, возможность почувствовать свое тело, его силу и ловкость.
Как и когда делать гимнастику?
Оптимальное время для физических нагрузок – первая половина дня. При этом нужно обязательно учитывать периоды кормления и сна грудничка. Лучше всего делать гимнастику через 40-60 минут после еды или непосредственно перед обедом.
Стоит помнить важные правила:
- Гимнастика начинается с разогрева тела. Можно погладить малыша по ручкам, ножкам, спине, животику, а еще лучше сделать полноценный массаж.
- Упражнения выполняются на твердой поверхности: массажном столике, пеленке, расстеленной на полу, кушетке, если таковая имеется.
- Оптимальная температура в помещении – 20-24 градуса.
- Перед занятием комнату необходимо проветрить.
- Перемещать ребенка и двигать его конечности можно только плавно, без применения силы.
- Длительность гимнастики для ребенка 6 месяцев должна составлять 20-30 минут.
Чтобы настроение у грудничка во время занятия было хорошим, нужно еще до его начала установить эмоциональный контакт: погладить ребенка, ласково поговорить с ним, поиграть в «ку-ку».
Противопоказания
Гимнастика показана всем здоровым детям. Она улучшает обмен веществ, стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат и является залогом правильной осанки. При отклонениях в здоровье возможность физических нагрузок оговаривается с лечащим врачом. При некоторых диагнозах накладывается временный запрет на проведение гимнастики (ОРВИ, расстройство пищеварения, послеоперационный период).
Абсолютные противопоказания:
- патологии почек, сердца, печени, органов дыхания;
- гнойные процессы;
- психические заболевания;
- острые состояния, обострение хронических болезней;
- новообразования:
- угроза или наличие кровотечения;
- пороки сердца с декомпенсацией;
- астматический статус.
5 основных упражнений
Любая гимнастика начинается с разминки. Для детей 6 месяцев это сгибание и разгибание рук в локтях, махи вверх-вниз, в стороны, поочередное и одновременное поднятие ног, имитация езды на велосипеде.
Разогревающая часть длится 5-7минут. Ею же можно закончить гимнастику.
Основная часть состоит из 5 упражнений.
- Отжимания. Ребенка выкладывают на живот и выжидают, когда он поднимется, опираясь на руки. Повтор 5-6 раз.
- Подготовка к ползанию. Из махрового полотенца формируют валик и устанавливают ребенку под грудь. Конечности малыша должны свободно свисать. Дальше в течение 3-5 минут ему предлагают брать в руки интересные предметы или игрушки.
- Упражнение для сидения. Из позиции лежа на спине ребенку помогают сесть, вложив в ладошки большие пальцы рук и слегка потянув на себя. Большую часть работы кроха должен проделать самостоятельно. Дальше, продолжая удерживать одну руку, родитель слегка раскачивает малыша из стороны в сторону. Время выполнения – 3–5 минут.
- Наклоны. Родитель стоит сзади, обхватив ребенка под грудь и чуть выше колен. Затем плавно выполняет наклон вперед. Спина малыша все время прямая. Количество наклонов – 5–7.
- Тренировка мышц спины. Малыш лежит на животе. Родитель, находясь сзади, подхватывает его под грудку и осторожно подтягивает назад и вверх, прижимая к себе. В конце упражнения ребенок оказывается на коленях. 4–5 повторов вполне достаточно.
Гимнастика – это отличный повод пообщаться с ребенком. Не нужно воспринимать ее как обязанность. Лучше проводить занятия в игровой форме, с потешками, коротенькими стишками. Например, можно приговаривать: «Малыши-крепыши вышли на площадку, малыши-крепыши делают зарядку! Раз-два, три-четыре. Руки выше! Ноги шире!»
Зарядка-игра
Если ребенок противится выполнению сложных упражнений, можно прибегнуть к небольшой хитрости. Наверняка ему придется по нраву следующая игра:
- Погладить ножки: «Для чего сыночку ножки?»
- Потопать ногами малыша по столику: «Чтобы бегать по дорожке».
- Погладить головку и ушки: «Для чего сыночку ушки?»
- Погреметь игрушкой: «Чтобы слушать погремушки».
- Провести по губам: «Для чего сыночку ротик?»
- Причмокивать: «Чтобы пить компотик».
- Смешно расширить глаза: «Для чего сыночку глазки?»
- Показать яркую игрушку: «Чтобы видеть мира краски».
- Приподнять за ручки и погладить спинку: «А зачем сыночку спинка?»
- Положить обратно: «Чтоб валятся на простынке».
- Перевернуть на животик, похлопать по ягодицам: «Для чего сыночку попа?»
- Обнять: «Чтоб по ней ладошкой хлопать».
- Поочередно согнуть ноги в коленях: «Мишка, лапки подними».
- Поднять и опустить прямые ноги: «Мишка лапки опусти».
- Потянуть за ручку для переворота: «Мишка, Мишка покружись».
- Поднять за грудную клетку и сымитировать ходьбу: «А потом земли коснись».
- Положить малыша на спину, его же ручками провести вверх-вниз по животу: «И животик свой потри».
- Раздвинуть руки в стороны и свести на уровне грудной клетки: «Раз, два, три – раз, два, три!»
Постепенно можно будет перейти к выполнению гимнастических упражнений. Малыш привыкнет к физическим нагрузкам, и сами занятия теперь будут ассоциироваться с чем-то приятным и занимательным.
Для нормального развития ребенка достаточно обеспечить ему свободу передвижения. Долгое нахождение в манеже, стульчике для кормления, ходунках тормозит укрепление опорно-двигательного аппарата. Также не рекомендуется усаживать и обкладывать кроху подушками – так он будет дольше осваивать навык самостоятельного сидения. Кроме того, это грозит проблемами со здоровьем, если малыш еще физически не готов к сидению.
Гимнастика для ребенка после 6 месяцев – это способ исследовать внешний мир по-новому. Если по характеру малыш любознательный и непоседливый, то первые успехи не заставят себя долго ждать. Уже через несколько занятий он будет увереннее сидеть и ползать, а возможно, даже научится стоять у опоры. Спокойных малышей придется больше заинтересовывать, побуждать к действиям игрушками, держать постоянный эмоциональный контакт. Главное – чувствовать ребенка и не перегружать. Лучше короткая гимнастика, но позитивная, чем длинная с изнуряющим плачем. И напоследок – даже для минимальной пользы нужна систематичность. Занятия с ребенком должны войти в привычку и выполняться если не ежедневно, то хотя бы 3-4 раза в неделю.
Источник