- 23 эффективных упражнения для улучшения дикции
- Артикуляционная зарядка
- Учимся произносить отдельные звуки
- Учимся правильно дышать
- Скороговорки в помощь
- Как развивать речь малыша
- Как развивать речь ребенка
- Пассивная гимнастика (массаж)
- Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики
- Пальчиковый театр
- Потешки для мелкой моторики
23 эффективных упражнения для улучшения дикции
Если ситуация, когда даже знакомые с трудом понимают вашу речь, вам близка, то здесь ничего не остается делать, как всерьез заняться дикцией. Особенно это важно, если профессия связана с постоянным общением с другими людьми. Рассказываем, как улучшить произношение.
Артикуляционная зарядка
Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо как следует размять, разогреть речевые органы, а также мышцы, участвующие в произношении звуков. Тогда тренировка окажется более эффективной, и вы быстрее достигнете желаемого результата.
- Высуньте язык как можно дальше вперед и верните его максимально назад. Повторяйте 5 минут. Не торопитесь.
- По очереди потрогайте языком стенки щек. Выполняйте 8-10 минут.
- Закройте рот, сомкните челюсти. Языком «нарисуйте» круг на внутренней поверхности зубов, вращая им, то по часовой стрелке, то против нее. Выполните по 20 раз на каждую сторону.
- Откройте рот, вытяните вперед язык и вращайте им, десять раз в одну сторону и столько же – в другую.
- Вытяните губы трубочкой и задержитесь на 5-10 секунд в этом положении. Затем улыбнитесь настолько широко, насколько сможете и опять замрите на 5-10 секунд. Повторяйте упражнение в течение 10 минут.
- Снова вытяните губы, как в предыдущем упражнении. Представьте, что вы держите ими кисточку. «Нарисуйте» ею круг, потом «мазки» вверх – вниз, вверх-вниз. Повторяйте эти движения в течение 5 минут.
- Надуйте щеки, набрав как можно больше воздуха. Мышцами лица «перекатывайте» воздух туда-сюда, пока не устанете.
- Несколько минут потратьте на разогрев мимических мышц: корчите смешные рожи, надувайте и сдувайте щеки, выкатывайте глаза и т. д.
Теперь, когда речевые органы и лицевые мышцы хорошо разогрелись, можно приступать к комплексу упражнений для улучшения дикции.
Учимся произносить отдельные звуки
Самое главное для улучшения дикции – это отработка согласных звуков. Они несут смыслоразличительную нагрузку, кроме того, механизм их произношения намного сложнее, чем у гласных. Очень важно научиться выговаривать их четко, не проглатывая и не смешивая со звуками, сходными по месту и способу образования.
- Взрывные согласные — [б] — [п], [т] — [д] и [г] — [к]. Они образуются путем преодоления препятствия воздушным потоком, например, сомкнутых губ, зубов, твердого нёба (кончик языка прижимается к зубам и нёбу).
- Старайтесь произносить только глухие звуки без гласных, у вас должен получиться чистый взрывной звук: [п],[т], [к]. Затем добавьте к ним гласные и звонкие пары [б], [д], [г]: ПА! БА! ПО! БО! и т. д.
- Конец слова – слабая позиция для любых согласных, поэтому конечные звуки требуют обязательной тренировки. Мы их будем произносить при обязательном участии голоса, громко, четко. Например, ДА-ДУ-ДАДД, ГА- ГУ- ГАГГ и т. д. В конце вы должны отчетливо ощущать, как возникает звук.
По такому же принципу отрабатываются и остальные группы согласных. Некоторые буквенные сочетания, к примеру, ЛРА, РЛО, ЛРЯ, ШРА, ЛРУ, ЧРА, МФЕ, МФО, ЛРЮ, РЛИ, очень трудны для произношения. Их отрабатывают с помощью, так называемых звуковых рядов, где гласный каждый раз меняется. Например, ЛРА- ЛРО-ЛРУ-ЛРЮ-ЛРЭ –ЛРЫ.
Следите, чтобы сонорные звуки произносились звонко и четко, вы должны ощущать, как вибрируют голосовые связки.
- Используйте зеркало, чтобы контролировать положение губ. Сначала произнесите звуки по отдельности, затем – их сочетания.
Учимся правильно дышать
Правильный ритм дыхания – половина успеха. Мы можем говорить только на выдохе, так как все звуки образуются при помощи воздушной струи, проходящей из легких через речевые органы наружу. Нужно научиться дышать так, чтобы вдох целостности фразы. Вам помогут следующие упражнения.
- Старайтесь дышать только через нос, при этом рот должен находиться в открытом положении. Повторите 10-15 раз.
- Положите руки на живот и медленно вдохните через нос. Затем выдохните, но через рот. Губы при этом слегка приоткройте. Контролируйте рукой, как поднимается и опускается живот. Повторите 8-10 раз.
Следующие три упражнения выполняют с плотно закрытым ртом.
- Зажмите одну ноздрю пальцами, сделайте 5-7 вдохов и выдохов. Теперь повторите те же самые действия, закрыв другую ноздрю.
- Нажмите двумя пальцами на крылья носа так, чтобы получилось препятствие. Вдохните и выдохните несколько раз.
- Вдохните воздух через нос и резко выдохните, при этом быстрым движением втяните живот. Повторите 5-7 раз.
Скороговорки в помощь
Скороговорки – хотя и несколько старомодный, но все же, весьма эффективный способ значительно улучшить дикцию. Чем больше скороговорок вы освоите, тем лучше станете выговаривать звуки. Однако с ними тоже нужно уметь работать.
- Сначала проговорите скороговорку в медленном темпе, стараясь правильно произнести каждое слово и не потерять ни одного слога. Постепенно увеличивайте скорость.
- Если скороговорка длинная, разбейте ее на части и работайте по отдельности с каждой из них. Так вы быстрее выучите фразу и сможете правильно ее выговаривать.
- Когда вы освоите скороговорку, начинайте произносить ее медленно и шепотом, при этом следите за чистотой каждого звука. Вы должны чувствовать, как он образуется.
- Когда вы научитесь говорить шепотом, увеличивайте громкость и скорость произношения.
- Скороговорка – это законченное предложение, поэтому всегда обращайте внимание на смысл слов и интонацию: к середине фразы тон повышаем, к концу фразы – понижаем.
Всегда увеличивайте нагрузку на речевые мышцы. Для этого набейте рот конфетами или орешками и пытайтесь произнести скороговорку. Поначалу у вас ничего не выйдет, но постепенно станут ясно слышны все звуки.
Помните, что гарантией успеха являются только регулярные упорные занятия. Не бросайте на полпути, дойдите до конца, и ваша речь станет ясной и красивой!
Дата публикации: 19.10.2020. Последнее изменение: 29.03.2021.
Источник
Как развивать речь малыша
Изучите простые, но эффективные упражнения, которые помогут малышу научиться правильно и чисто говорить, разовьют его артикуляционный аппарат и навыки речи.
Как развивать речь ребенка
Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев. Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь.
А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.
Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):
- Развитие мелкой моторики
- Речевая гимнастика
- Логоритмика
Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно. Пособия для развития мелкой моторики:
- Матрешки
- Бархатная бумага
- Пластилин
- Мозаика
- Шнуровки
- Фасоль, горох
- Манная крупа
- Соленое тесто
- Счетные палочки
- Разноцветные прищепки
- Бусины
- Тряпочки с пришитыми пуговицами
- Трафареты
- Массажный мячик
- Деревянные конструкторы
- Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
- Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Пассивная гимнастика (массаж)
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.
Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
- Поглаживание — совершается в разных направлениях;
- Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
- Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
- Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.
Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики
Пособия для игр:
- Бабочки из цветной бумаги
- Листочки из цветной бумаги
- Вертушка
- Ватные шарики
- Бумажный кораблик
Игры для детей от 2 месяцев:
- Вот какие разные. Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение развивает не только моторику, но и тактильные ощущения. Хорошо, если вы будете при этом комментировать происходящее: «Этот шарик гладкий», «Этот ежик колючий» и т. д.
Игры для детей от 9 месяцев:
- Сборные матрешки. Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру; после 2 лет это должна быть уже тройная матрешка.
- Пирамидки. Для начала нужно использовать классическую пирамидку, размер колец которой уменьшается к вершине.
- Обведи по контуру. Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов, например домика, дерева, машинки, и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.
- Чашки-ложки. Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
- Лепка из пластилина. Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания: шарик, морковка, змейка.
Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.
Игры для детей от 1 года:
- Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки. Самое лучшее — резиновый ежик: иголки воздействуют как массажер.
- Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры: дорожки, цветочки, квадратики, — а затем переходить к более сложным: домики, машинки, елочки.
- Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций, например с построения башенки.
- Бусины. Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем размер деталей нужно постепенно уменьшать, переходя к настоящим бусинам. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель — научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т. д.
- Шнуровки. Так как шнуровки бывают разными по содержанию, имеет смысл обыграть процесс шнурования — например, попросить ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать обувь (шнуровка-ботинок).
- Волшебный поднос. На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем малышу показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 – 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
- Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, а чтобы игра была интересной, можно делать это по тематическому принципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дождик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сначала предстоит сделать заготовки. Это довольно сложное задание для ребенка. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки крохи в свои и выполните упражнение вместе с ним.
- Золушка. Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
- Забавные картинки. По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
- Счетные палочки. Покажите малышу, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые: это служит дополнительным массажем для пальчиков.
- Маленький скульптор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, немного воды). Преимущество теста перед пластилином в данном случае заключается в том, что поделки впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
- Застегни пуговку. Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра, во втором прорежьте соответствующие по размеру петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя свои действия: «Большую пуговицу мы вставляем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю, а маленькую — в маленькую». Затем возьмите руки ребенка в свои и повторите упражнение. После этого можно предложить малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если кроха не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение, и для его успешного выполнения требуется тренировка.
- Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеет маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно объемными. Хороший выход — вырезать их из куска линолеума или обувной коробки.
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:
- Стимулирует развитие мелкой моторики;
- Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
- Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
- Развивает воображение, память, мышление и внимание;
- Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- Формирует творческие способности и артистические умения;
- Знакомит с элементарными математическими понятиями.
Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):
- Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
- Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
- Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.
Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):
- Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
- Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
- Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
- Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
- В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.
Потешки для мелкой моторики
– Ладушки, ладушки! Где были?
Кашку поели, бражку попили,
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Источник