Упражнения на растяжку для детей: цели, задачи, методология
Евгения Миронова
Упражнения на растяжку для детей: цели, задачи, методология
Упражнения на растяжку для детей – цели, задачи, методология
Упражнения на растяжку для детей – неотъемлемая часть физического развития ребенка.
Растяжка несет большую пользу для здоровья детей. Она улучшает эластичность мышц и связок, укрепляет мышцы и суставные связки, формирует правильную осанку, походку, увеличивает амплитуду движений, благодаря чему снижается риск получения травм, убирает скованность в теле, снимает физическое и психическое переутомление. Для девочек хорошая гибкость – это также грация и пластичность.
Цели и задачи детской растяжки
Упражнения на растяжку – это комплекс мер,направленный на:
• Повышение эластичности гладкой мускулатуры.
• Укрепление связок, сухожилий и суставов.
• Перераспределение и гармонизацию внутримышечного тонуса.
• Снижение тонического напряжения.
• Увеличение амплитуды движений.
Достижение вышеназванных целей существенно увеличит коэффициент полезного действия тренировочного процесса, оздоровит и укрепит организм.
Методология
Перед растяжкой следует разогреть мышцы легкой разминкой в виде бега, приседаний, прыжков со скакалкой, махов руками и ногами. Длительность разминки определяется индивидуально, согласно возрастным и физическим данным ребёнка, но не более 15-20 минут.
Каждое упражнение на растяжкупроводится в 4 этапа:
1. исходное положение,
2. растяжение,
3. выход из растяжки,
4. интервальная пауза.
Во время выполнения пульс должен быть ровным, хорошо наполненным, дыхание – спокойным. Движение начинается на вдохе. На время растяжения делается медленный выдох. Главный показатель положительной динамики – отсутствие болевых ощущений во время и после проведения занятий.
Возрастные характеристики
Для детского стретчинга возрастных ограничений нет. Более того, чем раньше ребёнок начнет регулярные занятия, тем больше пользы они принесут.
Исключение составляют специализированные упражнения, предназначенные для спорта и хореографии. Растяжка профессионального типа проводится только под контролем опытного тренера.
Как растянуть ребенка младшего дошкольного возраста? До 4 лет занятия желательно проводить в игровой форме – это сформирует и закрепит необходимый для систематических тренировок интерес.
Этап разогрева начинается с прыжков со скакалкой. Помимо прочего, скакалка – прекрасный инструмент для развития координации движений. Далее следуют 8-10 (не больше) приседаний. Закончить разминку рекомендуется наклонами вперед на прямых ногах.
• «Бабочка летает» – упражнение для выворотности и растяжки тазобедренных суставов. Сидя, подтянуть ноги к тазу и соединить стопы. Совершить плавные «взмахи» руками и согнутыми ногами 5-6 раз.
• «Бабочка сидит на листочке» –в той же исходной позиции мягко надавливать руками на колени, прижимая их к полу.
• «Бабочка спит» – не меняя положения ног, вытянуть руки вперед и прижать корпус к полу. Можно помочь ребенку, слегка прижимая коленки к полу. Если спинка колесом, попробуйте мягко надавить на неё для выравнивания.
• «Лягушка». Лечь на живот, голову повернуть в сторону и положить на согнутые в локтях руки. Подтянуть ножки, сгибая их в коленях, как можно выше. Зафиксировать позу на 10-20 секунд.
• «Качели». Лежа на животе, согнуть ноги. Плотно обхватить ладонями щиколотки и медленно поднимая ножки (тянуть к голове, осторожно прогнуться (5-10 сек).
У детей 5 лет и 7 лет суставной аппарат, при условии регулярных тренировок, уже вполне сформирован, достигнут требуемый уровень эластики. Поэтому в комплекс включаются более сложные растяжки, включая продольный и поперечный шпагаты.
• Проработка трицепсов и бицепсов. Встать ровно. Заведя правую руку через плечо, достать область между лопатками, одновременно другой рукой нажимая на локоть правой руки. Повторить 5-6 раз, меняя руки.
• Грудные мышцы. Отвести руки назад и соединить в замок. Слегка выгибаясь, поднимать соединенные руки до максимально возможной точки.
• Растяжка мышц спины и поясницы. Встать на колени. Сесть, прижимая пятки к тазу. Вытянув руки вперед, наклоняться, стараясь достичь максимальной точки напряжения.
• Проработка тазобедренных мышц. Закрепить на ступнях эластичный бинт или гимнастическую эластическую ленту. Лечь на спину. Поднять ноги при помощи ленты до прямого угла.
• Квадрицепсы. В положении стоя согнуть ногу. Держа стопу рукой, тянуть вверх до предела.
• Икроножные мышцы. Стойка на носках. Фиксация в подъёме 10 сек.
• Стопы. Сидя, спина ровная. Тянуть стопы носками к себе.
В базовый комплекс также входят усложненные упражнения типа «бабочка», «лягушка», «качели» и т. п.
Постепенность и последовательность – главные условия эффективного обучения. В домашних условиях лучше начинать с освоения техник продольного шпагата.
1. В положении сидя ноги вытянуть вперед и развести в стороны. Сохраняя спину прямой, сделать глубокий наклон вперед. Обхватив руками верхнюю часть стопы, зафиксироваться в позе на 10 сек. Выпрямиться.
2. Встать, развести ноги больше ширины плеч и сделать несколько пружинящих действий. Корпус прямой.
3. Ноги – шире плеч, носки – в стороны. Наклонившись вперед, опереться руками на пол. Фиксация в позе – 10 сек.
Внимание! Занятия проводятся только после разминки! Характер движений, количество и степень сложности разнятся в зависимости от возраста и уровня физической подготовки ребенка.
Несомненную пользу растяжка для детей дает и тем, кто не занят регулярными занятиями спортом или хореографией. Плюсы выполнения в домашних условиях простейших упражнений для начинающих:
• Совершенствование координации движений.
• Профилактика и/или лечение сколиоза.
• Укрепление опорно-двигательного аппарата.
• Регулировка работы мочеполовой системы.
• Улучшение функций органов пищеварения.
• Развитие органов дыхания.
Занятия дома лучше приурочить ко времени утренней зарядки – так ребёнку будет проще привить этот полезный навык. Новичкам рекомендуется начинать с простейших упражнений в виде наклонов, махов и потягиваний. Со временем сложность и интенсивность можно увеличивать.
Важно! Растяжку можно включить в домашнюю зарядку только после медицинского осмотра. Так как при наличии межпозвоночной грыжи, растяжении и других серьёзных проблем со здоровьем, можно причинить вред организму.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.
Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.
Математические задачи для детей в стихотворной форме 1. Как-то стал считать я звёзды,насчитал всего лишь семь, вдруг одна звезда исчезла и пропала насовсем, сколько в небе светит звёзд,у кого.
Опрос детей «Рисование» в рамках реализации годовой задачи В одной известной песни поется: «Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать!» Одна из годовых задач нашего.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.
Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.
Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.
Источник
Растяжка для детей: рекомендации для родителей и упражнения
Занятия и их влияние на организм
Растяжка для детей: рекомендации для родителей и упражнения
Гимнастические упражнения для детей раннего возраста имеют как положительные, так и негативные стороны. Основные преимущества раннего приобщения к спорту, например в пять-шесть лет, следующие:
- укрепляется костно-суставной аппарат и нормализуется мышечный тонус. Дети лучше балансируют, имеют хорошую координацию, что снижает риск развития травм;
- динамическая растяжка в возрасте семи-восьми лет уменьшает вероятность развития артрозов и артритов, характеризующихся поражением суставов рук и ног;
- работа органов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и дыхательной системы улучшается;
- предупреждается развитие сколиоза и других ортопедических заболеваний.
Перед занятиями спортом родителям необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Специалист осмотрит ребенка и оценит его готовность к гимнастическим упражнениям.
Негативное влияние растяжки наблюдается при ее раннем начале — в три-четыре года. Отрицательный эффект может быть следующим:
- перерастяжение связочного аппарата и мышц;
- появление болевых ощущений, которые могут привести к отказу ребенка от спорта;
- неправильный выбор гимнастических заданий для начинающих может привести к травмам различной степени тяжести.
Если ребенок занимается спортом в возрасте шести-семи лет, то дополнительная физическая нагрузка одновременно с учебой может стать причиной хронического стресса, бессонницы и низкой успеваемости.
Возраст и занятия
Приступая к упражнениям на растяжку, важно знать, с какого возраста их можно выполнять без вреда для здоровья ребенка. Педиатры и спортивные физиологи отмечают, что к регулярным нагрузкам оптимально приступать в четыре-пять лет. В этот период наблюдается оптимальная гибкость суставов, что позволяет улучшать результаты.
Необходимо помнить, что раннее начало растяжки в детском возрасте увеличивает риск развития неблагоприятных последствий. Например, дети в три года не допускаются в спортивные секции, так как их опорно-двигательный аппарат не готов к регулярным нагрузкам.
Рекомендации по растяжке
При растяжке важно подобрать упражнения для начинающих
Безопасные занятия растяжкой требуют соблюдения советов врачей и тренеров. Общие рекомендации следующие:
- боль во время упражнений — признак их неправильного выполнения;
- перед спортивной нагрузкой необходимо хорошо размяться. Для этого используют суставную гимнастику;
- тренировочный процесс делают регулярным. Если ребенку шесть-семь лет или больше, и он посещает школу, то тренировки должны учитывать учебную нагрузку;
- перед тем как тренироваться дома, родители с ребенком посещают специалиста по лечебной физкультуре. Он показывает правильную технику выполнения упражнений и может подобрать индивидуальную программу.
Гимнастические занятия у детей ограничены по интенсивности и продолжительности. В течение недели рекомендуется 2–3 комплекса растяжки, продолжающиеся 20–30 минут. После того как ребенок достигает возраста семь-восемь лет, длительность тренировок и их число постепенно увеличивают.
Комплекс упражнений
Выбор упражнений для гимнастического комплекса определяется возрастом ребенка. Дети от трех лет и старше могут выполнять только низкоинтенсивные задания, которые не нагружают костно-суставную систему. В возрасте от пяти лет гимнастический комплекс расширяется:
- растяжка спины — стоя прямо, кисти смыкают замок за спиной. Поворачивая локти внутрь, требуется добиться появления чувства напряжения между лопатками и по задней поверхности плеч;
- упражнение «кошка»: ребенок встает на четвереньки и опускает голову вниз, смотря на пол. Во время вдоха взгляд поднимают вверх и тянутся животом вниз. За счет этого прогибается спина. При выдохе движения повторяют в обратном порядке;
- растяжка мышц бедра проводится стоя. Ребенок занимает вертикальное положение, сгибает ногу в колене и удерживает стопу в области ягодиц. При этом наблюдается растяжка передней группы мышц. Если ногу дополнительно согнуть в тазобедренном суставе и обхватить голень, притянув ее к бедру, растягиваются мышечные группы по задней поверхности ноги;
- для увеличения подвижности и гибкости тазобедренных суставов ребенок занимает положение сидя на полу. Ноги сгибают в суставах, а стопы соединяют друг с другом подошвами. Легкое надавливание на колени вниз позволяет растянуть связки в области сустава;
- в завершение гимнастического комплекса детям рекомендуется лечь на спину, после чего вытянуть руки и ноги, напрягая пресс. Подобное окончание растяжки рекомендовано после четырех лет.
Во время выполнения заданий дискомфорт должен быть умеренным, характерным для любой растяжки. В девять-десять лет в гимнастический комплекс добавляют динамическое растяжение, характеризующееся движениями в небольшой амплитуде.
В возрасте десяти лет наблюдается снижение эластичности связочно-суставного аппарата. В связи с этим, если растяжка начинается поздно, упражнения должны быть простыми и не приводить к перегрузке детей.
Правильная растяжка позволяет улучшить состояние здоровья и предупредить заболевания ребенка в дальнейшем. Перед тем как регулярно проводить гимнастические комплексы для ребенка, родителям необходимо проконсультироваться с врачом.
Дети в разном возрасте реагируют на физическую нагрузку неодинаково. Если родители хотят, что бы их ребенок занимался на профессиональном уровне в дальнейшем, то нужно отправляться на занятия к грамотному высококвалифицированному тренеру в дошкольном возрасте.
Если ребенку больше девяти лет, то выбирают легкие гимнастические комплексы для общего оздоравливающего эффекта.
Видео
Также интересно почитать: как закалять ребенка
Источник