Гимнастика для ребенка 6 месяцев для рук

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Читайте также:  Сила как физическое качество упражнения содействующие развитию силы

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)

  1. Массаж рук (поглаживание).
  2. Массаж ног (поглаживание).
  3. Выкладывание на живот — упражнение рефлекторное.
  4. Массаж спины (поглаживание).
  5. Ползание — упражнение рефлекторное.
  6. Массаж живота (поглаживание).
  7. Массаж стоп (растирание).
  8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).
  9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку — рефлекторное.

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)

  1. Массаж рук (поглаживание).
  2. Скрещивание рук на груди — упражнение пассивное.
  3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).
  4. Поворот со спины на живот вправо — упражнение пассивно-активное.
  5. Массаж спины (поглаживание и разминание).
  6. «Положение пловца» — упражнение рефлекторное
  7. Массаж живота (поглаживание и растирание).
  8. Массаж стоп (растирание и похлопывание).
  9. Упражнения для стоп рефлекторные.
  10. Сгибание и разгибание рук («бокс») упражнение пассивное.
  11. Вибрационный массаж грудной клетки.
  12. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)

  1. Скрещивание рук на груди.
  2. Массаж ног.
  3. «Скользящие шаги» — имитация велосипедных движений — упражнение пассивное.
  4. Поворот со спины на живот вправо.
  5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
  6. «Парение на животе» — упражнение рефлекторное.
  7. Массаж живота.
  8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны — упражнение активное.
  9. Массаж стоп.
  10. Упражнение для стоп.
  11. «Бокс» (сгибание и разгибание рук).
  12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно — упражнение пассивное.
  13. «Парение» на спине — упражнение рефлекторное.
  14. Вибрационный массаж грудной клетки.
  15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)

  1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца.
  2. Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).
  3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.
  4. Массаж спины.
  5. Ползание.
  6. Массаж живота.
  7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.
  8. Круговые движения руками.
  9. Поднятие выпрямленных ног — упражнение пассивное.
  10. Напряженное выгибание — упражнение активное.
  11. Поворот со спины на живот влево.
  12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки — упражнение активное.
  13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч — упражнение активное.
  14. Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов — горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)

  1. «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.
  2. «Скользящие шаги».
  3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.
  4. Массаж спины.
  5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.
  6. Наклоны туловища и выпрямление.
  7. Массаж живота.
  8. Поднятие выпрямленных ног до палочки.
  9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.
  10. Напряженное выгибание.
  11. Приседание при поддержке за руки с кольцами.
  12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.
  13. Круговые движения руками с кольцами.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)

  1. Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение — стоя на полу.
  2. Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса).

Выполняется лежа на полу.

  1. Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.
  2. Пролезание на животе через обруч (для спины, позвоночника и ног).
  3. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)

  1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см.
  2. Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени.
  3. Проползти под стул, скамейку, палку, в обруч и т. д. (прогнуть спину).
  1. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»).
  2. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).

Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.

Форма одежды — трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.

Продолжительность занятий 10-12 минут.

Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п)

Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)

Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 минут. Форма одежды — трусики и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.

Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.

  1. Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки).
  2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.
  3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике).
  4. Перешагивать через кубики, карандаши на расстоянии 20-30 см.
  5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.
  6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9).

  1. Массаж рук.
  2. Скрещивание рук на груди.
  3. Массаж ног.
  4. «Скользящие шаги».
  5. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.
  6. Массаж спины.
  7. Массаж живота.
  8. Сгибание и разгибание рук.
  9. Сгибание и разгибание ног.
  10. Повороты со спины на живот влево.
  11. Массаж стоп.
  12. Поднятие выпрямленных ног.
  13. Массаж грудной клетки.

Источник

Оцените статью