Гимнастика для развития зрительного восприятия

Упражнения на развитие зрительного восприятия
материал на тему

Зрительное восприятие — это упражне­ния, направленные на выработку правиль­ности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершен­ствование способа и темпа чтения.

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_na_zrit_vospriyat_docx.docx 18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительное восприятие — это упражнения, направленные на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

на развитие зрительного восприятия

  1. Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.
  • Какая буква лишняя? А У Р О Ы
  • Какой слог лишний? МА РА НА ЛЫ
  • Что общего в словах? Мел — мель мол — мял мыл — мил
  • Чем слова различаются? Река — речка —- ручка — ручей — ручеек
  1. После приобретения учениками навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к прочтению более сложных слов.

Переведи слова с марсианского.

В дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах.

Ратеяб лоишп тиволъ убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и аСаш лизяв тьес. аСаш мойпал кенуой.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Саша взяли сеть. Саша поймал окуней .

  1. Задания на развитие мышления, внимания, восприятия.

Цели: овладеть комплексом упражнений, воздействующих на развитие внимания, мышления, восприятия.

  • Сколько спряталось слов? Волчишкоткрытоященокночь
  • Поставь слоги на место.

РА КО БЛИК РЕ МО РО МАТ СЫ

2.Найди слова, в которых спрятался слог КРА:

краска кран искра

крапива красота украл

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

  1. Прочитай слова справа налево.

Из какой сказки данные персонажи?

Кого здесь не хватает?

ьдевдем цяаз клов асил комерет

6. Прочитай предложения слева направо.

! ьтатич ьтему ошорох каК

  1. Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием “ фотоглаз ”.

Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их “фотографируют” и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

Итак, к ошибочному чтению ведут такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти на индивидуальных занятиях в рамках программы « РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

  • Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений.
  • Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок.
  • Профилактика зрения. Гимнастика для глаз .

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.

Источник

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением

Ахметшина Илюса
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением

Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические игры. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

В дидактической игре мы создаем такие условия, в которых каждый ребенок с нарушением зрения получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой чувственный и действенный опыт. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, соотнесению и т. д. Это особенно важно для детей с нарушением зрения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора у детей наблюдаются проблемы в восприятии окружающего мира, сенсорном развитии, в развитии разных сторон речи. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным.

Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе игр, прежде всего мы преследуем коррекционные цели и учитываем индивидуальные, психологические и физиологические особенности развития детей с ОВЗ. Игры способствуют развитию мелкой моторики и зрительного восприятия детей. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук, что способствует повышению остроты зрения и развитию речи детей.

Игра «Составь узор»

Цель: Учить составлять декоративные композиции мотивов татарских и башкирских орнаментов, уметь располагать элементы, подбирая их по цвету, форме на разнообразных силуэтах изделий быта, обуви, одежды. Развивать чувство симметрии, ритма. Активизировать и тренировать зрительные функции.

В игре принимают участие один или несколько детей. Силуэты предметов, которые следует украсить и элементы к ним, играющие выбирают по желанию. Ребенок составляет узор копируя по образцу или придумывает свою композицию.

Игра «Подбери бабочке крылья»

Цель: Развивать цветоразличение. Упражнять в умении подбирать оттенки одного цвета, соотносить по цвету и величине.

Игра: «Собери из частей чайник»

Цель: Развивать зрительное восприятие, зрительно — моторную координацию, развивать целостность восприятия, активизация, стимуляция зрительных функций.

Игра «Расставь машины в гараж» «Подбери машинам дорожку»

Цель: Развивать цветовосприятие, умение узнавать, называть цвет предметов, соотносить предметы по цвету.

Игра «Подбери по силуэту. Подбери по контуру»

Цель: Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами.

Игра «Подбери пару варежкам»

Цель: Упражнять в умении сличать изображение, сравнивать,находить одинаковые. Развивать точность,полноту, скорость зрительного обследования. Упражнять в ориентировке в микропространстве, умение находить различия.

Особое, коррекционное значение в работе с детьми с нарушением зрения имеет и развитие тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель:Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, ощупывать, передвигая пальцы по предмету, осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета. Закреплять название предметов, форм, геометрических тел, величин.

Игра » Найди друга» «Угадай, кто это»

Цель: Развивать тактильные ощущения, умение узнавать друг друга во внешним признакам, одежде.

Игра «Ателье»

Цель: Упражнять в умении различать на ощупь ткани разной фактуры, подбирать ткани к сезонной одежде.

Игры с использованием повязок

Игры, используемые в моей работе, направлены на коррекцию и компенсацию отклонений детей с нарушением зрения.

Дидактические игры и пособия для детей с ослабленным зрением 1. Дидактическая игра «Чья тень» Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти. Дидактический материал: Карточки с изображением различных.

Игры и упражнения на развитие восприятия ритма. Игры и упражнения на развитие восприятия ритма «Язычки – дразнилки» Цель: развитие у детей способности различать и посредством движений.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей 2–3 лет Фролова Елена Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени «Ум ребенка находится.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста Актуальность темы заключается в том, что в дошкольных учреждениях с каждым годом растет процент плохо говорящих детей, у которых есть трудности.

Игры-упражнения на развитие моторики рук. Игра 1. Взять неотточенный карандаш, зажать его между ладонями и потереть. Игра 2. Поставить локти на стол, взять карандаш за кончики тремя.

Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического.

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.

Занятие «Насекомые». Игры и упражнения для развития восприятия, внимания, мелкой моторики Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка) Упражнение на развитие.

Источник

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия

Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник) -Из чего он сделан?

«Воспроизведение геометрических фигур»

Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находится, по памяти нарисовать.

Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Упражнение «Геометрические фигуры»

Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигурами

Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

Игра «Что в свертке»

Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка.

Игра «развиваем наблюдательность»

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

Упражнение «Дорисуй фигуры» Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

Ребенку дают геометрические фигуры. Просят разложить фигуры рядом с похожими в ряд.

«Срисовывание по клеточкам» Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

«От маленького к большому»

Оборудование: карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов. Задание: разложи предметы от самого маленького к большому.

«Сравни по длине, ширине, высоте» Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.

Ребёнку предлагается назвать, сколько на рисунке треугольников, квадратов, овалов, прямоугольников.

Соотнесение объектов по цвету: «Звёзды»

Материал: карточки с изображением цветных звездочек в соответствии с количеством детей, цветные фишки разных цветов.

Ребенку дается карточка и цветные фишки. «Рассмотри карточку, там изображены цветные звездочки – это «домики» для фишек. Поставь каждую фишку в свой домик, назови цвет».

Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик»

Оборудование: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красный). Ребенку даются карточка и три кружочка: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому».

Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности.

Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному.

«Узнай фигуру на ощупь»

В картонную коробку положите несколько картонных фигур разного размера и попросите ребенка с закрытыми глазами вынуть фигуру, ощупать ее и назвать.

Квадрат размером 8х8, одинаково окрашен с обеих сторон, разрезают на 7 частей. Из этих частей составляют различные изображения, как по образцу, так и по собственному замыслу.

«Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные изображения»
Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

«Зашумленные“ изображения»
Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать

«Кто больше увидит»

Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть. (картинки со спрятанными животными)

Упражнение: «Помоги забраться в домик»
Цель:
• Развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины
• развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов
Ход упражнения:
Ребятам предлагается найти «Домики» для каждого вкладыша, соотнося выемку и вкладыш по размеру и цвету. «Домики» должен найти каждый ребенок.
В случае возникновения затруднения при выполнения задания, детей нужно стимулировать к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: «Выбери нужные цвета»
Цель:
• Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета
• Развитие умения узнавать и называть цвет
• Развитие слухового восприятия, зрительной памяти
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем — цвет выемок. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им.
Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам выемок. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает детям найти правильные соответствия.

Упражнение: «От большого круга к маленькому»
Цель:
• Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета
• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
• Развитие зрительной памяти, слуховой ориентации.
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого большого круга и заканчивая самым маленьким. «Домик» должен найти каждый ребёнок.
В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: «От маленького к большому кругу»
Цель:
• Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета
• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
• Развитие зрительной памяти, слуховой ориентации
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого маленького круга и заканчивая большим. «Домик» должен найти каждый ребёнок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: «Чего не стало»
Цель :
• Развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета
Ход упражнения:
Педагог показывает детям панно «Вкладыши», полностью собранное. Затем дети закрывают глаза. Педагог прячет один круг и спрашивает у детей, какого круга не стало ( по цвету, величине).

Упражнение: «Запомним и повторим»
Цель:
• Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предметы
• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
• Развитие слухового внимания, памяти
Ход упражнения:
Педагог показывает детям, как собрать панно «Вкладыши». Дети должны в точности повторить последовательность сборки панно.
Задание выполняет каждый ребёнок. Пре повторении упражнения количество собранных вкладышей увеличивается.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши.

Проведение : ребёнку по очереди предъявляют картинки и педагог просит раскрасить их, ориентируясь на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.

«Сложи пуговицы в коробки»

Оборудование : картинка, на которой изображены пуговицы разной формы, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.

«Из каких фигур предметы?»

Оборудование : карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы : «Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки?» После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.

Оборудование : карточки с заданием, цветные карандаши.

Проведение : ребёнку предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник) .

Оборудование : карточка с заданием, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.

«Какой формы предметы?»

Оборудование : картинка, на левой стороне которой нарисованы геометрически фигуры, на правой — различные изображения предметов, простой карандаш.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображённые на ней предметы и ответить на вопрос : «Какой формы эти предметы?» Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.

Оборудование : карточка с заданием, цветные карандаши.

Проведение : ребёнку предъявляют карточку и педагог просит рассмотреть фигурки изображённые в верхней части карточки, затем даёт инструкцию : «Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».

Оборудование : карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос : «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их» .

Оборудование : карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш.

Проведение : ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду. Усложнение : сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.

Оборудование : 2 варианта картинок, на которых изображён коврик, с «вырезанными» в нём отверстиями (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками» , простой и цветные карандаши.

Проведение : 1 вариант — педагог предъявляет ребёнку картинку и просит подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика, затем взять карандаш и показать его стрелочкой.

2 вариант — педагог предъявляет ребёнку картинку и задаёт вопрос : «Какая заплатка подходит к этому коврику?» Затем просит раскрасить коврик и подходящие к нему заплатки.

«Что здесь спряталось?»

Оборудование : карточки с контурными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет по очереди карточки и просит найти

спрятанные в них фигурки, назвать их и обвести цветными карандашами.

«Что забыл дорисовать художник?»

Оборудование : карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши.

Проведение : ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д.

Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их) .

— предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь, требуется восстановить всё изображение.

Оборудование : карточки с изображёнными на них предметами, геометрическими фигурами буквами, цифрами, выполненные в виде точек или пунктиров, простой карандаш.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает прослушать инструкцию : «Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено. Назови, что получилось». Усложнение : — начинать от крупных изображений к более мелким изображениям;

-от предметных изображений к сюжетным картинкам;

— изображения выполнены сначала пунктирной (точечной) линиями, затем в виде последовательного ряда цифр.

«Найди такую же фигуру»

Оборудование : карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – свободное пространство, простой карандаш.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию : «Посмотри, слева нарисована фигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру».

Оборудование : карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и по размеру геометрическими фигурами, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию : «Раскрась большие фигуры – красным цветом, маленькие – синим» . Затем просит сосчитать их и записать их количество на карточке.

Оборудование : картинка, на которой изображены нарисованные 2 -е половинки рисунков.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию : «Рассмотри внимательно 2-е половинки рисунков справа и слева. Сравни их и скажи, что изменилось на правом рисунке?»

Оборудование : карточка с буквами (цифрами, выполненными разными видами печатного и рукописного шрифта, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и предлагает её рассмотреть, спрашивает : «Какие буквы написаны? Сколько их?» После просит взять цветные карандаши и все буквы «А» — обвести синим карандашом, буквы «Б» – зелёным, а буквы «Е» — красным.

Игры на развитие целостности зрительного восприятия

Оборудование : 2-3 изображения предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.) .

Проведение : 1 вариант — ребёнку предъявляют картинки, на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.

2 вариант — ребёнку предъявляют картинки, и педагог просит найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.

Усложнения : начинать нужно с предметных картинок, затем усложнять сюжетными картинками.

— предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

Оборудование : карточка с нарисованными по разные стороны половинками фигур, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти и соединить две половинки так, чтобы получилась фигура и их раскрасить.

Оборудование : карточка, на которой изображены в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., в нижней – части этих фигур.

Проведение : ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даётся инструкция : «На карточке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., за чертой изображены их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой) ».

Дорисуй картинку и раскрась”

Оборудование : набор картинок, на которых изображена только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши.

Проведение : педагог даёт ребёнку инструкцию : «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом такую же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его».

Оборудование : карточка с нарисованными на ней в 2-а ряда группами предметов, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить её героев в соответствии с заданием, написанным карточке.

«Куда ползут улитки?»

Оборудование : карточка с нарисованными улитками, ползущими в разные стороны, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить улиток разноцветными карандашами, в соответствии с условиями, написанными на карточке.

«Помоги Красной Шапочке»

Оборудование : картинка, на которой нарисован путь Красной Шапочки, простой карандаш.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку картинку и просит нарисовать её путь до домика бабушки, начиная от нарисованной на ней стрелки.

«Помоги Саше и Маше»

Оборудование : карточка с заданием, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и просит помочь Саше и Маше нарисовать предметы. Затем читает условия, написанные на карточке, а ребёнок слушает и выполняет их.

Оборудование : карточка, на которой изображены в разных пространственных положениях геометрические формы, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить рисунок цветными карандашами по условию, написанному на карточке.

Оборудование : карточка, на которой изображены стрелки, указывающие в разные стороны, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить стрелочки цветными карандашами, по условию, написанному на карточке.

«Кто где спрятался?»

Оборудование : карточка с заданием, цветные карандаши.

Проведение : педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить, по условию, написанному на ней, картинки.

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.

Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак ( в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» — обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание .

Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слов — одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.). Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время.

Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения

Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия. Варианты: — используются парные игрушки; — предъявляют предмет и его изображение.

Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать). Варианты: — предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их. «Перевернутые изображения» Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения. Варианты: — предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

«Запомни и нарисуй»

Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.

Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть): — все буквы И; — все гласные; — одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.

В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.

«Где зажегся фонарик?»

Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение. Варианты: — сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.

Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.

Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками. На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти. Варианты: — прятать одновременно 2—3 игрушки; — найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

Источник

Читайте также:  Месячный план тренировки по легкой атлетики
Оцените статью