Гимнастика для развития ходьбы

Комплекс упражнений для развития ходьбы и равновесия (средняя группа)

Юлия Пусева
Комплекс упражнений для развития ходьбы и равновесия (средняя группа)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХОДЬБЫ И РАВНОВЕСИЯ.

Средняя группа.

Оборудование: использованы спортивные атрибуты, изготовленные родителями воспитанников из бросового материала.

1. Ходьба на носочках, на пяточках, обычная ходьба «Вот какие мы большие».Оборудование: дорожка «Цветные пяточки».

2. Ходьба с остановкой на сигнал «Стой!»

Оборудование: дорожка «Цветные пяточки».

3. Ходьба по извилистой дорожке.

Оборудование: извилистая дорожка.

4. Ходьба с перешагиванием предметов.

Оборудование: мягкое бревно.

5. Прокатывание мяча по извилистой дорожке.

Оборудование: извилистая дорожка.

6. Перебрасывание мяча над препятствием.

Оборудование: ворота (натянутая веревка).

7. Игра «Баскетбол».

Оборудование: баскетбольное кольцо, мяч.

8. Перешагивание, перепрыгивание через бревно.

Оборудование: мягкое бревно.

9. Прыжки вокруг обруча.

10. Прыжки по извилистой дорожке.

Оборудование: извилистая дорожка.

11. Прыжки между предметами.

Оборудование: большие кубики, кегли, большие цилиндры.

12. Бег по извилистой дорожке.

Оборудование: извилистая дорожка.

13. Бег имитационный (как мышки, котики, лошадки).

Оборудование: извилистая дорожка, большие кубики, кегли.

14. Подползание под ворота.

Оборудование: натянутая веревка.

16. Игра «Если нравится тебе, то делай так»

Оборудование: цветные флажки.

Коррегирующая гимнастика Цель: 1) Способствовать (в течение учебного года) выработки у детей правильной осанки, использование специальных упражнений воздействующих.

Утренняя гимнастика для дошкольников Продолжаем составлять картотеку. Комплекс утренней гимнастикиI. Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носочках, руки на поясе; ходьба на.

Источник

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Прогулка по правилам: этапы, упражнения, рекомендации

Прогулка по правилам: этапы, упражнения, рекомендации

Прогулку желательно разделить на 4 этапа, плавно переходящих один в другой, в соответствии с потребностями организма: первый – подготовительный, основной, отдых (при необходимости), заключительный.

Три долгие (1,5–2 часа) прогулки в неделю и короткие (15–20 минут) каждый
день нормализуют вес тела. Один лишний километр в день
избавит от лишнего килограмма через 2 месяца.

Подготовительный этап

На этом этапе необходимо подготовить тело к ходьбе путем выполнения разминочных упражнений. В результате разминки опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы выходят на оптимальный уровень функционирования, а повышение психоэмоционального состояния позволяет получить максимум удовольствия от предстоящей ходьбы.

Разминку можно делать в помещении, перед выходом на прогулку, но можно и на улице, в начале прогулки.

Упражнения для разминки перед ходьбой:

Исходное положение (и. п.) – стоя, руки опущены, ноги вместе. На вдохе поднять руки через стороны вверх и потянуться, встав на носки (а). На выдохе наклонить туловище вперед и отвести назад прямые руки, стоя на всей стопе (б). Повторить 2–3 раза.

  1. И. п. – стоя, руки в стороны, ноги вместе. Выполнить круговые движения руками в плечевых суставах с максимальной амплитудой. Дыхание произвольное. Повторить по 3–4 раза вперед и назад.
  2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Повернуть одновременно туловище и руки влево, затем – вправо. Дыхание произвольное. Повторить по 2–4 раза в каждую сторону.
  3. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, кисть левой руки лежит на талии, прямая правая рука поднята вверх, выполнить наклоны туловища влево. Затем, поменяв положение рук, выполнить наклоны вправо. Дыхание произвольное. Повторить по 3–6 раз в каждую сторону.
  4. И. п. – стоя, ноги шире плеч, руки опущены. На выдохе наклонить туловище влево и, согнув левую ногу в колене, коснуться обеими руками пальцев левой ноги. На вдохе вернуться в и. п. Затем то же движение выполнить с правой стороны. Темп средний. Повторить по 3–6 раз в каждую сторону.
  5. И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. На выдохе наклониться, поднять правую ногу, обхватить ее руками и прижать колено к подбородку. На вдохе вернуться в и. п. Затем то же движение выполнить с левой ногой. Повторить по 3–6 раз каждой ногой.
  6. И. п. – то же. Поднять правую ногу до горизонтального уровня и хлопнуть ладонями под коленкой, затем вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить по 4–8 раз каждой ногой.
  7. И. п. – то же. Выполнить приседания на носках, держа колени вместе и поднимая вверх прямые руки. Вернуться в и. п., опустив руки вниз вдоль туловища. Дыхание произвольное. Повторить 3–5 раз.

Ходьба – естественное продолжение разминки. Темп можно постепенно увеличивать до желаемого индивидуального темпа, следя за естественным дыханием. При ходьбе можно разговаривать. Средний темп характеризуется легким повышением температуры и пульса, слабой испариной и дыханием, которое позволяет идти в таком темпе длительное время.

Основной этап ходьбы

Рекомендации при ходьбе:

  • спину и голову держать прямо (подбородок параллельно земле) и смотреть вперед;
  • размахивать руками взад и вперед, держа при этом локти близко к телу. Не размахивать руками из стороны в сторону;
  • не опускаться сразу на всю ступню. При каждом шаге перекатывайтесь с пятки на носок, отталкиваясь носками;
  • придерживаться среднего темпа. Не стоит идти настолько быстро, чтобы задыхаться при разговоре;
  • не удлинять и не растягивать шаг. Чтобы увеличить скорость, делать более быстрые короткие шаги;
  • не заставлять себя ходить с грузом – вы можете сбиться с привычного шага и растянуть связки или сухожилия.
  • Если во время ходьбы вы почувствовали усталость, то возьмите паузу для отдыха.

Третий этап: отдых

Выполнить глубокие вдохи и выдохи при легких движениях туловища и рук. После отдыха перейти к упражнениям заключительного этапа. Если во время ходьбы вам стало трудно дышать, вы почувствовали боль в груди, дрожь, головокружение, тошноту или стали задыхаться, остановитесь и немедленно обратитесь к врачу.

Если вы страдаете сердечными заболеваниями, гипертонией или имеете
какие-либо другие хронические болезни, перед тем, как начать
занятия оздоровительной ходьбой, следует проконсультироваться с врачом.

Заключительный этап

Выполнение упражнений на растяжение на этом этапе позволяет расслабить мускулатуру. Мышцы человека, как пружины, сжимаются при ходьбе, растяжение же возвращает их к исходной длине, снимая таким образом усталость. Эти упражнения следует выполнять в умеренном темпе, статически (не двигаясь).

Заключительные упражнения после ходьбы:

1. И. п. – упереться руками в опору (стена, дерево), стоя на расстоянии одного шага от нее. Левая нога выпрямлена, правая слегка согнута. Пятки касаются пола. Растягивать мышцы 20 секунд 2–3 раза с отдыхом между повторениями 5–7 секунд. Напряжение мышц (в задней части икр) регулируется движениями таза вперед. Поменять ноги и повторить упражнение.

2. И. п. – стоя, руки на бедрах, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, туловище и голову держать прямо. Медленно присесть до появления чувства напряжения в ахилловых сухожилиях и в икроножных мышцах. Удерживать крайнее положение 20–30 секунд, затем вернуться в и. п. и повторить упражнение 2–3 раза с отдыхом между повторениями 5–7 секунд. Варианты: а – сохраняя конечное положение, медленно перенести тяжесть тела на носки, не отрывая пяток от пола; б – сохраняя конечное положение, перенести тяжесть тела на правую или левую ногу, не отрывая пяток от пола.

3. И. п. – стоя, широко развести ноги в стороны, стопы параллельны. Напрячь мышцы ног, стараясь свести стопы вместе. Удерживать напряжение 20 секунд, повторить упражнение 2 раза с паузой отдыха 5–7 секунд.

4. И. п. – стоя в широком выпаде правой ногой вперед, руки скрещены на затылке, правая нога согнута под прямым углом, левая выпрямлена, туловище держать прямо. Не поворачивая ног, опустить таз и остаться в этом положении 20 секунд. Повторить упражнение 2 раза с паузой отдыха 7–10 секунд. Поменять ноги и повторить упражнение.

Автор: Ирина Котешева, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, кандидат медицинских наук

Источник

Читайте также:  Йога как называется упражнение
Оцените статью