- Следите за языком! Упражнения для мышц языка при храпе
- Основной комплекс упражнений для языка
- Ещё 3 упражнения
- Насколько регулярно нужно выполнять упражнения против храпа?
- Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии
- Дифференцированный массаж языка при дизартрии. [/b]
- Гимнастика для улучшения глотания
Следите за языком! Упражнения для мышц языка при храпе
Ронхопатия лечится и это уже хорошо. К тому же, от нее можно избавиться посредством очень дешевого способа – с помощью гимнастики языка. Подобрав действенные упражнения, они предотвратят ее возврат, после терапии. Методика эта подойдет и для профилактических мероприятий. Комплекс для языка – это как раз то, чем нужно заниматься ежедневно, тогда будет стойкий эффект.
Итак, с помощью физкультуры можно существенно укрепить мышцы языка, что не понравиться вашему недугу. Разумеется, речь не идет о полноценном лечении апноэ – то, что предлагаем мы, лишь часть большого терапевтического комплекса. В день полчаса занятий на протяжении месяца, и результаты понравятся вам и вашим домочадцам.
Основной комплекс упражнений для языка
- Вниз и вперед выдвигайте язык на максимальную длину. Если вы почувствовали напряжение мышечных волокон в районе корня, значит движение сделано правильно. Побудьте в данной позиции пару секунд. Можно при этом протяжно произносить, как бы нараспев, «и-и-и». Подходов не менее 30-ти. Это сделает крепче мышечные волокна.
- Посредством языка надавливайте на зону неба, пока не возникнет чувства легкой усталости.
- Если вытянуть язык далеко вперед, и энергично им подвигать в стороны, то со временем мышечный корсет придет в тонус, а храп покинет больного.
- Закройте поплотнее рот, а вдыхайте и выдыхайте через нос. В это время язык натяните и направьте к горлу. Приблизительное количество подходов — 15-ть. Постоянные занятия обязательно дадут продолжительный стойкий эффект.
- Немного запрокиньте вверх голову и пытайтесь языком дотронуться до небного язычка.
Ещё 3 упражнения
- Укрепить мышечный корсет языка сможет упражнение «Прессинг». Нужно с усилием прижать его к небу. Далее следует задержаться в этой позиции секунд 10-15. Затем, опять-таки с усилием, потянуть свой язык к гортани. И снова оставаться в принятой позе секунд 10-ть. Далее давите хорошенько языком на зубные коронки верхнего ряда. Останьтесь в этой позиции на 10-12 секунд. Подходов должно быть 3-ри. Дышите при этом носом, сомкните покрепче губы.
- Не менее продуктивное упражнение – «Похвастайся языком». Нужно показать его настолько, насколько это возможно. Постарайтесь им дотянутся для начала до края носа, а потом до подбородка. Подходов должно быть не менее 20-ти.
- Поможет и упражнение «Свечка из языка». Делается оно очень просто. Следует открыть рот, только сильно, чтобы почувствовать легкое натяжение. Теперь старайтесь языком дотянуться до верхнего неба. В данном положении подъязычная часть довольно сильно напрягается. Подходов как обычно 10-ть. Более продуктивно выполнять эту задачу с запрокинутой вверх головой.
Насколько регулярно нужно выполнять упражнения против храпа?
По свидетельству излечившихся от храпа пациентов, эти упражнения хорошо делать в комплексе. Но, это вовсе не значит, что их следует выполнять обязательно все и подряд. Лучше, если вы составите для себя определенную программу. В нее могут входить несколько упражнений. Через 5-10 дней поменяйте их, чтобы исключить однообразие. Конечно, на мгновенный результат не рассчитывайте, но спустя 3-4 недели храп точно уменьшается, а через 6-7 месяцев исчезнет.
Источник
Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии
Ольга Трифонова
Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии
Дизартрия — это нарушение дыхания, звукопроизношения, голосообразования, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.
При дизартрии необходим комплексный медико – психолого – логопедический подход.
1. Медицинское воздействие.
В сопроводительной записке к неврологу логопеду следует описать:
— тонус лицевой мускулатуры (челюсти, щёк, губ, лба, носогубных складок);
— мимику (имеются ли синкинезии (сопутствующие движения других мышц);
— язык при полуоткрытом рте (выражен ли кончик, девиация, тремор, беспокойство, цианоз, саливация);
— наличие ММД, МСД признаков (недоразвитие психических процессов);
— наличие признаков гипертензионного синдрома (гипердинамия).
фармакотерапия — для восстановительного лечения используются следующие препараты в комплексе:
— нейрометаболические церебропротекторы — препараты, улучшающие метаболизм (обменные процессы в нервных тканях) – продуцируют энергию в нервные клетки, обогащают их витаминами, защищают мозг от воздействия гипоксии, способствуют снижению клинического проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД) и восстановлению высших корковых функций, уменьшает интеллектуальные и мнестические расстройства, нормализует вегетативную функцию неврологического статуса, улучшает метаболизм (Церебролизин, Ноотропин, Кортексин, Пирацетам, Пантогам, Актовегин, Фезам);.
— ангиопротекция — препараты, улучшающие мозговое кровообращение (Фезам);
— дигидратация, процесс промывания мозга — препараты, заставляющие усиливать циркуляцию крови (Аспаркам К, Оротат К);
— гепатопротекция — препараты для улучшения работы печени, фосфолепидного обмена (Эссенциале, Гепатрин);
— минераловитаминный комплекс (Биовиталь, Витамин В);
— противосудорожная коррекция (при повышенном пороге судорожной готовности – препараты, предотвращающие заикание и эпилепсию);
— мочегонные (дегидратационные) – для снижения внутричерепного давления (гипертензия) – выводят лишнюю жидкость, нормализуют гипердинамию, особенно вечернюю.
Вместе с мочегонными препаратами необходимо принимать калий (Оротат калия);
— корректоры поведения — противосудорожные и рассасывающие лекарства.
Рассасывающие – с целью уменьшения разрастания фиброзной, рубцовой ткани, которая замуровывает нервные клетки и волокна (при цитоплазмозе – Лидаза, Алоэ).
Противосудорожные – при заикании и эписиндроме (Фенибут, Пантогам может усилить судороги).
Препараты-нейролептики, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции (Рисполепт).
2. Психологическое воздействие.
Развитие психических функций:
А) формирование работоспособности (частая смена видов деятельности, гимнастика для шеи, физминутки);
Б) развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
Снижение, расстройство работоспособности, внимания, памяти, восприятия говорит о наличии ММД, МСД.
3. Логопедическое воздействие:
А) нормализация или улучшение мышечного тонуса:
— артикуляционная гимнастика (непроизвольная, произвольная);
Б) развитие фонематического слуха и восприятия; процесса анализа и синтеза;
В) работа над физиологическим, речевым дыханием; голосом; просодикой.
Г) постановка звуков;
Д) автоматизация звуков.
3. Логопедическое воздействие при дизартрии.
Нормализация мышечного тонуса.
Гипертонус языка — это повышенный, излишне напряжённый, тонус мышц.
80 % межзубного произношения — спастика (непроизвольное сокращение вследствие нарушения проводимости нервных импульсов по причине травмы спинного или головного мозга) спинки и корня языка.
1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.
Сначала просим ребёнка вытянуть язык вперёд и определяем дальность выведения, тонус. Если язык сжат по краям «колбаской», то язык находится в полной спастике, т. е. в гипертонусе.
Коррекция: — медикаментозное лечение, электрофорез со спазмалитиками на воротниковую зону;
— термоаппликация теплом на шейно-воротниковую зону и язык через использование тёплой жидкости (тёплый марлевый компресс);
— расслабляющий массаж на шейно-воротниковую зону и язык (выглаживающие движения от корня к кончику языка рамочным зондом без механической фиксации кончика).
2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:
— распластывание языка с помощью артикуляционной гимнастики
— удерживать расслабленный язык до 30 сек. вне рта;
— повышение тонуса языка («Иголочка»);
— дифференциация тонуса («Иголочка» — «Блинчик») с открытыми и закрытыми глазами;
— расслабление и напряжение языка в ротовой полости.
Гипотонус языка — мышечная слабость, невозможность удерживать мышцы в определенном положении в течение длительного времени.
Если язык широкий, при нажатии зубами остаются отпечатки – это ярко выраженная паретичность (ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга).
1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.
— тонизирующий массаж на шейно-воротниковую зону (холодный компресс до 1 мин.);
— термоаппликация холодом на язык (кусочек льда на всю поверхность языка до 20 сек. 3 – 5 подходов);
— тонизирующий ручной массаж языка или с помощью зондов от кончика к корню;
2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:
— улучшение тонуса через движение («Белочка»).
— удерживание тонуса через движение («Часики» с промежуточным движением по средней линии);
— дифференцирование тонуса («Лопаточка» — «Иголочка»);
— формирование правильного артикуляционного уклада.
Артикуляционная гимнастика при дизартрии.
Проводится параллельно с нормализацией тонуса языка.
1. Вылизывание тарелки без помощи рук 5 – 7 раз в день. Начинать с капелек на ширину языка.
2. Жевательная гимнастика. Жевать морковку, огурцы, порезанные соломкой, корочку хлеба жевательными зубами.
3. Работа по нормализации и дифференциации тонуса с помощью традиционных упражнений артикуляционной гимнастики.
4. Формирование правильного артикуляционного уклада.
При дизартрии может наблюдаться девиация (отклонение) языка в плоскости.
В динамике язык отклоняется в сторону от средней линии (в сильную сторону, а не в здоровую или больную).
Если во рту если язык смещён в сторону и оттянут назад, то это спастика. Если же язык заворачивается на ребро, то это паретичность.
1. Работа над артикуляционными движениями:
— выводим язык вперёд и отправляем в противоположную сторону от отклонения в угол рта (механически) и снова возвращаем на среднюю линию. Делаем до тех пор, пока угол отклонения не уменьшится;
— выводим язык изо рта и отводим 2-3 раза в противоположную от отклонения сторону, возвращая на среднюю линию; 1 раз в сторону отклонения с возвращением на среднюю линию;
— упр- ие «Часики» с возвращением на среднюю линию;
— упр – ия на дифференциацию тонуса: «Лопатка» — «Иголочка» вне рта; «Горка» — «Растаяла горка» во рту.
2. Формирование правильного артикуляционного уклада.
Гимнастика для шеи.
Цель: — нормализация оттока крови от ГМ (нормализация внутричерепного давления);
— профилактика шейного остеохондроза.
1. Посмотреть на плечо – за спину – на плечо – за спину.
2. Нарисовать подбородком круг впереди себя.
3. Вдавить голову в шею («пружинка»).
4. Сделать круг головой вправо, влево.
5. Выполнить круг плечами: вверх – назад; вверх – вперёд.
6. «Велосипед» — круг двумя плечами вперёд; двумя плечами назад; одним вперёд – другим назад.
Контрастотермометрия.
Контрастотермометрия применяется на область лица, шеи, языка.
Цель: — воздействие на сократительную способность мышц на рефлекторном уровне посредством разницы температур для нормализации тонуса.
Марлей в 4-6 слоёв с проделанным отверстием для носа накрывать лицо от волосистой части головы до шеи. Сверху положить целлофан и одеяльце.
Чередовать горячую и холодную маски. Чем выше контраст, тем больше эффект. Курс – 21 день.
При спастике: холод – тепло (х — т);
При паретичности – тепло – холод (т — х).
В тяжёлых случаях через 21 день повторить маски на лицо до достижения эффекта.
При спастике: (х – т – х – т – х – т) + (т – т – т).
При паретичности: (х – т – х – т – х – т) + (х – х – х).
Дифференцированный массаж языка при дизартрии. [/b]
При спастичности необходим расслабляющий массаж от корня к кончику языка. При паретичности – от кончика к корню для повышения тонуса.
Гиперкинетическая готовность языка (непроизвольное сокращение мышц языка).
При гиперкинезах противопоказан массаж языка, применяется следующий алгоритм:
1. Контрастные термоаппликации на язык («холод – тепло»).
2. Выработка удержания позы языка через напряжение – расслабление («Иголочка», «Лопаточка»; чередование «Иголочка» — «Лопаточка»).
3. Формирование артикуляционных движений. Начинать с нескольких раз, доводя до 20 – 30 раз.
4. Формирование цепочки артикуляционных движений.
Снижение тонуса на корень языка.
Если кончик языка приподнят вверх, а корня не видно, то это говорит о снижении тонуса на корень языка. При этом кончик языка может быть в спастике. В движении корень языка сильно сужен, всё остальное широкое, рыхлое. Работа над нормализацией тонуса ведётся через движение:
1. Максимально выдвинуть язык вперёд, кончик языка повернуть вниз, завести язык за нижние зубы. Следить, чтобы корень языка не убегал назад, в рот. Учить удерживать позу.
2. Повышение тонуса коря языка вне ротовой полости, затем во рту («Часики», «Лопатка», «Иголочка»).
Сочетанное нарушение тонуса языка.
Если язык смещён кзади, спинка и корень напряжены, а кончик языка в норме, то это сочетанное нарушение тонуса (в корне тонус повышен, а в кончике норма):
1. Контрастная термоаппликация на корень и спинку языка (тепло – холод — тепло).
2. Выглаживание корня языка.
3. Учить выдвигать язык изо рта и заносить в рот по средней линии.
4. Учить управлять тонусом языка («Часики», «Язык вперёд – в щёку», «Лопаточка» — «Иголочка», «Горка» — «Горка растаяла»).
Сочетанный тонус может быть выражен в спастичности корня и паретичности кончика:
1. Локальные термоаппликации (на корень и спинку тепло- холод – тепло, на кончик холод – тепло – холод).
2. Тонизирующий пальцевый массаж кончика языка.
3. Выглаживание корня язие языка.
4. Чередование упражнений на напряжение – расслабление языка.
Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.
Источник
Гимнастика для улучшения глотания
В некоторых случаях после перенесенного инсульта могут сохраняться расстройства глотания (дисфагия), в значительной степени затрудняющие самостоятельное функционирование пациентов. Тем не менее, при регулярных занятиях лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц, задействованных в акте глотание, пациенты могут восстановить самостоятельное глотание, не нуждаясь в посторонней помощи или назогастральном зонде.
- Имитировать знакомые движения:
- покашливать «кхе-кхе»
- зевать, широко раскрывая рот
- изображать свист без звука, напрягая ротовую полость
- полоскать горло
- храпеть
- глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»
- Твердо, произносить звуки «а» и «э» (как бы тужась) — раз
- Высунув язык, говорить звук «г»
- Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть
- Глотать капли воды из пипетки
- На сколько хватает выдоха тянуть звук «м», сомкнув губы
- Постукивая пальцами по гортани на одном выдохе тянуть звук «и» то низко, то высоко
Основные рекомендации для пациентов с нарушением функции глотания:
- Принимать пищу и пить можно только сидя, при невозможности поднять головной конец кровати как минимум на 30 градусов
- После еды необходимо сохранять вертикальное (или близкое к нему) положение в течение 20-25 минут перед тем, как лечь
- Принимать пищу необходимо медленно и маленькими порциями, несколько опуская подбородок к груди — это облегчает глоток.
- Основу рациона должны составлять густые напитки и еда (кисломолочные продукты, кисель, пюре, желе, суфле, котлеты, суфле и проч.)
- Запрещен прием всех крошащихся продуктов ( печенья, продукты со злаками, орехи и проч.) — ими легко поперхнуться.
- Также не желательно есть мясо кусками и цитрусовые — волокна очень тяжело пережевываются
- Не рекомендуется смешивать пищу и напитки за один прием: пить желательно до или после еды.
- После еды следить, чтобы во рту не оставались кусочки пищи: необходимо прополоскать рот или очистить ротовую полость салфеткой. Если пациент поперхнулся нужно дать возможность откашляться, поить при этом не следует, так как жидкость легко проникает в дыхательные пути.
Источник