Картотека игр и упражнений на произношение звуков
Маряна Бешукова
Картотека игр и упражнений на произношение звуков
Игры и упражнения в произношении звука В (с 2–3 лет)
Длительно, на одном выдохе, тяните звук В – это песенка ветра. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Ф, но с подключением голоса.
Изобразите вместе с ребенком легкий ветерок: тихо произносите звук В. Затем изобразите,как гудит сильный ветер: громко произносите звук В.
Поиграйте с ребенком в игру «Чей ветерок дольше гудит» (кто дольше сможет тянуть звук В на одном выдохе).
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ва, во, ву, вы. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой рукой.
Разучите с ребенком стихотворение:
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
Повторите с ребенком скороговорку: «Витя Вову угощал. Витя Вове вафли дал».
Игры и упражнения в произношении звука Т (с 2–3 лет)
Четко и громко несколько раз подряд произнесите звук Т. При произнесении звука кончик языка прижимается к верхним зубам, зубы разомкнуты.
Разучите звукоподражания: тук-тук (молоток, тик-так (часы).
Игра «Угадай, что это». Взрослый произносит одно из звукоподражаний, а ребенок отгадывает,что это: молоток или часы.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги та, то, ту, ты, сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.
Поиграйте в игру:
Большие ноги шли по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП (низким голосом!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ (высоким голосом!
ТА-ТА-ТА – хвост пушистый у кота.
ТУ-ТУ-ТУ – молочка налью коту.
Там котик усатый
По садику бродит.
А козлик рогатый
За котиком ходит.
Разучите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит».
Игры и упражнения в произнесении звука Д (с 2–3 лет)
Четко и громко несколько раз подряд произносите звук Д. Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук Д.
Повторите звукоподражания: ду-ду (дудочка, ту-ту (поезд).
Игра «Угадай, что это». Произнесите: «Ду-ду!»,а ребенок должен отгадать: «Это дудочка».Затем говорите: «Ту-ту!»,а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз.
Скажите ребенку фразы:
Мальчик Том рисует дом.
Был жаркий день, мы сели в тень.
Затем попросите малыша подсказать вам нужное слово.
После этого повторите те же фразы,пропуская слова:
Был жаркий, мы сели в …
Ты повтори их звон:
«Динь-динь, дан-дан, дон-дон!»
«Дина, Диму угощай —
Дина, Диме дыни дай!»
Игры и упражнения в произношении звука К (с 2–3 лет)
Кратко и громко несколько раз подряд произнесите звук К, при этом кончик языка опущен, а спинка языка выгнута.
Если не получается, попросите ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот (поиграйте в «доктора Айболита»).
Повторите звукоподражания: ко-ко (курица, ку-ку (кукушка, ква-ква (лягушка, кап-кап (дождик).
Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ко-к о или ку-ку, а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка.
Произнесите пары слогов:
КА-КА-КА – белая мука.
КУ-КУ-КУ– булочку пеку.
КИ-КИ-КИ – булка из муки.
У леса на опушке,
С утра поет кукушка:
Разучите скороговорку: «У киски в миске сливки скисли».
Игры и упражнения в произношении звука Г (с 2–3 лет)
Громко, несколько раз подряд произнесите звук Г. Артикуляция такая же, как при произнесении звука К, но с подключением голоса.
Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ку-ку или гу-гух, а ребенок пусть отгадает, кто это – кукушка или голубь. (Аналогично – гоп—гоп и топ—топ.)
ГА-ГА-ГА – зеленые луга.
ГУ-ГУ-ГУ – гуси на лугу.
ГИ-ГИ-ГИ – от гусей беги.
Произнесите пары слогов:
Разучите скороговорку: «Гена, Галю угощай. Гена, Гале грушу дай».
Скажите ребенку такие фразы:
Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собаке кости.
А теперь попросите его послушать внимательно и исправить ошибки:
Мы пришли сегодня в кости,
Принесли собаке гости.
Заглянула в дверь коза –
Очень грустные… (глаза).
Где же, где же петушок,
Золотой наш… (гребешок?
Игры и упражнения в произношении звука X (с 2–3 лет)
Длительно тяните звук X. При этом выдыхайте теплую струю воздуха на ладони («согреем ручки»). Артикуляция такая же, как при произнесении звука К.
Разучите звукоподражания: ха-ха (посмеялись, ах-ах (удивились).
Произноситес разной интонацией и мимикой: «Ах! Как красиво!», «Ох! Зубы болят!», «Ух! Тяжело!»
Игра «Угадай, что это». Произносите одно из звукоподражаний (га-га или ха-ха, а ребенок пусть отгадает, что это – гуси гогочут или люди смеются.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ха, хо, ху, хы, сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
ХИ-ХИ-ХИ – дайте нам ухи.
ХУ-ХУ-ХУ – любим мы уху
ХА-ХА-ХА – вкусная уха!
Ходит по двору петух,
Поскользнулся, в речку – бух!
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Смотрят и смеются: –
Как нам жалко петуха!
Игры и упражнения в произношении звука С (с 3–4 лет)
Длительно тяните звук С. При этом губы растяните в улыбке, зубы сблизьте на 1–2 мм, кончиком языка упирайтесь в нижние зубы.
Скажите ребенку, что «С-с-с» – это песенка водички, когда она бежит тонкой струйкой из крана. Попросите ребенка спеть эту песенку.
Игра «Насос».Скажите ребенку: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Но сначала надо накачать шины.Возьмем насос и будем качать: „С-с-с“ (при этом совершайте соответствующие движения руками)».
Для того чтобы ребенок учился различать твердые и мягкие звуки,предложите научиться себя контролировать: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным, например «са», стучите кулаком по столу, как будто это твердый молоток; при произнесении второго слога (с мягким согласным – «ся») неспешно проведите ладонью по столу, словно это мягкая кисточка.
Произнесите цепочки слогов:
СА-СА-СА – вот идет лиса.
Пушистый у лисы.
СУ-СУ-СУ – видел я
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)
Игры и упражнения в произношении звука З (с 3–4 лет)
Длительно, на одном выдохе, тяните звук 3. Артикуляция такая же, как при произношении звука С, но с подключением голоса.
Скажите ребенку, что «З-з-з» – это песенка комара. Поиграйте с малышом,в игру: «Чей комар дольше звенит?»
Разучите звукоподражание дзинь-дзинь (звонок). Научите ребенка произносить звукоподражание тихо и громко.
Игра «Угадай, чья это песенка». Произносите одно из двух звукоподражаний, а ребенок пусть отгадает, чья это песенка – комара (з) или водички (с).Затем поменяйтесь ролями: пусть звуковые загадки загадывает ребенок, а вы их отгадывайте.
Произнесите пары слогов:
Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие звуки,предложите ему себя контролировать: при произнесении первого слога из пары с твердым согласным, например «за», вместе с ребенком стукните кулаком по столу (так стучит твердый молоток); при произнесении второго слога с мягким согласным («зя») медленно проведите ладонью по столу (так рисуют мягкой кисточкой).
ЗА-ЗА-ЗА – вот идет коза.
ЗУ-ЗУ-ЗУ – накормлю козу,
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – несу сено для козы.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – сено дам козе.
СА-СА-ЗА – вот идет коза.
ЗА-ЗА-СА – вот летит оса.
Игры и упражнения в произношении звука Ц (с 3–4 лет)
Кратко и громко, несколько раз подряд, произнесите звук Ц. Артикуляция должна быть такая же, как при произнесении звука С (губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы). Если сразу не получается, то следует произносить один за другим звуки Т и С: сначала раздельно, с паузой, а потом слитно, на одном выдохе, ускоряя темп.
Скажите ребенку, что Ц – песенка синички. Спойте песенку с малышом.
Разучите звукоподражания: цик-цик (белочка, цок-цок (лошадка, цып-цып (бабушка цыплят созывает, цап-цап (кошка мышку ловит).
Повторите пары слогов:
ЦА-ЦА-ЦА – вот идет овца.
ЦУ-ЦУ-ЦУ – накормлю овцу.
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – несу сено для овцы.
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ – сена дам овце.
Предложите малышу подсказать подходящее слово.
ЦА-ЦА-ЦА – белая овца.
СА-СА-СА – рыжая лиса.
ЦУ-ЦУ-ЦУ – видели … (овцу).
СУ-СУ-СУ – видели … (лису).
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – у нас нет … (овцы).
СЫ-СЫ-СЫ – у нас нет … (лисы).
Игры и упражнения в произношении звука Й (с 3–4 лет)
Четко и громко, несколько раз подряд, произнесите звук Й, при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
Произнесите звук Й в сочетании с гласными а, э, о, у (й + а = я, й + э = е, й + о = ё, й + у = ю).
Произнесите междометия «ай!» и «ой!» и объясните ребенку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполняйте мимические движения, а ребенок пусть повторяет.
«Ай!» – удивился (поднять брови, изобразить удивление на лице).
«Ой!» – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).
ОЙ-ОЙ-ОЙ – поиграй со мной.
АЙ-АЙ-АЙ – мяч кидай.
ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ – бей сильней.
ЭЛЬ-ЭЛЬ-ЭЛЬ – прямо в цель.
Я-Я-Я, Я-Я-Я – это песенка моя.
Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю – звонко песенку пою.
Е-Е-Е, Е-Е-Е – подарю ее тебе.
Падай, падай, падай, снег,
Радуй, радуй, радуй всех!
Ель на ежика похожа,
Ель – в иголках, ежик – тоже.
Игры и упражнения в произношении звука Ш (с 4–5 лет)
Длительно тяните звук Ш. При этом губы округлены, широкий язык имеет форму ковша, поднят кверху.
Подставьте ладонь к губам и произнесите звук Ш. Ладонь ощущает теплую струйку воздуха – «теплый ветерок».
Поднесите к губам ребенка ладонь, на которой лежит маленький кусочек ваты. Ребенок громко произнесет звук Ш, при этом вата должна слететь с ладони.
Игра «Лес шумит». Скажите ребенку, что звук Ш похож на шелест листьев. Встаньте, подняв руки вверх, покачивайте ими из стороны в сторону – «как деревья ветками на ветру» – и произносите звук Ш.
Звук Ш можно услышать, когда из шарика или шины выходит воздух.
Игра «Угадай, что это». Произнесите звук С или Ш, а ребенок пусть отгадает,что это: накачивают шину насосом (С) или из шины выходит воздух (Ш).Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок загадывает звуковые загадки, а вы их отгадывайте.
Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ша, шо, шу, ши. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары и цепочки:
Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе. «Основы грамоты и письма» Дид. игра «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети.
Картотека игр и упражнений для развивающих занятий Картотека игр используемых в развивающих занятиях. Ритуалы приветствия: направленные на создание эмоциональной благоприятной дружеской атмосферы,.
Картотека игр и упражнений для тренингов с педагогами «Знакомство» Участники тренинга садятся по кругу. Любому участнику предлагается начать: назвать своё имя и растение, с которым он себя ассоциирует.
Картотека игр и упражнений с кинетическим песком Картотека игр и упражнений с кинетическим песком Кинетический песок — это неисчерпаемый источник вдохновения. Предлагаю несколько игр с.
Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.
Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.
Картотека подвижных игр и упражнений для детей младшей группы Картотека подвижных игр и упражнений для детей младшей группы Раздел: «Введение в звуковую действительность» Игра «Угадай, что делать».
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций,.
Развитие фонематического слуха. Картотека игр и упражнений Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. № 1Вспомним разные слова Цель.
Источник