Гимнастика для полного мальчика

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Читайте также:  Гимнастика для энергетических каналов

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Как помочь похудеть толстому ребенку

Проблема избыточного веса остро встает не только перед современными взрослыми, но и перед их детьми. Малоподвижный образ жизни, продукты быстрого питания, перекусы без отрыва от гаджетов. А еще – возведение чуть ли не в культ искусства кулинарии с ее высочеством едой, чему посвящено множество передач на каждом телевизионном канале. И вот, вместо того, чтобы гулять, играть, общаться люди (и дети!) сидят, смотрят и … едят.

На самые распространенные родительские вопросы об избыточной массе тела у детей ответили наши консультанты:

— Мулык Лариса Степановна, член Национальной ассоциации диетологов и нутрициологов, член Национальной ассоциации клинического питания, врач-диетолог, клиники ОАО «Медицина».

— Михаил Владимирович Зейгарник, академик РАЕН, кандидат медицинских наук, врач-диетолог, педиатр, главный врач клиники «Питание и здоровье», Исполнительный директор Национальной ассоциации диетологов и нутрициологов.

КАК ПОНЯТЬ РОДИТЕЛЯМ ЕСТЬ ЛИ У РЕБЕНКА ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС?

Если у взрослых основной мерой превышения веса является индекс массы тела (ИМТ), у детей этот метод не используется, поскольку понятие нормы для них более гибкое. В детском и подростковом возрасте используют так называемые «центильные таблицы» или графики (их легко найти в интернете), по которым родители могут самостоятельно определить отклонение веса, роста и соответственно индекса массы тела у ребенка конкретного возраста и пола. Чем дальше параметры данного ребенка отклоняются от среднестатистических, тем более выражена патология.

В каком возрасте ребенка родителям стоит обращать особенное внимание на его вес?

В процессе развития ребенка жир в его организме накапливается неравномерно. Активно он образуется в течение первых 9 месяцев жизни, затем наступает стабилизация процесса, к 5-7 годам происходят небольшие подъемы, и интенсивно он накапливается в период полового созревания. Различают три критических периода:

  • ранний детский возраст (0-3 года);
  • дошкольный возраст (5-7 лет);
  • подростковый период или период полового созревания (от 12 до 17 лет).

Чем грозит лишняя прибавка в весе?

Нередко толстый ребенок превращается в толстого взрослого. Или в больного. Или в не очень умного. Случается, даже в не слишком счастливого человека. Потому что, во-первых, ожирение в детстве — основной фактор риска развития ожирения в дальнейшем. Во-вторых, безусловно, наличие избыточной массы тела и ожирения у ребенка и подростка является причиной возникновения сопутствующих проблем со здоровьем, иногда серьезных. В-третьих, доказано, что дети с лишним весом хуже учатся и хуже развиваются ментально. Нельзя не учесть и то, что лишний вес мешает социальной адаптации ребенка в детском коллективе. Такие дети нередко становятся объектом насмешек, что ведет к формированию эмоциональных расстройств.

Что предпринимать, если родители обнаружили, что малыш «перевешивает»?

Не всем детям с избыточным весом необходима немедленная диетотерапия. При умеренно выраженном избыточном весе и даже на ранних стадиях ожирения бывает достаточно увеличения физической активности и исключения высококалорийных продуктов из рациона, содержащих много быстрых углеводов и жиров.

Но, конечно, оценить развитие ребенка, его наследственность, динамику изменения соотношения массы тела к росту может только врач. Если ребенок страдает лишним весом, то диетотерапия — важный момент в комплексном подходе к лечению ожирения. При любой степени ожирения ребенку любого возраста прежде всего необходимо питание, соответствующее его физиологическим нормам.

Какой суточный объем по жирам, белкам, углеводам нужен ребенку?

У детей, страдающих избыточным весом, должен быть строгий режим питания (желательно в одно и то же время) — 6-7 разовый прием пищи и рекомендуемый разовый объем. При таком ритме питания пища легче переваривается и усваивается. Правильное распределение продуктов по калорийности в течении суток тоже очень важный момент. Более калорийные продукты (мясо, рыба, яйца) включают в рацион в первую половину дня, а во вторую — легкоусваиваемые: молочно-растительные. Калорийность рациона снижают за счет углеводов и животных жиров, а количество белка соответствует физиологической норме.

Что должно быть в меню?

Источники белка: нежирные сорта мяса, рыба, яйца, молоко и молочные продукты с пониженным содержанием жира. Ограничиваются или полностью исключаются сметана, сливки, жирный творог, сырковая масса, жирные сорта сыра, сливочное масло. Количество углеводов в суточном рационе снижается пропорционально степени ожирения. Исключаются быстрые углеводы: кондитерские изделия, сахар и т.д., а также манная крупа, картофель, пшеничный хлеб, макаронные изделия, пшеничный хлеб. Углеводы ребенок будет получать с фруктами и овощами. Детям с лишним весом полезны кисло-сладкие фрукты и ягоды, натуральные несладкие соки, сухофрукты. Из рациона ребенка с ожирением исключают тугоплавкие и гидрогенизированные жиры в пользу растительных масел, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты. Для снижения аппетита следует исключить приправы, наваристые бульоны, жареные блюда, соленые и копченные закуски. Пища готовится на пару, отваривается или тушится.

Чем, кроме правильного питания, родители могут помочь ребенку?

Многое зависит от культуры питания в семье, ведь она включает не только правила поведения за столом, но и понятие о полезности или вреде тех или иных продуктов. Важно и то, каким образом проходят в семьях трапезы. Во время обеда перед телевизором или планшетом еда автоматически заглатывается, порой, в неограниченных количествах. В этом случае, ребенок не насыщается, а, не замечая, сколько съел, постоянно переедает. Нельзя использовать еду в качестве поощрения или наказания! У ребенка необходимо стимулировать физическую активность, а не его аппетит. Для детей очень важна двигательная активность, она поможет израсходовать полученные калории и будет хорошей профилактикой других заболеваний, связанных с гиподинамией. Одной из трудностей, больного ожирением ребенка, является нежелание малыша садиться на диету. Маленькие пациенты могут просто отказываться кушать неинтересные продукты. С этой проблемой поможет справиться диетолог, который грамотно составит рацион ребенка, включая в рацион очень вкусные блюда и его любимые продукты, но при этом питание будет полностью сбалансированно. А встреча с психологом поможет ему понять, что такое лишний вес и почему надо с ним расстаться. Не травмируя психику ребенка, специалист мотивирует пациента. Только психолог поможет посмотреть на свой вес и связанные с ним проблемы адекватно и позитивно, и дать стимул к борьбе с лишним весом.

А вот, например, такую полезную табличку продуктов для детей составили знаменитые родители и педагоги Уильям и Марта Сирс для своей книги «Ваш ребенок и вы: здоровое питание для всей семьи». Авторы разделили всю еду по принципу светофора. «Зеленые» — можно и нужно есть, «желтые» – можно, с осторожностью, «красные» – нельзя.

Еда «зеленого» цвета

Овощи, бобовые, фрукты, злаковые, рыба, паста и др. макаронные изделия из цельнозерновой муки, орехи и семечки, соевые продукты (в частности, тофу), яйца, постное мясо (говядина, свинина и птица), молочные продукты с низким содержанием жира, растит. масла (не гидрогенизированные), полезные для здоровья лакомства.

Еда «желтого» цвета

Пирожки и пироги, печенье, торты (в том числе торт-мороженое), сладости, конфеты, все, что предлагают предприятия общественного питания, сладкие фруктовые напитки, белый хлеб, пончики, газированные напитки с искусственными подсластителями или кукурузным сиропом.

Еда «красного» цвета

Почти все сосиски, жирное мясо, все консервированные продукты в вакуумной упаковке и консервы, содержащие гидрогенизированные масла, пунши и напитки, содержащие искусственные красители, готовые каши с искусственными красителями и гидрогенизированными маслами, любая жареная пища на предприятиях общественного питания.

Источник

Оцените статью