Гимнастика для пальцев рук при развитии моторики

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Источник

Упражнения для восстановления мелкой моторики рук после инсульта

Упражнения для восстановления мелкой моторики рук после инсульта

Начинайте с малого и достигните большего.

Приведенные ниже упражнения могут помочь улучшить мелкую моторику, которое ухудшилась после инсульта. Обратите внимание, что некоторые упражнения могут быть слишком легкими или, наоборот, слишком тяжелыми, в зависимости от степени утраты навыков мелкой моторики. Если у человека после инсульта руки совсем не двигаются, восстанавливайте движения рук при помощи пассивных движений . Для тех, у кого руки действительно подвижны, попробуйте следующее:

  • Собирать разбросанную мелочь.
  • Переворачивать карты.
  • Практиковаться в письме.
  • Прищеплять прищепки
  • Собирать гайки и болты.
  • Нанизывать бисер.
  • Играть в шашки.
  • Все вместе решать головоломки, вроде кубика Рубика.
  • Играть на пианино.
  • Практиковаться в наборе текста.
  • Перебирать небольшие объекты, такие как пуговицы, монеты и т.д.
  • Скомкайте лист бумаги в шар. Попробуйте расправить его обратно в плоский лист бумаги, используя только руки пострадавшего.
  • Поднимайте пустые банки, а затем опускайте их.
  • Раскатывайте карандаш между большим и другими пальцами руки.
  • Тренируйтесь застегиваться.
  • Возьмите зубочистку с помощью пинцета.
  • Отжимайте мочалки.
  • Собирайте фигурки из конструктора.
  • Заполните миску с рисом, и разместить объекты в нем. Попробуйте найти их рукой, не глядя.
  • Рисуйте.

Возьмите мелкие предметы (например, мраморные яйца, крупные шарики от подшипника или шашки) по одному возьмите каждого в руку и удерживая его, выберите на следующий предмет. Затем, не давая предметам выпасть из рук, поместите каждый предмет обратно по одному за раз.

Если рука или палец не двигаются

Если человек не в состоянии двигать рукой или пальцами, то упражнения должны делать акцент на растяжение больной руки другой рукой. Когда парализованная рука не движется, можно также пробовать класть больную руку на предмет, например, стол или мяч и пытаться держать ее там без поддержки здоровой руки, но так, чтобы она не падала или свернуть пальцы в кулак. Можно попытаться вызвать движения пальцев и запястья, нажав на мышцы предплечья. Нажатия на заднюю часть предплечья поможет обнаружить выпрямление пальцев и запястья. Нажатия на другой стороне предплечья будет вызывать изгиб пальцев и запястья.

Источник

Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для пальчиковой гимнастики

Наталья Власова
Развитие мелкой моторики рук. Упражнения для пальчиковой гимнастики

Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех педагогов, занятых воспитанием и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Я использую следующие упражнения, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.);

изобразительную деятельность: (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д., разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д.).

Работа по развитиюкистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя или стоя)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз, выполняются с силой, в сжатом положении фиксируются 2-3 сек.

обеих рук одновременно;

правой и левой по очереди.

2. Вращение кистями рук (по 10 раз. Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны»):

в правую, затем в левую сторону;

б) вовнутрь (обеими кистями);

3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):

правой, левой по очереди.

4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз):

правой, левой по очереди.

5. Чередование прогибания и выгибания.

6. Соприкосновение подушечек пальцев — «Пальчики здороваются» (по 10-15 раз. Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются;

пальцы правой руки — с большим пальцем правой руки;

пальцы левой руки — с большим пальцем левой руки;

то же одновременно двумя руками;

г) пальцы правой руки — с соответствующими пальцами левой.

7. «Щелчки» (по 10 раз).

8. «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз).

9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз) :

обеих рук одновременно

сначала начиная с большого,

затем начиная с мизинца

10. «Ножницы» — разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

правой, затем левой руки;

обеих рук одновременно;

соединив ладони вместе.

11. Упражнение «Замок» — ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):

сдавливание ладоней с силой;

вращение (поворот вправо-влево);

наклоны вправо-влево — сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;

«Солнечные лучи» — руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.

12. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз)

сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;

движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;

сомкнутые ладони вытянуты вперед — разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;

сомкнутые ладони подняты вверх — разведение кистей, не размыкая запястий — «Цветок»

13. «Фонарики» — вращение свободными кистями рук (по 10 раз).

14.Потряхивание расслабленными кистями:

руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя за столом)

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.

3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):

обеих рук вместе.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6. «Бегают человечки» — указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

7. «Футбол» — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т. д. пальцами.

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры — упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Развитие мелкой моторики рук Это моя доченька Златушка. Хочу представить вашему вниманию несколько снимков как мы дома с ней занимаемся. Папа сделал из старой фанеры.

Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.

Упражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандаша Можно с детьми проводить несложные упражнения для развития мелкой моторики рук, а также для развития кисти, координации движений руки, ловкости.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор — Серова Ольга Дмитриевна, соавтор — Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Источник

Читайте также:  Бассейн для тренировки космонавтов
Оцените статью