Гимнастика для пальцев перед письмом

Пальчиковая гимнастика. Ее роль в формировании техники письма

Коц Светлана
Пальчиковая гимнастика. Ее роль в формировании техники письма

В школе ваш ребенок будет учиться писать. Возможно, дошкольник учится этому уже сейчас. Очень важно, чтобы рука ребенка была хорошо к этому подготовлена, иначе, обучаясь письму, он очень сильно сжимает ручку, а от этого слишком быстро устают пальцы (а иногда даже возникают и серьезные физиологические нарушения).

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на развитие речи, на функции высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, а также способствуют улучшению в произношении многих звуков. Такую тренировку следует, на мой взгляд, начинать с самого раннего детства. Значение игр «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» недостаточно осмысленно взрослыми, т. к. большинство родителей видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее влияние. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, необходимо помогать ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь – займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Все фигуры просты для выполнения. Их постоянное повторение способствует развитию памяти, внимания, мышления, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук постепенно становятся гибкими и подвижными, что помогает школьникам успешно овладеть навыками письма.

Читайте также:  Гимнастика не вставая с постели утром

Вот деточка моя,

А вот и вся семья. (Ф. Фребель).

В ходе игры необходимо поочередно пригибать пальчики к ладошке (начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наша Маша варила кашу.

Этому дала (4 раза)

А этому не дала.

Свою тарелку разбил. (Л. Савина)

На первые две строки надо чертить пальцем круги по ладошке, затем загибать по одному пальчику. Начиная со слов «А этому не дала…» пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Игра «Птенчики в гнезде»

Малышам жучков искать.

Мамины гостинцы. (Л. Савина)

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

Подробнее с данной методикой вы можете познакомиться, прочитав книгу Л. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития. Сначала детские пальчики будут создавать непонятные, неуклюжие фигурки,но со временем начнут творить чудеса:

Из пластилина овощи,

Из пластилина буквы,

Смогу слепить без помощи

Я даже торт для куклы. (В. Мирясова)

Катает наша Зина:

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Рисование – занятие, которое любят почти все дети. Чем чаще ребенок держит в руках кисть или карандаш, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки «способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Очень важно, как говорят учителя начальных классов, поставить руку, т. е. подготовить ее к работе.

Для данной подготовки необходимы, на мой взгляд, упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Такими упражнениями является штриховка, которая не только укрепляет эти мышцы, но и в процессе работы развивается речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.Правила штриховки легко запомнить: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунков (см. образцы предметов для штриховки). Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют усталости.

Также можно предложить ребенку регулярно заниматься с крупой и орехами: сортировать, катать между большим и указательным пальцами:

1) Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. (В. Мирясова)

2) Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать. (В. Мирясова)

Шить, вязать, красиво вышивать ваш ребенок научится гораздо позже. Но элементарную ловкость при работе с иголкой, нитками и спицами можно развивать уже сейчас. Такие упражнения укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьных уроков. Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку, инициативу, активность и самостоятельность, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, хвалите успехи и не ругайте за ошибки.

Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Пальчиковая гимнастика» Цель: 1. Способствовать повышению компетентности родителей в использовании пальчиковой гимнастики, осознанию значимости мелкой моторики на.

Гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная Совместная авторская тематическая разработка педагога и родителей средней группы (Технология сохранения и стимулирования здоровья) Тема:.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.

Пальчиковая гимнастика. П. Г. Веселые пальчики 1. 1,2,3,4,5 – пальчики хотят играть! В кулачок ты их сожми Крепко – крепко их держи! (сжать кулачки обеих рук). А.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика Воспитатель МБДОУ «Детский сад №110» Карасева Анна Игоревна Пальчиковая гимнастика способствует развитию речи,.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры — весёлое и полезное занятие!Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: » Ум ребёнка находится на.

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста Консультация для воспитателей. В работе используется основной принцип от простого к сложному: сочетание игры и упражнения для тренировки.

Пальчиковая гимнастика. Практический материал . Приложение №4 (пятая часть) Воробьи Пять воробьев на заборе сидели, Дети показывают пять пальцев. Один улетел, а другие запели. И пели,.

Пальчиковая гимнастика с детьми раннего возраста ГДОУ №57 Долгоносова В. И. — воспитатель «Ясли – это серьезно» Тема: Пальчиковая гимнастика и логоритмика, их роль в развитии ребенка.

Пальчиковая гимнастика с элементами сказкотерапии В. В. Переход «Ежик» Цель: Активизировать мелкую моторику детей, снять статическое напряжение. Задачи: Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую.

Источник

Гимнастика для пальцев перед письмом

1. Пальчиковая гимнастика

Это отличный способ развития мелкой моторики. В зависимости от возраста ребенка она может быть более и менее сложной. Важно, чтобы текст, который вы произносите, легко запоминался, а движения пальцев и ладошек были доступными малышу.

Скажите ребёнку: «Покажи мне свои пальчики. Какие они ловкие! Давай с ними поиграем: я буду читать стихи и показывать, как играть. А ты повторяй, хорошо?»

Солнце спряталось за тучу,
Не выходит солнца лучик.
(Одна ладонь с вытянутыми пальцами-лучиками сворачивается в кулачок и накрывается второй ладонью.)
Дождик каплями стучит,
Словно дедушка ворчит.
(Ладони соединены. Подушечки пальцев левой и правой рук стучат друг по другу.)
Вот кузнечик скок-поскок
С лепестка да под кусток.
(Указательный палец правой руки (кузнечик) скачет по подушечкам пальцев левой руки.)
Муравьишка пятится,
В муравейник прячется.
(Указательный и средний палец левой руки (муравьишка) бежит по правой руке, добегает до кулачка «муравейника» и прячется в нем.)
Гусеница приползла
И на ветке замерла.
(Кисти обеих рук кладутся на стол и изображают движение гусеницы — основание ладони подтягивается к пальцам, затем пальцы продвигаются вперед.)
Ветер листья закружил,
Спать природу уложил.
(Вращение кистями то влево, то вправо.)

2. Массажная пауза

Так называется разминка для ладоней с использованием резиновых массажных мячиков или палочек. Как правило, массажные паузы проводятся между занятиями письмом или рисованием, чтобы пальцы смогли расслабиться и отдохнуть. Массажная пауза, как и пальчиковая гимнастика, проводится под простые, забавные стихотворения, легкие для запоминания.

Приготовьте: резиновый массажный мячик с пупырышками (себе и ребенку).

Скажите ребёнку: «Чтобы пальцы отдохнули, давай покатаем мячик! Возьми его со стола. Видишь, какой он колючий, как будто ёжик. Я буду читать стихи и показывать, как играть с мячиком. А ты повторяй за мной.»

Сел котёнок в уголок,
Отыскал себе клубок
(Катаем массажный мячик между ладоней.)
И давай в него играть,
Лапкой по полу катать.
(Катаем массажный мячик по столу круговыми движениями.)
Левой палкой покатал,
Правой лапкой покатал,
(Движения по тексту.)
Между лапок покатал,
Мяч подкинул и поймал.
(Движения по тексту.)
1, 2, 3, 4, 5,
Будем мячик мы сжимать.
(Сжимать и разжимать массажный мяч между ладоней.)
Как весёлые котята,
В него весело играть.
(Перекладываем массажный мячик из руки в руку.)

3. «Бусы для мамы»

Нанизывание бусин — очень полезное и любимое ребятами занятие. «Делая маме бусы», мы решаем массу методических задач: в первую очередь, развиваем мелкую моторику, а ещё можем запоминать дни недели (надевая бусинки, произносим дни недели), месяцы года, считаем до 20-ти и обратно

Приготовьте: шнурок и бусины.

Скажите ребёнку: «Давай сделаем маме (бабушке, кукле) бусы. Ей будет очень приятно! Возьми в руку шнурок, выбери бусинку, которая тебе понравится больше всего, и надень на шнурок. Молодец!»

4. «Солнышко»

Приготовьте: желтый картонный кружок с веселой рожицей (диаметр круга 8−10 см) и 8 желтых или красных прищепок.

Скажите ребёнку: «Что-то наши игрушки загрустили. Наверное, они скучают по солнышку, ведь оно так давно не появлялось. Я знаю, как поднять им настроение! Давай сами сделаем маленькое солнце с помощью прищепок. Возьми картонный круг и прикрепи к нему лучики из прищепок. Вот какой яркое солнышко получилось. Теперь у нас дома всегда будет тепло и весело!»

5. «Цветочная роса»

Приготовьте: стакан с водой, пипетку, картинку с изображением цветов (лучше взять заламинированную).

Скажите ребёнку: «Ко мне недавно прилетала бабочка и сказала, что очень хочет пить, а в лесу так жарко, что на цветах не осталось ни капельки росы. Я обещала ей помочь. Давай на каждый цветок на картинке капнем несколько капелек росы. Капать росу мы будем с помощью пипетки. Чтобы набрать в нее воду, нужно тремя пальцами нажать на резиновый колпачок, опустить пипетку в воду и отпустить колпачок. Теперь, когда пипетка наполнилась водой, аккуратно вынимаем ее из стакана, подносим к цветку и снова тремя пальцами нажимаем на резиновый колпачок. Видишь? Капельки воды теперь на цветке!»

6. «Помоги Маше»

Приготовьте: пластиковую форму для льда, состоящую из квадратных ячеек, детский пинцет, бусины в коробочке.

Скажите ребёнку: «Это бусинки куклы Маши. Чтобы они не укатились и не потерялись, Маша решила разложить их по ячейкам с помощью пинцета. Помоги ей.»
Ребенок берет пинцет, с его помощью захватывает каждую бусинку и кладет в отдельную ячейку. Бусинки можно сортировать в ячейки по цвету, форме и размеру.

7. «Малинки для мишки»

Не секрет, что мозаика — игра, весьма полезная для развития мелкой моторики. Очень важно купить правильную мозаику, в которой фишки легко вставляются в поле и вынимаются из него. Детям от 5 лет можно предлагать собрать из мозаики буквы или простые фигуры, детям помладше — выкладывать «дорожки», строить «заборчики», а совсем малышам достаточно просто вставлять в мозаичной поле фишки одного цвета.

Приготовьте: мозаичное поле, жёлтые и красные фишки.

Скажите ребёнку: «На улице стало темно, и кукла Маша боится выходить из дома. Давай сделаем из мозаики звёзды, чтобы кукле было светло и нестрашно! Для этого мы вставим в поле жёлтые фишки, это и будут наши звёзды.»
При выполнении второго задания:
— Наш плюшевый мишка проголодался. Он очень любит малину! Давай вставим в поле красные фишки — это будут малинки для мишки, он придет и поест.

8. «Подмети дорожку»

Все видели в аптеке резиновые «груши», но далеко не все знают, что с их помощью отлично развивается мелкая моторика.

Приготовьте: маленькую резиновую грушу, листок тонкой белой бумаги, лист жёлтого картона.
Скажите ребёнку: «Наступила осень, травка пожелтела, а потом посыпался первый снег. Отрывай от белой бумаги маленькие кусочки и бросай на жёлтый лист. Это идет первый снег… Вот сколько снега намело!
А теперь нужно его убрать. Давай это сделаем с помощью ветерка. Ветерок будет дуть из груши, если на нее сильно нажимать. Попробуй.»
Ребёнок направляет носик резиновой груши на кусочки бумаги и сильно нажимает на грушу. Струйка воздуха сдувает кусочки белой бумаги с картона.
— Молодец! Дорожки опять стали чистыми!

9. «Помоги Золушке»

Приготовьте: миску, в которой гречневая крупа перемешана с фасолью, и одну пустую миску.

Скажите ребёнку: «Злая мачеха дала Золушке очень трудную работу: она смешала гречку с фасолью и потребовала, чтобы Золушка разделила их за одну ночь. А Золушке так хочется попасть на бал! Давай ей поможем — вытащим из гречки всю фасоль и сложим ее в пустую миску.»
Чем младше дети, тем легче задания: малыши вынимают из гречки или риса фасоль, дети постарше — семечки, еще старше — горошинки.

10. «Огород»

Приготовьте: картонную карточку 5×10 см, мягкий коричневый пластилин, тарелочку с семенами гороха или фасоли.

Скажите ребёнку: «Давай представим, что у нас есть огород и мы решили посадить горох. Для этого сначала нужно сделать грядку. У нас она будет из пластилина. Возьми коричневый пластилин, разомни его, скатай в шарик, затем — в толстую колбаску и прикрепи ее к картонной карточке. У нас получилась грядка.
Теперь будем сажать в нее семена гороха (фасоли). Для этого возьми горошинку, положи на начало грядки и вдави указательным пальцем в пластилин. Молодец! Теперь немного отступаем от горошинки и сажаем вторую, затем третью, четвёртую… Грядка с горохом готова!»
Затем можно полить каждую горошину водой с помощью пипетки.

Полезно прочитать: Софья Тимофеева, Светлана Игнатова, Анастасия Шевченко. «Как научить ребёнка писать: для детей 4−6 лет»

В пособии собраны несложные, но очень полезные упражнения для дошкольников. Решая головоломки, выполняя весёлые задания, ребёнок учится держать карандаш или ручку всё более уверенно. Задания все игровые и не однотипные, так что скучно не станет. Ну, а советы для родителей подскажут, как лучше организовать занятия, как помочь ребёнку легко освоить материал.

Читайте также:

Фото: Billion Photos, AlohaHawaii, withGod, KYTan, Nadya Buyanowa, Karyna Hordetska/Shutterstock

Источник

Оцените статью