Гимнастика для ног ребенка при тонусе

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Читайте также:  Анаэробные физические упражнения примеры

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Особенности детского массажа при гипертонусе ног

Гипертонус – состояние, при котором мышцы перенапряжены. Для новорожденных до 1 месяца это норма, потому что внутриутробное положение малыша предполагало позу эмбриона. В течение полугода после рождения ребенок приспосабливается к свободе действий и учится контролировать свои движения.

Как определить

Если к 3 месяцам гипертонус сохраняется, нужно делать массаж. Часто это мышечное перенапряжение проявляется в ножках и выражается следующим образом:

  • ребенок поджимает колени, стопы, пальчики;
  • при их разведении чувствуется явное сопротивление;
  • во время «топотушек» пытается встать на цыпочки.

Свои подозрения на гипертонус нужно обязательно сообщать педиатру. Хотя врач обычно сам видит, что с мышцами не все в порядке. Переживать не нужно: это поправимое дело. Но родителям придется уделить особое внимание мышечному развитию своего ребенка.

Чем опасен

Вероятность сохранения гипертонуса у грудничков возрастает, если у мамы во время беременности была такая же проблема с маткой. Также факторами риска являются:

  • вирусные болезни в 1 и 2 триместрах;
  • анемия у женщины;
  • сильный токсикоз в начале и в конце беременности;
  • кислородное голодание плода.

Гипертонус ног у детей негативно сказывается на развитии двигательной активности. Такой ребенок позже начнет ползать и ходить. Стоять на ножках будет неуверенно. В будущем у него с высокой вероятностью появится плоскостопие и косолапость. Своевременный и регулярный детский массаж поможет справиться с гипертонусом на ранней стадии и обеспечит малышу здоровое активное будущее.

Условия для массажа

Трехмесячный малыш – очень хрупкое создание, поэтому необходимо подходить к процедуре очень внимательно, избегая всех возможных опасных для такого крохи факторов.

  • В комнате тепло, но не жарко. Идеально проветрить помещение, закрыть форточку и через 2 минуты занести грудничка.
  • Малыш весел и доволен, у него хорошее настроение.
  • Сеанс проводят спустя полчаса после еды и после отрыгивания.
  • У мамы аккуратно подстрижены и подпилены ногти, на руках нет колец и браслетов.
  • Процедура проводится на твердой поверхности, на которую положен тонкий матрас или свернутое одеяло. На мягкой постели проводить детский массаж не следует.

Ход массажа

В 3 месяца ребенок уже отлично контактирует с родителями взглядом и реагирует на их голоса, поэтому не должно быть проблем с тем, чтобы малыш полежал на спинке 15 минут. Мама может делать массаж, улыбаясь, приговаривая или напевая что-нибудь.

  1. Поглаживания. Начало любого детского массажа. Мышцы разогревают, а ребенок привыкает к интенсивным непрекращающимся манипуляциям.
  2. Растирания. Выполняются подушечками пальцев. При гипертонусе эффективным будут растирания голени по спирали вверх, к колену.
  3. Надавливания. Позволяют расслабить мышцы. Выполняются двумя ладонями, которые захватывают ножку с двух сторон. От стопы до колен.
  4. «Крапивка». Очень легкое перекручивание голени ребенка в разные стороны. Без усилия. Позволяет снять мышечное напряжение.
  5. Массаж ступней. Стопы массируются круговыми и спиралевидными движениями, сжатиями. Проминать ступни нужно с обеих сторон: подошву и подъем.
  6. Восьмерка. Рисовать эту цифру можно на любом участке ноги малыша. С каждым разом нажим усиливается.
  7. Массаж пальчиков. Каждый палец на ноге аккуратно, но тщательно массируется.
  8. Разминание мыска. Пальчики ноги захватываются всей ладонью и прогибаются к голени и от нее.
  9. Потряхивания. Завершение сеанса детского массажа при гипертонусе ног. Пяточка берется в руку, и ножка легонько встряхивается. Это делается в положении ребенка на спинке, а потом на животике.

В конце нужно обязательно похвалить грудничка и вознаградить его улыбкой и лаской. Повторять сеансы придется каждый день, и ребенок должен ассоциировать их с чем-то приятным, как единение с мамой. Длительность одной процедуры: 15 минут. Спустя месяц можно добавить 5 минут.

Если гипертонус был обнаружен после полугода, то массаж следует делать чаще и интенсивнее. К нему добавляются еще и упражнения, которые посоветует детский врач.

Чего нельзя делать

Следует исключить техники похлопывания ладонями и постукивания ребром ладони, т.к. это может вызвать еще большее напряжение мышц. Малыш начнет непроизвольно зажиматься. Если во время сеанса грудничок начинает плакать или выражать свое недовольство иным способом, следует прерваться и выяснить, в чем дело. Также ребенку с гипертонусом противопоказаны прыгунки и ходунки.

Источник

Оцените статью