- Недоношенные новорожденные
- Почему это происходит?
- Степени недоношенности
- Выхаживание недоношенного малыша: первые недели
- Вместе с мамой
- Психологический аспект
- Вот мы и дома!
- Прививки недоношенным детям
- Особенности кормления
- Как догнать ровесников?
- ЛФК для недоношенных детей
- Гимнастика для недоношенного ребенка
Недоношенные новорожденные
Как недоношенным малышам развиваться и догнать сверстников, как маме восстановиться после преждевременных родов.
Почему это происходит?
Ваш малыш поторопился появиться на свет и родился раньше положенного срока — что же делать? Прежде всего, не паниковать. По статистике ВОЗ, в цивилизованных странах 9 из 10 недоношенных детей выживают и впоследствии успешно развиваются. И не думайте, что это случилось только с вами: ежегодно раньше срока рождаются около 15 миллионов детей, то есть примерно 1 из 10.
Конечно, каждую женщину, ставшую мамой «ранней пташки», прежде всего, волнует, почему это произошло.
Причины недоношенности до конца не изучены, однако некоторые факторы увеличивают шанс преждевременных родов:
- Аборты и преждевременные роды в анамнезе;
- Многоплодная беременность;
- Инфекция во время ожидания малыша;
- Гестоз;
- Отслойка плаценты;
- Сахарный диабет у мамы;
- Гипертония и болезни сердца;
- Курение и прием алкоголя во время беременности;
- Плохое питание матери;
- Беременность в слишком юном или позднем возрасте.
Степени недоношенности
Недоношенными считают детей, родившихся раньше 37-й недели беременности, весом до 2500 г и ростом менее 45 – 47 см. Врачи выделяют четыре степени недоношенности:
Малыши, родившиеся до 28-й недели, совсем крошечные и зачастую весят меньше килограмма. Внешне они сильно отличаются от обычных новорожденных: у них тонкая кожа красно-фиолетового цвета, а все тельце покрыто волосками (лануго). Обычно таким крохам требуется искусственная вентиляция легких и внутривенное питание. Этого не нужно бояться: набрав массу, ребенок научится сосать самостоятельно, а специальные лекарства помогут его дыхательной системе созреть. Настраивайтесь на то, что малыш проведет в больнице несколько недель, а то и месяцев, зато потом будет без проблем развиваться в домашней обстановке.
Если ребенок родился в период с 28-й по 31-ю неделю, внешне он также будет похож на маленького инопланетянина. Но малыши из третьей группы весят немного больше и порой способны пить грудное молоко или смесь через зонд. Некоторые из них умеют плакать и хвататься за палец взрослого, а также шевелить ручками и ножками.
Малыши, родившиеся с 32-й по 34-ю неделю, выглядят как миниатюрные доношенные младенцы. Большинство из них могут дышать самостоятельно, хотя иногда нуждаются в дополнительном кислороде. А некоторые с рождения способны сосать грудь или бутылочку.
По статистике, быстрее всего дома оказываются дети из первой группы недоношенности (рожденные в 35 – 37 недель). У них бывают проблемы с терморегуляцией и кормлением, но в остальном они очень быстро догоняют малышей, родившихся в срок.
Выхаживание недоношенного малыша: первые недели
Далеко не все дети, поторопившиеся явиться на свет, нуждаются в специальном выхаживании. При умеренной степени недоношенности и хорошем самочувствии ребенка выписывают домой спустя несколько дней после рождения, как и его доношенных ровесников.
Но конечно, чаще всего младенцу требуется особый уход. Он начинается уже в родзале: малыша принимают в теплые стерильные пеленки и все медицинские манипуляции проводят на столике с подогревом — для недоношенного ребенка особенно важно сохранение тепла. Из родильного зала малыша переводят в отделение реанимации или палату интенсивной терапии. При высокой степени недоношенности первые дни жизни ребенок находится в специальном кувезе, имитирующем материнскую утробу.
Следующий этап — выхаживание малыша в больничном отделении для недоношенных детей. Туда его переведут, когда он сможет самостоятельно дышать и есть через зонд. В больнице недоношенные младенцы проводят от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от состояния.
Вместе с мамой
Для недоношенного малыша особенно важно присутствие мамы. Сегодня во многих больницах оборудованы палаты «мать и дитя», где вы сможете круглосуточно быть вместе с ребенком, ухаживать за ним, кормить и поддерживать его во время различных процедур. Если такой возможности нет, постарайтесь по максимуму использовать разрешенные часы посещений: разговаривайте с малышом, берите его на руки (когда ситуация позволяет), пойте песни. Это поможет ребенку быстрее восстановиться.
Очень полезным считается метод «кенгуру» — контакт роженицы и малыша «кожа к коже». Для этого голенького ребенка кладут к маме на грудь, расположив его на животике в позе «лягушонка». Начать можно с 20 – 40 минут два раза в день, постепенно увеличивая продолжительность сеанса до нескольких часов. При этом необходимо контролировать температуру тела крохи: для сохранения тепла его нужно сверху прикрыть одеялом, а на головку надеть шапочку. Доказано, что метод кенгуру творит чудеса: у малыша нормализуются фазы сна и бодрствования, улучшается дыхание и кровообращение. Близость к маминой груди способствует развитию нормальных рефлексов новорожденного: сосательного, глотательного и поискового.
Психологический аспект
Если ваш малыш родился раньше срока, наверняка вы проводите часы в поисках информации о том, как он будет развиваться и как ему помочь. Но попробуйте на секунду остановиться и подумать о собственном настроении и самочувствии. Большинство «торопливых» мам испытывает огромное чувство вины перед ребенком, неуверенность в себе, недовольство своим телом. Обязательно поговорите о своем состоянии с близкими, ведь они тоже напуганы и растеряны. Не стесняйтесь просить родных о помощи, переложите на них максимум домашних дел и побольше отдыхайте. Если малыш еще в больнице, постепенно готовьте для него приданое и обустраивайте детскую комнату: это поднимет вам настроение и придаст уверенность в том, что скоро вы воссоединитесь со своим маленьким бойцом.
Вот мы и дома!
Кроху выпишут из больницы, как только он перестанет нуждаться в постоянном наблюдении врачей. Нужно соблюсти еще несколько условий: стабильный набор веса, нормальная терморегуляция (малыш должен удерживать температуру без дополнительного обогрева в течение 24 – 48 часов), способность самостоятельно питаться (грудным молоком или смесью). И главное, вы должны быть способны ухаживать за малышом без посторонней помощи.
Вот несколько общих рекомендаций, которые помогут в первые недели дома.
- Помните об особенностях терморегуляции недоношенных детей. В комнате не должно быть слишком жарко и слишком холодно. Оптимальная температура — 24 – 26 градусов. Помещение нужно регулярно проветривать, увлажнитель тоже не помешает;
- Постарайтесь создать в комнате у малыша мягкое освещение и избегать резкого шума, ведь его нервная система еще не дозрела;
- Первое время не стоит звать гостей: для малыша это дополнительный стресс и потенциальный источник инфекции;
- При купании нужно учитывать степень недоношенности: при умеренной мыть малыша в ванне можно с 7 – 10-го дня жизни, при глубокой — с 3 – 4-й недели. Чтобы не пересушить тонкую кожу крохи, используйте специальные увлажняющие средства и откажитесь от мыла;
- Прогулки с недоношенным малышом лучше планировать через неделю-две после выписки. Если же на улице не очень холодно, начинайте с 10 – 15 минут, постепенно увеличивая продолжительность «моциона» до часа-полутора в день.
Прививки недоношенным детям
Ваш педиатр составит индивидуальный график прививок с учетом состояния здоровья малыша, его физического и психомоторного развития. Если масса при рождении была более 2000 г и ребенок здоров, то его календарь мало чем будет отличаться от графика доношенных детей. При массе тела менее 2000 г в роддоме обычно не делают вакцину против туберкулеза (БЦЖ). Если вес при рождении составлял 1500 г или менее, прививки ребенку отменят на весь первый год.
Особенности кормления
Грудное молоко — лучшее, что мама может дать своему малышу, родившемуся до срока. Здоровых детей с первой степенью недоношенности часто прикладывают к груди сразу после родов. Ребенка, появившегося на свет до 33 – 34-й недели, будут кормить через зонд, так как для самостоятельного питания он еще слишком слаб. Иногда используется кормление с ложечки, из шприца или специальной чашечки — эти методы стимулируют сосательный рефлекс.
На первых порах малыш будет выпивать совсем мало молока — всего 2 – 5 мл каждые 2 часа. Впоследствии объем, конечно, увеличится.
Постарайтесь избежать кормления из бутылочки — в дальнейшем это может помешать естественному вскармливанию.
Ваша задача — максимально помочь крохе, сохранив молоко. Не стесняйтесь просить о помощи медперсонал: пусть вас научат правильно сцеживаться, а затем докармливать малыша и прикладывать его к груди.
Прикорм недоношенным детям вводят спустя минимум полгода, а порой и позже, если малыш появился на свет значительно раньше срока. Первой «человеческой» пищей ребенка обычно становится каша на грудном молоке или молочной смеси: она способствует быстрому набору веса.
Как догнать ровесников?
Этот вопрос очень волнует любую маму, но излишне тревожиться не стоит: в первый год жизни организм малыша способен восстанавливаться в рекордные сроки. Конечно, без вашей помощи ребенку не обойтись, и один из лучших методов — массаж. Его можно начинать, когда вес малыша достигнет 2500 г: сначала простые поглаживания, потом более интенсивные движения. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром — он покажет вам специальные массажные приемы.
Сравнительная таблица навыков
Иногда специалисты также рекомендуют грудничковое плавание, водную гимнастику и физиотерапию, но эти процедуры можно проводить только после консультации с врачом. Конечно, каждая мама хочет, чтобы малыш развивался «по книжкам», но ему, прежде всего, необходимо время и ваша забота. Вот увидите: к году-двум ваш ребенок непременно догонит сверстников, и от трудного старта не останется и следа.
Источник
ЛФК для недоношенных детей
Лечебная физкультура — метод немедикаментозного лечения.
В основе ЛФК — комплексы физических упражнений пассивного, рефлекторного и активного характера. Они направлены на активизацию двигательных навыков, укрепление различных групп мышц, улучшение функции органов и систем, общее оздоровление.
+ Применяется в сочетании с массажем, физиотерапией, или как отдельная процедура, начиная с 1 месяца жизни.
+ Лечебную физкультуру проводит методист ЛФК, по назначению педиатра, невролога, реабилитолога, врача ЛФК.
+ ЛФК проводится в условиях больницы, детского реабилитационного центра, поликлиники. Родители могут заниматься с ребенком дома после подробной консультации лечащего врача и инструктора.
ЛФК ПРОТИВОПОКАЗАНА при:
— острых и обострении хронических инфекций,
— декомпенсации хронических заболеваний сердца, легких, ЦНС, других органов и систем,
— во время подбора противосудорожного лечения .
ЛФК ПОКАЗАНА при широком спектре заболеваний:
+ болезни легких, сердца, опорно-двигательного аппарата,
+ состояниях после травм и операций;
+ детям с болезнями обмена веществ;
+ часто болеющим детям.
Назначают лечебную физкультуру обычно очень широко, как здоровым детям, в качестве общеукрепляющего средства , так и детям, страдающим различными заболеваниями. Для всех видов патологии разработаны комплексы упражнений.
Отдельно следует рассказать о назначении ЛФК детям с поражением нервной системы (задержки моторного развития, ДЦП, spina bifida, генетические синдромы, парезы Дюшенна-Эрба и Дежерин-Клюмпке, другие). Обычно ЛФК в этой ситуации назначают всем. Так ли это необходимо и полезно?
В целом, применение классической ЛФК у детей с патологией нервной системы низкоэффективно или небезопасно, в качестве альтернативы следует рассмотреть применение проверенных временем кинезотерапевтических концепций. При наличии у ребенка другой патологии применение ЛФК оправдано. Здоровым детям в качестве общеукрепляющего средства лучше посещать бассейн и спортивные секции, а малышам играть в подвижные игры.
— РЕФЛЕКТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
++Плюсы: с одной стороны хороши тем, что не требуют сотрудничества пациента с методистом.
НО! Эффективны они только если основаны на здоровых физиологических рефлексах и активизируют тот навык, который следует за уже имеющимся. Система движения не способна воспринимать информацию, касающуюся иерархически более продвинутых навыков.
Пренебрежение этими принципами приводит к неэффективности занятий и/или к закреплению патологических образцов движения, а в случае попытки преждевременной активизации вертикальных поз может наступить деформация позвоночника и/или дислокация в тазобедренном суставе. В качестве альтернативы можно применять методики Войта, Бобат, Кастильо Моралес, Фельденкрайз, а для более старших детей, сотрудничающих с методистом, — PNF.
— АКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Можно применять в том случае, если они полностью соответствуют образцам движения здоровых детей. Лучше всего эту задачу решает метод Баланс.
— ПАССИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Также можно применять у пациентов, не сотрудничающих с методистом. Они безвредны. Но и эффективность их стремится к нулю. Система движения попросту не закрепляет новое движение в этой ситуации.
— УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ
отдельных групп мышц можно применять, но лишь в том случае, если моторное развитие ребенка завершено и все имеющиеся у него движения корректны. В противном случае, применять эту группу упражнений нецелесообразно, следует продолжить формирование недостающих моторных навыков.
— Часто в занятие ЛФК включают РАСТЯЖКИ. Во-первых, их применение у детей с повышенным/спастическим тонусом приводит к вторичному повышению тонуса через определенное время.
Во-вторых растяжки часто болезненны. Применение болезненных методов воздействия в детском возрасте допустимо, когда ребенок понимает смысл и назначение манипуляции. Лучше всего использовать рефлекторную активизацию мышц, противостоящих спастичным, в рамках метода Войта, кинезиотейпирование, вибротерапию Галилео, а при возможности сотрудничества ребенка- постизометрическую релаксацию.
*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов
Татьяна Дмитриевна Арнук,
врач-педиатр, врач ЛФК, детский массажист, терапевт методик Кастильо Моралес и Войта.
Источник
Гимнастика для недоношенного ребенка
ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко»
6 детское неврологическое отделение
врач -педиатр высшей категории
Абрамова Светлана Михайловна.
В последнее время особую актуальность приобрели проблемы состояния здоровья и отдаленного развития недоношенных детей с перинатальной патологией. Это связано с совершенствованием реанимации новорожденных, появлением новых способов лечения бесплодия и невынашивания. За последние 5 лет в полтора раза увеличилась частота патологии беременности, в 4 раза — частота тяжелой асфиксии при рождении. Частота недоношенности не имеет тенденции к снижению, а неблагоприятные качественные и количественные изменения факторов риска обусловливают частоту перинатальных поражений нервной системы, составляющую к настоящему времени более 80% и нередко ведущую к инвалидизации таких детей.
Основная задача профилактической медицины, педиатрии, в частности, противостоять этому, повышая «качество жизни» и уровень здоровья детей.
Растущий организм недоношенного ребенка, в частности его нервная система, обладает значительными компенсаторными возможностями, которые особенно велики в первые месяцы жизни и могут быть усилены ранней комплексной терапией, включающей медикаментозную поддержку, физические методы реабилитации, социальную адаптацию, закаливание. Среди многообразия мер воздействия ведущая роль принадлежит различным средствам лечебной физкультуры — массажу, гимнастике и упражнениям в воде. Эти воздействия, проводимые с первых дней жизни, жизненно важны для всех трех групп здоровья. Еще недавно основные методы восстановительной терапии недоношенных детей, особенно массаж и ЛФК, применялись после 3-4 месяцев, когда уже сложились довольно стойкие изменения со стороны двигательного аппарата и результаты даже интенсивно проводимой терапии на этом этапе далеки от желаемых.
Для успешного применения массажа недоношенному ребенку необходимо знать его особенности развития, физиологическое воздействие применяемого метода на организм ребенка, четко знать показания и противопоказания к назначению выбираемых средств.
Основные направления лечебно-профилактического действия массажа и гимнастики.
1) Возрастание активности всех ферментов, что способствует нормализации обмена веществ, увеличивает запасы энергии в организме.
2) Уравновешивание возбуждения и торможения, что способствует нормализации психомоторного развития.
3) Специально подобранные упражнения помогают восстановить нормальную регуляторную функцию центральной нервной системы.
4) Нормализация обмена веществ, дыхания, функции нервной системы способствует лучшей адаптации сердечно-сосудистой системы.
Нормализующее действие ЛФК сказывается и на работе пищеварительного тракта.
Рекомендованы массаж и лечебная гимнастика недоношенным детям с перинатальными поражениями нервной системы с 14 дня жизни. Разумеется, подход при назначении занятий каждому ребенку должен быть строго индивидуальным, методики ЛФК необходимо дифференцировать в зависимости от степени зрелости ребенка, ведущего клинико-неврологического синдрома и соматического состояния ребенка.
Противопоказания для проведения массажа и гимнастики:
Тяжелое общее состояние ребенка, обусловленное кровоизлиянием в мозг, отеком, токсикозом, повторны ми приступами асфиксии или судорог, быстро нарастающей внутричерепной гипертензией, т.е. состояния, требующие проведения интенсивной терапии;
Сепсис (фаза разгара), язвенно-некротический энтероколит, острая фаза ОРВИ и пневмонии;
Тяжелая степень анемии недоношенных;
Пиодермия, экзема и другие распространенные заболевания кожи, гнойный омфалит;
Прогрессирующее падение веса или гипотрофия 2-3-й степени.
Оптимальным сроком назначения ЛФК недоношенным детям с перинатальными поражениями нервной системы можно считать: при легкой степени поражения 14-й день жизни, при среднетяжелом поражении 18-20-й день, при тяжелом поражении 23-й день. Срок назначения сдвигается на 7 дней при недоношенности II степени и на 10 дней при недоношенности III степени. При наличии кровоизлияния срок назначения сдвигается до стихания острых явлений в среднем на 2-3 недели.
Рекомендуемые средства ЛФК:
►Классический массаж: общий и локальный (расслабляющий и стимулирующий)
►Физические упражнения: рефлекторные, пассивные, активные (в соответствии с уровнем развития ребенка)
►Упражнения в воде, подводный массаж
Занятия лучше проводить в одни и те же утренние часы, через 40-60 минут после кормления на пеленальном столике. Дети, находящиеся в кувезах, получают первые сеансы массажа в кувезах при достаточном поступлении воздуха, обогащенного кислородом. Температура воздуха в помещении должна соответствовать особенностям недоношенного ребенка этого возраста и составлять 23-25°. В связи с несовершенством терморегуляции полностью обнажать ребенка на весь период занятий не рекомендуется. Открывается в первые дни только массируемый отдел, остальные лучше прикрыть пеленкой. Постепенно надо приучать ребенка к воздушным ваннам, соблюдая основные принципы закаливания.
Оптимальный курс лечения в стационаре 15 занятий. Далее курсы рекомендуется повторять.
Клинические и инструментальные методы исследования свидетельствуют о высокой эффективности своевременного применения ЛФК в системе выхаживания недоношенных детей с церебральными нарушениями. Применение массажа и упражнений в воде способствует оптимизации работы практически всех органов и систем недоношенного ребенка, нормализации его мышечного тонуса и рефлекторной деятельности — основы дальнейшего полноценного психомоторного развития.
Источник