Гимнастика для мозжечка головы

Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Баламетрикс

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

Принципы мозжечковой стимуляции

Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!

Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.

Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

Зачем детям мозжечковая стимуляция

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Читайте также:  Протеин без тренировок для набора веса худым

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Программа мозжечкового стимулирования улучшает:

  1. уровень концентрации внимания;
  2. все виды памяти;
  3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения (подробнее о том, как научить ребенка читать);
  4. математические и логические способности;
  5. анализ и синтез информации;
  6. способность к планированию;
  7. работу эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.

Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!

Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс

Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения.

Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребенком и ассистентом, называние цифр или предметов в определенной последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание.

Показания для занятий

Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.

Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:

  • ЗРР разной степени тяжести.
  • Проблема дисграфии или дислексии.
  • ЗПР и ЗПРР.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Аутизм и другие состояния аутического спектра.
  • Алалия.
  • Логоневроз (заикание).
  • Отставания в развитии моторики и координации.
  • Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
  • Поведенческие нарушения.
  • Несобранность, повышенная отвлекаемость.
  • Нарушения осанки.
  • Проблемы с обучаемостью.

Результаты занятий на балансировочной доске Баламетрикс

  1. улучшается моторно-зрительная координация;
  2. двигательные и интеллектуальные способности ребенка
  3. синхронизируются;
  4. улучшается концентрация внимания;
  5. развитие пространственного воображения;
  6. повышение уровня интеллекта.

Информация для родителей

  1. Занятия проводятся несколько раз в неделю.
  2. Длительность одного урока — около получаса.
  3. Перед записью на курс занятий необходимо получить консультацию специалиста, который сможет определить круг проблем, требующих решения.
  4. Специальной подготовки ребенка не требуется.
  5. Начинать заниматься могут дети уже с 2-3 лет.
  6. Для каждого ребенка специалист разрабатывает свою программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей.

Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии, помогают детям быстрее и легче преодолеть различные отклонения и нарушения в развитии.

Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.

Источник

Гимнастика для мозжечка головы

Тренировки по мозжечковой стимуляции на тренажере

с биологической обратной связью «Стабилоплатформа»

В повседневной жизни мы, не задумываемся о том, как удержать позу при различных движения, и лишь изредка задумываемся о том, как удержать равновесие. Как правило, это случается в ситуациях, требующих повышенного внимания (темное время суток, неровная поверхность и т.п.)

Как организм удерживает равновесие?

Оказывается в организме существует система регуляции позы: одна часть этой системы работает автоматически (благодаря чему здоровому человеку не составляет труда встать со стула, подняться по лестнице, т.е. совершать огромное количество ежедневных, привычных действий).

Другая часть системы начинает работать в усложненных условиях (когда необходимо преодолеть препятствие, в темноте), эта часть системы контроля и регуляции позы – сознательно управляемая человеком (в этом случае важна роль зрения).

Система регуляции позы состоит из мышц, сухожилий, суставов, с расположенными в них рецепторами, кожных рецепторов, нервных центров в спинном и головном мозге (мозжечок, кора и подкорневые центры).

Даже когда мы спокойно стоим, мышцы работают: это мышцы (разгибатели) позвоночника, мышцы, управляющие движениями в тазобедренном и коленном суставах (разгибатели) + зрительная система.

Чаще всего в повседневной жизни мы двигаемся, и в этом случае автоматически включается система управления, благодаря которой восстанавливается безопасное положение тела, мы сохраняем равновесие и не падаем, даже при неожиданном столкновении с препятствием (в этом случае имеет большое значение вестибулярный аппарат).

Чтобы поднять чашку кофе, нужно напрячь ноги?

Как начинается ваш день?

Вы просыпаетесь, встаете, идете на кухню, включаете чайник или варите себе кофе и т.д. Т.е. совершаете огромное количество повседневных действий автоматически, не задумываясь о том, что каждому произвольному движению предшествует автоматическая настройка мышц, зачастую далеко расположенных от тех, которые непосредственно выполняют действие: например, перед поднятием руки происходит напряжение мышц туловища и ног – с целью сохранить равновесие тела.

Поэтому спортивные тренировки должны быть очень продуманы и построены определенным образом, инструктор всегда следить за правильным расположением тела и головы – с учетом последовательного напряжения и расслабления нужных мышц.

Реабилитация и поддерживающая терапия

У пожилых людей, после инсульта, у пациентов с неврологическими заболеваниями, при деменции и болезни Альцгеймера и при реабилитации после травм нарушается регуляция равновесия и координация движений, из чего следуют негативные последствия – падения, переломы. Вестиублярный центр мозга и мозжечок отвечают за наши когнитивные функции: память, мышление и внимание. Тренировка мозжчека эффективна при нарушении этих функций для поддержания и торможения болезни Альцгеймера.

Даже если у пациента после инсульта не функционирует только рука, ее ограничения движений влияют на весь организм. Без нормализации функции равновесия, впоследствии могут проявиться боли в спине, ногах и неврологические расстройства в виде головокружений и головных болей. Поэтому тренировка на стабилоплатформе включена во всех мировые стандарты реабилитации. У пациентов, которые не ходят, тренировка проводится в положении «сидя».

На фото пациент клиники, проходящий уже третий курс реабилитации, к которому с помощью комплекса процедур мы добились улучшения походки, снижения спастики в руке, увеличения подвижности руки и ноги, а также улучшения когнитивных функций.

Как проходят тренировки?

Тренировка основана на осознанной системе контроля позы и равновесия и зрительной системе. В процессе тренировки пациент учится удерживать равновесие, координировать свои движения, выполняя определенные задания, в положении стоя на платформе (следит за движущимися предметами на экране путем направленного перемещения тела).

Например: задание предусматривает совместить два движущихся предмета на экране, сделать это можно при помощи перемещения тела в определенную сторону. При этом включаются в работу практически все системы, управления позой, координацией и равновесием, мышцы с рецепторами, рецепторы стоп, центры спинного и головного мозга, зрительная, вестибулярная системы. Нам кажется, что это всего лишь простое действие, а она «включает» практически все системы организма.

Лечение когнитивных функций с помощью мозжечковой стимуляции

Научные исследования показали, что в процессе таких двигательных тренировок, которые улучшают устойчивость и равновесие, меняется электрическая активность головного мозга, в лобных областях мозга, т.е. стимуляция мозжечка позитивно влияет на психические функции.

Поэтому такие тренировки показаны не только взрослым с проблемами опорно-двигательного аппарата, но и при когнитивных нарушениях: памяти, внимания и других функций.

Курсы мозжечковой стимуляции включаются в комплекс лечения легких и умеренных когнитивных нарушений при деменции и болезни Альцйгемера, а также при других заболеваниях, вызывающих нарушения памяти и эмоционально-поведенческой сферы.

Про мозжечковую стимуляцию у детей читайте в специальном разделе.

Основные показания для тренировок на стабилоплатформе:

  • Головокружения и головные боли
  • Деменция и болезнь Альцгеймера
  • Когнитивные нарушения (память, внимание)
  • Заболевания позвоночника
  • Реабилитация после любых травм, операций, протезирования суставов, инсультов
  • Реабилитация детей с ДЦП
  • СДВГ, расстройства аутистического спектра, проблемы сна и тревожность у детей
  • Нарушения концентрации у детей и проблемы с обучением
  • Заикание и нарушения речи
  • Иные нарушения работы вестибулярного аппарата и неврологические расстройсва

Перед началом тренировок необходимо проконсультироваться с неврологом, который проводит специальную диагностику когнитивных функций, оценивает функционирование нервной системы и дает рекомендации по проведению тренировок специалисту.

Источник

Вестибулярная гимнастика при головокружении

Достаточно большое количество неврологических заболеваний сопровождается головокружением. Головокружение имеет место при дисциркуляторной энцефалопатии, при инсультах (особенно в вертебробазилярном бассейне), при дегенеративных заболеваниях нервной системы. Нередко данный симптом развивается у пожилых людей при воспалительном процессе со стороны уха, а также вследствие многих других причин. Как жить с данным симптомом и как лучше с ним справится? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Существует множество препаратов от головокружения, «золотым стандартом» на сегодняшний день считается использование препаратов бетагистина (бетасерк, вестибо, тагиста и т.д.), нередко используется винпоцетин (кавинтон), ницерголин (сермион), до сих пор часто используют циннаризин, а также иные сосудистые препараты. Все они, безусловно, имеют полное право использоваться, однако можно ли как то им помочь? И что делать, когда по соматическому состоянию организма нельзя назначить много препаратов или имеется полиаллергическая реакция у пациента? В этом случае есть выход – использование вестибулярной гимнастики.

Вестибулярная гимнастика несет задачу приучить человека и его вестибулярный аппарат к изменениям положения тела в пространстве, снизить дискомфортные ощущения от самого факта наличия головокружения, снизить риск падений, контролировать положение тела относительно окружающих предметов. Комплекс вестибулярной гимнастики состоит из нескольких групп упражнений.

Упражнения для тренировки равновесия

Необходимо проводить данные упражнения в положении сидя по 5 минут в течение 10 дней. Возможно ощущение головокружения в начале; с течением времени, при повторении, данное ощущение уменьшается.
Глазные упражнения: посмотрите глазами вверх, затем вниз, сначала медленно, затем быстрее – до 20 раз.
Посмотрите глазами направо, затем налево – до 20 раз, вначале темп медленный, потом более быстрый. Постарайтесь зафиксировать свой взгляд на каком-либо предмете в конце каждого поворота глаз.

Упражнения для головы: с открытыми глазами нагните голову вперед, затем назад, сначала относительно медленно, затем в более быстром темпе – 20 раз.
Поверните голову в одну сторону, затем в другую, изначально в более медленном темпе, затем быстрее – 20 раз. При уменьшении головокружений необходимо проводить гимнастику с закрытыми глазами.

Упражнения стоя: наклонитесь вперед и поднимите предмет с пола, сядьте – 20 раз. Из положения сидя встаньте и снова сядьте – 20 раз. Первоначально делайте это с открытыми глазами. При улучшении равновесия выполняйте упражнение с закрытыми глазами (только при наличии помощника). Перекидывайте резиновый мячик или другой предмет из руки в руку на уровне глаз. Затем перекидывайте предмет из руки в руку под коленом.

Вестибулярно-глазные координационные упражнения

Помогают «приучить» мозг контролировать нормальное положение тела и окружающих предметов за счет получаемой зрительной информации.

  • Начинайте в положении сидя. Выберите какой-либо объект на стене, в 1,5-2 метрах от Вас. Зафиксируйте на нем взгляд. Наклоните голову направо и налево на 30 градусов, как будто говорите «нет». Покачайте головой вперед-назад. Необходимо совершать одно качание в секунду. Повторяйте данные качания 20 раз.
  • Снова зафиксируйте взгляд на стене. Наклоните голову вверх и вниз, как будто говорите «да». Совершайте одно кивание в секунду и повторите данное упражнение 20 раз.

Видеокомментарий автора

Вестибулярно-туловищные координационные упражнения

«Приучают» Ваш мозг контролировать положение тела относительно окружающих предметов. Необходимо повторять эти упражнения по 10 раз по мере переносимости. Необходимо иметь помощника, который будет страховать от падения, в идеале – инструктора по ЛФК.

  • Стойте на мягкой (упругой) поверхности в течение одной минуты с открытыми глазами. Переносите свой вес с правой ноги на левую.
  • Стойте на твердой ровной поверхности с открытыми глазами в течение 30 секунд. Наклонитесь и дотянитесь до лодыжки без сгибания в колене.
  • Стойте на твердой ровной поверхности спиной в угол комнаты. Закройте глаза на одну минуту.
  • Стоя в углу, попробуйте встать на носки с открытыми глазами на 30 секунд.
  • Пройдитесь с помощником через комнату с открытыми глазами, затем в зарытыми глазами.
  • Попробуйте танцевать с помощником, делая частые повороты и сгибания в разные стороны.


Автор сайта: Алексей Борисов — практикующий невролог, отоневролог (специалист по вопросам головокружения).
— Окончил Иркутский государственный медицинский университет.
— Заведую кабинетом головокружения.
— Регулярно прохожу курсы повышения квалификации, участвую и выступаю с докладами на образовательных конференциях, в том числе с международным участием.
— Имею большое количество печатных научных публикаций.

Источник

Оцените статью