Утренняя гимнастика для малышей
Лилия Корчемкина
Утренняя гимнастика для малышей
Утренняя гимнастика – это одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Чтобы гимнастика была интересна и доступна, нужен положительный эмоциональный настрой, который способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в гимнастику загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное.
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передавать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
Требования к организации и проведению утренних зарядок в младшей группе
В этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.
Для создания у ребят положительного отношения к занятиям физкультурой гимнастикапроводится в игровой форме: дети с удовольствием имитируют голоса и движения животных, изображают различные предметы.
Желательно дать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха.
Перед тем как познакомить детей с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, взрослый может прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с детьми потешку и т. д.
Поскольку на 3 году жизни многие дети не могут включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике, не беда, если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию.
Показывать упражнения нужно в медленном темпе, с показом сочетается словесное объяснение. По мере усвоения детьми упражнений темп и амплитуда нарастают. Выполнять с детьми все упражнения с начала до конца. Объяснения и указания даются в процессе выполнения упражнений.
Длительность утренней гимнастики 4-5 минут. Комплекс состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и построением. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном неторопливом темпе.
Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота, и всего туловища. ОРУ воспитатель подбирает из числа рекомендованных для занятий, они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления нового комплекса из упражнений с предметами.
Утренняя гимнастика пройдет гораздо эффективнее, если будет сопровождаться музыкой, которая воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.
Комплексы утренней гимнастики
1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.
Мы шагали, мы шагали,
По ковру шагали.
А потом, потом, весело бежали.
. И снова зашагали.
И в круг мы дружно встали.
1. Самолет, самолет
Отправляется в полет. (Руки внизу. Поднять через стороны вверх на уровень плеч. Повт. 4-5 р.)
2. Для посадки место нужно.
Выбираем его дружно.
(Руки вытянуты в стороны на уровне плеч. Наклониться вперед, повернуть голову влево, вправо. вернуться в И. п.)
3. Вот садится самолет.
«Сели! «-говорит пилот.
(И. п. то же. Присесть, вернуться в И. п. Повт. 3-4 раза)
4. Окончен наш полет,
Веселится весь народ.
(8-10 подпрыгиваний с хлопками перед собой. Повт. 3р.)
3. Спокойная ходьба по кругу.
В ангар поставлен самолет.
Домой шагает наш пилот.
Комплекс утренней гимнастики
1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребяткам улыбнулось.
Здравствуй, солнце красное,
1. Лучик заглянул в окошко.
Протяни ему ладошку.
(Поочередно вытягивать правую и левую руки вперед ладонью вверх. Повт. 4-5 р.)
2. Выше, выше потянись,
Рукой солнышка коснись.
(Подняться на носочки, руки вверх. Повт. 3-4р.)
3. На солнце можно загорать,
Спинки греть и отдыхать.
(Лежа на спине, Повернуться на живот, вернуться в И. п. Повт. 3р.)
4. Солнце радует ребят,
Веселится детский сад.
(8-10 подпрыгиваний с хлопками. Повт. 3р.)
3. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.
Отдохнуть теперь пора.
Комплекс утренней гимнастики
1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.
Просыпайтесь ото сна,
В гости к нам пришла весна.
На прогулку выходи
И друзей с собой возьми.
1. Мы как бабочки летаем,
(Руки опущены вниз. Медленно поднять через стороны над головой, опустить. Повт. 4-5 р.)
2. Пчелки ищут сладкий мед.
Влево, вправо поворот.
(Руки на поясе повороты влево и вправо. Повт. 4-5 р.)
3. Муравьишка, просыпайся,
И за дело принимайся.
(Присесть, закрыть лицо руками, вернуться в И. п. Повт. 4-5 р.)
4. А кузнечикам не лень
Прыгать на лугу весь день.
3. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.
На прогулке мы бывали,
Насекомых мы видали.
Все проснулись ото сна,
Разбудила всех весна.
Комплекс утренней гимнастики
1. Ходьба и бег по кругу. Закончить ходьбой. Построение в круг.
Солнце лучик уронило,
В зайку лучик превратило.
Зайка солнечный играл,
Всех ребяток забавлял.
1. На плечо луч солнца сел,
Наши плечики согрел.
(Руки на поясе. Поднять, коснуться ладонями плеч, вернуться в И. п. Повт. 4-5 р.)
2. Стал с коленками играть,
Попробуй ты его поймать.
(И. п. то же. Наклониться, похлопать по коленям. Повт. 4-5 р.)
3. Лучик прыгал по ковру,
Ловим зайку на полу.
(Сесть на ковер, ноги в стороны. Хлопать ладонями по ковру перед собой. Повт. 4-5 р.)
4. По стене вверх и вниз.
Прыгай, прыгай, не ленись.
(8-10 прыжков. Повт. 4-5 р.)
3. Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.
Солнечный лучик, солнечный зайка,
Весело прыгал. Теперь отдыхай-ка.
На утренней гимнастике дети любят играть в подвижные игры (второе полугодие, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. Чтобы достичь большей заинтересованности детей и побудить их принимать участие в таких играх, воспитателю необходимо создать на занятии радостную, непринужденную обстановку, придумывать веселые сюжеты. Такую игру не трудно придумать самим на основе загадок, стихов. В ее ходе могут понадобиться большие яркие игрушки (Мишка, Лиса, Собака, надувные или сделанные из искусственного меха, а также маски животных.
Подвижная игра «Мишка косолапый»
Большую игрушку (Мишка) располагают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два)
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою-топ!
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривая пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются по залу. Дети ловишки ловят «шишки», т. е. других детей, и укладывают их в «корзинки» (сажают на гимнастические скамейки).
Бюллетень для родителей «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!» БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ — СПАСИБО ЗАРЯДКЕ!» Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма,.
Новые подходы к проведению утренней гимнастики в детском саду Утренняя гимнастика — одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает.
Источник
Художественная гимнастика. Советы родителям
Как много приходится тренироваться ребенку, какие расходы предстоят родителям, едят ли гимнастки булки, вы узнаете из нашей статьи.
В качестве спорта для дочек многие родители выбирают художественную гимнастику. И неудивительно. Изящество, красота, яркие образы — как не захотеть, чтобы девочка была так же хороша, как наши прославленные гимнастки? Но немногие представляют себе, какова изнанка этой красоты.
Как много приходится тренироваться ребенку, какие расходы предстоят родителям, едят ли гимнастки булки, вы узнаете из нашей статьи.
О буднях семьи юной гимнастки Екатерины Сениной мы поговорили с её мамой Еленой.
Елена, как Катя попала именно в гимнастику?
В детский сад вместе с Катей ходил мальчик, мама у которого была тренером по художественной гимнастике. Она и предложила нам попробовать отдать дочку в этот вид спорта. Кате понравилось. Так и стали заниматься.
А сколько лет Катя «в гимнастике»?
С пяти лет, сейчас ей тринадцать. Значит, уже восемь лет. Кате присвоен первый взрослый разряд, а с этого года она выполняет программу по КМС.
Как много приходится заниматься, чтобы добиться таких впечатляющих результатов?
Приходится потрудиться. Тренировки пять раз в неделю, по четыре часа. И это не только гимнастика, но и занятия хореографией трижды в неделю.
Кто помогает поддерживать такой непростой график?
Как только Катя стала выступать на соревнованиях, а это произошло, когда ей было всего шесть лет, пришлось вызывать на помощь бабушку, чтоб присматривала за младшим ребёнком.
Родителей, которые только думают о том, не отдать ли дочек заниматься художественной гимнастикой, интересует, в какие траты вытекает увлечение ребёнка.
Сначала мы занимались в спортшколе, там занятия были бесплатными, но костюмы, сборы и выезды на соревнования оплачивали сами родители. Два года назад мы перевели Катю в спортивный клуб около дома. Здесь занятия платные и весьма недешёвые. Только за них платим по 11 000 рублей в месяц. Плюс по-прежнему сами оплачиваем костюмы, гимнастические предметы, выезды на соревнования и сборы. Получается приличная сумма. Так что нужно хорошо подумать и быть готовыми к тратам.
С какими трудностями приходится сталкиваться девочкам на занятиях? Многие ли не выдерживают и уходят?
Художественная гимнастика очень красивый, но сложный вид спорта. Самое нелюбимое – это, наверное, растяжка. Малыши просто рыдают на ней, хотя и старшим тоже нелегко.
В младшем возрасте на гимнастику приводят огромное количество девочек. Но с каждым годом много их и уходит. Кто-то из детей не выдерживает растяжку, увеличивающиеся нагрузки. Или родители не выдерживают этого ритма: школа, тренировка — и всё, свободного времени почти нет.
Либо денежный вопро: купальники дорогие, сборы и выезды на соревнования тоже оплачиваются из карманов родителей.
В итоге к возрасту КМС и МС остаются единицы. Особенно, если сравнить с тем, сколько малышек приходит на гимнастику поначалу.
А было за эти годы что-то забавное, весёлое, о чём вы вспоминаете?
В спортшколе Катя начинала свою карьеру гимнастки в составе команды. Мы часто выезжали на соревнования в другие города. Дети тогда были маленькими, с ними в качестве помощников обязательно ездили две мамы. И вот, когда приходилось идти с девочками в магазин, мы брали с собой скакалку, девчонки держались за скакалку, и вереницей мы ходили по магазину, чтобы никого не потерять. Вспоминаем об этом со смехом.
Будьте готовы
О чём ещё родители юных спортсменок предупреждают тех, кто только присматривается к художественной гимнастике, что, как им кажется, необходимо знать, прежде чем принять решение? Тренеры и родители гимнасток предупреждают:
Ничего, кроме дела
Если занятия у малышей проходят 2 — 3 раза в неделю, то чем старше девочки, тем больше приходится заниматься. А это тяжело даётся всем членам семьи.
Дорогое удовольствие
Гимнастические предметы весьма недёшевы. Так, в Екатеринбурге ленты и булавы стоят от 1000 до 5000 рублей, полупальцы (получешки, полутапочки) — 650 — 2500 руб. (а их приходится менять примерно раз в месяц-два, в зависимости от частоты и продолжительности занятий). Цены на купальники для выступлений и вовсе устрашающие: от 3500 рублей до моделей ценой 30 000 рублей и дороже.
А ведь нужны ещё скакалки, обручи, мячи, чехлы для всех предметов, форма для занятий, специальная косметика, которая не навредит детской коже и т. д.
Кроме того, часто родителям приходится оплачивать дополнительные занятия растяжкой или хореографией, чтобы дочка могла добиться серьезных успехов.
Утешает то, что чаще всего серьёзные траты начинаются не сразу. Опытные родители знают и способы сэкономить: можно покупать гимнастические предметы, бывшие в употреблении, купальники шить на заказ (это дешевле), а украшать самим и т.д.
Стройность превыше всего
Гимнастки тоненькие и грациозные, почти невесомые создания. В том числе и потому, что тренеры запрещают их раскармливать (что, конечно, огорчает многих мам и бабушек), а взвешивают часто, так что «праздник живота» утаить не получится.
Дисциплина и организация
Привычка к тяжёлому труду делает девочек очень организованными и дисциплинированными. Многие родители гимнасток отмечают, что их дочки, несмотря на большую загруженность, прекрасно учатся в общеобразовательных школах. Кроме того, гимнастки обычно очень ответственные, умеют работать в команде, а не только индивидуально. А ещё они рано становятся самостоятельными.
Большой отсев
Из художественной гимнастики уходят чаще, чем из других видов спорта. Причины у всех разные, но результат один: до уровня серьёзных достижений доходят единицы. Хотя, если девочка прозанималась года два-три, это прекрасная база для занятий другими видами спорта или танцами.
Ещё несколько советов родителям:
* Если вы хотите отдать девочку заниматься художественной гимнастикой, ищите тренера, который не будет ломать детскую психику и развивать в подопечных комплекс неполноценности.
* Поддерживайте юных гимнасток, помогайте им не терять веру в себя, не позволяйте тренерам оскорблять детей (к сожалению, этим грешат многие из них). Доверяйте дочкам, и если те постоянно жалуются на тренера, подумайте о переходе к другому специалисту. Крик и жестокое обращение могут серьёзно испортить детям жизнь.
* Не ждите, что у девочки обязательно будет прекрасная фигура, если генетически это не заложено, то гимнастика не поможет. Хорошую осанку и умение красиво двигаться выработать можно, но изменить заложенное природой — нет.
* Учите девочек достойно проигрывать, не считать проигрыш концом света, уважать соперниц.
* Будьте готовы много трудиться сами, гимнастика войдёт в жизнь семьи и станет диктовать свои условия, а вам придётся подстраиваться.
* Внимательно следите за здоровьем детей и при малейших тревожных сигналах обращайтесь к врачам, чтобы не допустить развития серьёзных последствий.
Тем не менее, несмотря на трудности, многие родители юных гимнасток довольны тем, что выбрали для дочерей именно этот вид спорта, и в один голос говорят: лучше попробовать и уйти, если «не пойдёт», чем не попробовать и потом жалеть.