- Артикуляционная гимнастика «Упражнения для губ»
- Упражнения для развития подвижности губ
- Публикации из раздела «Работа с голосом»
- Упражнения для развития подвижности губ
- Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи
- Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- Примеры упражнений
- Для губ
- Для губ и щек
- Для языка (статические)
- Для языка (динамические)
- Для мышц глотки и мягкого неба
- Еще в разделе “О слухе”
Артикуляционная гимнастика «Упражнения для губ»
Коробецкая Римма
Артикуляционная гимнастика «Упражнения для губ»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до 10.
Цель: вырабатывать движения губ вперед.
Упр-е: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Следить, чтобы в серединке губ были видны сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 10.
3. «Чередование «Заборчик»— «Трубочка».
Цель: вырабатывать умение переключать артикуляционные позы, владеть своими органами артикуляции (язык, губы, зубы)
Упр-е: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет.
Упражнения для губ и нижней челюсти
Цель: вырабатывать умение удерживать органы артикуляции в нужном положении, развивать подвижность нижней челюсти.
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, открыть рот «окошко» (должны быть видны верхние и нижние зубы, удерживать рот открытым под счет до 5, 10. Затем сомкнуть зубы, удерживать зубы сомкнутыми под счет до 5, 10.
Упражнения для языка
5. «Наказать непослушный язычок»
Цель: выработать умение расслаблять мышцы языка.
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и,пошлепывая его губами произносить : «пя- пя –пя», важно удерживать язык широким, как блинчик на сковородке.
Развитие речедвигательного аппарата
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее
7. «Вкусное варенье»
Слизать широким языком варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка нёбо, делая движения вперёд- назад. Стараться, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Движения языка медленные.
Затем «чистим верхние зубки» с внешней стороны, а потом можно «почистить» и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.
Рекомендации для родителей «Артикуляционная гимнастика» ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали.
Артикуляционная гимнастика «Упражнения для языка» Упражнения для языка «ЛОПАТКА» Язычок наш, как лопатка: Закругленный, плоский, гладкий «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить,.
Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика. Все знают, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Артикуляционная гимнастика для маленьких ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! Ваш малыш ещё мал, ещё нечётко произносит некоторые звуки, искажает их, «картавит». Понятно, что с возрастом всё изменится,.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков «Заборчик» «Заборчик» — растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя.
Артикуляционная гимнастика для звука [Р] «Морское путешествие» Артикуляционная гимнастика для звука «Р» Составила: Васильева И. Н. учитель- логопед Ветер по морю гуляет глубокий вдох носом, выдох-трубочкой.
Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие.
Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом.
Источник
Упражнения для развития подвижности губ
Публикации из раздела «Работа с голосом»
Бесплатные уроки.
Как подготовить и провести
успешную презентацию
Упражнения для развития подвижности губ
В статье «Упражнения для развития подвижности губ» собран практический материал, который поможет читателям сделать свой артикуляционный аппарат более свободным и подвижным. Дело в том, что овладение техникой речи является одним из необходимых условий успешности любого публичного выступления. Немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете когда-то сказал, что всякому искусству предшествует техническое мастерство.
Это напрямую относится и к нашей речи. Особенно к русской речи, с большим количеством звуков различной артикуляции.
От слаженности работы нижней челюсти, губ и языка во многом зависит ясность и понятность речи говорящего. Вялые, малоподвижные губы мешают четкому произношению многих свистящих и шипящих согласных. А в ситуации публичного выступления, когда человек волнуется и находится в состоянии повышенного напряжения, зажатость в работе артикуляционных органов встречается очень часто.
Для выработки полноценных движений губ полезно выполнять специальные упражнения. Они помогут справиться с зажимами и обрести мышечную свободу.
Из предлагаемой подборки упражнений для развития подвижности губ, каждый сможет выбрать для себя наиболее подходящие и оптимальные.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГУБ
У ПРАЖНЕНИЕ 1. «УЛЫБКА»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Максимально растянуть губы в «улыбке», зубы не видны. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ЧЕРЕДОВАНИЕ «УЛЫБКА» – И.П.
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Чередование под счет до 8: максимально растянутые губы в «улыбке», зубы не видны – И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «ЗАБОРЧИК»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Максимально растянуть губы в «улыбке», челюсти сомкнуты, зубы видны. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 4. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЗАБОРЧИК» — И.П.
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Чередование под счет до 8: максимально растянутые губы в «улыбке», зубы видны – И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «ПОЦЕЛУЙ»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Сомкнутые губы сильно вытянуть вперед и, имитируя поцелуй, разомкнуть их с легким призвуком.
Выполнить 10 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 6. ЧЕРЕДОВАНИЕ «УЛЫБКА» — «ПОЦЕЛУЙ»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Чередование под счет до 8 «Улыбка» — «Поцелуй».
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 7. «ТРУБОЧКА»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Сомкнутые губы сильно вытянуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 8. ЧЕРЕДОВАНИЕ «УЛЫБКА» — «ТРУБОЧКА»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Чередование под счет до 8 «Улыбка» — «Трубочка».
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 9. «ХОБОТОК»
И.П. Рот приоткрыт, губы слегка раскрыты.
Разомкнутые губы сильно вытянуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 10. ЧЕРЕДОВАНИЕ «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК»
И.П. Рот приоткрыт, губы слегка раскрыты.
Чередование под счет до 8 «Улыбка» — «Хоботок».
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ КРУГ «ТРУБОЧКОЙ»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Сомкнутые губы сильно вытянуть вперед. Имитируя прорисовку круга, вращать губами под счет до 4 в правую сторону. Вернуться в И.П.
Сомкнутые губы сильно вытянуть вперед. Имитируя прорисовку круга, вращать губами под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 12. РИСУЕМ КРУГ «ХОБОТКОМ»
И.П. Рот приоткрыт, губы слегка раскрыты.
Разомкнутые губы сильно вытянуть вперед. Имитируя прорисовку круга, вращать губами под счет до 4 в правую сторону. Вернуться в И.П.
Разомкнутые губы сильно вытянуть вперед. Имитируя прорисовку круга, вращать губами под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 13. «КРОЛИК»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Приподнять верхнюю губу так, чтобы были обнажены верхние резцы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 14. «НИЖНЯЯ ГУБА ОБИЖАЕТСЯ»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Оттянуть нижнюю губу вперед и вниз так, чтобы были обнажены нижние резцы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 15. «ПРЯТКИ»
И.П. Рот закрыт. Губы сомкнуты.
Сомкнутые губы втянуть в ротовую полость. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 16. «КОЛЕЧКО»
И.П. Рот приоткрыт, губы разомкнуты.
Разомкнутые губы максимально втянуть в ротовую полость, верхние и нижние зубы не видны. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 17. «РЫБКА»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Под счет до 10 хлопать губами друг о друга, имитируя открывание и закрывание рта рыбки.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 18. «ЛОШАДКА»
И.П. Рот закрыт. Губы сомкнуты.
На выдохе активно посылать к губам поток воздуха для их активной вибрации. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Выполнить 10 раз.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
Источник
Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи
Автор: Редакция Мастерслух
Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.
Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения.
Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками
Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
- Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
- Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
- Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
- При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
- Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
- Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
- Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
- Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.
Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя
Примеры упражнений
Для губ
«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):
Губки мои гибкие
Могут стать улыбкою.
«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):
Губы сложим в трубочку,
Чтобы сделать дудочку.
«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):
Бублик мы изобразили –
Губы плавно округлили.
«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):
Дети свинку угощают, ее носик выбирает:
Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,
Слева – с яблоками Злата.
Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».
Для губ и щек
«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):
Мы согреем наши щечки:
Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.
«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
«Худышка» (втянуть щеки):
Вот худышка – щеки впали,
Видно, кушать ей не дали.
«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):
Сперва шарик надувай,
Потом воздух выпускай.
«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки.
Влево, вправо, на бочок.
Для языка (статические)
«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай пошире рот!
«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):
Язычок мой как иголка,
Отойди, уколет колко!
«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Несколько секунд – молчок!
Для языка (динамические)
«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):
Ходят часики вот так.
«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):
Язычок сложи катушкой
И катай, как кот игрушку.
«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Звук копыт услышишь звонкий.
«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Для мышц глотки и мягкого неба
«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):
Зевушка – левушка, сонная головушка.
Постелю под спинку мягкую перинку,
Положу под ушко я тебе подушку,
В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.
«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):
Почему мычишь, корова?
Может, просто нездорова?
Вон раздуты как бока!
И походка нелегка!
«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):
Петю в комнату позвали,
Положили на кровать,
Чтобы горло полоскать.
Порошок от кашля дали
И, проверив рост и вес,
Вокруг шеи повязали
«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):
Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,
За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.
«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).
На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома
Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Внезапно. Вчера еще слышал. Сегодня – нет
Что нужно знать о внезапной потере слуха, можно ли ее вылечить и предупредить, рассказывает врач сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →
Как у взрослых, только лучше, или Почему бабушкин слуховой аппарат не подойдет ребенку
Что нужно знать про слуховые аппараты для детей. Самые популярные вопросы и ответы. Читать далее →
Самые частые вопросы пациентов о ношении слуховых аппаратов
Отвечает специалист по коррекции слуха ООО «МастерСлух» Наталия Хабловская. Читать далее →
Источник