Картотека гимнастики для глаз с детьми с 2,5–4 года
Татьяна Елисеева
Картотека гимнастики для глаз с детьми с 2,5–4 года
В этом возрасте ребенок, как правило, еще не способен долго концентрироваться на одном занятии. Это значит,что:
• продолжительность гимнастики не должна быть большой – лучше выполнять упражнения примерно 3 раза в день в течение 1-2 минут;
• занятия необходимо проводить в игровой форме, и это стоит делать, когда малыш в хорошем настроении, ему комфортно, он не капризничает.
Первое упражнение, которое называется «Жмурки», помогает укрепить мышцы глаз:
• попросите ребенка зажмуриться;
• досчитайте до трех;
• теперь скажите малышу, чтобы он открыл глаза.
В данном случае важно, чтобы маленький ребенок научился сначала напрягать глаза, а затем расслаблять их. Первое время можно предложить ему наблюдать за вами и сначала самому зажмуриться, немного посидеть с закрытыми глазами, а затем открыть их, чтобы малышу проще было понять, что вы от него хотите.
Второе упражнение – «Крылья бабочки». Оно нацелено на улучшение циркуляции крови в глазах.
Пусть ребенок представит, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть ребенок должен интенсивно моргать. Пусть один «полет» продолжается в течение 10 секунд, затем позвольте глазам 5-10 секунд отдохнуть и повторите упражнение еще один-два раза.
И третье упражнение, которое подойдет детям этого возраста, – «Стишки-потешки». Оно дает возможность снять напряжение с глаз и укрепить глазные мышцы.
Вы рассказываете стихи, а ребенок при этом должен выполнять движения глазами, соответствующие тому, что вы произносите. При выполнении этого упражнения также нужно сначала показать все на собственном примере, чтобы малыш понимал, что ему надо делать.
Можно взять, например,такие стихи:
Вот стоит большая елка –
Вот такой высоты (малыш поднимает глаза вверх, словно пытается рассмотреть макушку елки)
У нее большие ветки –
Вот такой ширины (малыш смотрит слева направо, словно оценивая ширину воображаемой елки)
Есть на елке даже шишки (малыш смотрит вверх, ищет взглядом воображаемые шишки,
А внизу – берлога мишки (малыш смотрит вниз,
Зиму спит там косолапый (ребенок зажмуривает глаза, изображая спящего мишку, потом моргает несколько раз и вновь зажмуривается)
И сосет в берлоге лапу.
При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы ребенок двигал именно глазами, а не головой. При необходимости аккуратно поправьте его и еще раз объясните, что нужно делать.
Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 — 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия,которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:
• игровая физминутка; с предметами;
• по зрительным тренажёрам;
• комплексы по словесным инструкциям; со стихами;
• с опорой на схему;с сигнальными метками;
• с индивидуальными офтальмотренажерами;
• с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
• электронная зрительная гимнастика.
В этом возрасте ребенок, как правило, еще не способен долго концентрироваться на одном занятии. Это значит,что:
• продолжительность гимнастики не должна быть большой – лучше выполнять упражнения примерно 3 раза в день в течение 1-2 минут;
• занятия необходимо проводить в игровой форме, и это стоит делать, когда малыш в хорошем настроении, ему комфортно, он не капризничает.
Первое упражнение, которое называется «Жмурки», помогает укрепить мышцы глаз:
• попросите ребенка зажмуриться;
• досчитайте до трех;
• теперь скажите малышу, чтобы он открыл глаза.
В данном случае важно, чтобы маленький ребенок научился сначала напрягать глаза, а затем расслаблять их. Первое время можно предложить ему наблюдать за вами и сначала самому зажмуриться, немного посидеть с закрытыми глазами, а затем открыть их, чтобы малышу проще было понять, что вы от него хотите.
Второе упражнение – «Крылья бабочки». Оно нацелено на улучшение циркуляции крови в глазах.
Пусть ребенок представит, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть ребенок должен интенсивно моргать. Пусть один «полет» продолжается в течение 10 секунд, затем позвольте глазам 5-10 секунд отдохнуть и повторите упражнение еще один-два раза.
И третье упражнение, которое подойдет детям этого возраста, – «Стишки-потешки». Оно дает возможность снять напряжение с глаз и укрепить глазные мышцы.
Вы рассказываете стихи, а ребенок при этом должен выполнять движения глазами, соответствующие тому, что вы произносите. При выполнении этого упражнения также нужно сначала показать все на собственном примере, чтобы малыш понимал, что ему надо делать.
Можно взять, например,такие стихи:
Вот стоит большая елка –
Вот такой высоты (малыш поднимает глаза вверх, словно пытается рассмотреть макушку елки)
У нее большие ветки –
Вот такой ширины (малыш смотрит слева направо, словно оценивая ширину воображаемой елки)
Есть на елке даже шишки (малыш смотрит вверх, ищет взглядом воображаемые шишки,
А внизу – берлога мишки (малыш смотрит вниз,
Зиму спит там косолапый (ребенок зажмуривает глаза, изображая спящего мишку, потом моргает несколько раз и вновь зажмуривается)
И сосет в берлоге лапу.
При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы ребенок двигал именно глазами, а не головой. При необходимости аккуратно поправьте его и еще раз объясните, что нужно делать.
Картотека гимнастики для глаз Комплекс 1. Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и. п. – сидя). 1. Плотно закрыть, а затем широко.
Картотека пальчиковой гимнастики на тему «Овощи» У нас на огороде (самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой.
Картотека пальчиковой гимнастики в стихах для детей 4–5 лет Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников РАЗМИНКА: Ты, утенок, не пищи! (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух.
Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.
Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в младшей группе Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в младшей группеСентябрь «Утром солнышко встаёт»(следим глазами за движением солнышка) Утром.
Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в подготовительной группе Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в подготовительной группеПредлагаю вашему вниманию глазную гимнастику, которую я использую.
Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в средней группе Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в средней группеСентябрь «Часовщик»Часовщик прищурил глаз, Закрыть один глаз. Чинит часики.
Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в старшей группе Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в старшей группеСентябрь «Солнышко и тучки» Солнышко с тучками в прятки играло. Посмотреть.
Картотека пальчиковой гимнастики Уважаемые мамы и папы, предлагаем Вашему вниманию несложные упражнения для Пальчиковой гимнастики. В настоящее время в условиях самоизоляции,.
Зрительные тренажеры для гимнастики глаз Зрительные тренажеры для гимнастики для глаз. Консультация для родителей. Ребенок, особенно сейчас, в зимние праздники проводит много времени.
Источник
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста
НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста
Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза – есть зеркало его души.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.
Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?
Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте, которая проводится регулярно, не менее 2 — 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют разные движения.
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия,которые послужат началу формирования необходимых умений: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.
В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:
игровая физминутка; с предметами;
по зрительным тренажёрам;
комплексы по словесным инструкциям; со стихами;
с опорой на схему;с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронная зрительная гимнастика.
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Гимнастика для глаз для детей раннего возраста
1. «Забавный» тренинг
Задачи: Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.
Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.
Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.
2. «Рисование» взглядом
Задачи: Разнообразить движения глаз.
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.
3. Чередование эпизодов света и темноты.
Задачи: «Раскачка» мышц глаз.
Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.
4. Игра «Найди зайку».
Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.
Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то — одним, то — другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.
Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.
На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие;обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении,сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.
Задачи: Развивать двигательную систему глаз.
Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)
Как они летели, (Вправо – влево)
Все люди глядели.
Как они садились, (Вверх – вниз)
Все люди дивились.
Задачи: Содействовать укреплению двигательной системе глаз.
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо – влево. (Вправо — влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
8. Упражнение «Солнышко»
Задачи: Снять физическое, психическое и зрительное напряжение
На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте
голову то в одну,то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй! — солнышку скажу».
9. Упражнение «Моргание»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».
10. Глазодвигательные тренинги
Задачи: Формировать рациональные способы зрительного восприятия.
Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.
11. Упражнение «Прищепочки»
Задачи: Снизить нагрузку на глаза.
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»
Задачи: Снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).
13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»
Задачи: развитие зрительно – моторной координации
(глаза – руки,
Ход: (глаза – руки, умения ориентироваться в пространстве.
14. Упражнения «Воздушный шарик»
Задачи: развития зрительной координации.
Ход: Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом
можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.
Можно уменьшать или увеличивать размер шара.
15. Игра «Бегающий зайчик»
Задачи: Укрепление мышечной системы глаз.
Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за
черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.
16. Игра «Сидим и бросаем»
Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.
Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.
17. Упражнение «Зоопарк»
Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.
Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток).
Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом
(сверху – вниз, снизу – вверх).
18. Упражнение «Солнечный зайчик»
Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.
Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете
(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».
Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.
19. «Новогодняя ёлка»
Задачи: Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.
Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными
огоньками, но не в полной темноте.
20. «Аквариумные рыбки»
Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения.
Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,
21. «Кискины глазки»
Задачи: укрепить глазную мышечную систему.
Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,
посмотреть вверх, вниз, в сторону.
Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения
Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.
23. «Спи глазок, спи другой»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.
Задачи: Разнообразить движения глаз.
Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались — нашлись»
Нетрадиционное оборудование — гимнастика для глаз Cуществуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Их комплекс получил название.
Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.
Источник