- Зрительные тренажёры
- В классе на занятиях с тренажёром
- Назначение
- Схема нанесения «СУС» на потолке учебной комнаты
- Методика выполнения зрительно–вестибулярных тренажей
- Методика выполнения зрительно–вестибулярных тренажей с помощью «СУС»
- Тренажер для глаз В. Ф. Базарного — малышам
- Сказка про друзей- карандашей
- Упражнения для глаз по методике Базарного
- Принцип глазной гимнастики Базарного
- «Сенсорные кресты»
- Зрительно-координаторный тренажер
- «Письмо носом»
- Полезное видео
Зрительные тренажёры
Технологии здоровой жизни
В классе на занятиях с тренажёром
Назначение
Для профилактики и снятия зрительного и психогенного утомления, а так же стрессов у школьников, офисных работников, лиц, занятых напряжённым зрительным трудом в режиме ближнего зрения (сборка микросхем, продолжительная работа с компьютерами, студенты ВУЗов в период экзаменационных сессий и другие).
О том, что при таких видах деятельности в эпицентре проблем самочувствия и здоровья оказалась зрительно-вестибулярная система указывает следующее наблюдения И. Краузе – Либшера из Центра профессиональной гигиены Германии (1976):
«Жалобы не ограничиваются только глазами, но включают та ухудшение общего самочувствия или расстройства других органов и систем. Однако вначале пациенты, как правило, жалуются на нарушение зрения, например на «появление тумана перед глазами», на «мерцание» и другие зрительные расстройства при работе на близком расстоянии. К этому добавляются жалобы на понижение работоспособности, невозможность концентрировать внимание. Затем присоединяются боли во лбу или затылке, иногда колотье ил ночные боли в области сердца, состояние страха, забывчиво бессонница, обмороки, тошнота, пугливость, боязливость. В некоторых случаях у таких пациентов отмечается специфическое стереотипное положение головы — поза, характерная для выполнения тонких операций и контроля з работой мелких механизмов. При однократном обследовани обычно не удается установить органических поражений. Осмотр пациента терапевтом нередко выявляет функциональные нарушения, например колебания артериального давления с наклонностью к коллапсу».
Вся трагедия наших детей, заключается в том, что ещё в 70-е годы ХХ столетия на Западе появились работы, указывающие, что труд школьника сравнялся с трудом взрослых, занятых на участках наряжённого зрительного профиля. В этих условиях встаёт естественный вопрос: если взрослые с их физической и психической зрелостью при зрительно-напряжённых работах испытывают «боли в области сердца…бессонницу» и падают в «обмороки», то что же тогда говорить о школьниках с их физической и психической незрелостью?
Ясно, что всё отмеченное выше нельзя исправить без радикального изменения эргономики самого учебного процесса.
Для этой цели под руководством проф. В.Ф.Базарного ещё в 70-80-е годы ХХ столетия были оптимизированы эргономические режимы организации и проведения учебного процесса.
В 1989 году программа была утверждена министерством здравоохранения РСФСР и вошла в правительственные постановления под названием «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы организации учебно — познавательной деятельности в детских садах и школах».
На сегодняшний день программа прошла экспертизу головных НИИ в области гигиены и здоровья детей РАН и РАМН. Получены убедительные данные на обоснование массовой профилактики утомления детей и формирования школьных форм патологии.
Согласно полученным данным и требованиям федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», выдано первое (и пока единственное) санитарно–эпидемиологическое заключение как на здоровьесберегающую программу.
Одним из методов данной программы является поддержание работоспособности учащихся за счёт профилактики утомления и стрессов с помощью :
- Автоматизированной системы «Зрительно – Вестибулярных Тренажей» («ЗЕВС»)
- Интегральной «Схемы Универсальных Символов» («СУС»)
Обе вышеперечисленные системы не заменяют, а дополняют друг друга. В частности если «ЗЕВС» несёт в себе мощное энергоактивирующее начало (В.Ф.Базарный, Э. Я. Оладо в материалах симпозиума «Офтальмоэргономика операторской деятельности». Ленинград. 1986 год), то упражнения с помощью «СУС» несут антистрессогенное, успокоительное и синтезирующие начала(между чувством локализации в пространстве и моторной сферой).
Выполненными исследованиями под руководством В.Ф. Базарного установлено главное: в основе утомления учащихся (как и взрослых, занятых напряжённым зрительным трудом) лежит нарушение телесно-моторного ритма, который призван интегрировать высокочастотные моторные ритмы глаза (а точнее зрительного сканера) и руки. При этом синтетическая роль телесно – осевого ритма выявляется только в режиме телесной вертикали.
Авторитарная и закрепощающая «педагогическая усидчивость» приводит к разобщению чувственно–моторного синтеза между глазом и рукой, на основе которого выполняются все осознанные тонко координированные ручные манипуляции. В свою очередь это сопровождается расстройствами зрительно – моторных и ручных ритмов и, как следствие, своеобразной судорожностью – хаосом в микродвижениях глаз и руки.
Фото 1: занятие с тренажёром на уроке
Исследованиями установлено: чем в большей степени дети и взрослые работают в режиме ближнего зрения, тем в большей степени нарастает моторный хаос зрительного сканера. В этих условиях для наложения ритмов глаза и руки дети и взрослые вынуждены всё больше и больше напрягать всю мышечно–моторную систему тела, а так же сближать руку с глазами(головой). А это сопровождается напряжением и истощением энергетического потенциала, а также различными временными и постоянными психогенными расстройствами. И чем в большей степени человек сближает голову к объекту зрительного внимания, тем в большей степени нарастает хаос (судорожность) в работе зрительного сканера.
Так же установлено, что подобные состояния на начальных этапах можно снимать с помощью прослеживания за волнообразными линиями удалёнными от глаз. При этом эффективность профилактики значительно возрастает если прослеживание за волнообразными линиями сопровождается с движениями глаз головой и телом, при приподнятой голове.
Полученные научные факты позволили разработать методику энергетической активации и синхронизации высокочастотных ритмов в зрительно-ручном контуре — методику зрительно–вестибулярных тренажей с помощью интегральной схемы универсальных символов («СУС»).
Схема нанесения «СУС» на потолке учебной комнаты
Способ нанесения и размеры схемы на потолке в каждом случае определяется индивидуально с учётом разных размеров учебных комнат и расположения на потолке светильников. При этом желательно предварительно проконсультироваться с сотрудниками нашей организации. Исследования выявили: наибольшую эффективность несёт в себе «СУС» если он изображён на потолке в максимально возможных размерах.
Цвета каждой траектории должны быть строго соблюдены.
Самый простой способ
- Сначала мелом на полу наносятся контуры схемы «СУС» таких же размеров, которые будут нанесены и на потолок.
- Далее кто-либо из сотрудников берёт в руки длинную указку и, обходя контуры схемы на полу, наносит предварительные метки на потолке.
- После этого по готовым меткам на потолок наносятся окончательные цветовые траектории.
Методика выполнения зрительно–вестибулярных тренажей
В случае, если в классе смонтирована система автоматизированных зрительно – ве6тибулярных тренажей «ЗЕВС», то тренаж со схемой «СУС» выполняется чередуя с «ЗЕВСОМ». Например, после 15 минут урока в течение 1-1,5 минуты выполняется автоматизированный тренаж с помощью «ЗЕВС», а спустя полчаса занятий – с помощью схемы «СУС».
Методика выполнения зрительно–вестибулярных тренажей с помощью «СУС»
- Выполняется только стоя
- Желательно чтобы в центре класса было свободное пространство. (Фото 2)
- Дети становятся в этом пространстве и по команде учителя, либо одного из учеников раз – два – три – четыре и т. д. с частотой примерно 1 секунда на цикл делают наклоны туловищем влево – вправо (10-12 раз)
- Затем вперёд – назад (10-12 раз)
- После этого делают следящие и скоординированные по зелёному контуру движения глазами, головой и всем телом в количестве и 10-12 раз. Один оборот делается примерно за одну секунду.
- Затем по красному контуру столько же раз
- Затем по восьмёрке
- Эффективность тренажа повышается, если движения по линиям «ИСУ» синтезированы глаз и рук (Фото 1)
Фото 2: школа №7 г. Ялта
Источник
Тренажер для глаз В. Ф. Базарного — малышам
Лариса Васильевна Гирченко
Тренажер для глаз В. Ф. Базарного — малышам
Для профилактики глазных заболеваний и улучшения зрения проводят гимнастику для глаз, которая способствует улучшению кровоснабжения, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует снятию зрительного утомления. Одним из эффективных тренажеров для глаз считается тренажер В. Ф. Базарнова. Данный тренажер в виде цветных контуров должен располагаться на потолке или высоко на стене и дети должны водить глазами по цветным контурам, горизонтали и вертикали. Я сделала такой тренажер.
А чтобы моим малышам было интересно многократно выполнять такие упражнения, я придумала такую сказку.
Сказка про друзей- карандашей
Жили- были три дружка,три цветных карандаша: Красный, Зеленый и Синий. Вот как-то раз они пошли гулять в лес и заблудились. Остановились они под большим деревом и стали думать, как найти дорогу домой.Синий карандаш сказал: «Я буду бегать вокруг дерева и кричать: «АУ!» (показ движения синего карандаша по синей дорожке по часовой стрелке)
Зеленый карандаш сказал «Я тоже буду бегать вокруг дерева,но в другую сторону и кричать я буду : «Помогите!» (показ движения зеленого карандаша по зеленой дорожке против часовой стрелки).
А красный карандаш ничего не сказал, он ходил возле дерева то в одну строну, то в другую и думал (показ движения красного карандаша по красной восьмерке).
И вдруг он воскликнул: «Придумал!» Нужно залезть на дерево и посмотреть, в какой стороне наш дом. Карандаши посмотрели на верхушку дерева, потом вниз, а потом снова на верхушку. (движение указкой вверх-вниз по черным линиям). Увидели, что на дереве есть много веток, с помощью которых можно забраться на него, и справа, и слева. (движение указкой вправо, влево по черным линиям).Залезли карандаши на самую верхушку и увидели: вот он, их родной дом, совсем рядом! Слезли друзья с дерева и побежали домой.
Со временем дети научатся следить глазами по линиям и без карандаша, а когда подрастут- подсказками будут стрелки и цифры. А пока мы только учимся, но мои воспитанники стараются, тренируют глазки.
Игровые упражнения для детей по снятию зрительного утомления Игровой процесс в нашем детском саду для детей с нарушениями зрения строится на активном включении ребенка в процесс лечения и проводится.
Зрительная гимнастика «Пчёлка» Зрительная гимнастика для глаз (наблюдение) «Пчёлка» Где пчёлка летает над цветочной полянкой и собирает пыльцу, а после трудного дня возвращается.
Источник
Упражнения для глаз по методике Базарного
Ф.В. Базарный — окулист, доктор медицинских наук и профессор.
Офтальмолог более 20 лет занимается вопросами оздоровления.
Под его руководством специалисты лаборатории защитили 44 оздоровительных патента для детей дошкольного и школьного возраста.
Русский ученый, доктор и учитель помогает предотвратить изменение численности видящего населения путем сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Принцип глазной гимнастики Базарного
Тренировка выполняется по словесной инструкции. Офтальмотренажеры могут быть горизонтальные или вертикальные. Основные принципы:
- учет возрастных особенностей;
- регулярность выполнения;
- постепенное увеличение нагрузок;
- развитие интереса у ребенка к выполнению упражнений;
- сочетание тренировки с двигательной активностью.
«Сенсорные кресты»
В 4 верхних углах помещения разместить запоминающиеся картинки, желательно те, которые ребенок не знает.
Например, сцены из мультфильмов, пейзажи. Одна картинка разделяется на 4 части. Средние размеры каждого изображения лист A4. Под каждым листом размещается цифра в соответствующей последовательности. Детей укладывают на массажные коврики в свободном состоянии и просят фиксировать взгляд по команде преподавателя на определенной цифре, изображении или цвете. Занятие продолжается не более 2 минут.
Зрительно-координаторный тренажер
На любой стороне помещения вешают диаграмму, указанную ниже, на которой присутствует два овала — красного и фиолетового цвета, желтый крест и 2 зеленых соприкасающихся круга.
Важно, чтобы диаграмма была цветная. Именно это позволяет развивать зрение и координацию.
Способ работы с офтальмотренажером:
- Дети должны следить глазами по указанному направлению. На схеме стрелками указаны движения. Необходимо указкой пройтись по фигуре.
- Упражнение выполняется стоя.
- Ребенок глазами водит в указанном направлении по определенной фигуре, не двигая головой и туловищем или, наоборот, активно двигаясь.
Базарный рекомендует выполнять по 10–12 движений. Данная тренировка улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
«Письмо носом»
Упражнение выполняется в сидячем положении . Глаза прикрыть и вообразить, что нос — это ручка. Рисовать в воздухе цифры, буквы или животных. Выбрать, что подходит детям больше, в соответствии с их уровнем развития. Постепенно давать более сложные задачи.
Полезное видео
Источник