КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
картотека (средняя группа) по теме
КАРТОТЕКА
ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_1.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
(профилактика нарушений зрения)
Нарисуем яблоко круглое и сладкое.
И большое-пребольшое, очень вкусное такое.
Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
(нормализация тонуса глазных мышц)
Вот какой у нас арбуз:
Вдаль покатился – на место воротился.
Снова покатился – домой не воротился.
Перемещение взгляда с дальней точки на ближнюю.
Влево покатился, вправо покатился
Медленные движения глазами влево, затем вправо.
(снятие зрительного утомления)
Собачка бежит вправо, собачка бежит влево.
Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, например, на деревянную палочку с «собачкой» на конце.
И снова это делает она очень умело .
Повторяют те же движения.
Собачка к носу движется, а потом обратно.
На неё смотреть нам очень приятно!
Переводят взгляд с дальней точки на ближнюю и наоборот.
(тренировка глазных мышц)
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони.
А щенок не лает, глазки закрывает.
Закрыв глаза, поглаживать веки.
(укрепление внутренней мышцы глаза)
Белка прыгает по веткам,
Гриб несёт бельчатам-деткам.
Взгляд смещать по диагонали влево – вниз – прямо, вправо – вверх – прямо, вправо – вниз – прямо, влево – вверх – прямо и постепенно увеличивать задержки в отведённом положении, дыхание произвольное.
(нормализация тонуса глазных мышц)
Что, волчище, рыщешь?
Что ты, серый, ищешь?
Движения глазного яблока влево – пауза – затем вправо.
Я поужинать хочу – волчью ягоду ищу.
Круговые движения глаз по часовой и против часовой стрелки, не поворачивая головы.
(снятие зрительного напряжения)
Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза.
Крепко зажмурить и открыть глаза.
Смотрит хитрая лисица,
Ищет, чем бы поживиться.
Медленно прослеживать взглядом вправо, затем – влево за движущимся предметом – лисой, не поворачивая головы.
Пошла лиска на базар, посмотрела на товар.
Взгляд направлен вниз, затем – вверх.
Себе купила сайку, лисятам – балалайку.
Самомассаж века путём лёгкого надавливания на него тремя пальцами.
На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса.
Медленно перемещают взгляд вверх – вниз, не поворачивая головы.
На сосне сова осталась,
Выполняют круговые вращения глазами по часовой стрелке.
Под сосной лисы не стало.
То же против часовой стрелки.
Можно использовать зрительные тренажёры для фиксации взгляда.
(укрепление глазных мышц)
Дети вытягивают вперёд правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце. Это «кукушка».
Летела кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
Медленное движение взглядом влево – вправо, не поворачивая головы.
И кричала: «Ку-ку-мак,
Раскрывай один кулак!»
Прослеживают движения пальца вверх-вниз.
Ты, кукушка, не кричи, а немножко помолчи.
Закрывают глаза ладонями.
(профилактика нарушений зрения)
Совушка-сова, большая голова.
Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.
Маленькие ножки, а глаза как плошки.
Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.
Луп – луп – луп, луп – луп – луп…
Широко открывать глаза.
(профилактика зрительного утомления)
Вот летает мотылёк,
Крылышками порх! порх!
Быстро и легко моргать глазами.
Он летит на огонёк.
Остановиться, посмотреть на ближнюю точку – «огонёк».
Поскорей улетай, свои крылышки спасай!
Моргать глазами быстрее.
Посмотреть на дальнюю точку вслед улетающему мотыльку.
(укрепление мышц глаз)
Над цветком цветок летает
И порхает, и порхает…
Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной.
(укрепление глазных мышц)
Эй, пчела! Где ты была?
Дети смотрят на пчелу на палочке.
Дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за пчелой, не поворачивая головы.
Где летала? – По лугам.
Смотрят вверх, а потом вниз.
Что ребятам принесла?
Мёд! – ответила пчела.
Массируют веки, надавливая слегка пальцами.
(нормализация тонуса глазных мышц)
Кит плывёт как большой пароход.
Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.
Влево плывёт, вправо плывёт
Движения глазами влево – вправо.
А потом…как нырнёт!
Закрыть глаза и зажмурить их.
(профилактика нарушений зрения)
Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которых плавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.
На реке – камыши. Расплясались там ерши:
Медленное вращение глазами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.
Аналогичное движение глазами по кругу меньшего размера.
Круг – совсем малыши!
Такое же движение по самому маленькому кругу.
Круги могут находиться на ближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.
(нормализация здорового зрения)
Ёлочка, ёлочка, зелёная иголочка.
Медленные движения глазами вверх – вниз, не поворачивая головы, за ёлочкой на деревянной палочке.
С буйным ветром спорится,
Отвести тренажёр вдаль и посмотреть на ёлочку.
Перевести взгляд на ближнюю точку – к носу.
17. «Анютины глазки»
(тренировка силы мышц глаз)
Анютины глазки зажмурили глазки.
Анютины глазки открылись, как в сказке.
(Широко открыть глаза).Повторить несколько раз.
(снятие зрительного напряжения)
Шляпка, шляпка, шляпка,
Ножка, ножка, ножка.
Вот и гриб Антошка.
Дети представляют шляпку гриба и медленно обводят её глазами, не поворачивая головы, по часовой стрелке. Затем те же движения с воображаемой ножкой гриба. Повторяют все движения против часовой стрелки.
Мы снежинку увидали, со снежинкою играли.
Берут снежинку на палочке, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Медленно отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой, не поворачивая головы.
Снежинки влево полетели,
Глазки влево посмотрели.
Движения глазами влево.
Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.
Поднимают руку вверх и опускают вниз, медленно следя глазами за снежинкой; затем приседают, опустив снежинку на пол.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Закрывают глаза ладонями.
20. «Солнышко и тучки»
(профилактика нарушений зрения)
При выполнении упражнения использовать зрительные метки. Это могут быть картинки тучек, расположенных по углам квадрата стены («неба»), или воображаемые тучки.
Тучки по небу ходили,
Красно солнышко дразнили.
Не поворачивая головы, дети медленно переводят взор с одной тучки на другую по направлению, указанному педагогом – можно пронумеровать тучки или поставить указатели-стрелки и т.п.
А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем.
Переводят взор на солнышко в середину «неба» и отдыхают.
Солнышко услыхало, красное поскакало.
Обводят глазами большой круг по часовой, потом против часовой стрелки. Педагог может пустить солнечный зайчик по «небу», а дети будут прослеживать взглядом его движение.
По возможности это может быть и электронная физкультминутка для глаз.
(снятие зрительного напряжения)
Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить.
Вращать глазами по кругу.
Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
22. «Пальминг» (оптическое голодание) –
(расслабление мышц глаз)
Глазки ладошками закрылись
И в пещере очутились.
Раз-два-три, ничего не видим мы…
Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. Расслабиться.
(нормализация тонуса глазных мышц)
Пальчик к носу поднесём,
Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.
А потом отведём.
Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.
Поморгаем, помолчим и опять всё повторим.
Поморгать глазами и повторить всё сначала.
(профилактика зрительного утомления)
Дети «путешествуют» по офтальмотренажёру. По кругу расположены зрительные метки – герои известной сказки, а в середине круга под деревом сидит Айболит.
Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
Фиксируют взгляд на докторе Айболите.
Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица
Дети обводят их глазами по часовой и против часовой стрелки и «отправляют лечиться» к доктору.
Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!
Поморгать глазами и расслабиться.
(снятие усталости с мышц глаз)
Вы, метёлки, метите, метите,
И усталость сметите, сметите,
И усталость сметите, сметите,
Глазки нам хорошо освежите.
Выполнять частое моргание без напряжения глаз с небольшой паузой в середине текста.
(снятие зрительного напряжения)
Качу, лечу во весь опор.
Медленное движение глазами по кругу по часовой стрелке, не поворачивая головы.
Я сам – шофёр и сам – мотор.
То же против часовой стрелки.
Нажимаю на педаль,
Указательный палец подносим к носу и послеживаем за ним взглядом.
И машина мчится вдаль.
Отводим палец далеко вперёд и переводим взгляд на дальнюю точку.
(укрепление глазных мышц)
Использовать зрительный тренажёр – самолётик на деревянной палочке.
Пролетает самолёт, с ним собрался я в полёт.
Перевод взгляда с ближайшей точки на дальнюю.
Правое крыло отвёл, посмотрел.
Движение глазами вправо, не поворачивая головы.
Левое крыло отвёл, поглядел.
Я мотор завожу и внимательно гляжу.
Движение взглядом по кругу.
Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу.
Движение взглядом вверх – вниз.
(нормализация тонуса глазных мышц)
Вот отправился в полёт
Наш чудесный вертолёт.
Медленно поднимать глаза высоко вверх и фиксировать взгляд на «вертолёте».
Быстро крыльями кружит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Вращать глазами по кругу, не поворачивая головы, по часовой и против часовой стрелки.
Источник
Картотека зрительных гимнастик для детей разных возрастных групп
картотека
Очень интересный и полезный материал для воспитателей, а также и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_zritelnyh_gimnastik_dlya_raznyh_vozrastnyh_grupp.docx | 125.13 КБ |
Предварительный просмотр:
для детей разных возрастных групп
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Дождик, дождик, пуще лей.
Капай, капель не жалей.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише.
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
(Выполняют движения глазами снизу вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
(Выполняются движения глазами слева направо.)
Есть на елке даже шишки,
А внизу — берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Шляпки опят, как монетки горят.
(Дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят.
(Часто моргают глазами.)
Перед нами петушок –
(Дети смотрят перед собой.)
Он с земли зерно клюет.
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
(Смотрят влево, вправо, вверх.)
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом:
(Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами.)
Вот деревья, вот кусты,
Вот — душистые цветы.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
***
Ночь. Темно на улице.
(Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
В небе солнце катится
Словно желтый мячик,
(прослеживание глазами за движением солнышка
вверх – вниз, вправо – влево).
То за тучку спрячется
То по елкам скачет.
(- движение глазами по кругу в одну и другую стороны).
И за тучку закатилось.
(-поморгать и зажмурить глаза).
Рыбка плавала, ныряла,
Рыбка хвостиком виляла.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
(-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз)
Рыбка, рыбка, не ленись!
По волнам, по волнам,
Тут и там, тут и там.
(-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево)
Вот она какая, рыбка золотая.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу
Мы играли, рисовали
(выполняется действия, о которых идет речь).
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Слева – сосны, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
(Выполняют движения глазами вверх – вниз
Веселый мяч помчался вскачь.
(Дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(Смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота,
Добежал до поворота.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
Старшая и подготовительная группы
«Поиграем вместе с Варей…»
Поиграем вместе с Варей:
Мы налево поглядим,
Мы направо поглядим;
Ну а что там впереди?
А теперь поспим немножко:
Опустим веки, закроем глаза ладошками.
А пока мы отдыхали,
Варвара рассыпала детали!
Ну-ка, вниз мы поглядим,
Все детали разглядим!
А теперь посмотрим вверх –
Выше всех, дальше всех!
А сейчас дружно встали,
Потянулись вместе с Варей,
Наклонились вместе с Варей.
Присели! Встали! Сели!
Веселы, бодры мы снова,
И к занятию готовы!
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
(Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То же самое. Смотрят вверх. Вытирают» лицо руками.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Движения плечами.
Приседают, поморгать глазами.)
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз.
Глазкам нужно отдохнуть.
(Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все!
(Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагоговТема: «Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп».
Картотека опытов иэкспериментов для дошкольников.
Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале.
Документ содержит театрализованные игры для каждой возрастной группы.
театрализованные игры для разных возрастных групп.
Понедельник. Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.
Пальчиковая гимнастика — угикальный комплекс упражнений для развития ребенка. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления для дошкош.
Источник