Гимнастика для глаз для восстановления зрения близорукость у подростка

Содержание
  1. Упражнения для глаз при близорукости: восстановление зрения
  2. Причины миопии
  3. Чем полезны упражнения для зрения?
  4. Улучшение кровообращения
  5. Снижение утомляемости глаз
  6. Укрепление глазных мышц
  7. Кому нельзя делать упражнения для глаз?
  8. Эффективный комплекс гимнастики при близорукости
  9. Виды гимнастик для глаз и комплексы упражнений при миопии
  10. Методика лечебного массажа Жданова
  11. Упражнения при близорукости по системе Бэйтса
  12. Зарядка для глаз по системе Корбетт
  13. Комплекс упражнений Аветисова
  14. Очки-тренажеры – эффективность и как правильно пользоваться
  15. Как усилить эффект от упражнений?
  16. Видео
  17. Гимнастика и упражнения для глаз детям при миопии
  18. Содержание статьи:
  19. Влияние гимнастики, эффект
  20. Как правильно делать гимнастику для глаз? Комплекс упражнений
  21. Комплекс Э.С. Аветисова, выполняемый в школе и дома
  22. Комплекс для дома «Метка на стекле»
  23. Есть ли противопоказания для выполнения упражнений?
  24. Другие комплексы упражнений для детей с близорукостью
  25. Комплекс Бейтса
  26. Аппаратное лечение
  27. Упражнения для глаз с тренажерами
  28. Упражнения для дошкольников
  29. Не забывайте о гигиене зрения!

Упражнения для глаз при близорукости: восстановление зрения

САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ОСТАНОВИТЬ ПРОГРЕССИРУЮЩУЮ МИОПИЮ (близорукость) У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ — ЭТО ОРТОКЕРАТОЛОГИЯ (НОЧНЫЕ,ОК ЛИНЗЫ). С 2013 ГОДА КОРНЕОРЕФРАКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ВКЛЮЧЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ , КАК САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ МИОПИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Близорукость (миопия) – самое распространенное заболевание глаз. По статистике, это нарушение зрения в разной степени встречается почти у трети учеников старшей школы. А после университета этот показатель превышает половину.

Насколько ухудшится зрение, во многом зависит от самого человека. Главное, понимать, что миопия – это не приговор. Вы можете улучшить свое зрение или как минимум остановить его ухудшение. Только нужно не лениться и подготовиться к тому, что процесс займет несколько месяцев. Но результат стоит потраченных сил.

Читайте также:  Гимнастика для грудничка чтобы перевернулся

Причины миопии

При близорукости изображение формируется не на сетчатке глаз, а перед ней. Тогда человеку сложно распознавать предметы, которые находятся на значительном расстоянии, зато он хорошо видит в пределах 30-40 см. Так происходит в силу разных причин:

  • генетические;
  • тяжелые физические нагрузки;
  • травмы;
  • частое переутомление глаз;
  • проблемы с давлением, сердечно-сосудистые заболевания;
  • вредные привычки;
  • постоянные стрессы и частые недосыпания;
  • неправильное питание и пр.

Рацион, в котором не хватает полезных микроэлементов (цинк, медь, магний, хром и др.), провоцирует развитие глазных заболеваний. Для их профилактики особенно важно следить за тем, чтобы в питании не было дефицита «глазного» витамина А.

Важно понимать, что для лечения миопии не обязательно прибегать к радикальной хирургической операции. Во многих случаях заболевание можно победить с помощью комплекса упражнений и аппаратной коррекции. Эти методы совершенно безопасны. Даже если с их помощью не удастся восстановить зрение на 100%, можно как минимум оставить его ухудшение.

Оказывается, если папа и мама имеют миопию, их дети с вероятностью 50% со школьного возраста тоже получат это заболевание. А если у обоих родителей хорошее зрение, близорукость развиться только с вероятностью 8%.

Чем полезны упражнения для зрения?

Офтальмологи советуют делать упражнения для лечения близорукости детям и взрослым. Это особенно важно, если человек много времени проводит за компьютером.

Улучшение кровообращения

Упражнения на активизацию кровотока помогают обогатить глазные ткани достаточным количеством кислорода. Это способствует повышению остроты зрения.

Снижение утомляемости глаз

Поскольку близорукость часто развивается на фоне повышенной утомляемости глаз, важно регулярно снимать с них нагрузку. Это помогает заметно улучшить зрение.

Укрепление глазных мышц

Тренировки глаз во многом направлены на то, чтобы укрепить глазные мышцы. При близорукости сильно ухудшается фокусировка зрения. Во время гимнастики глазные мышцы постоянно напрягаются и расслабляются, изменяя фокусировку. Так человек тренируется четко видеть предметы на разном расстоянии.

Кому нельзя делать упражнения для глаз?

Гимнастика для глаз – один из самых безопасных способов улучшить зрение. Но такая тренировка тоже имеет свои противопоказания:

  • отслоение сетчатки;
  • реабилитация после операций;
  • инфекционные болезни глаз с воспалением.

В остальных случаях можно регулярно заниматься, даже просто для профилактики.

Эффективный комплекс гимнастики при близорукости

Чем раньше вы начнете бороться с миопией, тем выше шансы на успешный результат. Для этого подход должен быть комплексным:

  • регулярные посещения офтальмолога;
  • профилактические и лечебные тренировки для глаз;
  • контактная коррекция для хорошего дневного зрения без переутомления.

Ниже мы перечислим самые распространенные упражнения, которые помогают бороться с близорукостью. Однако это лишь вспомогательный способ. Чтобы вылечить или остановить миопию, рекомендуем также записаться на аппаратную коррекцию зрения в нашу клинику «Элит Плюс».

Если неправильно подобрать очки/линзы или вообще их не носить при первых проявлениях миопии, это может привести к прогрессированию болезни, так как глаза часто находятся в напряжении.

Виды гимнастик для глаз и комплексы упражнений при миопии

Существует множество методик гимнастики для глаз, рекомендованных офтальмологами. Но любые упражнения нужно делать без очков и линз. Тренируйтесь не спеша, в приятной расслабленной обстановке. Интенсивность упражнений нужно повышать постепенно, чтобы ваши глаза привыкли к новым задачам. Лучше заниматься после еды.

Методика лечебного массажа Жданова

Общественный деятель Владимир Жданов старается популяризировать немедицинский подход к восстановлению зрения. Он считает ношение очков вредной привычкой и предлагает массажный комплекс для избавления от миопии. Подробнее об этом автор методики рассказывает в пособии «Верни себе зрение».

Лечебный массаж Жданова предполагает воздействие на глаза и все лицо в целом. Упражнения важно делать в следующей последовательности:

  1. Начните со лба, поглаживая его мягкими массажными движениями несколько секунд.
  2. Разомните надбровные дуги и углубление между ними.
  3. Проработайте подушечками указательных пальцев участки под придаточными пазухами носа.
  4. Промассируйте ямки между ушами и щеками.
  5. Легкими похлопываниями пройдитесь подушечками пальцев по верхним векам.
  6. Средними пальцами вращательными движениями промассируйте кожу возле глазных яблок от уголков к внешнему краю. Затем повторите процедуру по очереди четырьмя другими пальцами.
  7. Три раза крепко зажмурьтесь и слегка растяните внешний уголки глаз пальцами.
  8. Разотрите ладони и подержите пальцы несколько минут на закрытых веках.

Научиться лечебному массажу по методике Жданова несложно. Его могут делать даже дети, хотя первые несколько раз им желательно делать это под руководством взрослых.

Все движения во время массажа должны быть легкими. Первые несколько раз желательно заниматься перед зеркалом, чтобы вы видели свои движения.

Упражнения при близорукости по системе Бэйтса

В основе теории врача Уильяма Горацио Бейтса мнение о том, что к миопии приводит умственное и психологическое напряжение.

Суть методики заключается в психологическом расслаблении. Уильям Бейтс уверяет, что только без нагрузки на глаза можно нормализовать зрение. Система основана на упражнениях для снятиях напряжения:

  • пальминг – предварительно потрите ладони друг о друга, а затем прикройте ими глаза;
  • мысленное представление – представьте белый лист и мысленно пишите на нем что-нибудь;
  • воспоминания – закройте глаза и погрузитесь в приятные воспоминания.

Врач изложил свои советы и теоретические изыскания в издании «Лечение несовершенного зрения без помощи очков».

Зарядка для глаз по системе Корбетт

Маргарет Корбетт – ученица доктора Уильяма Бейтса – разработала на основе его системы свою гимнастику для зрения:

  1. Упражнения по этой методике начинаются с пальминга, который длится минимум 5 минут.
  2. Когда глаза отдохнули, самое время приступать к гимнастике. Для этого вам понадобится две офтальмологические таблицы: обычного формата и маленькая копия.
  3. Большую таблицу повесьте на стену и встаньте на расстоянии 3 м от нее.
  4. Достаньте маленькую табличку и рассмотрите верхнюю строку символов. Немного отодвиньте листок бумаги и снова прочитайте те же буквы. Действие нужно повторить 3 раза.
  5. Посмотрите на эту же строчку большой настенной таблицы. Закройте глаза и носом «напишите» в воздухе увиденные буквы. Откройте глаза и взгляните на большую таблицу. Если вы сделали все правильно, буквы на ней станут более четкими.

После одного упражнения нужно закрыть глаза и отдохнуть, стараясь глубоко и спокойно дышать. Затем повторите действия, но уже с другими строками.

Автор такой методики утверждает, что через некоторое время все строки таблицы будут видны намного лучше. Когда это произойдет, нужно отойти от большой таблицы на 50 см и снова заниматься.

Комплекс упражнений Аветисова

Профессор Эдуард Сергеевич Аветисов – советский ученый с мировым именем. Его деятельность во многом повлияла на развитие офтальмологии с 60-х годов 20 века. Эдуард Аветисов разработал зрительную гимнастику для людей, чьи глаза часто напрягаются из-за учебы или работы. В его лечебный комплекс входят такие упражнения:

  • крепко зажмурьтесь на 5 секунд. Это упражнение нужно повторить 6 раз;
  • поднимите указательный палец на уровень глаз так, чтобы он находился на расстоянии около 30 см. Смотрите на верхнюю подушечку пальца, приближая его к глазам. Когда появится эффект двоения, остановитесь и верните палец в изначальное положение. Это упражнение нужно повторить 8 раз;
  • быстро открывайте и закрывайте глаза в течение 1 минуты;
  • слегка массируйте подушечками пальцев веки плавными круговыми движениями 1 минуту.

Такая небольшая тренировка улучшает кровообращение в глазных тканях, обогащает их кислородом и питательными веществами.

Очки-тренажеры – эффективность и как правильно пользоваться

Очки-тренажеры с темными перфорированными пластинками вместо стекол известны с давних времен. Из-за небольших отверстий в очках глазные мышцы человека не напрягаются, а на сетчатке формируется более четкая картинка.

Советский профессор А. Н. Дашевский разработал упражнения, которые нужно делать в таких очках для улучшения зрения:

  1. Распечатайте и повесьте офтальмологическую таблицу на уровне глаз. Она должна находиться на расстоянии 2,5 метра.
  2. Рассмотрите символы таблицы без очков и запомните, сколько строк вы видите.
  3. Наденьте очки-тренажеры и посмотрите в них на окружающие предметы, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.
  4. Рассмотрите таблицу и отметьте, сколько строк вы четко видите в очках-тренажерах. Подходите к таблице, пока четко не увидите самую нижнюю строку. Желательно, чтобы между вами и таблицей оставалось расстояние в 1,5-2 м. Если вы не видите нижнюю строку с этого места, поработайте пока с самой нижней строкой, которую четко видите.
  5. Полностью прочитайте строку, затем отойдите немного назад, чтобы увидеть эти же символы более размытыми. Они должны быть еще читаемыми, контуры только слегка расплываются. Продолжайте рассматривать строку, через некоторое время все символы станут четкими. В этом упражнении важно научиться отходить назад на самое малое расстояние, при котором зрение будет становиться четкими меньше чем за 3 секунды.

Если за 3 секунды символы не стали четкими, вы отошли слишком далеко. Вернитесь в исходную точку и попробуйте снова.

Если глаза видят одинаково, тренировать можно сразу оба, но если по-разному, то делать упражнения нужно для каждого глаза в отдельности. Начинать необходимо с худшего глаза, пока зрение не станет одинаковым у обоих.

Когда строка в очках будет видна с расстояния 2,5 м, переходите на следующую строку и продолжайте заниматься.

Тренироваться нужно 5-7 раз в день по 5-7 минут. Между упражнениями нужно делать небольшие перерывы до 10 минут.

Эффективны ли такие занятия? Об этом уже давно ведутся споры. Одна группа ученых считает, что очками-тренажерами стоит пользоваться как можно чаще, а другая заявляет, что толку от них не много.

Как бы там ни было, это медицинский прибор, который имеет свои показания и противопоказания. Поэтому пользоваться очками-тренажерами стоит только по назначению врача.

Как усилить эффект от упражнений?

Упражнения для повышения остроты зрения нужно делать каждый день, пока вы не почувствуете ощутимое улучшение. Первые результаты должны быть заметны спустя несколько недель.

Главное в гимнастике для глаз – регулярность. Даже если вы устали и не хотите долго заниматься, небольшая тренировка принесет больше пользы, чем периодические интенсивные упражнения.

В лечении любых глазных болезней важны комплексные меры. Так упражнения для зрения помогут, если использовать их вместе с другими методами.

Чтобы усилить эффект гимнастики, вам стоит обратиться в нашу офтальмологическую клинику, пропить курс витамин, назначенный врачом, использовать ночные ортокератологические линзы и методы аппаратной коррекции.

Видео

Источник

Гимнастика и упражнения для глаз детям при миопии

Содержание статьи:

У большинства людей, долгое время страдающих близорукостью, заболевание начинается в младшем школьном возрасте и развивается по мере взросления. Уже в первом классе от 12% до 20% детей страдают миопией. Наибольший риск прогрессирования близорукости приходится на период гормональной перестройки организма ребенка, и он совпадает наиболее высокими зрительными нагрузками в школе, поэтому к выпускному классу близорукость выявляется уже у 25-50% детей. Цифры являются ярким свидетельством наличия настоящей эпидемии «школьной близорукости»! И ситуация постоянно ухудшается — растет не только частота выявления близорукости у детей, но и количество пациентов с тяжелыми стадиями заболевания. Чем раньше удастся выявить проблемы зрения у детей, тем лучше будут результаты мероприятий по его сбережению.

Офтальмологи предупреждают: если родители хотят сохранить хорошее зрение у своего ребенка, они должны озаботиться ранней профилактикой близорукости уже в 4-5 летнем возрасте. Большим подспорьем в решении этой проблемы могут стать физическая активность ребенка особенно на свежем воздухе не менее 2-х часов в день (занятия спортом, фитнес и лечебная гимнастика — по показаниям) и комплексы упражнений для глаз, применяемых в школе и дома.

Многофакторному подходу по профилактике возникновения и стабилизации уже имеющейся близорукости всегда уделялось большое внимание в исследованиях советской и российской офтальмологии, которая, в отличие от других школ, всегда считала близорукость заболеванием. Любое заболевание легче профилактировать, чем лечить.

Одним из наиболее ярких представителей направления предупреждения близорукости в отечественной офтальмологии считается д.м.н. Э.С. Аветисов. Его труды с течением времени не утратили актуальности и становятся все более востребованными на фоне прогнозов о «мировой эпидемии близорукости». Согласно исследованиям Э.С. Аветисова «основу общей профилактики близорукости составляют укрепление здоровья и физическое развитие ребенка и подростка.

Повышение уровня физической активности, систематические занятия физической культурой, спортом имеют особое значение для учащихся школ». Сочетание упражнений для глаз с укрепляющими организм ребенка мероприятиями эффективно еще и при психоневрологических причинах снижения зрения. Эта комбинация позволяет устранять боль, резь и жжение в глазах, предотвращает появление головной боли от перенапряжения глазных мышц.

Из этого следует, что если речь идет о зрении, то заниматься нужно не только глазами, ведь в организме человека все взаимосвязано. Еще в исследованиях Е.И. Ливадо в 1970 г. было установлено, что снижение физической активности школьников на фоне зрительных нагрузок способствует развитию близорукости.

Исследования проведенные Сухиненко И.В. в 1980 г. показали, что девушки 15-17 лет с близорукостью средней степени (от – 3. 0 до — 6.0д) имели серьезное отставание по физическому уровню от сверстниц с нормальным зрением. У них отмечалось серьезное снижение кровотока в сосудах глаз, что вело к резкому ослаблению способности к аккомодации.

Физические упражнения умеренной интенсивности (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.) увеличивают кровоток и питание тканей глаза, что улучшает его аккомодационную способность.

Улучшению состояния аккомодационной системы глаза способствуют физические упражнения в движущимися предметами, т.е. переключению зрения с близкого расстояния на даль:

  1. Бросок мяча (любого типа) от груди партнеру на расстояние 5-7 метров.
  2. Передача мяча партнеру из-за головы.
  3. Бросок мяча одной рукой от плеча.
  4. Подбросить вверх и поймать мяч.
  5. Броски мяча в баскетбольное кольцо.
  6. Верхние и нижние передачи волейбольного мяча. Все упражнения выполняются по 7-10 раз.
  7. Игра в большой, настольный теннис, бадминтон.

А теперь поговорим о применении упражнений для глаз. Часто специалисты по коррекции зрения слышат вопрос: «Правда ли, что упражнения для глаз помогают улучшить зрение у детей?»

Влияние гимнастики, эффект

Нужно понимать, что если у ребенка есть заболевание, ставшее причиной снижения зрения – миопия, гиперметропия, астигматизм – он нуждается в постоянной коррекции зрения очками или линзами. Однако многолетним практическим опытом доказано, что при легкой и средней степени близорукости общеукрепляющие мероприятия и упражнения (гимнастика) для глаз способствуют:

  • улучшению кровоснабжения и питания структур глаза;
  • устранению напряжения глаз и их быстрой “разгрузке”;
  • уменьшению возможности возникновения спазма цилиарной мышцы или снижению его степени;
  • укреплению наружных мышц глаза;
  • укреплению склеры (наружной оболочки глаза), что оказывает стабилизирующее влияние, устраняя изменение размера глаза при увеличении близорукости.

Как правильно делать гимнастику для глаз? Комплекс упражнений

Для максимальной эффективности начинать каждое занятие, особенно дома, рекомендуется с легкого массажа подушечками пальцев рук окологлазничной области и глазных яблок через веки, что улучшает кровоснабжение и питание тканей не только в указанных зонах, но и в глазном яблоке ( Г.Г.Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян 2000 г.) – все упражнения необходимо делать только по назначению врача и очень аккуратно!

Упражнение 1. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием и вибрацией скользить по коже в надбровной зоне перемещаясь от центра к вискам.

Упражнение 2. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием и вибрацией скользить по коже у нижнего края глазницы перемещаясь от центра к вискам.

Упражнение 3. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием скользить по коже в средней части верхнего века перемещаясь от внутреннего угла глазной щели к наружном.

Каждое упражнение выполняется в течение 3 минут. Далее повторить все упражнения, но с использованием подушечек указательного и среднего пальцев, т.е. расширив зону массажа. Время выполнения каждого упражнения 3 минуты. Использование аппаратных методик и специальных масок в домашних условиях у детей нежелательно – так как не проводились соответствующие исследования и апробации. Теперь переходим непосредственно к упражнениям для глаз.

Комплекс Э.С. Аветисова, выполняемый в школе и дома

Предназначен для профилактики близорукости у детей школьного возраста. Он помогает укрепить глазные мышцы и аккомодационный аппарат, улучшить питание тканей глаза. Рекомендуется детям, имеющим генетическую предрасположенность к близорукости и маленьким пациентам с первыми признаками заболевания. Комплекс упражнений Аветисова может использоваться для поддержания остроты зрения у детей, испытывающих серьезные зрительные нагрузки, так и при сформировавшейся близорукости. Начинать упражнения следует с небольших нагрузок, постепенно увеличивая их в течение недели.

Стандартный комплекс упражнений для детей в первый день занятий можно “урезать” вдвое, затем постепенно, в течение нескольких дней доводя его до нужного уровня. Упражнения следует выполнять регулярно, не пропуская ни дня – в противном случае эффект будет частичным или отсутствовать вовсе:

  1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох и наклонившись вперед выдохнуть. 5-6 повторов.
  2. Откинувшись на спинку стула крепко зажмурить глаза на 5-6 секунд, затем открыть. Сделать 5-6 повторов.
  3. Быстрое моргание глазами 15 секунд и 10 секунд — без моргания. 3 — 4 повтора.
  4. Положение сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть правой руки, затем влево и посмотреть на локоть левой руки. Исходное положение. 5-6 повторов.
  5. Положение сидя. Поднять глаза от пола вверх на потолок. Вращение глазами по часовой и против часовой стрелки — 6 вращений в каждую сторону.
  6. Вытянуть руки вперед и смотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх на вдохе, следя за пальцами не поднимая головы. Опустить руки на выдохе. 4-5 повторов.
  7. Вытянуть руку перед собой, подняв большой палец и зафиксировать взгляд на его кончике в течение 3-5 секунд, затем медленно приблизить палец к носу, пока не начнет двоиться, не отводя от него взгляда и отвести руку в прежнее положение (до 8 повторений).
  8. Положение стоя. Полусогнутую руку медленно перемещать справа налево, фиксируя взгляд на кончике поднятого большого пальца и обратно. 10-12 повторов.
  9. Закрыть глаза и кончиками указательных пальцев легко массировать их через веки 30 секунд.

В период освоения комплекса необходимо контролировать, чтобы ребенок выполнял все движения правильно.

Упражнения для усложнения п. 5 комплекса – «нарисовать» в пространстве глазами геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, восьмерку вертикальную и горизонтальную.

Комплекс для дома «Метка на стекле»

Данное упражнение нужно применять после каждых 30 минут письма, чтения и работы с компьютером:

  1. К оконному стеклу на уровне глаз ребенка прикрепите круглую метку диаметром 3-5 мм.
  2. Вдали на линии взора обозначьте и назовите ребенку объект, на котором надо фиксировать взгляд.
  3. Двумя глазами с расстояния 30-35 см в течение 2-3 секунд фиксируется взгляд на метке, затем на удаленном объекте 2-3 секунды и снова переводится на метку.
  4. Первые два дня выполнять упражнение 5 минут, последующие — по 7 минут.

Выполнять упражнение 2-5 раз в день. Использовать как дополнение к основному комплексу.

Есть ли противопоказания для выполнения упражнений?

При наличии осложнений, вызванных близорукостью некоторые состояния, могут усугубляться при гимнастических нагрузках. Это:

  • отслойка сетчатки (не допустимо усиление кровообращения и механическое воздействие);
  • глазные инфекции (конъюнктивит, блефарит);
  • травмы глаз;
  • тяжелая степень близорукости.

При косоглазии и амблиопии (т.н. “ленивый глаз”) также не применяются стандартные упражнения, разработанные для близорукости. Для них существуют специальные комплексы упражнений для глаз.

Упражнения, входящие в детские комплексы при близорукости, имеют определенную направленность. Одни упражнения предназначены для снижения утомляемости глаз, другие — для укрепления глазных мышц, третьи — для улучшения кровообращения или аккомодации. Например, некоторые ученые предполагают психоэмоциональные причины напряжения глазных мышц у детей.

Помните, что выбор конкретного комплекса упражнений при миопии должен всецело лежать на офтальмологе. При этом должно учитываться общее физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, здоровье его глаз и степень близорукости, а также образ жизни и возраст юного пациента.

Перед выполнением упражнений обязательно следует пройти диагностическое обследование и проконсультироваться с врачом-офтальмологом.

Другие комплексы упражнений для детей с близорукостью

Комплекс Бейтса

Литература о системе Уильяма Горацио Бейтса и его ученицы М. Корбетт – создателя немедикаментозного лечения рефракционных нарушений зрения, на основе теории аккомодации за счет работы глазодвигательных мышц и отвергнутой мировым офтальмологическим сообществом в 30-х годах прошлого века, как и многое другое, появилась в Советском Союзе в период «перестройки». Автор труда не отмечает, что разработанная система предназначена для профилактики и лечения близорукости у детей. Нет данных о том, кем и когда в нашей стране эта система была адаптирована для детей.

Одним из краеугольных камней теории является достижение полного расслабления глазодвигательных мышц с помощью аутотренинга (медитации), т.н. «пальминга», методику выполнения которого, наверное, не сможет освоить ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. и взрослому это сделать непросто. На сегодняшний день в интернет пространстве, даже от лица очень известных офтальмологических клиник(частных), представлено большое количество различных вариантов этой системы, в которых «пальминг» сведен к простому закрыванию глаз ладонями рук. А без него тренировки по системе У. Бейтса не работают. Настораживает, что ни один из авторов, предлагающих в РФ наиболее известные варианты комплексов упражнений в применением «пальминга», не является офтальмологом.

В западном мире существует модификация системы У. Бейтса, предложенная М. Уиндолфом, базирующаяся на «пальминге». Но считается, что применение этого метода может вызвать перенапряжение и дискомфорт у ребенка, он имеет противопоказания. Нет статистических данных об эффективности применения системы У. Бейтса. Заслуживает внимания следующий достоверный факт. Один из друзей и ярый пропагандист системы У. Бейтса известный писатель-романист Олдос Хаксли, демонстрируя публике свою «победу» над «старческой дальнозоркостью», читал текст на близком расстоянии, не пользуясь очками, и вдруг замолчал. История умалчивает о том, как он вышел из этой ситуации. Позднее в приватной беседе О. Хаксли признался, что забыл выученный наизусть текст.

Аппаратное лечение

Для его проведения в отечественной офтальмологии было разработано множество методик. От классической физиотерапии (электрофорез с медикаментами, электростимуляции цилиарной мышцы и зрительного нерва) до приборов на основе магнитного и лазерного воздействия.

Для аппаратного лечения иногда используется прибор «Визотроник». Кроме того, есть несколько компьютерных программ, которые могут быть использованы для улучшения зрения детей. Обратите внимание, что речь идет об отечественных разработках. Дело в том, что вплоть до недавнего времени западные практические школы не рассматривали близорукость как заболевание, а всего лишь как состояние зрения, нуждающееся в коррекции. Аппаратное лечение тоже имеет недостатки. И в первую очередь это затраты, связанные с регулярным посещением медицинского учреждения. Во – вторую, отсутствие стабильного и длительного эффекта. Мнение по этому поводу можно услышать в этом видео.

Упражнения для глаз с тренажерами

В этом разделе также существует масса методик. Наиболее известные это оптические тренажеры и так называемые «перфорационные очки». В первом случае для тренировок применяются комбинации очков с определенной силой линз, во-втором, линейка с призмами разной силы. Оба метода базируются исследованиях. В третьем варианте на фоне массированной рекламы отсутствует четкое понимание принципа действия данного устройства, как и статистики о его эффективности. Как и все перечисленное, тренажеры не дают перманентного эффекта.

Упражнения для дошкольников

Упражнения для глаз при близорукости, приведенные выше, подходят дошкольникам в качестве профилактических мер.

Маленьким детям бывает сложно понять, что именно от них хотят родители, поэтому взрослым рекомендуется выполнять упражнения вместе с ними. При этом следует помогать маленьким пациентам — например, рисовать пальцами фигуры или обводить их на карточках.

Для упражнений с детьми можно использовать практически любые предметы в доме.

Например, попросите малыша обвести взглядом контуры мебели. Или расклейте на стены и мебель стикеры с фигурками и попросите ребенка найти нужную фигурку взглядом, не поворачивая голову. При этом фигурки могут отличаться по цветам, что положительно сказывается на тренировке зрения.

Не забывайте о гигиене зрения!

Очень важным моментом профилактики является соблюдение правил гигиены зрения при зрительных нагрузках на близком расстоянии: длительном чтении и работе с компьютером. Необходимы перерывы на 5-10 минут через 30-40 минут для выполнения упражнений. Должно быть достаточное освещение рабочего места (с левой стороны, не в глаза, а на поверхность стола и не слишком яркое), правильное положение тела ребенка (без наклонов в стороны) на рабочем месте с соблюдением дистанции от глаз до объекта зрительной работы (30-40 см). Некоторые рекомендации для работы с электронными устройствами:

  1. При пользовании гаджетами (например, электронными книгами) стоит выставить везде максимальный размер шрифта.
  2. Не следует читать или пользоваться гаджетами при недостаточном освещении — лучше всего делать это при рассеянном естественном свете.
  3. После каждых 15-20 минут работы на близком расстоянии дошкольникам и детям младшего школьного возраста следует выполнять комплекс «Метка на стекле».
  4. Не забывайте о 2-часовых прогулках на свежем воздухе с активными играми (особенно такими, где ребенку нужно следить за мячом, воланом, фокусируя зрение на перемещении предмета вблизи и вдаль).
  5. Правильный режим питания без голодания и обезвоживания благотворно влияет на состояние глаз. Также рекомендуется включить в рацион продукты с высоким содержанием витаминов А, Е и С и содержащие зеаксантин и лютеин.

Помните о комплексном подходе для профилактики и лечения близорукости.

Ничто в этой статье не должно быть истолковано как медицинский совет или заменять рекомендации медицинского работника. По конкретным вопросам обращайтесь к своему офтальмологу.

Литература:
1. Э.С. Аветисов. «Близорукость», — М. Медицина, 1986 г. стр.208-229.
2. Э.С. Аветисов. «Охрана зрения детей»-М. Медицина, 1975 г. стр.60-89.
3. Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. «Занятия физической культурой при близорукости».- М. Физическая культура и спорт, 1983 г.
4. Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян.» Специальная физическая культура для слабовидящих школьников». М. Советский спорт. 2000 г. стр.118-137.
5. Баранов А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах/ А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: Медицина, 2005. Стр. 8-17.

Источник

Оцените статью