Гимнастика для глаз для детей старшего дошкольного возраста

«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Венера Галимова
«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее доступных видов деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности.

Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние органа зрения. Они способствуют активизации и восстановлению зрения.

Представленные зрительные гимнастики направлены на улучшение работы глазодвигательных мышц, снятие и предупреждение переутомления зрительного аппарата.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

— индивидуальный подход в зависимости от возраста;

— постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

— сочетание с двигательной активностью.

Тема Название гимнастики Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет.

Тебе хвостик отгрызет.

Смотрят вправо, влево.

Моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий.

Там редиска, там салат.

Наша грядка просто клад.

Моргают глазами

Смотрят влево – вправо.

Моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Моргают глазами.

Смотрят вправо, влево.

Смотрят вверх, вниз.

(повторить 2 – 3 раза)

В огороде мы гуляем,

За овощами наблюдаем.

К солнцу тянется лучок

И горошка стручок.

Вот морковка красная,

Справа – баклажан, капуста

Разрослась на грядке густо.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами.

Закрывают глаза. (5- 10 секунд)

(повторить 2 – 3 раза)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе — лимон,

Фруктовый кисленький барон.

Справа – яблоко в корзине.

Его купили в магазине.

Ну, а снизу апельсин,

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта – угадали.

Моргают глазами.

Смотрят перед собой.

Закрывают глаза.

Открывают глаза, отвечают – 4.

(повторить 2 – 3 раза)

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

И бананы, и гранаты

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Быстро моргают глазами.

Сильно зажмуривают глаза.

(повторить 2 – 3 раза)

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево – вправо.

Смотрят вверх – вниз.

Зажмуривают глаза.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз, затем вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами 8 раз.

(повторить 2 раза)

Ветер тихо клен качает.

Влево — вправо наклоняет,

Ветер дует, задувает,

Листья с дерева срывает.

Закрывают глаза.

Двигают глазами влево – вправо.

Двигают глазами вверх – вниз.

Быстро моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки

Вот такой ширины.

Есть над нашей ёлкой шишки,

Рядом есть – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Фиксируют взгляд наверху, затем смотрят вперёд.

Фиксируют взгляд справа, затем смотрят вперёд.

Фиксируют взгляд слева, затем смотрят вперёд.

Фиксируют взгляд внизу, затем смотрят вперёд.

Зажмуривают глаза.

(повторить 2 раза)

Может с крыши, может с неба

То ли вата, то ли пух,

Или, может хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка? Смотрят вверх, смотрят вниз.

Смотрят вправо, смотрят влево.

Моргают глазами.

Широко открывают глаза.

(повторить 2 раза)

Посмотри – ка вокруг, сколько опят!

Шляпки грибов, как монетки горят.

От шляпок рябит в глазах у ребят.

Выполняется с фиксацией взгляда на указательный палец (можно использовать элементы пальчикового театра – грибы, повторить 2 – 3 раза.

Смотрят влево – вправо. (2 раза)

Быстро моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я – подосиновик.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят вдаль на точку фиксации (н-р: на окне или др.).

Закрывают глаза. (5- 10 секунд)

(повторить 2 – 3 раза)

«Грибы» На лесной полянке

Среди травы и пней

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Растут грибы, грибочки.

Готовим кузовочки! Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят вперёд, вдаль.

Моргают глазами.

(повторить 2 – 3 раза)

Ах, листочки как летят,

Всеми красками горят.

Лист кленовый, лист резной,

Шу – шу – шу, шу – шу – шу,

Как я листьями шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой!

Выполняется с реальным предметом или имитацией (лист клёна) в руке педагога.

Педагог выполняет действия с предметом, дети про-слеживают их взглядом.

Смотрят сверху вниз.

Смотрят снизу вверх.

Смотрят влево, вправо.

Смотрят влево, вправо.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Прослеживание траектории «полёта» листа.

(повторить 2 раза)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены.

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, осень в золото одета!

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево – вправо.

Смотрят вверх – вниз.

Зажмуривают глаза.

Открывают глаза.

(повторить 2 — 3 раза)

«Осенний лес» Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес.

Слева сосны, справа – дуб.

Дятел сверху тук да тук.

Глазки ты закрой, открой

И скорей бегом домой!

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Смотрят влево – вправо.

Моргают глазами.

Закрывают, открывают глаза.

(повторить 2 — 3 раза)

Наше тело «Глазки»

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.

Моргают глазками.

(повторить 2 — 3 раза)

Нарядили ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

В грязь не заходите.

Сапожки не порвите.

Выполняется у окна с видом на дорожку к детскому саду.

Смотрят вниз на ноги.

Смотрят вдаль – прослеживают путь по дорожке от детского сада вдаль и обратно.

Моргают глазами.

(повторить 2 — 3 раза)

«Части тела» Глазки вправо, глазки влево.

И по кругу поведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко отдохнём.

Посмотри на кончик носа

И на лоб свой посмотри.

Вправо – влево ты на руки,

Вниз на ноги посмотри.

Глазки закрываем.

А сейчас давай опять

Глазки заставляй моргать.

Смотрят вправо – влево.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Моргают глазами.

Смотрят на «кончик носа» — вниз.

Смотрят на «лоб» — вверх.

Руки в стороны — вперёд: смотрят на кончики паль-цев правой, затем левой руки.

Смотрят на педагога.

Закрывают глаза, спокойно дышат.

Моргают глазами.

Предметы гигиены «Мочалка»

Мочалка у Иринки

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовая стала.

Выполняется с реальным предметом или имитацией мочалки в руке.

Фиксируют взгляд на предмете в вытянутой вперёд руке, выполняют плавные движения – вверх — вниз, прослеживают их взглядом.

(повторить 2 — 3 раза)

Говорит дорожка – два вышитых конца.

Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в пол дня испачкаешь меня.

Смотрят влево, вправо.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз

Моргают глазами.

(повторить 2 — 3 раза)

«Про зубную щетку»

Чтобы зубы были белыми

Нам зубную щетку сделали,

С выгнутою спинкой,

С твердою щетинкой.

Улыбайся во весь рот,

Пусть любуется народ.

Выполняется с реальным предметом или имитацией в руке педагога. Педагог выполняет действия с предметом,дети прослеживают их взглядом:

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

(Имитация чистки зубов)

Улыбнуться друг другу.

(повторить 2 — 3 раза)

Моя семья «Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – бабушка моя,

И у нас разлада нет.

Моргают глазками.

(повторить 2 — 3 раза)

Бабушка очки надела,

У стола на стул присела.

Только в книжку заглянула,

Улыбнулась и … заснула.

Закрывают глаза на 5 – 10 сек.

(повторить 2 — 3 раза)

«Здесь живёт моя семья»

Стоит дом в два этажа,

Здесь живет моя семья.

Возле дома дивный сад.

Тут мы любим отдыхать.

Справа по дорожке мама с братиком любят гулять.

Слева – на скамеечке дедушка с бабушкой сидят.

Там вдали отец с сестрой я гляжу.

И с улыбкой с лавочки за всеми я слежу. Смотрят снизу вверх.

Смотрят сверху вниз.

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

(повторить 2 раза)

Один, два, три, четыре!

Кто живёт в моей квартире?

Один, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать.

Папа, мама, брат, сестрёнка

Мой щегол, сверчок и я.

Вот и вся моя семья! Моргают глазами.

Смотрят вправо, влево.

Моргают глазами.

Смотрят вправо, влево.

Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.

Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.

Моргают глазами.

(повторить 2 раза)

Детская гимнастика для глаз Детей уже с 2-х лет следует обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть. Необходимо.

Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения Задачей образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения является не только проведение с детьми специальной коррек-ционной образовательной.

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Гимнастика для глаз»

Наталья Борзяк
Конспект занятия в старшей группе «Гимнастика для глаз»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Чайка»(корпус2)

Конспект занятия в старшей группе «Гимнастика для глаз»

Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем и не будет ли у него проблем с глазками в школе.

-укрепление глазных мышц

— общее оздоровление зрительного аппарата.

Периодическая гимнастика для глаз дает возможность мозгу лучше работать и понимать происходящее вокруг. Кроме того, благодаря подобным процедурам у ребенка улучшается память. Все это очень важно в детском возрасте.

Основные правила зрительной гимнастики для глаз:

o Игровая форма, стишки, потешки. Это не даст заскучать, а упражнения станут веселыми и эффективными;

o Во время тренировки голова остается неподвижной (за исключением упражнений, связанных с физической активностью);

o Выполнять гимнастику систематически, тогда будет польза.

o Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

o Упражнения можно выполнять в разной последовательности.

Не нужно думать, что если у ребенка нет никаких проблем со зрением, то он находится вне зоны риска, а значит – и гимнастика ему эта не нужна. Её назначают даже для детей, у которых нет никаких жалоб, только чтобы подготовить глазки к школе, где нагрузка на них увеличатся в несколько раз.

Лёгкие, весёлые, ненавязчивые, упражнения помогут ребёнку не знать проблем со зрением ни до, ни после школы.

Следует обратить внимание, что упражнения для глаз, как и любой другой вид гимнастики, несут пользу лишь в том случае, если выполнять их правильно, регулярно и длительно. Лишь соблюдение этих правил помогут достичь Вам желаемого результата. Превратите это в ежедневную увлекательную игру! Гимнастику для глаз можно использовать на НОД, во внеурочное время, дома.

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята, приглашаю вас мысленно со мной совершить необычную экскурсию и побывать в загадочном городе. Закройте глаза, а теперь откройте.

(Подводит детей к рисунку с изображением дома в где за шторкой на окне глаза– зрачок.)

Отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы пришли. «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят». (Глаза.) верно, это глаза, и город называется Глазоград.

Как вы думаете, кто из птиц самый зоркий? (Орел,сокол, сова).

Зачем нужны глаза человеку? (помогают видеть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму). Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Ответы детей).

Давайте рассмотрим глаз. В нем есть цветное колечко – радужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден черный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Это зрачок.

Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза (включает на несколько секунд свет, затем выключает). Что произошло со зрачком в темноте? (Он расширился). А при свете что происходит? (Зрачок сужается).

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз

Дети: «Морковь, черника, перец…»

Воспитатель: «А еще очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, сливочное масло, рыба, молоко и т. д.».

Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи – веко, ресницы, бровь.

Они защищают глаз от пыли, ветра и пота.

Есть еще один страж. Он вам всем хорошо знаком – это слезы. Они тоже защищают глаза в случае, если в них попадают соринки.

Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам следует умываться. Глазам, как и нам, полезна физкультура. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте, выполним ее все вместе.

Послушайте строки стихотворения

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

…Чтобы смело корабли

По морям студеным шли –

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

Слушайте меня внимательно и повторяйте все движения рук и глаз.

(прогревание глаз теплом от ладоней.)

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко. (Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)

Ладошки –это лодочки у нас:

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

(звучит тихая музыка релаксация звуки чаек и моря)

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

А вои сейчас перед нами раскинулся осенний лес. (упр. «Осень»)

(улучшения координации движений глаз.)

Вот стоит осенний лес!

(выполняют круговые движения глазами)

В нем много сказок и чудес

Слева – сосны, справа – ели.

(Выполняем движения глазами влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук,

(Выполняем движения глазами вверх – вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей беги домой!

А по дороге домой наши глазки встретились с осликом. (упр «Ослик»)

(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу — свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Кружится в глазах листва,

(Выполняются круговые движения глазами.)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Закрывают глаза, открывают.)

Ослик понял, что наступает ночь. (упр. «Ночь»

Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.

(Выполняют действия, о которых идет речь)

Ночь. Темно на улице

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

И посмотрел Ослик на звёздочки и понял, что пора спать и заснул волшебным сном. И мы с Вами последуем этому примеру.

Релаксация. (под музыку)

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко. ровно. глубоко.

Наши руки отдыхают.

Шея не напряжена. И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко. ровно. глубоко. (Пауза)

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись! Вот мы и проснулись!

Воспитатель» Ребята нам пришло время возвращаться. Глазки закрываем и открываем вот и снова мы д. саду.

Что нового мы сегодня с вами узнали? (

1. У кого самый зоркий глаз?

2. Зачем нужны глаза человеку?

3. Что происходит со зрачком в темноте, а что при свете?

4. Какие стражи защищают наши глаза?

5. Для чего нужна зарядка для глаз?

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

master-klas_73hsa.pptx | 3879,46 Кб

Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе Чтобы помочь малышу в послеобеденное время восстановить силы для новых свершений, стараемся.

Гимнастика для глаз. Тренажёры своими руками Современный мир развивается с поразительной скоростью. Век информационных технологий таит в себе множество факторов негативно влияющих на.

Гимнастика для глаз «Веселая неделька» для детей 5–7 лет Гимнастика для глаз «Веселая неделька» Цель: профилактика нарушений зрения детей Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Сейчас,когда нам приходится сидеть дома,наши дети стали много времени проводить у телевизора и компьютера. Снять напряжение с глаз можно.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры — все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз юным блогерам» 14 июня международный день блогера. Наши дети растут в мире, где компьютер — такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое.

Мастер-класс «Гимнастика для глаз» Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит,.

Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в старшей группе Планирование оздоровительной гимнастики для глаз в старшей группеСентябрь «Солнышко и тучки» Солнышко с тучками в прятки играло. Посмотреть.

Источник

Читайте также:  Медитация для активации жизненной энергии
Оцените статью