Гимнастика для детей с энцефалопатией

Комплекс лечебной гимнастики при нейроциркуляторной дистонии с гипотоническим синдромом.

ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ

Измерение АД и PS

До ЛГ самомассаж или массаж нижней части грудной клетки, области живота, пояснично-крестцовой области и ног лежа на животе с использованием приемов вибрации и сотрясения, ударного воздействия.

  1. И.П. — лежа, руки вдоль туловища, ноги прямые. Расслабиться, спокойно, продолжительно вдохнуть через нос, выдохнуть через рот. 6-8 раз.
  2. И.П. — то же. Голову повернуть вправо, ладонь правой руки положить на левую половину шеи, «погладить ее от угла нижней челюсти к ключице. То же левой рукой на правой половине шеи. По 3-4 раза.

З. И.П. — то же. Попеременно поглаживать ладонями лоб от середины к вискам 30 сек. Затем растереть виски кончиками средних пальцев.6-8 круговых движений.

  1. И.П. — то же. Руки через стороны вверх, соединить ладони. Потянуться – вдох, руки вдоль туловища — выдох. 8-10 раз.
  2. И.П. — то же. Поднять правую ногу на 30″, произвести круговые движения в тазобедренном суставе то в одну, то в другую сторону. Повторить левой ногой. По 4-5 раз.
  3. И.П. — то же. Руки в стороны — вдох, сесть, наклониться вперед, достать пальцами рук стопы — выдох . 4-5 раз.
  4. II. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ.
  5. И.П. — сидя на стуле, руки на сиденье. После глубокого вдоха, на выдохе поочередное поднимание то одной, то другой ноги. По 4-5 раз.
  6. И.П. — то же. Глубоко вдохнуть, наклонить туловище влево, усилив наклон и выдох поднятой правой рукой. Одновременно выставить левую ногу вперед, оперев на пятку. То же с другой стороны. По 4-5 раз. Т.М.
  7. И.П. — сидя, прислонившись к спинке стула, руки на коленях. Медленный вдох через нос на 2-3 сек., задержать дыхание и в это время 2-3 раза подряд вы­пячивать и опускать живот. Выдохнуть прерывающейся сильной струей через рот, наклоняя голову вниз, в сторону и назад. Наклоны то влево, то вправо. 4-6 раз.
  8. И.П. — то же, в руках гантели (1-1,5кг). Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. 6-8 раз. Т.М.
  9. И.П. – сидя, руки к плечам. Поднимите руки вверх и выпрямите корпус — вдох, слегка наклонив корпус, прижмите плечи к грудной клетке — удлиненный выдох. 6-8 раз. Т.С.
  10. И.П. – сидя, руки опущены, ноги вытянуты. Разведите руки и ноги – вдох, сведи­те ноги, обняв руками грудную клетку — выдох. 6-8 раз. Т.С.
  11. И.П. – стоя, руки на поясе. Подтянуть колено к животу – выдох, вернуться в и.п. — вдох. По 4-5 раз каждой ногой. Т.М.
  12. О.С. — руки поднять в стороны, наклон в сторону — выдох, и.п. — вдох. По 5-6 раз в каждую сторону. Т.С.
Читайте также:  Школа художественной гимнастики шанс

Упражнение на координацию движений:

  1. И.П. — стоя, ноги расставлены шире плеч, руки опущены вниз.

Поднять руки вверх – вдох, наклониться вперед, стараясь коснуться руками пола — выдох. До 10 наклонов.

Это упражнение делают сначала с открытыми глазами, а через некоторое время при хорошем самочувствии — с закрытыми.

  1. Ходьба обычная с постепенным замедлением темпа. 1,5-2 мин. Ходьба с разведением — сведением лопаток-1 мин. Т.М.

Подсчет пульса.

17.И.П. — сидя, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить — выдох. 8-10 раз.

  1. И.П. — сидя. Наклонить голову вниз – выдох, поднять ее вверх — вдох. Плавно. 8-10 раз.
  2. И.П. — то же. Повороты головой влево, вправо. Плавно. Д.П. 8-10 раз.

2O. И.П. — то же. Наклонить голову к левому плечу, выпрямить. То же — к правому плечу. Плавно. Д.П. 8-1О раз.

  1. И.П. — стоя, руки за голову. Отвести прямую ногу в сторону и вернуться в и.п. То же другой ногой. 4-5 раз. Т.С.
  2. И.П. — то же, руки опущены. Поднять руки вперед, присесть – выдох, вернуться в и.п. — вдох. Не задерживать дыхание на выдохе. 10-15 раз. Т.С.
  3. И.П. — стоя лицом к стене, руки в упоре. С максимальным усилием надавить на стену. 4 раза по 3-4 сек.

Подсчет пульса.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЗАНЯТИЯ.

  1. Ходьба обычная. 1 мин.
  2. И.П. — стоя, ноги вместе, одной рукой обопритесь о спинку стула. Махи ногой вперед — назад с расслаблением мышц. 5-6 раз каждой ногой. Д.П.

Источник

Детский массаж при перинатальной энцефалопатии

Перинатальная энцефалопатия объединяет ряд синдромов. Самыми распространенным являются:

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Его признаки: увеличивается период бодрствования ребенка, он часто плачет без причины, малышу трудно заснуть, сон беспокойный и поверхностный. Периодически возникают непроизвольные подергивания ручек и ножек, внезапные усиления двигательной активности.
  • Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — собирательный диагноз, объединяющий большую группу мозговых дисфункций, разных по причинам возникновения и появляющихся в перинатальный период.

Перинатальная энцефалопатия объединяет ряд синдромов. Самыми распространенным являются:

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Его признаки: увеличивается период бодрствования ребенка, он часто плачет без причины, малышу трудно заснуть, сон беспокойный и поверхностный. Периодически возникают непроизвольные подергивания ручек и ножек, внезапные усиления двигательной активности.
  • Судорожный (эпилептический) синдром. Его признаки: периодически появляются подергивания и напряжения ручек и ножек, непроизвольные повороты, сгибания головы, неожиданные вздрагивания.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Для него характерны следующие визуальные признаки: увеличение размеров головы, задержка закрытия большого родничка и его усиленная пульсация, частые срыгивания, запрокидывания головы, беспокойный поверхностный сон.
  • Синдром двигательных нарушений. Имеет следующие проявления: дисбаланс мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности, возможно также возникновение асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей.

Необходимо помнить, что диагноз ставит только врач. Поэтому если Вы заметили вышеперечисленные симптомы у ребенка, обращайтесь за помощью к медицинским специалистам, не занимайтесь самодиагностикой и самолечением.

Детский массаж — механизм действия

Повышенное (гипертонус)/сниженное (гипотонус) напряжение мышц ребенка наблюдается с рождения и все органы и системы, а также процессы, происходящие в организме ребенка, вынуждены подстраиваться к этому состоянию. Это мешает ребенку развиваться. При двигательных нарушениях основной акцент восстановительного лечения приходится на детский массаж. Регулярные сеансы помогают добиться нормализации мышечного тонуса ребенка. Детский массаж при гипертонусе напряженные мышцы расслабляет, а при гипотонусе укрепляет и на смену имеющемуся мышечному дисбалансу приходит новое — максимально комфортное — состояние, которое и есть норма.

Лечебный детский массаж и гимнастика способствуют развитию хватательной и опорной функции рук и опорной функции стоп, развитию чувства равновесия. Более того, детский массаж — это и в некотором роде тренировка умений и возможностей ребенка, что положительно сказывается на укреплении здоровья малыша. А в случаях, когда у ребенка наблюдается ассиметрия мышечного тонуса туловища и конечностей и тело выглядит как дуга, лечебный детский массаж и гимнастика незаменимы для исправления этого нарушения.

Как видите, польза массажа очевидна. В сочетании с лечебной гимнастикой и медикаментозной терапией, назначенной лечащим врачом, удается снять негативные проявления перинатальной энцефалопатии.

Источник

Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии

Анна Владимировна Снеткова
Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии

Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и

перинатальной энцефалопатии (методические рекомендации для занятий в домашних условиях)

1. «Вытягивание». В положении ребенка лежа на спине поднять его руки вверх и потянуть в том же направлении в течение 15-30 сек.

2. Рефлекс опоры и выпрямления. Поддерживаем ребенка под мышки лицом к себе, стопы ребенка опираются на стол. При соприкосновении ступней полусогнутых ног

ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание.

3. Исходное положение ребенка лежа на спине, сгибаем ноги в коленных суставах и прижимаем их к груди ребенка. Удерживаем в таком положении.

4. Развитие зрительного и слухового сосредоточения. Положение ребенка поочередно на спине и на животе.Ярко звучащей игрушкой вызываем зрительное и слуховое сосредоточение: двигаем игрушку, находящуюся на расстоянии 25-30 см вправо, влево, вверх. Ребенок поворачивает голову за игрушкой.

5. Приподнимаем голову ребенка и наклоняем вперед подбородком к груди. При сопротивлении со стороны ребенка сгибание приостанавливаем и ожидаем расслабления мышц.

6. Переход от рефлекса захвата к развитию хватательной функции руки. Вкладываем в ладонь ребенка игрушку. Затем обхватываем и слегка зажимаем кисть и пальцы ребенка, тем самым, побуждая его захватить игрушку к себе. После этого подтягиваем игрушку к себе, «отнимаем» ее.

7. В положении ребенка лежа на спине, сгибаем правую ногу в коленном суставе и левую руку в локтевом, прижимаем локоть к коленному суставу и удерживаем в данном положении 10-15 сек. Повторяем то же с другими конечностями.

8. Исходное положение — лежа на спине. Ноги сгибаем в коленных и тазобедренных суставах и подтягиваем их вверх, чтобы согнутым коленным правым суставом коснуться левого плечевого сустава, удерживать в таком положении 10-15 сек. Затем левым коленным суставом дотянуться до правого плечевого сустава. Повторить удержание.

9. Рефлекторное упражнение. Исходное положение – лежа на животе. Укладываем ребенка животом на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола, придерживая за таз и ноги. Далее ребенок должен активно разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу,открытую вверх: руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движения стимулируем словом, игрушкой, помогают точечным массажем спины.

10. В положении ребенка лежа на боку постараться придать ему позу эмбриона, осторожно сближаем согнутые коленки с головой.

11. Поворот со спины на живот с придерживанием за ноги (поочередно вправо или влево). Обхватываем голени в нижней трети правой рукой, левой показываем игрушку, которую кладем слева или справа на расстоянии вытянутых рук ребенка и предлагаем достать ее.

12. «Скручивание». Положение ребенка лежа на спине. Прижимая левой рукой правое плечо к кушетке, правой рукой удерживаем правое бедро ребенка и заводим его за левую ногу, пытаясь прижать голень к кушетке. Удерживаем в таком положении 15-20 сек. То же самое повторяем в другую сторону.

13. Ползанье за игрушкой с помощью. Исходное положение — лежа на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушку кладем впереди. Словами «достань игрушку» стимулируем ползанье.

14. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Взявшись за колени, сгибаем ноги в тазобедренных и коленных суставах под углом 90°, развести в тазобедренных суставах максимально в стороны и снова привести к срединной линии согнутые ноги. Ритмичные движения совершать в течение 1-2х минут.

15. Исходное положение — стоя. Удерживаем ребенка правой рукой в области живота, выполняем наклоны вниз за игрушкой и выпрямления.

16. Удерживаем ребенка за ноги и осуществляем пассивно- активную ходьбу по специальному резиновому коврику.

17. Укладываем ребенка спиной на сенсорный мяч. Удерживая за руки, осуществляем перекатывание вперед-назад, вправо-влево.

18. Укладываем ребенка животом на сенсорный мяч и стимулируем опору рук за игрушкой.

19. Укладываем ребенка на сенсорный мяч и, одновременно удерживая за руки, осуществляем повороты вправо-влево.

«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста по средствам дидактических игр и упражнений» Сенсорное развитие ребенка раннего возраста -это формирование новых, не существующих у ребенка сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений» Особый интерес в работе с детьми раннего возраста у меня вызывает овладение словарным запасом, который составляет основу речевого развития.

Комплекс дыхательных упражнений с элементами сказкотерапии для детей младшего возраста. Тема: Комплекс дыхательных упражнений с элементами сказкотерапии для детей младшего возраста. Цель: укрепление защитных сил детского организма.

Комплекс физических упражнений для детей с нарушением осанки «Комплекс физических упражнений для детей с нарушением осанки во фронтальной и саггитальной плоскости или сколиозом I – II степени» (методические.

Комплекс гимнастики-пробудки после дневного сна в группе раннего возраста Задачи: Способствовать пробуждению после дневного сна. Поднять настроение и мышечный тонус с помощью физический упражнений и элементов закаливания.

Комплекс оздоровительных упражнений после сна с детьми младшего дошкольного возраста Педагог звенит в колокольчик: Колокольчик ледяной, Он всегда везде со мной. «Просыпайтесь!» — говорит, «Закаляйтесь!» — всем велит. Комплекс.

Комплекс упражнений для детей с косоглазием и амблиопией Комплекс упражнений для детей с косоглазием и амблиопией Задачи: — Развитие прослеживающей функций глаз. — Активизация зрительных функций.

Комплекс упражнений для детей с миопией Комплекс упражнений для детей с миопией Задачи: — Повышение аккомодационной работоспособности глаз. — Укрепление глазных мышц. — Укрепление.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики для детей 3–5 лет. Уважаемые коллеги. Пальчиковая гимнастика является девственным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеванием,.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений Оглавление Введение…. 3 Глава 1. Общая характеристика навыков самообслуживания детей младшего возраста в детском.

Источник

Кандидат медицинских наук Л. МАНВЕЛОВ, доктор медицинских наук А. КАДЫКОВ. Журнал #171;Наука и жизнь#187; №2, 2007 год

Лечебная физкультура при энцефалопатии

Лечебная физкультура – это одна из составляющих комплексного лечения энцефалопатии. Хроническая мозговая недостаточность или, как еще называют энцефалопатию, ишемия мозга, развивается чаще всего в результате нарушения обменных процессов и питания, которые могут наблюдаться на фоне целого ряда причин. Именно поэтому ЛФК при энцефалопатии представляет собой щадящий комплекс упражнений, направленных на улучшение кровообращения и кровоснабжения мозговых тканей.

Что дает лечебная физкультура?

Гимнастика при энцефалопатии помогает привести организм в тонус. Она дает возможность восстановления равновесия, улучшает качество двигательной функции, активизирует функции головного мозга, усиливает кровообращение в нем. Кроме этого, начинает лучше работать мелкая моторика, поднимается настроение, восстанавливает баланс между процессами возбуждения и торможения, которые наблюдаются в коре головного мозга.

ЛФК при энцефалопатии нередко придает пациентам столько уверенности, что они начинают верить в свое излечение и восстановление, формируется чувство самодостаточности, а это, в свою очередь, крайне положительно сказывается на общем самочувствии пациента.

Методы ЛФК при энцефалопатии

ЛФК при энцефалопатии приветствуется во всех ее проявлениях. Это может быть и скандинавская ходьба, и плавание в бассейне, прогулки в лесопарковой зоне, спортивная ходьба, легкие бег, танцы и т.д. Положительно рассматривается даже такой вид нагрузки как шахматы, шашки, карты и т.д. Все это в совокупности дает отличную нагрузку на интеллектуальную деятельность и равновесие в сложных механизмах головного мозга.

Немало внимания при выборе метода ЛФК при энцефалопатии уделяется дыхательной гимнастике, благодаря чему купируется эффект кислородного голодания, если не полностью, то частично обязательно. Если избирается именно гимнастический комплекс упражнений, то нагрузка приходится на все группы мышц.

Каждому пациенту с энцефалопатией, независимо от заболевания, ставшего причиной патологического процесса, важно прислушиваться к своему состоянию. При появлении чувства недомогания необходимо прекратить выполнение гимнастики, постараться восстановить дыхание, но не останавливаться полностью. Просто прогуливайтесь в медленном темпе возле слегка приоткрытого окна.

Примеры упражнений

Гимнастика при энцефалопатии нередко назначается наблюдающим специалистом, поэтому первые занятия лучше всего проводить вместе с инструктором. После можно начинать практиковать ее самостоятельно дома. Однако есть некоторые упражнения, которые вполне по силам даже новичкам, независимо от возраста и анамнеза. Выполнение этих упражнений не вызывает никаких трудностей, но эффект от них значительный.

Растирайте свои ладони друг об друга. Вы будете слышать характерный шуршащий звук. Продолжайте так несколько минут.

Заключается в имитации мыться рук. То есть выполняете аналогичную манипуляцию, но без мыла и воды. Занимайтесь этим несколько минут.

Прощупывайте свои пальцы от кончиков к основанию. Пройдите три круга, поочередно прорабатывая каждый палец.

Растирайте свои суставы (лучезапястный, локтевой, плечевой).

Эти упражнения можно выполнять несколько раз в день даже сидя на диване. В процессе выполнения необходимо думать о мозговой деятельности. Представляйте себе, как перерождается каждая погибшая клеточка, как улучшается циркуляция крови, как поступает кислород к тканям. Дышите ровно и глубоко.

ЛФК при энцефалопатии входит в комплексный план лечения в нашем медицинском центре. Прежде чем составить схему лечения, мы проводим все необходимые диагностические мероприятия, выясняем причины и даем оценку состоянию на данный момент времени. Именно поэтому наше лечение имеет столь выраженную эффективность. Если вы все еще сомневаетесь, приходите к нам, и вы сможете почувствовать результаты!

Врачам давно известен так называемый закон половинок, основанный на результатах крупных эпидемиологических исследований. Суть его состоит в том, что половина больных не знает о своем заболевании, а из тех, кто знает, половина не лечится. Из тех, кто лечится, половина принимает лекарства нерегулярно, т. е. лечится неэффективно. Следовательно, лечение получают только около 12% больных. Такая удручающая картина складывается потому, что, как говорил французский писатель Франсуа де Ларошфуко, нам не хватает характера, чтобы покорно следовать велению рассудка.

Между тем известно, что артериальная гипертония и обусловленная ею дисциркуляторная энцефалопатия достаточно хорошо поддаются лечению. Проводившиеся как в нашей стране, так и за рубежом исследовательские программы борьбы с артериальной гипертонией показали, что с их помощью можно за пять лет снизить заболеваемость инсультом на 45-50%. Если бы программа борьбы с гипертонией работала в масштабах всего здравоохранения России, то за пять лет удалось бы сохранить жизнь более двух миллионов погибающих от инсульта человек. И это не считая потери больных с иными поражениями мозга. сердца, почек, глаз и других органов, вызванными гипертонией.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Международного общества гипертонии, ее терапия должна основываться на двух принципах:

1. Для уменьшения возможности побочного действия гипотензивный препарат назначают в минимальных дозах, а при недостаточном снижении артериального давления дозу увеличивают.

2. Для достижения максимального эффекта используют комбинации препаратов (к маленькой дозе одного добавляют низкую дозу другого).

Больным дисциркуляторной энцефалопатией на фоне выраженной гипертонии не следует стремиться снизить артериальное давление до нормы (ниже 140/90 мм рт. ст.), так как это может привести к ухудшению кровоснабжения мозга; достаточно снизить его на 10-15% от исходного уровня.

Помимо медикаментозного лечения больным гипертонией необходимо соблюдать простые правила: ограничить употребление поваренной соли (до 5 граммов в день #8212; 1 /2 чайной ложки); длительно, практически пожизненно, принимать антиагреганты (лекарства, препятствующие образованию тромбов); принимать витамины и витаминные комплексы, содержащие аскорбиновую кислоту (витамин С), пиридоксин (витамин В6 ) и никотиновую кислоту (витамин РР).

При дисциркуляторной энцефалопатии, обусловленной атеросклерозом. лечение имеет свои особенности и подразумевает низкокалорийную диету (до 2600-2700 ккал в день) с ограничением животных жиров. При стойких показателях общего холестерина крови (выше 6,2 ммоль/л), сохраняющихся не менее шести месяцев на фоне строгой диеты, назначают препараты, снижающие уровень холестерина (статины).

Для профилактики прогрессирования мультиинфарктных состояний головного мозга применяют комбинированную антиагрегантную и антикоагулянтную терапию. Антикоагулянты (препараты, снижающие свертываемость крови) подбирают в соответствии с показателями свертываемости и протромбина крови и рекомендуют принимать практически пожизненно. При этом необходимо контролировать уровень протромбина крови один раз в две недели. Больные, принимающие антикоагулянты, должны сообщать врачу о любых признаках кровотечения.

Помимо лечения, направленного на устранение причин дисциркуляторной энцефалопатии, больным назначают симптоматическую терапию, направленную на снижение выраженности симптомов. Для профилактики ухудшения памяти и снижения интеллекта применяют средства, улучшающие обмен веществ в мозге. При двигательных нарушениях рекомендуют лечебную гимнастику, массаж и другие методы восстановительной терапии. При головокружениях назначают сосудистые препараты и средства, воздействующие на вегетативную нервную систему .

Нередко дисциркуляторная энцефалопатия проявляется в виде астено-депрессивного синдрома. При его симптомах врачи назначают психотерапию, психологическую помощь, медикаментозную терапию: антидепрессанты, успокаивающие средства. Но в первую очередь следует позаботиться о создании доброжелательной обстановки в семье и на работе. Ведь еще выдающийся врач Средневековья Парацельс отмечал: Лучшее лекарство от болезней #8212; хорошее расположение духа

У больных с грубыми сужениями магистральных сосудов головы (свыше 70%) решается вопрос о хирургическом вмешательстве. Под ним подразумеваются три вида операций: стентирование (расширение просвета сосуда с помощью специального каркаса #8212; стента), реконструкция сосудистой системы (соединение различных сосудов между собой, формирование ответвлений) или удаление части сосуда и замена ее на протез.

Для профилактики дисциркуляторной энцефалопатии немаловажное значение имеет здоровый образ жизни: соблюдение режима труда, диета с ограничением поваренной соли, жидкости (до 1-1,2 л в сутки), продуктов, содержащих животные жиры (жирные сорта мяса, печень, сметана, сливочное масло, яйца и др.), и высококалорийной пищи. К высококалорийным продуктам помимо жиров относятся алкоголь и кондитерские изделия. Хорошо, чтобы в рационе преобладали овощи и фрукты. Питаться следует не реже четырех раз в день, распределяя пищу по калорийности следующим образом: завтрак до работы #8212; 30%, второй завтрак 20%, обед 40%, ужин 10%. Ужинать рекомендуется не позднее, чем за два часа до сна. Интервал между ужином и завтраком не должен превышать десяти часов.

Больным необходимо следить за весом, но снижать его следует постепенно. У человека, ведущего малоподвижный образ жизни, энергозатраты составляют в среднем 2000-2500 ккал в сутки. Если женщина снизит калорийность пищи до 1200-1500 ккал, а мужчина до 1500-1800 ккал, то за неделю они похудеют на 0,5-1 кг. Такой темп потери веса считается оптимальным. Хороший профилактический эффект дает увеличение физической активности. Тренировки повышают устойчивость сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, что выражается в снижении частоты сердечных сокращений и артериального давления. В результате улучшается настроение, появляется уверенность в своих силах, уменьшаются или вовсе проходят депрессия, страхи, головные боли. головокружение, нарушения сна. Больные становятся физически крепче, выносливее. Значительное улучшение состояния отмечается при проведении занятий 3-4 раза в неделю по 30-45 мин. Однако даже после коротких тренировок (по 15-20 мин) больному становится лучше.

Лечебную физкультуру следует проводить регулярно, с постепенным повышением нагрузки. Интенсивность упражнений рассчитывают, используя показатель максимальной частоты сердечных сокращений (от 220 вычитают возраст больного в годах). Для больных, ведущих малоподвижный образ жизни и не страдающих ишемической болезнью сердца, выбирают такую интенсивность физических упражнений. при которой частота сердечных сокращений составляет 60-75% от максимальной. Разумеется, прежде чем начать заниматься лечебной физкультурой, нужно обязательно проконсультироваться с врачом.

Больным на I-й и II-й стадиях дисциркуляторной энцефалопатии показано санаторно-курортное лечение. Лучше, если это санаторий сердечно-сосудистого типа в привычном климате.

Вовремя диагностированная дисциркуляторная энцефалопатия и правильно подобранное комплексное лечение продлевают активную, полноценную жизнь.

Кандидат медицинских наук Л. МАНВЕЛОВ, доктор медицинских наук А. КАДЫКОВ. Журнал #171;Наука и жизнь#187; №2, 2007 год

Источник

Оцените статью