Гимнастика для четвереньках ползания

Ребенок не ползает: комплекс упражнений для освоения ребенком ползания

Ребенок не ползает, хотя по возрастным ориентировочным нормам развития, это умение уже должно быть освоено? В чем причина? Как помочь ребенку овладеть этим очень полезным видом движения? Какую гимнастику нужно проводить?

В первых статьях цикла о развитии ползании у малышей первого года жизни мы с вами уже узнали:

— что такое «правильное ползание», чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда и как появляется и развивается ползание у малышей,

— какие условия способствуют развитию ползания, а какие — препятствуют и почему малыши иногда не ползают, а сразу встают на ножки,

— как проводить с малышом игры и гимнастику для развития ползания,

как стимулировать первые попытки ребенка ползти к игрушке.

В этой же статье — третьей статье цикла о ползании малышей- мы с вами поговорим об особых случаях. Что это за случаи? Это ситуации, когда даже в условиях, когда у ребенка есть все возможности для ползания дома, когда взрослый правильно использует игрушки в стимулировании ползания, проводит систематически гимнастику (то есть делается всё, о чем говорится в предыдущих двух статьях), но ребенок никак не может научиться ползать на четвереньках.

Читайте также:  Как убрать живот упражнениями йоги

Это те случаи, когда ребенку требуется дополнительная помощь нас — взрослых — в физическом развитии. Очень поможет малышу специальный коррекционный комплекс упражнений, который учит малыша вставать на четвереньки и ползти на четвереньках. Эти упражнения, разумеется, будут полезны и здоровым детям. Но для детей с задержкой в физическом развитии – они как «хлеб насущный».

Одно занятие с коррекционными упражнениями длится примерно 7 минут, максимум 10 минут. В это время взрослый разговаривает с ребенком, называет его по имени ласково, называет движения и части тела, комментирует происходящее.

Коррекционный комплекс гимнастики поможет ребенку научиться вставать на четвереньки, удерживать равновесие, ползти на четвереньках, координируя движения разноименных руки и ноги.

Упражнения коррекционного комплекса для тренировки вставания на четвереньки

Упражнение 1. Встаем на четвереньки. Ребенок лежит на животе. Под живот можно подложить валик, скрученный из байкового одеяла. Поддерживая левой рукой малыша под животом, взрослый сначала сгибает одну ножку ребенка, затем сгибает другую ножку. И помогает ему встать на четвереньки.

Упражнение 2. Мишка косолапый. Ребенок лежит на животе и опирается на вытянутые руки. Взрослый поддерживает ребенка под живот одной рукой, а другой рукой он помогает ему перенести центр тяжести на одну руку и одноименную с ней ногу и согнуть ногу с противоположной стороны. Затем взрослый помогает малышу перенести центр тяжести на согнутую ногу и одноименную руку и согнуть другую ногу.

Упражнение 3. Кач-кач Ребенок стоит на четвереньках, под живот подложен валик из одеяла. Кисти раскрыты, руки прямые (помогите малышу занять правильную позу). Взрослый осторожно покачивает малыша вперед – назад.

Упражнение 4. Неваляшка Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Взрослый покачивает малыша в разные направления: вперед, назад, вправо, влево и добивается устойчивого его равновесия.

Упражнение 5. Наблюдаем за игрушкой Малыш стоит на четвереньках без опоры на валик. Перед глазами ребенка размещается яркая игрушка на ниточке. Взрослый за ниточку перемещает игрушку вверх, вниз, вправо, влево, побуждая ребенка поворачивать голову в разные стороны. При этом взрослый поддерживает малыша за живот, помогая ему сохранить правильную позу на четвереньках.

Упражнение 6. Возьми погремушку. Ребенок стоит на четвереньках. Если ребенку нужна опора, то используется валик как и в первых упражнениях этого комплекса. Если малыш устойчиво стоит на четвереньках без опоры – то валик не используется. Взрослый кладет погремушку с удобной для захвата ручкой перед малышом и побуждает его дотянуться до погремушки и взять ее, стимулируя перенос центра тяжести на одну сторону (ведь для этого надо оторвать от опоры руку!) Затем взрослый перемещает погремушку вправо или влево или отодвигает от малыша и вновь предлагает ее достать.

Упражнение 7. Тренируем ножки и чувство равновесия Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый помогает ему удерживать правильную позу. Взрослый берет одну ножку малыша и отводит ее в сторону, вперед, назад. Затем то же движение повторяется другой ногой малыша.

Если Ваш малыш уже овладел позой «на четвереньках», то можно проводить с ним коррекционный комплекс для тренировки ползания на четвереньках.

Упражнения коррекционного комплекса для развития ползания на четвереньках

Упражнение 1. Сгибание ног Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик из одеяла. Взрослый поочередно сгибает его ноги. После нескольких движений упражнение усложняется. Взрослый сгибает поочередно ножки ребенка, перенося центр тяжести ноги на валик (ставя ножку коленом на валик).

Упражнение 2. Достань игрушку. Развиваем равновесие Ребенок стоит на четвереньках. Сначала для упражнения используется валик. Затем упражнение проводится без валика (когда малыш будет готов). Взрослый предлагает малышу взять игрушку, держа игрушку в своей руке. Другой своей рукой он одновременно сгибает одноименную ногу ребенка. Например, если малыш потянулся к игрушке левой рукой (а соответственно, он оторвал от опоры левую руку и протянул ее вперед), то взрослый сгибает его левую ножку, ставя ее на валик. Центр тяжести в этот момент переносится на другие конечности – правую руку и правую ногу малыша.

Упражнение 3. Учим сохранять равновесие Ребенок стоит на четвереньках. Повторяем упражнение 2, но по-другому. Когда малыш тянется к игрушке левой рукой, то мы сгибаем его правую ножку. И наоборот.

Упражнение 4. Ползание с поддержкой Возьмите широкое полотенце и подведите его под животик ребенка. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый показывает игрушку ребенку, и малыш начинает к ней ползти. Взрослый поддерживает ребенка полотенцем в позе на четвереньках.

Когда малыш освоит эти движения, Вы можете начинать проводить игры и упражнения для развития ползания с игрушками, о которых мы говорили в статье «Как научить ребенка ползать» (ссылку см. в начале статьи).

Желаю Вам успехов!

Еще упражнения для развития движений у малыша Вы найдете в статьях сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Оцените статью