Гимнастика чой техника молодежи

Техника — молодёжи 1988-11, страница 54

МИР НАШИХ УВЛЕЧЕНИИ

Гимнастический комплекс у-шу по школе «Чой»

Под общей редакцией Германа ПОПОВА

Олег САГОЯН, кандидат технических наук, Владимир ДИДЕНКО, кандидат медицинских наук

Рис. Сергея САБОТОВСКОГО

V. УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ, СИДЯ И ЛЕЖА

Исходное положение — стоим, ноги на ширине плеч, руки сложены за спиной, голова прямо. Упражнение состоит из 4 частей.

1. Описываем круговые движения головой влево, затем — вправо. Дыхание произвольное.

2. На выдохе наклоняем голову вправо, на вдохе возвращаем обратно. Затем повторяем цикл влево. Делаем по 4 раза в каждую сторону.

3. На выдохе делаем резкий наклон головой вперед. На вдохе возвращаем

ся в исходное положение. Повторяем 4 раза. Затем, соблюдая тот же принцип, проделываем движение назад. В обоих случаях зубы стиснуты, на выдохе растягиваем углы рта и издаем резкий шипящий звук.

4. На выдохе подаем голову вперед, не наклоняя, выдвигая вперед подбородок. Сквозь стиснутые зубы издаем долгий шипящий звук. Делаем по 4 раза.

Упражнение активизирует кровообращение в сосудах шеи и головы и способствует профилактике шейного остеохондроза.

28. «Журавль перед разбегом» И. П.— стоим, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, кулаки сжаты. Делаем полные круги руками вперед на максимальной скорости, затем — назад. Руки в локтях не сгибаем. Упражнение хорошо развивает плечевые суставы, увеличивает подвижность рук. В древних восточных медицинских трактатах считалось, что руки являются «господами силы» лишь тогда, когда они .подвижны в суставах. В этом случае они «способны опрокинуть гору и взболтать океан».

29. «Перебрасывание груза» И. П.— стоим, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты к груди, ладони повернуты вниз, предплечья горизонтальны. На выдохе максимально поворачиваем верхнюю часть корпуса вправо, бедра неподвижны. Одновременно кисть и предплечье правой руки поворачиваем наружу, так что в конце движения ладонь направлена вверх. Руки как бы держат мяч.

Аналогично при повороте влево правая рука поворачивается ладонью вниз, а левая — ладонью вверх. Повторяем упражнение 7 раз. Оно увеличивает подвижность позвоночника, активизирует работу дыхательных мышц.

30. «Журавль перед взлетом»

И. П.— стоим, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. На вдохе разводим руки в стороны, слегка согнув в локтях, кисти согнуты внутрь, ладони повернуты друг к другу, пальцы расставлены.

На выдохе приседаем на полной стопе и одновременно опускаем руки вперед и вниз, при этом кисти отогнуты назад, ладони раскрыты вперед, пальцы направлены вверх. На вдохе встаем и одновременно разводим в стороны руки, как описано выше. Повторяем упражнение 7 раз, концентрируя внимание на дыхании, представляя, что в груди как бы чередуется расширение н сжатие шара. Вставая, стремимся представить, что поднимаем себя кистями.

Источник

Основатель школы Чой о себе, восточных БИ и о русских боевых традициях

Потом мы узнали о таинственной школа «Чой». В «Технике-молодежи» публиковались комплексы (не боевые, а гимнастические, но все равно — экзотика!). Вот это да, секреты восточных единоборств — в массы! Через некоторое время уже пошли книжки специалистов стиля, учеников Мастера, Смирнова и Сямиуллина. И везде были отсылки на эту «секретную восточную школу» и ее шифу Г.Попова. Выходили видеофильмы с разбором традиционных формльных тао, названия приемов были, конечно, самыми что ни на есть китайскими

А потом оказалось.

.
О моей школе сложено много мифологем, которые мне захотелось развеять. Боевыми единоборствами я начал заниматься в далеком 1968 г., сначала в буддистском монастыре (карате, кендо, дзюдо), затем в светской школе в течение двух лет (карате и айкидо) в период моей работы в Бирме.

Меня пригласил командующий ВДВ Маргелов и предложил подключится к этой работе. Здесь сыграло роль то, что я был первым и тогда единственным в стране аттестованным за рубежом специалистом, а тогда это имело значение.
На семинарах в учебных дивизиях я убедился, что карате и айкидо для рукопашного боя на поле боя непригодны. Еще раньше к этому пришли американцы, отмечая необходимость длительного изучения карате (не менее трех лет, для приобретения начальных навыков самообороны) и односторонность этой дисциплины (только ударная техника), с которой реального бойца не получить. Там появилось два метода: синтетический (Брюс Тегнер) и ситуационный (Джон Стайрс). Первый пытался объединить виды единоборств в одну систему, второй исходил из того, что набор боевых задач невелик (взятие языка, конвоирование пленного, бой в траншее и т.п.) Второй метод я отверг сразу, т.к. реальный бой далеко выходит за рамки заданных ситуаций и пошел по первому, пытаясь создать ДБАКС (дзюдо, бокс, айкидо, карате, самбо). Попытка не удалась, везде своя моторика движений, которые не интрегрируются. Постепенно я вышел на базово-кустовой метод (БКМ) рукопашного боя.
Источником БКМ стали: « метод опорных сигналов» или «базовых вех» в математике замечательного педагога Шаталова, у которого троечники становились отличниками; базовые движения (БД), отобранные из трудовой практики по принципу маятника; установочные положения боевых единоборств народов мира. БД стали сердцевиной метода. Мне известны две формы движения маятника. Одна из них и есть первое БД корпуса, другая стала вторым БД. Четвертое, седьмое есть лишь вариации первого, как пятое и восьмое – второго. Каждая пара БД вместе составляет соответственно третье, шестое и девятое БД. Есть так же девять БД для рук, и шесть БД для ног.

Для БКМ характерны универсальность, вариативность и комбинаторика. Это сразу позволило поднять качество обучения. В ВДВ новая техника стала именоваться «спецприемы рукопашного боя», в миру – школой «Чой». Времена были трудные, карате запретили, гимнастику ушу нет. Все стали ушуистами, мы тоже. И так хорошо замаскировались, что до сих пор в комплексах «Три владыки» и «Семь башен стражи» многие видят китайскую технику, хотя я их разрабатывал как учебные формы для перемещения на БД корпуса. Вообще из бирманского наследия я взял лишь четыре формы из «самбун-кумите» и модернизированные мною положенные на БД болевые воздействия на кисть из айкидо. Ушу я не изучал, а только читал о нем, когда писал «Кэмпо – традиции воинских искусств».

Сам же мой учитель изучал карате и айкидо по книгам и от заезжих японских мастеров. Все это уже безнадежно устарело.

Англичане сто лет правили Бирмой, а таинг за боевое единоборство так и не признали. Они его просто не заметили. Фактически это смесь китайского цирка и тайского бокса. Мой бирманский учитель, кстати, его презирал.
К сожалению, Ю. Сенчуков, тонко понимающий природу боевых единоборств, прав. Школа «Чой» зашла в тупик. Она еле дышит под хламом техники, которую натащили в нее

Но БКМ не школа, а метод и он будет жить. Под него можно подверстать любую школу. Ведь для отбора БД годится не только маятник. К тому же БД являются великолепной суставной гимнастикой. Я считаю, что нет понятия молодой-старый, есть понятие хорошие и плохие суставы. На том и разминку строил. Израильский капап строится на БКМ. В США БКМ позиционируют как «метод быстрого обучения». В 2007 г. Всемирный совет грандмастеров номинировал меня как создателя нового стиля.

Повторяю, школа «Чой» — это современная отечественная авторская разработка, никакого отношения к восточным единоборствам не имеющая.Это сплав математики, механики и бионики. Движения в восточных единоборствах тоже строятся на бионике. Отсюда так легко мои ученики придумали цветастые названия для моих движений (рука — змея и т.д.). Я сам положил этому начало, назвав школу «Чой», маскируя ее под ушу. Создавал ее как школу боевого единоборства для ВДВ, но БКМ результативен и в спортивных единоборствах.

Носитель высокой русской культуры не станет заложником восточной традиции. Оглядитесь вокруг себя, это удел малоразвитых в культурном отношении людей. Им я советую читать А.С. Пушкина. О какой культуре движения может идти речь, если ты не владеешь культурой слова. Об этом знали даже европейские рыцари, сочиняя свои мадригалы

БКМ — это современная методика, выросшая в русле западной культуры. Если вы сохраните его в чистоте, Школа ЧОИ вновь будет «греметь», как это было ранее.
Попутно хотел бы остановиться на нежелательности употребеления китайско — японской тарабарщины в российской Школе ЧОИ. Мы должны знать, «как наше слово отзовется». Например, «путана» звучит лучше чем «проститутка», «гей» не столь жалок как «пидор», «офис с менеджерами» респектабельнее «конторы с сидящей в ней канцелярской крысой», «супервайзер» значимее «торговца», «ночной клуб» солиднее чем «наркопритон» и т.д. Но ведь обозначают эти слова одно и тоже. Но восприятия разные.
Если вы называете «переднюю стойку» как «зингудзу-дачи», то и исполняться она будет иначе, потеряет легкость и маневренность. Вслушайтесь в звучание. Подсознательно мы на него реагируем.

Не задавайтесь праздным вопросом, что было первым — яйцо или курица. Берите курицу и варите свой суп. В своем «супе» я пользовался двумя критериями: «красота — это сверкание истины» (Августин Блаженный) и «Что естественно — то небезобразно».

Европейцы бьют японцев в каратэ, корейцев в теквандо, били бы бирманцев в таинге, но те не высовываются. В боях без правил доминируют русские и бразильцы. «Русские прусских всегда бивали, чего же тут перенимать» (А.С.Суворов). Драться же с сельхозинвентарем умели везде. Чем наша коса хуже их кусари-гама?

в разных странах работают серьезные специалисты, переросшие детский трепет перед воинскими искусствами Востока.

В Чой – это БКМ. Эта та точка опоры, с которой вытягивается вся цепь. Если у вас другой системообразующий фактор – значит у вас другая школа, но не Чой. Предъявите мне его и я скажу, что это школа. В противном случае это просто компиляция под школу по принципу «списал с одной книги – это плагиат, с двух – уже творчество». Так только студенческие курсовые пишутся.
В Бирме я естественно изучал и ката. Но изучал как в том анекдоте о приеме пьяницы в КПСС. «Пьете?» Нос красный, рожа испитая. «Пью, но с отвращением». Смысл этих упражнений был мне недоступен. Все это вытекает из различий западного и восточного менталитетов. На Востоке учитель говорит ученику: «Иди за мной» и тот идет, не спрашивая. Затем сам становится учителем и его не спрашивают. На Западе ученик: Куда? Зачем? Что я буду иметь? и т.д. Что лучше, решайте сами.
Для меня же ясно, что многое там закрепилось в силу традиции и смысл его сегодня непонятен и самим учителям. Размахивал я на занятиях в Бирме дубиной. Спрашиваю: «Зачем?» Кисти укрепляют». «Так лучше гантели». «Они дорогие». Вот и вся «тайна» многих упражнений в восточных В.И. Нищета! Кстати, японцы согласились, что ката никакого боевого значения не имеют, это просто физкультура (см. Боевые искусства планеты).

На Востоке бытует убежденность, что все старое лучше сегодняшнего. Китайский иглотерапевт уверяет, что его семья занимается этим ремеслом 500 лет, на поверку же целитель оказывается сыном горшечника. Вы можете смело утверждать, что ваша фирма пять веков торгует телевизорами. Вам никто не поверит, но и не осудят. Таковы там правила игры. В ВИ та же история. Справедливости ради хочу отметить, что не одни китайцы этим грешат. Взяли израильтяне мой БКМ, сделали свой капап, протянули традиции к царю Давиду. Видно был я когда-то иудеем и на 6-ом БД поразил Голиафа камнем в лоб.

Традиция сама по себе вещь хорошая. Она поднимает самооценку нации, формирует ее. Вспомним великого А.В.Суворова: «Мы русские. Какой восторг». Это та самая «честь» (самоуважение), без которой не бывает победы. В Крымскую войну русские приняли «зуавов» (французы в Алжире рядились под арабов) за турок. «Куда же турку против русского» и разметали в рукопашной хваленых «зуавов». Да так, что те вместе с честью утеряли и боеспособность и позднее были расформированы. Ох! Понимал старик, которого так боялся Наполеон, боевую психологию.

Но традиция бывает продуктивной или нет. Первая ведет к новым достижениям, вторая заставляет топтаться на месте. Европейцы сначала думали, что азиаты что-то скрывают. Затем самые догадливые стали подозревать, что учитель и сам не знает, для чего он все это делает. Ему в свое время не объясняли, а традиция священна.
«Три владыки» я разработал как комплекс перемещений на БД против четырех противников. Одновременно ставил задачу использования его с расшифровкой для показательных выступлений. Первый раз комплекс «засветился» в программе «Советский спорт» на ТВ. В. Смирнов тогда у меня не занимался. Позднее он включил в комплекс массирующие движения рук по образу парных перемещений в стойках, чем я обычно заканчивал разминку. Я эту инициативу одобрил, хотя оздоровительного эффекта не увидел. Назвал я комплекс «Сань Хуань фа», тогда мы маскировались под ушу. Название придумал «от фонаря», оно не переводится.
Употребление «Чой» в сочетании с восточными БИ бессмысленно.

Стиль У Таунг Дина – это «сетокан» в исполнении бирманского тренера. Нигде в мире, кроме России, его нет и быть не может. Чой – авторская методика Г.В.Попова. Их употребление вместе напоминает мне дореволюционных лабазников, писавших на своих лавках «Иван Смирнов из иностранцев» для заманивания доверчевых покупателей. Стиль У Таунг Дина – та же приманка.

Исторически народы делились на пешие и конные. Выбитый из седла всадник падал на такого же неудачника и начинался бой в захватах. У пеших воинов в бою была дистанция, нужна ударная техника. Прошли столетия, а монголы и дагестанцы по-прежнему сильны в борьбе, русские- в боксе (украинцев и белорусов не отделяю). Добавим сюда, что у каждого народа свой идеал воина. Русские запирались в городах от кочевых орд. Бежать бесполезно. Отсюда русская стойкость, «бо мертвые сраму не имут». Русским чаще приходилось защищать свои семьи, чем брать в полон чужие. Отсюда жертвенность. «Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим». В суровом климате в одиночку не выжить. «Сам погибай, а товарища выручай», без него и сам погибнешь. Из глубины Азии выходят новые орды (обры, печенеги и нет им числа). «Не спрашивай, сколько их, спрашивай, где они». Только русский может ввязаться в драку с несколькими противниками, иные ходят по Москве в составе не менее двух. Трое на одного у русских считалось зазорным, у кого-то – норма. Поэтому русского считали лучшим солдатом в Европе, которого «недостаточно убить, его надо еще и повалить» (Фридрих Великий). Наполеоновский маршал Массена говорил о А.В. Суворове, что тот создает в бою такое напряжение, которое могут выдержать только русские. Отсюда вывод: национальное единоборство опирается на историческую традицию и пренебрегать ей нельзя.

Прежде всего надо четко поставить задачу. Еще Декарт писал, что если человечество этому научиться, оно избавится от половины заблуждений. Есть воинские искусства (каратэ, айкидо, стрельба из лука). Это полезная забава для всех, интересна для культурологов. Есть боевые единоборства (Чой и др.) для тех, кому это надо. В Нью-Йорке я проводил семинар вместе с капитаном Ж. Левинетом (реальная оперативная система), экспертом французской полиции, и ликвидатором из Бразилии без фамилии по кличке «Паук». Бразилец говорил: «Я никаких ката не знаю, я умею только убивать». Действительно, зачем ему пики, бирманские мечи. В трамвай не влезешь, на базар не пойдешь

Хорошо, что Ю. Сенчуков «столбит» свои находки. «Сирые» потом скажут, это папуасы придумали. Беда «убогих» в том, что им легко любую «туфту впарить». Мой знакомый гнал самогон, подкрашивал корицей, наливал в импортные бутылки и расплачивался со слесарями. Те пили и говорили: «Умеют люди делать. А наши…». Нет, не этих «слесарей» имел в виду Прокопий Кессарийский, называя славян и германцев интеллектуально и физически самыми одаренными среди известных грекам народов.

Хитрые японцы тихо ввели Чой для обучения токийской полиции. Будет у нас своя философия БЕ, будет и супершкола.

О творческой «кухне». Бирманского учителя бил как боксер, чемпион Первого ЛАУ в 1960 г. Стал вести карате, на тренировках пошли новые движения. Т. Касьянов был у меня, А.Штурмину докладывал: «У него удара не видно». Оказалось, на скрытом замахе бедра удар становится не столько резким, сколько неожиданным. Новые движения почему-то шли маятникого типа. Надо систематизировать. Здесь и помог Шаталов. Остался пустяк, добавить учебные формы. Так появилась школа.

В боях без правил японские мастера карате доходят до восьмой финала, мастера китайского ушу о таком успехе не мечтают, бирманцев там нет и не будет. Чего тут перенимать? По себе костюмчик шить надо, а не чужие донашивать. У каждого народа свои психофизические особенности, историческая традиция, природная среда обитания. Дана же став «Иванами, не помнящими родства», мы остается русскими и нам не все чужое впору.

Мой девиз: «ЧЕСТЬ. ОТВАГА, ИНТЕЛЛЕКТ». Первое я понимаю как самоуважение, второе говорит само за себя, а интеллект – это способность решать нестандартные ситуации, которыми так изобилует реальный бой.

Источник

Читайте также:  Медитация солнце во мне
Оцените статью