Гимнастика брейн джим как средство развития умственных способностей

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика Брейн Джим.

Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтель.

Учитель-логопед — Шабардина Юлия Николаевна

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Известно , что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей функции – интуиции, помогает сформулировать идею.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:

Левое полушарие Правое полушарие
• логическое– аналитическое мышление
• анализ
• последовательное мышление
• Индуктивное мышление
• языковые способности
• способности к чтению и письму
• планирует будущее
• музыкальное образование
• математические способности
• образное мышление
• пространственная ориентация
• интуиция
• Дедуктивное мышление
• чувство юмора
• ориентируется в настоящем
• воображение, фантазии и мечты
• художественное

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

На занятиях мы используем комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:
— преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
— улучшить память, увеличить быстроту реакции;
— развить творческое воображение, смекалку и находчивость.

Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока:
БЛОК № 1. Движения средней линии.
Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.
БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.
Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.
БЛОК № 3. Энергетические упражнения.
Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.
БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные.
В зависимости от того, какие точки активизировать, упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении.

Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей:
улучшение мыслительной деятельности;
улучшение навыков чтения;
улучшение навыков письма;
развитие учебных навыков;
формирование внутреннего равновесия;
поддержание личной экологии.

Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений.

Этапы введения гимнастики Брейн Джим:

1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием, не требует специальных навыков, ему просто предлагается выпить воды. При кажущейся простоте это упражнение достаточно эффективно. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом. Ребенок получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К моменту начала коррекционно – развивающей работы ребенок уже имеет сформированный условный рефлекс настройки на учебную деятельность.

2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия. Взрослый предлагает наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет усвоена каждым ребенком. Время прохождения этапа – до 2 месяцев.
Включая гимнастику Брейн Джим в систему коррекционной работы, важно адаптировать ее под лексический материал изучаемой темы, а именно придать каждому движению смысловую наполняемость.

3-й этап. Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, взрослый подводит их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Кроме того, происходит и количественное изменение: взрослый доводит число выполняемых упражнений от 2-3 до 5-6. Длится третий этап на протяжении всего коррекционного процесса.

4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность дошкольников. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизма, ребенок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни. Так, привыкнув под руководством педагога надавливать на «позитивные точки» в моменты волнения на занятии, ребенок переносит эти действия на схожие ситуации вне занятия.

Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:
• чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх;
• чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»;
• если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать.

Время перехода на четвертый этап индивидуально для каждого ребенка и зависит от его особенностей. Роль взрослого на этом этапе минимальна: это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» — если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб).

Список используемой литературы:
1.Алексей Колесников. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

Другие интересные статьи:

Оригинал статьи в формате MS Word скачать.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Источник

Брейн джим — гимнастика для мозга
методическая разработка по психологии на тему

Мы все прекрасно знаем, что тренировать тело — очень важно и нужно для здоровья и жизни. Не менее важно тренировать мозг, ведь это «главный управляющий» в нашем организме, от которого зависит не только здоровье, жизнь, но и качество этих важнейших вещей. О том, как при помощи несложных двигательных упражнений помочь своему мозгу развиваться и добиваться успехов в обучении и умственной деятельности, расскажет и покажет методика Брейн Джим. Используйте ее, играя со своим ребенком! Так вы сможете и воспитывать, и общаться, , и обучать, и играть, и наслаждаться одновременно!

Скачать:

Вложение Размер
Брейн Джим — гимнастика для мозга 150.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «BRAIN GYM»

Почему в школе одни дети успешны, а другие нет? Мы все чаще наблюдаем у учеников трудности с концентрацией внимания, помехи в учебе, особенно проблемы с усвоением письменной речи.

Чтобы преодолеть ошибки и трудности в обучении, педагогами обычно разрабатываются все новые специальные программы, которые должны лучше мотивировать ребенка на заучивание и усвоение учебного материала. Иногда это оказывается в определенной степени успешным.

Во время стажировки в образовательных учреждениях Земли Северный Рейн – Вестфалия (ФРГ) группе белгородских педагогов-практиков довелось познакомиться с образовательной кинезиологической программой «Brain Gym», достаточно широко применяемой в немецких школах и детских садах.

Гимнастика «Брейн – джим» (по д-ру Паулю Деннисону) представляет концепцию, которая может положительно повлиять на вышеназванные феномены. Так, немецкие педагоги отмечают, что дети совершенно очарованы этой гимнастикой и выполняют ее ежедневно. Несколько энергичных упражнений приводят их мозг в «движение», сохраняя при этом ясность мысли и деятельности.

Упражнения «Брейн – джим» доставляют всем большое удовольствие. Раньше учебные занятия, по словам учителей одной из немецких школ, были достаточно напряженными для большинства их воспитанников; и даже если последние справлялись успешно с заданиями, они должны были много заниматься, а на досуг у детей часто не оставалось времени. Занимаясь упражнениями «Брейн – джим», дети чувствуют себя так, как будто у них «включился еще один мотор», и все дается им намного легче.

«Брейн – джим» – это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии (нем.: Edu-Kinestаetik, сокращенно EK). Английское слово еducatiоn произошло от латинского еducare, что означает образование. Kinesiology (от греч. cinesis – движение) изучает движения человеческого тела. Это — наука об использовании тонуса определенных мышц в диагностике состояния человека и выборе методов коррекции. Она основана на использовании существующих в организме человека функциональных связей между тонусом мышц и соответствующими структурными, энергетическими и эмоциональными нарушениями.

Edu-Kineste (ЕК) – методика, помогающая учащимся повысить свой учебный потенциал посредством определенных телесных движений и усилий. С ее помощью можно добиться очень хороших результатов в интеллектуальной и эмоциональной сфере детей: это — устранение эмоционального дисбаланса, повышение работоспособности, успеваемости у учащихся.

Успех в учебе, достигнутый с помощью ЕК – это обучение, осуществляемое посредством нового структурирования движений и упражнений «Брейн – джим». Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Изменения в обучении и поведении учащихся часто настолько скоры и глубоки, что их нельзя не заметить. Упражнения помогают учащимся понять процесс восприятия информации и самовыражения, лучше использовать свой потенциал.

Учителя отмечают, что дети часто говорят, как они выполняют упражнения автоматически и при этом сами чувствуют, когда получают пользу от «Брейн – джим». Когда дети начинают заниматься гимнастикой, то очень скоро им хочется показать это своим друзьям, т.е. они интегрируют упражнения «Брейн – джим» в свою жизнь без чьей – либо помощи или контроля. Так они осознают значение энергетических упражнений.

Сторонники упражнений «Брейн – джим» считают их самым действенным средством повышения качества жизни и учебы через радость от движений. Так, многие немецкие педагоги каждый день используют в классе многие движения, приведенные ниже. Другие же только на уроках чтения или письма применяют лишь те движения, которые имеют отношение к чтению и письму.

Опытные педагоги и родители, сами испытывающие радость от движений, могут использовать такую ситуацию в качестве мотивирующего момента, принимая участие в выполнении упражнений «Брейн – джим».

Невозможно в рамках небольшой статьи раскрыть все особенности и возможности использования методики Edu-Kineste. Поэтому мы попытались сделать краткий обзор определенных умений и навыков в письменной речи, формированию которых у учащихся можно содействовать, используя различные упражнения образовательной программы «Брейн – джим».

Так, формирование умений письма предполагает развитие координации в системе «глаз – рука», развитие письменного творчества, правописания. Однако, именно недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторных координаций, других моторных функций ведет к появлению трудностей формирования зрительного образа буквы, формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента, к появлению ошибок в пространственном расположении элементов букв, неустойчивости почерка.

Формирование читательских умений и навыков включает в себя не только умение выразительно, с чувством читать и интерпретировать прочитанное, но и умение во время чтения следить за строкой, водить глазами в горизонтальном и вертикальном направлении без ошибок и замешательства.

Хорошая координация в системе «глаз – рука» способствует формированию умения писать печатным шрифтом, рукописным шрифтом; развивает навыки каллиграфии и штриховки в разных направлениях. Специалисты – кинезиологи рекомендуют использовать для этого такие упражнения из комплекса «Брейн – джим», как «Даббл Дудл», «Лежащая восьмерка», «Алфавитная восьмерка», «Активная рука».

Эти упражнения способствуют развитию глазного контроля над движением рук и формированию образа движения руки, рисующей дугообразные линии. Результатом регулярного выполнения упражнений является формирование сложных движений руки при проведении дугообразных, волнообразных и комбинированных линий. Происходит также развитие у детей представлений о возможностях человеческого мозга.

Для развития письменного творчества важно наличие умения фиксировать впечатления, запоминать и словесно выражать их. Для этих целей подходят упражнения «Ножной насос», «Икроножный насос», «Энергичная зевота».

Упражнения «Сова», «Слон», «Мыслительная шапка» помогут активизировать визуальную память, что важно для развития орфографической зоркости.

Навыки чтения — умение читать и интерпретировать текст, во время чтения следить за строкой, концентрироваться во время чтения, предугадывать читаемое – совершенствуются значительно быстрее, если предложить ученикам регулярно выполнять следующие упражнения: «Энергичная зевота», «Дыхание животом», «Вихляния», «Перекрестные движения», «Мозговая кнопка», «Лежащая восьмерка», «Ножной насос», «Икроножный насос», «Заземление». Кроме того, эти и другие упражнения способствуют развитию мыслительных способностей, развитию внимания к словесным объяснениям, развитию ассоциативных связей действительности, вербальной информации и графического изображения.

Итак, мы приходим к выводу о том, что применение системы упражнений «Брейн – джим» в работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении письменной речи, позволяет подготовить мышление ребенка к освоению грамоты, а кисть руки — к освоению письма.

Главное, что каждый педагог должен помнить: нельзя никого принуждать выполнять упражнения неестественным для него или неудобным способом. Ученики могут работать «внутри своих способностей», их можно лишь мотивировать, но не заставлять проделывать упражнения.

Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. И так мы ходим, подпрыгиваем или танцуем под музыку. Мы двигаемся вперед, назад, в стороны, мы маршируем на месте. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Хорошо, если ты также прикасаешься рукой противоположного колена. Представляешь, когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое! Мы предлагаем приготовить для детей специальные карточки – инструкции с описанием упражнений комплекса «Брейн – джим», которые они могут выбрать и, познакомившись с последовательностью действий, самостоятельно выполнять. Вот некоторые из них:

«Даббл Дудл»(Симметричное рисование)

Сначала ты можешь рисовать «двуручные» рисунки на классной доске или на больших листах бумаги на стене, потом переходи к работе за столом на меньших листах. Стань или сядь по центру своей рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуй одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением). Следи глазами за тем, что ты одновременно делаешь справа и слева.

Слегка согни колени. Вытяни левую руку вперед и так склони голову к плечу, как будто она приклеилась. Теперь рисуй рукой в воздухе лежащую восьмерку и вместе с рукой делай движение всем корпусом. Не забудь при этом смотреть поверх руки вперед и вдаль. (Возможно, ты увидишь «две руки» — это нормально.) Повтори упражнение правой рукой.

Начинай рисовать левой рукой восьмерку из середины воображаемой цифры движением влево вверх. Следи взглядом за движением твоей руки. Нарисуй восьмерку три раза левой рукой и столько же раз правой рукой, а затем трижды нарисуй ее двумя руками сразу.

Сядь на стул и положи ногу на ногу, т.е. на колено другой ноги. Крепко обхвати кончиками пальцев начало и конец икроножной мышцы. Двигай ступней вверх и вниз. Представь, будто твоя мышца на ноге из пластилина, который постепенно становится все мягче. Повтори упражнение с другой ногой.

Положи левую руку на противоположное плечо и крепко прижми его. Поверни голову и посмотри назад через одно плечо, затем через другое. Потом опусти подбородок к груди, сделай глубокий вдох и расслабься. Сделай так по три раза с каждой рукой.

Подними одну руку вверх и обхвати ее другой рукой. Сделай медленный выдох и одновременно подтолкни вытянутую руку еще выше. При каждом выдохе двигай вытянутой рукой в другом направлении: сначала назад, затем вперед, направо и налево. Повтори упражнение с другой рукой.

В левом круге напиши все буквы, которые начинаются с дуги влево вверх, а в правом круге напиши все буквы, которые пишутся сверху вниз с закруглением вправо (Ш, Щ, Ц, И, Ч,). Мы надеемся, что наши коллеги оценят значимость и уникальность прикладной кинезиологии, а рассмотренные аспекты образовательной кинезиологической программы «Brain Gym» будут приняты белгородскими педагогами и специалистами – дефектологами и понравятся детям.

Источник

Читайте также:  Rg4you худ гимнастика для вас
Оцените статью