Где возникли первые физические упражнения

Где возникли первые физические упражнения

КОГДА И КАК ВОЗНИКЛИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Физические упражнения возникли в глубокой древности. Первобытным людям день и ночь надо было защищаться от нападения хищников, противостоять силам природы, добывать пищу.

Иногда охотники сами становились добычей зверей. Выживали наиболее сильные, ловкие, выносливые, а значит, самые здоровые.

Добывая пищу и защищаясь от хищников, люди бросали камни, палки; убегая от зверей, перелезали или перепрыгивали через различные препятствия.

Постепенно люди стали замечать, что результат тех или иных движений зависит от определённых приёмов. Например, палка или камень летит дальше, если перед броском сделать замах. Человек будет бежать быстрее, если немного наклонит туловище вперёд; прыгнет дальше, если разбежится, и т. д.

Подметив эти приёмы, люди начали их использовать во время охоты и в труде. Этому они учили своих детей. Так постепенно накапливались элементы культуры движений, кото­рые в дальнейшем составили важную часть физической культуры и спорта.

Человек также понял, что после многочисленных бросков камень летит дальше. Часто прыгая через ямы и пробегая большие расстояния, охотник замечал, что прыгать и бегать он стал лучше. Другими словами, повторение движений (то, что мы сейчас называем упражнениями) помогает не только лучше выполнять само движение, но и совершенствовать весь организм.

Прошло много-много лет со времени появления людей. Поколения сменяли друг друга. И дети перенимали опыт своих отцов и дедов. В свободное время люди не только отдыхали извлекались, но готовились сами и готовили да детей к трудностям жизни, к защите от врагов. Этим целям начали служить различные виды упражнений.

Читайте также:  Еда за час до йоги

Например, в древнегреческом городе Спарте юные граждане (7—20 лет) весь день находились в специальных школах. Там они занимались маршировкой, бегом, прыжками, метанием копья и т. п.

А в древнегреческом городе Олимпия устраивались состязания — Олимпийские игры. Они проводились один раз в четыре года. На Олимпийских играх сильнейшие греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.

Перед состязаниями каждый атлет обязан был дать торжественную клятву соблюдать правила честной спортивной борьбы. Среди участков Олимпийских игр не должно было быть ни лжецов, ни воров, ни мошенников.

На время Олимпийских игр прекращались войны. Множество людей стремились попасть на эти зрелища. Зрители сидели на холмах и криками подбадривали соревнующихся.

На Олимпийские игры приезжали поэты и писатели. Там они читали свои произведения. Победителей встречал весь город. В городской стене делали пролом, куда на колеснице въезжал победитель. Древние состязания породили особый вид деятельности — спорт. Он включает в себя тренировки и соревнования. Соревнования не только помогают определить чемпионов (победителей), но и выявляют физические возможности людей.

Источник

Детский проект по физической культуре «Когда и как возникли физическая культура и спорт»

Светлана Соколова
Детский проект по физической культуре «Когда и как возникли физическая культура и спорт»

«Когда и как возникли физическая культура и спорт»

способствовать расширению знаний о физической культуре и спорте;

уметь находить информацию по заданной теме из определенных источников;

формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

способствовать расширению знаний о физической культуре и спорте;

уметь находить информацию по заданной теме из определенных источников;

формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Постепенно люди стали замечать, что палка или камень летит дальше, если перед броском сделать замах. Человек будет бежать быстрее, если наклонит туловище вперед, прыгнет дальше, если разбежаться.

Так постепенно накапливались элементы культуры движений, которые в дальнейшем составили важную часть физической культуры и спорта.

Человек понял, что повторение движений помогает не только лучше выполнять само движение, но и совершенствовать весь организм.

Прошло много лет со времени появления людей. Поколения сменяли друг друга. И дети перенимали опыт своих отцов и дедов.

В свободное время люди готовились сами и готовили своих детей к трудностям жизни, к защите от врагов.

Например, в древнем городе Спарте юные граждане (7-20 лет) весь день находились в специальных школах. Там они занимались маршировкой, бегом, прыжками, метанием копья.

А в древнем городе Олимпия устраивались состязания – Олимпийские игры. Они проводились один раз в четыре года. На Олимпийских играх сильнейшие греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.

На время Олимпийских игр прекращались войны. Множество людей стремились попасть на эти зрелища. Зрители сидели на холмах и криками подбадривали соревнующихся.

Древние состязания породили особый вид деятельности – спорт. Он включает в себя тренировки и соревнования.

В 1918 году в Москве открылся институт физической культуры.

В школах был введен предмет «физическая культура», который до сих пор преподается и является одним из самых любимых предметов.

21.04.2016 по традиции церемония зажжения олимпийского огня произошла в городе Олимпия. Сразу после этого стартует эстафета олимпийского огня — 36 тысяч километров, 12 тысяч факелоносцев.

Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоятся в 2016 году и пройдут с 5 по 21 августа.

Источник

Где возникли первые физические упражнения

§ 1. Физическая культура первобытного общества

Охота — как предпосылка возникновения и развития физических упражнений

Предыстория физических упражнений относится еще к тому времени, когда жизнь человека заключалась в обеспечении условий существования, т.е. про­питания и безопасности, что обусловливалось прежде всего биологическими инстинктами. Памятники материальной культуры позволяют предполагать, что первобытный человек-неандерталец произошел приблизительно 150 тыс. лет назад. В это время человек уже мог изготавливать и использовать простей­шие орудия из камня, кости, дерева.

На протяжении всего этого периода (палеолита) охота являлась важнейшей деятельностью человека, которой подчинялись все остальные формы суще­ствования. Охота активизировала действия человека, вырабатывала физичес­кую выносливость, стойкость, пониженную чувствительность к травмам и бо­левым ощущениям, развивала наблюдательность. История древней охоты представляет собой состязания человека с животным миром на протяжении тысячелетий.

Физическая культура возникла в процессе развития орудий охоты, кото­рые позволили охотиться на крупных животных. Это произошло в период ме­золита (ок. 10-5 тыс. до н.э.) в связи с появлением костяных наконечников, зубчатых острог. На основе многотысячелетнего опыта человек пришел к вы­воду, что отдельные двигательные действия приводят к успеху на охоте, а дру­гие — нет. И посему возникла необходимость в качественных двигательных навыках, которые могли сформироваться при условии предварительных упражнений и которые могли принести успех на охоте. Такая жизненная об­условленность, наряду с магическими верованиями в необходимость предварительной победы над зверем, привела к изображению животных на стенах пещер, скалах, песке и метанию в них орудий охоты. Подтверждением этому может служить найденная в пещере Монтеспан (Франция) «израненная» гли­няная фигура медведя без головы. Подобные памятники зверей встречаются в разных уголках планеты (пещера Альтамира в Испании, на горном плато Тас-сили в Сахаре, в Италии, Англии, Германии, Алжире, в Сибири, в Костенках на Дону). Таким образом, можно утверждать, что метание являлось первым осоз­нанным физическим упражнением, действием первобытного человека.

Своеобразным этапом в развитии первобытного общества было изобрете­ние лука (приблизительно 12 тыс. лет до н.э.), давшее возможность более эф­фективно охотиться, делать значительные запасы мяса, что позволило перей­ти к формированию оседлых мест проживания. На наскальных рисунках в Африке, Испании появляются стрелки из лука, охотящиеся на животных. В это же время на рисунках появляются и фигурки борющихся людей. Веро­ятно, здесь уже можно говорить о каких-то организованных формах физиче­ского воспитания. Связано это было, по-видимому, с необходимостью военной подготовки.

Трудовая деятельность и ее влияние на возникновение элементов физической культуры

Последующий период в развитии физической культуры в первобытном об­ществе выделяется в эпохи мезолита и неолита (ок. 8-3-го тыс. до н.э.), когда формируются центры родового общества. Основными источниками существо­вания становятся земледелие и животноводство. В связи с новыми формами жизнедеятельности теряют свое значение предыдущие элементы физической культуры и появляются новые виды упражнений. Например, для народов, за­нимавшихся животноводством, перестали представлять важность длительный бег, преследование дичи, метание, прыжки через препятствия. Первостепенны­ми становятся умения ездить верхом, управлять лошадью, участие в верховых охотах. Земледельческие общины стали проявлять больше интереса к различ­ным силовым упражнениям: поднятию и переноске тяжестей, борьбе, а также ритуальным танцам, связанным с различными языческими верованиями, в частности с богами плодородия.

Обряды посвящения и их роль в физическом воспитании молодежи

Особая роль в физической подготовке тогдашней молодежи отводилась об­рядам посвящения (инициаций), которым предшествовала длительная воин­ская подготовка. Происходило это в условиях распада родового общества и тор­жества военной демократии.

Акты посвящений призваны были переводить юношей в разряд взрослых мужчин, воинов рода. И поэтому к посвящаемым предъявлялись повышенные требования по смелости, ловкости, выносливости и силе.

К примеру, у племени восточноафриканских вахумов необходимым условием при посвящении во взрослые было умение прыгнуть вверх выше своего роста.

На одном из островов архипелага Новые Гебриды устраивались «прыжки с вышки» на суше. Участники состязаний должны были прыгнуть головой вниз с высоты около 30 метров. К их ногам привязывались веревки из лиан, другие концы которых прикреплялись к вершине вышки. Веревки были отмерены таким образом, что они растягивались до самой земли, а затем сокращались, не дойдя до земли, и подбрасывали прыгуна вверх. Тем не менее участие в этом действии требовало немалого мужества от юношей. Не осмелившиеся пройти его не имели права появляться в обществе мужчин.

Норвежский путешественник Карл Лумхольц отметил исключительные ка­чества выносливости у индейцев племени тарахумары, живших на горных склонах северной Мексики, способных преодолевать без отдыха расстояния в несколько сот километров. Уже в наше время мексиканцы хотели использо­вать способности тарахумаров, чтобы отличиться в состязаниях по марафон­скому бегу на Олимпийских играх 1928 г. (Амстердам). Однако индейцы разо­чаровали их, придя к финишу во второй половине участников, хотя и без каких-либо внешних признаков усталости. Очевидно, бег на результат не яв­лялся их целью.

Такой же выносливостью отличались племена бушменов из Африки, кото­рые устраивали охоту на животных посредством бега. В то время как бушмены, сменяя друг друга, длительно бежали в равномерном темпе, неразумное живот­ное то ускорялось, то останавливалось, то опять ускорялось. В конце концов из­немогающему зверю давали возможность прилечь на прохладную землю, где его разгоряченное тело быстро остывало, мышцы коченели, и тогда подкрав­шиеся бушмены добивали его дубинками.

Постепенно в рамках обрядов посвящений, наряду с самими церемониями посвящения, на первый план выдвинулись состязания между участниками. Возникают постоянные центры ритуальных посвящений. Наиболее известные из них: Олимпия в Южной Греции, Карнак в Египте, Стоун-хендж в Южной Англии, Ваце около Загреба (Хорва­тия), Регей в Швеции. В Куфферне найдено бронзовое ведро (ок. VI тысячелетия до н.э.) с изображением упражнений с отягощениями, состязаний на колесни­цах и скачек. Предполагается, что там также находился центр проведения обрядов посвящения у кельтов. Определились лица, ответственные за проведение обрядов посвящений. В некоторых родовых обществах даже проводились испытания по выбору вождей племени на основе сравнения их физических данных.

Во время распада родового строя, при выделении родовой и военной верхушки, военно-физическая подго­товка становится ввиду появления большего количе­ства свободного времени, основным занятием родовой аристократии. Рядовые члены общества постепенно отстраняются от общественной жизни, участия в состя­заниях, играх. Занятия физическими упражнениями становятся уделом правящего сословия. Связь физиче­ ского воспитания и труда утрачивает свое значение, физическая подготовка во­енизируется, приобретает сословный характер.

Таким образом, в развитии физической культуры первобытного общества выделяются два наиболее качественных этапа. Первый — с изобретением мета­тельных орудий — привел к обособлению от непосредственной охоты системы двигательных действий, ее предварительной подготовке, физическому воспи­танию. На втором этапе — во время разложения родового общества — возникли формы военно-физической подготовки, отбора как средства общественного подчинения одних групп людей другим.

Источник

История физической культуры и спорта Исторические вехи зарождения физического воспитания и спорта.

Физическая культура и спорт имеют многовековую историю. Наукой установлено, что ее простейшие злементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н. э.

Уже во времена первобытно-общинного строя общество предъявляло определенные требования к уровню физической подготовленности своих членов. Уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех на охоте, на войне, при защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.

История говорит, что у многих древних народов существовал обычай проверять уровень физической подготовленности при переходе молодежи из одной возрастной группы в другую. Известно, что у некоторых народов юношам не разрешалось жениться до выполнения определенных испытаний по физической подготовке — этим определялась их способность к самостоятельной жизни. Подобные требования предъявлялись и к девушкам.

Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась система физической культуры Древней Греции. Это государство отличалось тем, что в нем уделялось особое внимание образованию и воспитанию. Уже в V в. до н. э. афиняне гордились тем, что в их городе не было ни одного неграмотного. Коллективные формы обучения только начинали складываться путем объединения детей в группы, руководимые преподавателями. Само же обучение не было юридически обязательным, но долг родителей по отношению к своим детям заставлял заботиться об их образовании и воспитании.

В основу древнегреческой системы образования и воспитания был положен синтез умственного и физического совершенствования. Образование включало три одинаково важных части — интеллектуальную, музыкальную и физическую. В результате образования и воспитания молодые люди должны были обрести равновесие тела и духа, достичь идеала -единства красоты и добра.

Древнегреческое образование и воспитание явились выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощавшихся в гармонично развитой личности. Этой вершине педагогической мысли древний мир был обязан прежде всего афинянам, стремившимся к полному, всестороннему раскрытию способностей человека.

Наивысшего успеха древнегреческая система образования и воспитания достигла в IV в. до н. э. благодаря софистам, которые стали первыми учителями-профессионалами’. Для того чтобы обеспечить полноценное преподавание, блистать знаниями и красноречием, аргументировать свое мнение и достигать побед в спорах, софисты глубоко изучали литературу и историю, вели исследования в области мифологии, составляли списки и делали описание важнейших исторических событий. Хорошо знали софисты и историю спортивных соревнований, наиболее интересные события Олимпийских игр, имена победителей. Особенно больших успехов греческая школа достигла в риторике и философии благодаря знаменитой школе риторики, основанной в 392 г. до н. э. Исопратом, и не менее известной Академии Платона, открытой в 397 г, до н. э.

Мальчики в Древней Греции должны были иметь трех учителей — грамматика, кифариста и педотриба. Первый обучал чтению и письму, прививал навыки счета. Позднее этот учитель помогал детям изучать основные произведения поэтов и писателей, в первую очередь Гомера и Эзопа, знакомил их с произведениями законодателей. Второй учитель -кифарист — обучал игре на кифаре и лире, песням и гимнам. Под руководством педотриба -учителя гимнастики — дети занимались физическими упражнениями, тренировались, соревновались в беге, прыжках, метаниях и других видах, надеясь достичь высоких показателей и победить в больших спортивных играх.

В системе античной гимнастики выделялось три части:

1)игры, применявшиеся в подготовке детей (подвижные игры, игры с мячом, упражнения с предметами — обручем, диском, копьем и др.);

2) палестра — система физических упражнений из программы пентатлона на (бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба), дополнена плаванием, греблей, кулачным боем, стрельбой из лука, верховой ездой, бегом с оружием и др.;

3) орхестрика — упражнения, в основе которых положены игры с мячом, акробатика, ритуальные, обрядовые и боевые танцы.

Каждая из этих частей имела свое назначение: игры применялись в процессе физического воспитания детей; палестра определяла основное содержание физического воспитания молодежи; орхестрика являлась дополнением к палестре и решала задачи совершенствования ловкости, подготовки к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Физическое воспитание начиналось с 7-8-летнего возраста в гимнасиях и палестрах. Подвижные детские игры, упражнения в танцах и беге, выполняемые под музыку, различные игры с мячом, прыжки и другие виды физической подготовки постоянно дополнялись основными видами пятиборья. По достижении 15-летнего возраста физическое воспитание в гимнасиях приобретало спортивную направленность. Здесь наряду с пятиборьем, юноши занимались борьбой, кулачным боем и плаванием. Юноши из богатых семей занимались в гимнасиях и в 18-20-летнем возрасте, где они продолжали совершенствование в различных видах спорта. Занятия спортом дополнялись занятиями по военному делу, управлению государством, философии, ораторскому искусству.

Для ведения войн, подавления сопротивления рабов нужны были физически сильные, выносливые воины. В Древней Греции неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах является классическим примером развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя. Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были хорошими спортсменами. Так, математик и философ Пифагор был олимпийским победителем в кулачном бою, другой философ — Платон — также прославился своими победами в кулачных боях.

Рис 1.2 — Акробатические упражнения с быком

Философы Сократ и Аристотель, оратор Демосфен, писатель Лукиан и многие другие выдающиеся люди придавали огромное значение физическому воспитанию и восхищались проявлению силы, мужества и благородства. Взгляд греков на значение физических упражнений выражен в словах Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

В период рабовладельческого строя различные физические упражнения (борьба, акробатика, верховая езда, фехтование) довольно широко использовались в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии; система физического воспитания существовала и в Древнем Риме.

О значении физической культуры в Древней Греции свидетельствует, к примеру, и то, что человека, не умеющего писать и плавать, греки считали «телесным и умственным калекой», а Сократ (469-399 гг. до н. э.) утверждал: «было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красы и силы».

Следует отметить, что получение образования в Древней Греции было исключительно привилегией свободнорожденных граждан. Рабам запрещено было заниматься упражнениями, развивающими физическую силу и выносливость, тренироваться в палестре и участвовать в соревнованиях. Даже в государствах-городах, где рабы имели более или менее широкие права, им все же запрещалось посещение гимнасиев.

Если система воспитания в Афинах носила разносторонний характер и сочетала в себе умственное, духовное и физическое, то в другом древнегреческом полисе — Спарте — воспитание носило явно выраженный военный характер, требующий воспитания дисциплинированного, решительного, сильного, выносливого, смелого воина, способного к перенесению любых тягот. Это относилось как к физическому, так и к интеллектуальному и эстетическому воспитанию. К примеру, в Спарте интеллектуальная подготовка ограничивалась обучением чтению и письму, основными сведениями об истории и традициях государства. Основное же внимание уделялось физической и военной подготовке, осуществляемой с удивительной целеустремленностью и связанной с большими лишениями и испытаниями, через которые приходилось пройти молодому поколению. При этом воспитание девочек мало чем отличалось от воспитания мальчиков.

Такое отношение к воспитанию обусловливалось во многом структурой населения Спарты, существенно отличающейся от той, которая была в Афинах. Если в Афинах около половины населения составляли свободнорожденные граждане, то в Спарте основная часть населения состояла из рабов. Естественно, что удержать власть в таких условиях можно было лишь за счет военного режима.

В Спарте, как и в Афинах, систематическое физическое воспитание начиналось с семилетнего возраста. Руководили физическим воспитанием специальные учителя, обязательно из числа свободнорожденных людей. Уже для детей раннего возраста занятия включали жесткие игры, удары, драки, что поощрялось воспитателями.

В пятнадцатилетием возрасте подростки включались в группу эйренов, где воспитание также носило преимущественно военный характер. Физическая подготовка строилась прежде всего на основе пятиборья, кулачного боя и борьбы. Вместе с юношами обучались и девушки, которые обеспечивали порядок в полисе во время военных походов мужчин. Систематическая физическая и военная подготовка осуществлялась в Спарте до тридцатилетнего возраста, однако и в дальнейшем свободные граждане обязаны были поддерживать свою спортивную форму. Различные спортивные соревнования (и в первую очередь Олимпийские игры) заметно повлияли на характер физического воспитания, которое утратило выраженный военный характер. В нем появились элементы эстетики, зрелищности и выразительности движений и их эффективности, обеспечивающих успешное выступление в спортивных соревнованиях.

Греки внимательно следили за тем, чтобы вся система воспитания, в том числе и физического, органически увязывалась с общественно-политической структурой каждого города-государства, на что указывал и Аристотель: «Воспитывайтесь по городам».

В литературе о спорте в Древней Греции очень мало внимания уделяется анализу подготовки атлетов. А ведь тренеры, опираясь на практику, сформировали достаточно стройную систему подготовки атлетов к Олимпийским играм и другим соревнованиям. В этой системе доминировали принципы отбора и ориентации талантливых спортсменов на занятия тем или иным видом спорта по показателям телосложения и физическим качествам; система обучения движениям предусматривала их изучение по частям и в целом, с подразделением на основные и дополнительные. Были разработаны эффективные системы развития различных физических качеств — силы, выносливости, ловкости. Уже 8 те времена существовала периодичность в подготовке спортсменов: планировалась четырехлетняя подготовка — от одних Олимпийских игр к другим; существовали и четырехдневные циклы (тетрады), тесно взаимосвязанные между собой и обеспечивающие планомерность подготовки атлетов.

Вот как рассказывает о тетрадах Филострат: «Под тетрадами понимался цикл из четырех дней с различной деятельностью каждый день. Первый день является подготовительным для атлета, во втором — тренировка достигает максимального напряжения, на следующий день напряжение падает, в последний день — среднее напряжение. Подготовительная тренировка состоит из энергичных движений, коротких и быстрых, ее целью является стимулирование атлета и его подготовка к предстоящему усилию; максимальное напряжение снабжает силой тело, подвергая его неоспоримым испытаниям; во время падения напряжения выполняются упражнения на расслабление.

Существовала специализация учителей-тренеров, которые принимали участие в подготовке атлетов. В зависимости от выполняемых функций они назывались «гимнастис», «педо-трибис», «алиптис». Гимнастис разрабатывал программу подготовки атлетов, педотрибис реализовал эту программу, алиптис занимался подготовкой атлета к занятиям и соревнованиям, натирая его тело маслом, делая массаж.

Бели на заре олимпийского движения в Древней Греции спортсмены часто выступали в различных видах спорта, используя прежде всего свои природные задатки, подкрепленные не очень продолжительной и стихийной подготовкой, то проникновение в спорт профессионализма привело к достаточно узкой специализации атлетов, которые стремились добиться совершенства в каком-либо одном виде спорта. Хорошо подготовленные спортсмены стремились участвовать не только в Олимпийских играх и других крупнейших общегреческих соревнованиях, но и в погоне за денежными призами и подарками, поочередно принимали участие в самых различных соревнованиях.

В разных видах спорта детально отрабатывалась система подготовки спортсменов, выявлялись и применялись наиболее эффективные средства и методы. К примеру, боксеры и панкрати-онисты использовали кожаные мешки с песком, мукой, или пшеницей для отработки различных ударов. При этом мешки дифференцировались по массе и расположению в зависимости от вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, а также качеств, которые стремился развить спортсмен, — силы или точности ударов, устойчивости ног и др. При тренировке с использованием мешков применялись различные упражнения, развивающие силу и точность ударов, координацию и устойчивость, а также внутренние органы (сердце, легкие).

Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются Олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции. Победители Олимпийских игр пользовались уважением общества, еще при жизни им ставили памятники, их подвиги воспевались поэтами и художниками.

В Древней Греции хорошо знали, что победы на Олимпийских играх требуют большого и напряженного труда, отказа от привычного образа жизни. На это, к примеру, указывает Эпистет: «Хочешь победить на Олимпийских играх? Очень хорошо, сделай это. Ты должен подчиняться суровой дисциплине, следовать диетическому режиму, ты не сможешь есть пироги; должен будешь почитать установленное расписание тренировки и в жару, и в холод; не сможешь пить ни прохладную воду, ни вино. Должен будешь доверяться тренеру, как если б он был врачом. С тобой будут дурно обращаться во время соревнования: можешь вывернуть себе руку или тебе вывернут ногу и ты проглотишь кучу песка. Подумай обо всем этом, а затем иди заниматься спортом».

Особенно тщательной и строгой была подготовка спортсменов в Олимпии в последний месяц перед Играми. Дисциплина поддерживалась не только разъяснениями и указаниями, но и при помощи прута, которым тренеры наказывали нерадивых учеников. Напряженная тренировка сочеталась со строгим режимом отдыха и питания, которое было различным для спортсменов, готовящихся к выступлениям в разных видах спорта.

В подготовку атлетов вводились медицинские знания — о развитии системы дыхания и кровообращения, элементы гигиены, различные виды массажа, специальные диеты. Не забывали древние греки и о психологической подготовке, рассматривая ее как важную часть мастерства спортсменов.

До нас дошли имена некоторых тренеров. Чемпион в пятиборье (44 г. до н. э.) Икий из Торенто был известным тренером и написал книгу, в которой в качестве центральных тем, важных для подготовки атлетов, определил диетический режим и образ жизни. Геродик из Селимбрии, спортивный тренер, прославился сочетанием спортивной подготовки и медицины, используя различные методы сначала на себе, а затем на других.

Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, то есть целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. Поэтому она может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения. В сущности, организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия государства, общества в целом в ее становлении и функционировании.

Свою систему физического воспитания 11 имело и феодальное общество. Направленность ее определялась в основном ярко выраженным характером, овладением семью рыцарскими ( достоинствами — верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы, а также умением слагать стихи, — и преследовало главную цель: подготовку физически сильных воинов-рыцарей.

Рис 1.3 — Игра в же де пом

Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме. Важную роль в формировании новых методов, средств и форм физического воспитания сыграли педагогические идеи, зародившиеся в Европе еще накануне французской буржуазной революции. Большую известность в то время получила проникнутая педагогическая система великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Наряду с проблемами умственного и нравственного воспитания он уделял большое внимание [ вопросам физического воспитания детей. Занятия физическими упражнениями и играми, по мнению Коменского, должны были проводиться на основе трудовых умений ребенка и способствовать подготовке его к жизни. Коменский придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям как средству нравственного воспитания детей и одним из первых предпринял попытку педагогического анализа физических упражнений. В отличие от ранних гуманистов, Коменский считал, что все дети независимо от имущественного положения родителей при умелом воспитании могут стать образованными. Педагогические идеи Коменского, сложившиеся в период перехода от феодализма к капитализму, оказали большое влияние на формирование буржуазной педагогики.

Значительное влияние на развитие буржуазной системы физического воспитания оказали философские и педагогические идеи английского философа Джона Локка (1632-1704). Свои педагогические взгляды на воспитание он изложил в книге «Мысли о воспитании детей», изданной в 1693 г. Д. Локк уделял большое внимание физическому воспитанию подрастающего поколения буржуазии, считая, что именно оно поможет джентльменам достичь личного благополучия. А для этого необходимо постоянно укреплять тело и волю, уметь плавать, фехтовать, владеть верховой ездой. Большое значение Д. Локк придавал гигиене одежды, питания, быта. Он советовал рано вставать, заниматься играми и физическими упражнениями на воздухе. «Джентльмен должен быть воспитан так, — говорил Локк, — чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Крупнейшим педагогом-просветителем второй половины XVIII в. был французский ученый Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он придавал исключительное значение физическому воспитанию ребенка. Руссо утверждал, что детей с малых лет надо закалять, купать в холодной воде и приучать к играм. Физические упражнения и игры он рекомендует применять для развития физической силы и воспитания воли. По его мнению, крепкое здоровье необходимо, чтобы сделать ребенка мудрым и разумным. Жан Жак Руссо осуждает тех, кто думает, что физические упражнения вредно отражаются на работе ума, и советует юношам заниматься бегом, прыжками, метаниями, плаванием, верховой ездой, охотой и различными играми.

Леонид Дворкин, Казбек Чермит «Физическое воспитание студентов»

Источник

Оцените статью