- Этапы тренировок по боксу и техническая подготовка
- Основные этапы тренировок
- Техническая подготовка по боксу
- Работа над передвижениями
- Круговая тренировка
- Работа на снарядах
- Обучение и тренировка боксеров
- Содержание
- ОГЛАВЛЕНИЕ [ править | править код ]
- ПРЕДИСЛОВИЕ [ править | править код ]
- ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ БОКСЕРОВ [ править | править код ]
- Заметки тренера [ править | править код ]
- Литература [ править | править код ]
Этапы тренировок по боксу и техническая подготовка
Тренировки по боксу позволяют очень быстро из новичка сделать настоящего бойца. Это не только спорт, но и особая система подготовки. Ни одна система не позволяет достигать таких результатов, как бокс. В то время как в других единоборствах начинающие спортсмены в течение первого года только постигают основы, еще не могут вести свободный бой, боксер за этот период может научиться успешно вести бой на разных дистанциях, принять участие в первых соревнованиях и уже представлять грозную силу на улице.
Основные этапы тренировок
Пока во многих ударных видах единоборств изучают десятки ударов ногами и руками, тренировка по боксу шлифует всего несколько ударов, повышая оперативность этого применения. В результате боксер обладает меньшим арсеналом ударной и защитной техники, но она доведена до автоматизма. В то же время ни каратисты, ни таэквондисты, ни адепты разных стилей не могут похвастаться такой оперативностью применения ударов, потому что на отработку каждого из них у них остается очень немного времени.
Как и во многих видах спорта и единоборствах, тренировка по боксу включает в план следующие этапы:
- Разминка.
- Основная часть.
- Физическая подготовка.
- Работа на лапах, с грушей и спарринги.
Разминка преследует цель подготовить тело к последующим нагрузкам, предупреждает появление и развитие травм. В нее входят:
- комплекс беговых упражнений, подскоки, выпады, махи;
- перемещения в стойках, перестроение;
- вращение конечностями, туловищем и т.п.;
- комплекс упражнений для разных систем организма, в том числе и для связочно-мышечного аппарата;
- специальные упражнения, в том числе и для выработки реакции такие, как «бой с тенью», прыжки со скакалкой и т.п.
Подготовив организм к предстоящим нагрузкам, на тренировке переходят к основной части, на которой решаются следующие задачи:
- изучение, отработка и совершенствование технических элементов ведения боя;
- подготовка боксера к большим психологическим нагрузкам, тренировки уверенности;
- развитие таких качеств, как скорость ударов и передвижений, реакции, выносливости, ловкости, улучшение координации движений.
В физическом плане боксер готовится во время первых двух этапов тренировки, выполняя базовые упражнения. Но требуются и отдельные тренировки, которые направлены исключительно на улучшение физических качеств бойца. Силовые тренировки в боксе имеют свои особенности.
Физическое и техническое развитие боксера немыслимо без проведения спаррингов. Боксер должен уметь чувствовать соперника на ринге, соблюдать дистанцию, обыгрывать его тактически и превосходить технически. Работа в воздух, с мешком или на лапах не дает того, что развивают спарринги. И прежде всего это касается уверенности в себе. У неподготовленного человека, который не практикует спарринги, любое столкновение с живым соперником вызывает чувство страха, он действует скованно, забывает о наработанной технике.
Техническая подготовка по боксу
Выше было отмечено, что в боксе не очень много ударов и это позволяет выработать у спортсменов максимальную оперативность их применения. Но это не означает, что наработка техники очень однообразная. Несмотря на небольшое количество ударов, работы предстоит очень много.
В целом программа тренировок по боксу условно делится на следующую работу:
- над основными техническими элементами — ударами, защитой, передвижениями, уходами и уклонами;
- на дальней дистанции;
- на средней дистанции;
- на ближней дистанции.
Мало освоить отдельные технические элементы. Все они должны быть наработаны в связках для разных ситуаций как в атаке, так и в обороне, на разных дистанциях. Соперники, начиная бой, начинают обмен ударами с дальней дистанции, переходят на среднюю и могут сходиться в ближний бой. Это не догма, и все зависит от подготовки и данных бойцов. Если спортсмену высокого роста противостоит небольшой боец, последнему лучше входить в ближний бой, лишая соперника его преимущества более длинных рук. У первого боксера задача противоположная — ему лучше вести бой на дальней дистанции, обстреливая соперника на безопасном для себя расстоянии.
Работая над изучением основной техники, предстоит начать осваивать и нарабатывать:
- правильное сжатие кулака;
- основные боевые стойки;
- перемещения и передвижения;
- прямые, боковые удары и апперкоты;
- сочетание ударных действий между собой и в движении;
- защитные действия — блок, уклон, уход, подставка, отбив.
Очень важно, чтобы удары ставились правильно. Групповые тренировки по боксу не позволяют, чтобы тренер у каждого бойца выработал абсолютно правильные движения и реакции, — это не индивидуальные занятия. Он дает общие рекомендации, а у него в группе может одновременно находиться несколько десятков человек, и у каждого свое понимание увиденного и услышанного. В таком формате тренировки добиться правильности выполнения всех элементов каждым спортсменом сложно. Поэтому стоит задуматься про персональные тренировки по боксу, на которых тренер будет добиваться четкости и правильности технических движений у одного спортсмена.
Так случается, что на групповых занятиях тренер по боксу выделяет несколько особенно талантливых, подающих надежду бойцов, которым и уделяет основное внимание, приглашает на индивидуальные занятия. Поэтому, если стараться и стремиться выжать из себя по максимуму, можно заслужить по отношению к себе такое внимание. Все зависит от самой школы по боксу, задач, которые стоят перед тренерским составом.
После освоения базовой техники переходят к отработке технических элементов с разных дистанций. На каждой из них уделяют внимание следующим элементам:
- положению тела;
- одиночным ударам;
- двухударным комбинациям;
- трехударным комбинациям;
- четырехударным сериям;
- защитным действиям;
- контрударам.
Для боя на ближней дистанции уделяют внимание моментам выхода из ближнего боя и входа в него. Комбинации ударов могут включать в себя прямые, боковые удары и апперкоты. Серии строятся так, чтобы у спортсмена не было однообразности ведения боя. Он должен одинаково часто бить правой и левой рукой по трем уровням — верхнему, среднему и нижнему.
От такого подхода в нападении защита в боксе «пробивается», и противник оказывается повержен. В противном случае, если действия в нападении однообразные, они дают сопернику возможность очень быстро перехватить инициативу и навязать контратакующими и атакующими действиями собственный бой. В результате он выходит победителем по очкам или досрочно в результате нокдаунов или нокаута.
Комбинация, помимо ударов, должна включать в себя защитные действия: блок, уход, уклон, подставку, отбив. Важный момент, о котором забывают или умышленно игнорируют. Наработка технических элементов на разных дистанциях проводится по той причине, что каждая из них предъявляет особые требования.
Например, боковой удар на ближней дистанции наносится так, что ладонь ударной кисти при его нанесении смотрит на бьющего. Если крюк наносится на средней и дальней дистанции, кулак развернут так, чтобы его ладонь смотрела в пол. И в том и в другом случае техническое действие требует многочасовой работы над тем, как правильно бить. В противном случае атакующий элемент будет слабым и может привести к травме во время спарринга или при работе с грушей.
Работа над передвижениями
Боксер, который слабо двигается, — это просто мешок на ринге, который будут избивать. Именно поэтому на занятиях, будь то групповые или индивидуальные тренировки, очень много времени уделяют перемещениям спортсмена. Скорость ног в боксе — это не менее важный ключ к победе, чем быстрый и мощный нокаутирующий удар. У начинающих спортсменов ноги буквально волочатся после каждой тренировки, потому что люди не привыкли выдерживать такие аэробные нагрузки.
В советской школе бокса, которая пропагандировалась в ДЮСШ, будь то в Москве или в провинции, на протяжении всего занятия боксеры без остановки совершали движения на носках вперед и назад, даже когда отдыхали от выполнения двух- и трехударных серий, продолжали двигаться. Такой подход позволял очень быстро придать боксеру легкость в передвижениях.
Все удары наносятся в движении, независимо от того, двигается боксер вперед или назад, влево или вправо. Он обязан научиться атаковать во всех случаях, не только когда сам идет в наступление. Уходя от атаки назад, он должен наносить удар, сбивая тем самым нападение противника. Уход в сторону по кругу позволяет оказаться в выигрышной позиции и поменяться с нападающим местами. Но все эти атакующие и эффективные контратакующие действия отрабатываются в движении. А как их наработать, если нужно выполнять десятки тысяч повторений, а ноги через 100-200 повторов уже устали? Приходится с первых дней очень много заниматься перемещениями и передвижениями, чтобы вскоре боец мог часами легко двигаться на ногах.
Круговая тренировка
Круговая тренировка в боксе — это очень важный элемент физической подготовки боксера, поскольку позволяет выработать у него специальные качества, которые важны в схватках. Боксерский бой требует хорошей силовой подготовки, развитой выносливости. Но вырабатывать их традиционными методами, как это делают бодибилдеры, не получится. Такой спорт с его линейными тренировками не подходит для рваного ритма боя, где каждую секунду положение меняется. Нужны тренировки в таком же рваном режиме, когда нагрузка очень быстро меняется.
Достигается это выполнением нескольких подходов, в каждом из которых нужно проделать 4-5 упражнений на разные группы мышц без остановки. Например, в одном подходе нужно выполнить последовательно:
- 10-15 подтягиваний;
- 20-30 отжиманий от пола;
- 25-35 скручиваний корпуса;
- 20 выпадов левой и правой ногой;
- прыжки со скакалкой 100 раз.
Это один подход, все упражнения в нем выполняются один за другим без отдыха, без остановки. Между подходами спортсмен должен отдохнуть минуту-две, а потом продолжить. Любое упражнение в этом списке можно поменять на другое, которое будет нагружать те же группы мышц. Например, подтягивание можно заменить упражнением, в котором блок тянется за спину. Главное, чтобы круговая тренировка в боксе нагружала как можно большее количество мышц за один подход. Следите за тем, чтобы упражнения выполнялись быстро. Это не тяжелоатлетический спорт! Тут не нужно выжимать большой вес, нагрузка должна быть достаточной, чтобы выполнять указанное количество раз.
Круговая тренировка в боксе позволяет выработать различные спортивные качества бойца такие, как скорость, сила, выносливость, скоростно-силовая выносливость и скоростная сила, не по отдельности, а в комплексе. Если проводятся индивидуальные занятия, тренер подбирает под каждого бойца особые эффективные комплексы, которые позволяют устранить слабые стороны.
Работа на снарядах
Работа на лапах и с грушей занимает особое место в боксе. Если с тяжелым мешком нарабатывают силу удара, то работа на лапах позволяет правильно поставить технику. Очень эффективно и быстро это делают индивидуальные тренировки, на которых тренер может уделить много внимания одному спортсмену. Такие индивидуальные занятия очень быстро делают из новичка подготовленного бойца. На групповых занятиях тренер физически не успеет уделить столько внимания каждому тренирующемуся, поэтому такая разница в результатах.
Работать нужно не только на тяжелых, но и на легких грушах, в том числе и на пневматических. Нередко залы оснащены настенными грушами, которые позволяют одновременно нарабатывать большему количеству тренирующихся силу удара. Тренировка на снарядах может включаться и в основную часть тренировки, как и спарринги, которые являются неотъемлемой частью подготовки боксера. Перед тренировкой необходимо провериться у спортивного врача — бокс потребует крепкого здоровья!
В стенах клуба «YourRevolution1905» мы готовы профессионально помочь вам научиться боксировать или повысить свой уровень, как боксера. Целые комплексы упражнений, разработанные сертифицированными специалистами, рекомендации по питанию, «умное» взвешивание, занятия проводимые Мастером Спорта по боксу и многое другое, все это поможет вам максимально эффективно достичь поставленной цели. Для максимально эффективного и быстрого результата можно заниматься персонально (один на один с тренером) или в мини-группах до десяти человек. Приходите к нам на занятия и мы поможем вам стать лучшей версией себя!
Источник
Обучение и тренировка боксеров
Нажмите, чтобы сохранить эту страницу на стену Вконтакте
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ [ править | править код ]
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ БОКСЕРОВ
ГЛАВА 2 ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АППАРАТА ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 4 СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРОВ
ГЛАВА 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И СОРЕВНОВАНИЙ
ГЛАВА 6 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОДИЧНОГО СОРЕВНОВАТЕЛЬНОТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ
ГЛАВА 7 СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ [ править | править код ]
Деятельность в сфере спорта необходимо рассматривать как целостный тренировочно-соревновательный процесс, направленный на достижение высоких результатов. Спортивный результат возможен на основе “добротной” техники соревновательных упражнений, высокой общей и специальной физической подготовки и соответствующей психической надежности. В данном случае ранжирование качеств значения не имеет.
Издание книги “Обучение и тренировка боксеров” вызвано требованием времени и изменениями во взглядах на некоторые вопросы теории и методики бокса.
Известно, что средний возраст спортсменов высшей квалификации значительно омолодился. Сегодня в сборные команды приходят спортсмены 17—-19 лет, и не всегда их мышечный, психический и технический потенциалы соответствуют требованиям современного спорта.
Существующие ныне методики тренировки рассчитаны на непродолжительный процесс обучения и не предполагают систему целостного обучения. По мнению А. А. Тер-Ованесяна и И. А. Тер-Ованесяна (1992), большинство тренеров заканчивают процесс системного обучения на начальных этапах занятий. При отсутствии планомерности и системности процесс обучения боксу может превратиться в набор хаотических приемов, выполнение которых базируется, в основном, на природных данных спортсмена, а не является продуктом творчества тренеров. Такой подход существенно ограничивает технико-тактические возможности спортсменов и ухудшает зрелищность вида спорта.
Современный уровень развития спорта предъявляет новые требования к разработке эффективных путей обучения и тренировки боксеров начальной подготовки с учетом физиологических закономерностей развития и становления онтогенеза организма спортсмена. Условно, развитие силы в возрасте 10 лет менее эффективно, чем развитие координации в этом же возрасте. Игнорирование особенностей онтогенеза в лучшем случае затормозит технический рост спортсмена, в худшем — повредит его здоровью.
Обучение и тренировка в боксе, по мнению многих авторов, — сложный и во многих случаях дискуссионный вопрос. С одной стороны, необходимо выявить систему обучения у начинающих и квалифицированных спортсменов, а с другой — применить принцип индивидуальности. Где грань общей системы подготовки и индивидуализации?
Требования современного спорта выдвигают условия, при которых развитие конкретных систем организма и мышечных групп, принимающих участие в соревновательном движении, делают невозможным их развитие на базе высокой функциональной подготовки. Соответственно необходимо пересмотреть систему периодизации (подготовку и развитие физических качеств), как у спортсменов подготовительных групп, так и высших достижений.
Автор не претендует на Полное освещение указанных вопросов и надеется, что данное пособие Послужит толчком для дальнейшей дискуссии.
Во многом учебное пособие состоялось благодаря учителю, тренеру, наставнику не одного поколения боксеров В. Е. Старчаку. Многие положения о системности учебно-тренировочного процесса, высказанные им, вошли в учебное пособие.
Автор также признателен тренерам и спортсменам сборной команды Украины, работавшим в разные годы, за их ценные высказывания и корректность в процессе дебатов. Особая благодарность автора коллеге и старшему товарищу И. И. Гайдамаку, который почти полвека успешно развивал бокс в Украине. Многие успехи сборной команды связаны с этим именем.
Автор также признателен коллективам преподавателей Львовского государственного университета физической культуры, а также Центрального института физической Культуры (Москва) и особенно И. П. Дегтяреву за их ценные советы, высказанные в процессе обсуждения многих вопросов теории и методики бокса.
Все критические замечания по поводу публикации автором будут приняты с благодарностью и пониманием.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ БОКСЕРОВ [ править | править код ]
Раздел “Обучение и тренировка” в боксе, по мнению многих авторов, является сложным и неоднозначным. Необходимо выявить системы подготовки в процессе обучения как начинающих, так и квалифицированных спортсменов.
Большинство тренеров заканчивают процесс системного обучения после предварительного ознакомления обучаемых с техникой конкретного спортивного упражнения, и продолжается он лишь на начальных этапах занятий (А. А. Тер-Ованесян, И. А. Тер-Ованесян, 1992). Все остальное время отводится не на обучение тому или иному техническому действию, а на “натаскивание” на выполнение технических приемов в условиях, приближенных к вольным или условным боям. Такой подход существенно ограничивает технико-тактический арсенал боксеров, с одной стороны, а с другой — делает бокс менее зрелищным, технически бедным. Кроме того, на ранних этапах обучения происходит отсев координационно и физически менее одаренных учеников, что ни в коей мере не следует считать естественным отбором.
При отсутствии планомерности и системности процесса обучения бокс может превратиться в набор хаотических приемов, выполнение которых базируется, в основном, на природных данных спортсмена, а не является продуктом творчества тренера.
Идеальный тандем тренер—спортсмен (отец и сын): Заслуженный тренер Украины Анатолий Ломаченко и чемпион Украины, чемпион Европы 2008 г., чемпион Игр XXIX Олимпиады, чемпион мира 2009 г., обладатель кубка Вэла Баркера Василий Ломаченко
Благодаря своему таланту, спортсмен может добиться определенных результатов и выйти на какой-то уровень спортивного мастерства, но он не сможет перейти тот порог, после которого кроме таланта нужно проявить еще и умение. Как правило, эти боксеры заканчивают свои выступления после перехода в старшую возрастную группу. При таком положении теряется значительная часть одаренной молодежи, которая уходит из спорта, не достигнув своего лучшего результата. Сократить эти потери можно при условии разумно отлаженного учебнотренировочного процесса.
В системе многолетней подготовки спортсменов обучение и тренировка органически взаимосвязаны и рассматриваются как категории единого педагогического процесса. Как в обучении, так и в тренировке решаются задачи обучения и совершенствования двигательных навыков, воспитания и развития физических и морально-волевых качеств, формирования личностных характеристик спортсмена. Вместе с тем как в обучении, так и в тренировке имеются свои специфические особенности, определяемые целевыми установками, сущность которых вытекает из их определений.
Двигательное умение — это осознанно выполняемое действие, требующее повышенного внимания и контроля. Характеризуется нестабильностью решения двигательной задачи.
Двигательный навык — произвольное действие, выполнение которого, как и управление им, осуществляется автоматизированно, а сами действия отличаются надежностью и стабильностью.
Если в обучении главное — это формирование системы знаний, умений и навыков, то в тренировочном процессе конечной целью будет достижение высоких спортивных результатов на основе совершенствования двигательных навыков, повышения уровня развития двигательных и морально-волевых качеств. И в том и в другом случае формирование и совершенствование двигательных умений и навыков достаточно важны как категории управления двигательными действиями.
Двигательные умения и двигательные навыки представляют собой функциональные образования, которые возникают как результат процесса освоения двигательных действий.
На рисунке 1 представлена схема последовательного формирования двигательных умений и навыков. У разных авторов схемы различны. Нам представляется оптимальной именно эта, из которой можно увидеть, что умение выполнить новое двигательное действие осуществляется на основе осмысливания имеющихся о нем знаний и двигательного опыта, формирования зрительного, логического и кинестезического представления об изучаемом действии. В процессе многократного повторения, благодаря перестройке координационных механизмов, двигательное умение переходит в двигательный навык.
Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным естественным закономерностям, знание которых дает возможность тренеру-преподавателю сознательно и эффективно строить процесс обучения.
В основе поведенческих актов человека заложены механизмы рефлекторной деятельности нервной системы, подробно раскрытые Сеченовым, Павловым и их последователями. Следуя теории условно-рефлекторных связей, Анохин разработал учение о функциональной системе как физиологической архитектуре поведенческого акта.
Функциональная система возникает при появлении комплекса чувственных возбуждений (афферентный синтез) в коре головного мозга, служащего предпосылкой к принятию решения осуществить действие. Таким образом, каждое двигательное действие начинается с синтеза чувственных возбуждений в коре головного мозга. Афферентный синтез происходит на основе доминирующей мотивации, которая создается различными стимулирующими воздействиями извне. Мотивационное возбуждение вызывает активный анализ и оценку обстановки предстоящего действия (“обстановочная афферентация” и “ориентировочная реакция”). При этом определяется, оценивается и систематизируется информация о внешних условиях и ситуации, в которых должно осуществляться действие. Получаемые сведения о технике двигательного действия позволяют отобрать из двигательной памяти образы и ощущения знакомых движений, которые можно использовать для построения предстоящего действия.
Двигательный навык, по Павлову, имеет своей обновой образование динамической стереотипии (стойкой системности) нервных процессов в коре головного мозга. Иными словами, динамический стереотип — это такое состояние функциональной системы, при которой она приобретает стационарный характер, закрепляясь в результате многократных повторений действий. Изучаемое движение начинается с образования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Выполнение программы действий осуществляется посредством внешнего и внутреннего колец управления, которые позволяют передать команды сверху вниз и получить информацию о положении на периферии (снизу вверх). В первом случае происходит прямая связь, во втором — обратная.
Сигналы программы, идущие из центральной нервной системы (ЦНС) к работающим органам, подключают соответствующие мышечные группы для выполнения определенного движения. Коррекция движения осуществляется за счет внешнего (органы чувств) и внутреннего (проприорецепторы) колец управления, передающих информацию в ЦНС о ходе выполнения движения.
Динамический стереотип обусловливает все основные черты двигательного навыка — автоматизированное управление движениями, слитность движений, надежность действий. Хорошо освоенный, автоматизировано и стабильно выполняемый технический прием — это и есть двигательный навык. Но, являясь относительно костным функциональным образованием, он не всегда может соответствовать изменяющимся условиям деятельности. Изменение, в случае необходимости, устойчивого коркового динамического стереотипа на другой, как правило, требует больших затрат времени и энергии. На это уходят годы. Поэтому легче правильно научить, чем потом переучивать.
При обучении техническим приемам существенное значение имеет перенос двигательного навыка. Различают положительный и отрицательный переносы двигательного навыка. Положительный перенос происходит в том случае, когда приобретенный ранее навык способствует освоению нового, отрицательный — когда владение одним навыком отрицательно влияет на освоение другого. Чаще всего это бывает, когда обучение новому навыку базируется на заведомо неправильных по биомеханической структуре исходных позициях.
Положительный перенос навыка широко применятся в практике обучения техническим приемам. Для этого подбирается система подготовительных и подводящих упражнений, которые по структуре и содержанию адекватны основным движениям.
Процесс обучения в спорте — это совместная деятельность преподавателя и спортсмена, направленная на овладение двигательными действиями и специальными знаниями. Готовность спортсмена к обучению характеризуется тремя составляющими: степенью развития физических качеств (“физическая готовность”), двигательным опытом (“координационное соответствие”) и психическими факторами (“психическая готовность”).
В своих исследованиях Арам и Игорь Тер-Ованесяны (1992) сформулировали концепцию обучения в спорте. Она состоит из 12 спортивно-педагогических требований, направленных на решение следующих задач:
- обеспечение спортивной ориентацией занимающихся;
- избрание адекватных средств и методов решения учебнотренировочных задач;
- учет закономерности единства психического и физического в человеке;
- соотношение целого и частей изучаемой спортивной техники;
- соблюдение рациональной последовательности обучения;
- выявление ошибок в движениях, поиск их причин;
- регулирование варьирования среды действия;
- обучение спортивной технике в единстве с развитием двигательных качеств;
- сочетание обучения технике спортивных упражнений с обучением спортивной тактике;
- овладение спортсменом системой знаний;
- обеспечение беспрерывного контроля над результатами обучения;
- плавное ведение обучения.
Основываясь на выполнении этих положений концепции спортивно-педагогических требований, тренер может ожидать достижения положительных результатов в обучении технике и высоких спортивных результатов своих учеников.
Заметки тренера [ править | править код ]
Мы не являемся ярыми приверженцами таких видов спорта, где победитель объявляется после того, как он изрядно поколотил другого человека. Но при этом мы приверженцы простого подхода к тренировкам по боксу. Мы надеемся, что вы больше внимания уделите именно тренировкам, а избиение друг друга оставите профессионалам. Если же вы решите выйти на ринг против оппонента, мы надеемся, что вы (1) наденете всю защиту, которую только можно (особенно для головы, лица и глаз, где получают большую часть травм в боксе), (2) будете боксировать под присмотром опытного тренера и (3) будете боксировать с партнером, равным вам по силе, который понимает, что это не соревнование за золотой кубок, а просто развлечение. Наши клиенты, которые занимаются боксом, заверяют, что у них прекрасные силовые тренировки и к тому же стресс великолепно снимается. Один из них сказал: «Тут или грушу бить, или моего босса. Выбор очевиден». И мы его понимаем.
Но вернемся к компонентам тренировки и их вкладу в вашу программу фитнеса. Бег на длинные дистанции и езда на велосипеде придадут выносливость вашей сердечно-сосудистой системе. Спринты придадут силу волокнам ваших мышц. Прыжки через скакалку повысят вашу общую выносливость, скорость ног и координацию. Работа с малой грушей очень хороша для развития скорости движения рук, координации глаз и рук и рефлексов. Тяжелая груша увеличивает силу удара, улучшает общее состояние и стойкость. Силовые упражнения помогают нарастить мышечную массу; вы наверняка знаете, что большинство боксеров занимаются с небольшим весом. Растяжка и гибкость разогреют тело для тренировки и помогут получить максимум от нее на всех уровнях. Спарринг развивает координацию движений и позволяет «сложить все вместе», при условии, что противник не вознамерился «выбить из вас дух».
Повторим. Тренировки боксеров — это здорово, и мы обеими руками «за». Бои на ринге — это опасно, и этим должны заниматься профессионалы.
Литература [ править | править код ]
Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 286 с.
Блудов Ю. М. Влияние занятий боксом на психические качества боксера / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 37—38.
Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М. : Физкультура и спорт, 1985. — 180 с.
Бокс : учебник / под общ. ред. И. П. Дегтярева. —1 М. : Физкультура и спорт, 1979. — 284 с.
Ванек М. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена / М. Ванек, В. Гашек // Психология и современный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 112.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 214 с.
Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 174 с.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 326 с.
Вильчковский Э. С. Развитие двигательных функций у детей / Э. С. Вильчковский. — К.: Здоров’я, 1983. — 202 с.
Волков Н. И\ Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта / Н. И. Волков // Теория и практика физ. культуры. — 1974. — № 1. —
Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков [и др.]. — К.: Олимп, лит., 2000. — 504 с.
Горбунов Г. Д Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
Горбунов Г. Д. Развитие идей А. Ц. Пуни в разработке научно-практической проблемы психологической подготовки / Г. Д. Горбунов, А. В. Шленков // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 11. — С. 7—9.
Горстков Е. Н. Особенности методики тренировки боксеров тяжелых весовых категорий : автореф. дис. канд. пед. наук/ Е. Н. Горстков. — М., 1983.
Градополов К. В. Бокс: 3-е изд., испр. и доп. / К. В. Градополов. — М. i Физкультура и спорт, 1961. — 332 с.
Дегтярев И. П. Тренированность боксера / И. П. Дегтярев. — К.: Здоров’я, 1985. —118 с.
Дегтярев И. П. Некоторые пути повышения специальной выносливости боксера / И. П. Дегтярев, В. А. Киселев, В. Н. Черемисинов // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — С. 8—9.
Дегтярев И. П. Совершенствование специальной физической подготовленности боксе ров-юношей с учетом весовых категорий / И. П. Дегтярев,
Э. Г. Мартиросов, М. С. Кийзбаев // Бокс : Ежегодник. — М. : Физкультура и спорт, 1984. -—С. 21—22.
Дембо А. Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсмена / А. Г. Дембо. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 118 с.
Джерояи Г. Предсоревновательная подготовка боксеров / Г. Джероян, Н. Худадов. — М.: Физкультура и спорт, 1971. —148 с.
Дихтяренко В. Ф. Оптимизация предсоревновательной подготовки высококвалифицированных боксеров : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. Ф. Дихтяренко. — Л., 1982.
Келлер В. С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов / В. С. Келлер, В. Н. Платонов. — Львов, 1993. — 270 с.
Киселев В. А. Оптимизация средств тренировки, направленных на повышение работоспособности боксеров на предсоревновательном этапе : автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Киселев. — М., 1982.
Клевенко В. М. Быстрота в боксе / В. М. Клевенко. — М. : Физкультура и спорт, 1968. —92 с.
Клещев В. Н. Свойства темперамента как условия эффективной деятельности спортсмена высокой квалификации (на материале бокса) : автореф. дис. . канд. пед. наук/ В. Н. Клещев. — М., 1984.
Клещев В. Н. Темперамент как условие эффективной деятельности боксеров высокого класса / В. И. Клещев, Н. А. Худадов // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 35—38.
Копцев К Н. Нормативы оценки общей физической подготовленности боксеров-юниоров / К. Н. Копцев, Г. Ф. Васильев // Бокс : Ежегодник. —spf М. : Физкультура и спорт, 1984. — С. 22—25.
Кулиев О. А. Техника ударов ближнего боя в боксе и оптимизация методики ее совершенствования : автореф. дис____канд. пед. наук / О. А. Кулиев. -— М., 1982.
Кургузое Г. В. Совершенствование системы специальной физической подготовки квалифицированных боксеров / Г. В. Кургузов, В. Я. Русанов // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 17—19.
Лавров А. А. Планирование предсоревновательной подготовки боксеров высшей квалификации : метод, реком. / А. А. Лавров. — М., 1982. — 14 с.
Любсмирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л. Е. Любомирский. — М.: Педагогика, 1979. — 80 с.
Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. — К.: Олимп, лит., 1999. — 320 с.
Мокеев Г. И. Модельные характеристики тренировочных нагрузок и подготовленности боксеров / П И. Мокеев, Ю. Б. Никифоров // Бокс: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 51—52.
Махан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки : пер. с англ. / Р. Мохан, М. Глессон, П. J1. Гринхафф. — К.: Олимп, лит., 2001. — 280 с.
Несен Э. Н Исследование уровня мочевины в крови и специальной работоспособности у боксеров высокой квалификации. Научно-методические основы подготовки спортсменов высокого класса / Э. Н. Несен, М. И. Калинский,
А. Г. Кочур, М. П. Савчин, В. К. Гаврилко // Тез. докл. науч.-метод, конф. (17—19 декабря 1980 г.). — К., 1980. — С. 237.
Никифоров Ю. Б. Эффективность тренировки боксеров / Ю. Б. Никифоров. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 130 с.
Никифоров Ю. Б. Построение и планирование тренировки в боксе / Ю. Б. Никифоров, И. Б. Викторов. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 212с.
Огуренков В. И. Левша в боксе / В. И. Огуренков. — М. : Физкультура и спорт, 1959. — 136 с.
Огуренков Е. И. Ближний бой в боксе / Е. И. Огуренков. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 186 с.
Осколков В. А. Биомеханический анализ и классификация техники передвижений по рингу / В. А. Осколков, П. Г. Левитан // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 27—29.
Остьянов В. Н. Динамика физических и психических показателей боксеров старших разрядов на послесоревновательном этапе подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. Н. Остьянов. — М., 1980.
Остьянов В. Н. Особливосп системи шдготовки нацюнальноТ команди Украини з боксу до Олимпийских 1гор 1996 р. / В. Н. Остьянов, М. П. Савчин, П. А. Василюк // Тези звгг. наук.-практ. конф. викладач1в шституту за 1994 р. — Л., 1994. — С. 34—36.
Оя С. М. Психологические вопросы предстартового состояния / С. М. Оя // Психология современного спорта. — М., 1973. — С. 206.
Павлов С. Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С. Е. Павлов // Теория и практика физ. культуры. —1999. — № 1. — С. 12—18.
Платонов В. Н. Олимпийский спорт: в 2 т. / В. Н. Платонов. — Т. 2. — К.: Олимп, лит., 2010. — 388 с.
Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. — К.: Олимп, лит., 2004. — 808 с.
Платонов В. М. Ф1зична шдготовка спортсмена / В. М. Платонов, М. М. Булатова. — К.: Олимп. л-ра, 1995. — 320 с.
Психология : учеб. для ИФК / под общ. ред. В. М. Мельникова. — М. : Физкультура и спорт, 1987. — 360 с.
Пуни А. И. Очерки психологии спорта / А. И. Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 376 с.
Репников П. И. Совершенствование специальной выносливости в боксе с учетом физиологической направленности тренировочной нагрузки / П. И. Pen-j ников // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 22—23.
Родионов А. В. Психологические аспекты подготовки спортсменов высокой го класса / А. В. Родионов // Психология и современный спорт. —*■ М., 1982. -я
Романенко М. И. Бокс : 2-е изд., доп. и перераб. / М. И. Романенко. К. : Вища шк., 1985. — 310 с.
Савин В. П. Хоккей : учеб. для ИФК / В. П. Савин. **4 М. : Физкультура и спорт, 1990. —318 с.
Савчин М. П. Треновашсть боксера та и д1агностика. — К. : Нора-Прин, 2003.
Савчин М. П. О трехуровневой структуре индивидуализации подготовленности боксеров / М. П. Савчин, В. Н. Остьянов // Тез. докл. междунар. симпозиума “Олимпийский бокс сегодня” (М., 29 сент. 1989 г.). — М., 1989.1—С. 34.
Синельникова Э. М. Основы неврологического контроля в спорте / Э. М. Синельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 96 с.
Соловей Б. А. Упражнения с отягощениями как средство совершенствования быстроты юных боксеров / Б. А. Соловей // Бокс : Ежегодник. •— М. : Физкультура и спорт, 1982. — С. 36—38.
Соснин В. К. О ближнем бое / В. К. Соснин // Бокс : Ежегодник.-»^- М. : Физкультура и спорт, 1983. — С. 17—21.
Спортивная физиология: учеб. для ИФК / под общ. ред. Я. М. Кода. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 238 с.
Стрельников В. А. Бокс для всех / В. А. Стрельников, Д. 3. Джандаров,
В. В. Лисицин, Н. В. Чупанова. ^ Махачкала, 2008. — 282 с.
Супов Б. П. Применение нотационной записи при изучении способности боксера к экстренному изменению действий / Б. П. Супов, Н. А. Худадов // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1983:^ С. 56—57.
Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена / Е. Н. Сурков.—М.: Физкультура и спорт, 1984. — 122 с.
Тер-Ованесян А. А. Обучение в спорте / А. А. Тер-Ованесян, И. А. Тер-Ованесян.-3- М.: Сов. спорт, 1992. — 162 с.
Топышев О. П. Жесткость элементов как фактор эффективности удара в боксе / О. П. Топышев, Г. О. Джероян, Г. Ф. Печеркин // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1980. —С. 30—31.
Уилмор Дж. X Физиология спорта и двигательной активности : [пер. с англ.] / Дж. X. Уилмор, Д. JI. Костилл. — К.: Олимп, лит., 1997. — 484 с.
Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры : [пер. с ант.] / Р. С. Уэйнберг, Д Гоулд. — К.: Олимп, лит., 1998. — 318 с.
Фарфелъ В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. — М. : Физкультура и спорт, 1977. —- 208 с.
Филимонов В. И. Теория и методика бокса / В. И. Филимонов. — М : ИНСАН, 2006. —573 с.
Филимонов В. И. Общие основы силовой и функциональной подготовки в боксе : метод, реком. / В. И. Филимонов, Г. М. Вартанов, Ю. Б. Вебер. —-Грозный, 1989. — 30 с.
Филиппов С. С. Спортивная тренировка в боксе как объект информационного обеспечения / С. С. Филиппов, В. А. Таймазов, Д. И. Квачадзе // Теория и практика физ. культуры, 1999. —№ 1. —-С. 36—38.
Хрущев С. В. Тренеру о юном спортсмене / С. В. Хрущев, М. М. Круглый. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 152 с.
Хусяйнов 3. М. Формирование ударных движений с учетом скоростносиловых особенностей боксеров-юношей : автореф. дис. . канд. пед. наук / 3. М. Хусяйнов. — М., 1983.
Циргиладзе И. В. Модельные характеристики высококвалифицированных боксеров в системе управления их подготовкой / И. В. Циргиладзе, А. А. Новиков // Олимп, бокс сегодня. — М., 1989.
Черняк А. Методика планирования предсоревновательной подготовки боксеров / А. Черняк, Г. Мокеев, Ю. Никифоров // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — С. 12—16.
Чхаидзе JI. В. Об управлении движениями человека / Л. В. Чхаидзе. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
Энока Р. М. Основы кинезиологии : [пер. с англ.] / Р. М. Энока. — К. : Олимп, лит., 1998.S-372 с.
Яковлев Н. Н. Биохимия спорта / Н. Н. Яковлев. — М. : Физкультура и спорт, 1974. — 288 с.
Bodak Chuck. Boxing basics / Chuck Bodak. — Contemporary Books, Ins. Chicago, 1979. — 76 p.
Hans-Peter Thomas. Ambassador of boxing on five continents / Thomas Hans-Peter // Intern, amateur boxing association. 50 years. Berlin, 1996. — P. 119— 124.
Henschen K. Atletic staleness and burnout: Diagnosis, prevention and treatment. / K. Henschen // Sport psychology : Personal growth to peak performance / J. Williams (Ed.). — Palo Alto, Mayfield, 1992. — P. 328—337.
Morgan W. P. Psychological monitoring of overstraining and staleness / W. P. Morgan, D. R. Brown, J. S. Raglin, P. J. O’Connor, K. A. Ellickson // British J. Sport Med. — 1987. — N 21 (3).— P. 107—114.
Morgan W. P. Personality structure, mood states, and performance in elite distance runners / W. P. Morgan, P. J. O’Connor, K. A. Ellickson, P. W. Bradley // Int. J. Sport Psychol. — 1988. — N 19.—P. 247—269.
Источник