Формирование личности ребёнка на занятиях физкультурой
Наталья Казанцева
Формирование личности ребёнка на занятиях физкультурой
В педагогической науке особое значение уделяется проблеме формирования личности ребенка. В годы дошкольного детства у ребёнка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно потому период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен. Однако, чтобы ребёнок стал личностью, надо сформировать у него эту потребность. Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др., одно из важных мест занимает физическая культура. Роль её уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств — упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Именно поэтому движения рассматриваются как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало его развития.
В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в активном воздействии на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина – гормона, тонизирующего все жизненные процессы, а также на личность, их выполняющую. Суть в том, что объект воли и сознания ребёнка – его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождаются насыщенными эмоциональными переживаниями — борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями».
Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования.
На занятиях физкультуры происходит постоянное взаимодействие с партнерами и соперниками, в котором рождаются, проявляются и закрепляются черты личности ребенка. На занятиях физкультуры формируются положительные черты личности: лидерство, борьба со страхами, развитие соревновательных способностей, воспитание чувства коллективизма, моральная и физическая подготовка к переживанию различных стрессовых состояний. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.
Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя действовать через напряжение, ребёнок борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом ребенок учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, учится рассчитывать силы. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.
В это время начинает формироваться самооценка ребёнка. Факторами самооценки ребенка являются собственная активность, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Формированиесамооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу окружающей его природы, к способности создавать собственный художественный образ — «образ красивого тела», красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Таким образом, в процессе занятий физической культурой у дошкольника формируются морально – волевые и психические личностные качества.
Из морально – волевых качеств, формирующимся в процессе занятия ребенком физкультурой можно выделить:
Целеустремлённость – это проявление воли, понимание ребенком целей и задач, его умение планировать свою деятельность и конкретные действия. Целеустремленность определяет содержание и уровень развития следующих волевых качеств.
Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении ребенка мобилизовать свои силы для преодоления трудностей, преследуя поставленные перед собой цели.
Инициативность — это активная направленность ребенка для выполнения определенных действий. Инициативность тесно связана с самостоятельностью.
Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки, дисциплинированности и самоконтроля.
Выдержка- это сдержанность и проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» ребенку те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия.
Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку.
Самоконтроль – это качество ребенка, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.
Понятие выносливость многозначно. Под выносливостью понимают
способность человека к продолжительному выполнению того или
иного вида умственной в нашем случае физической деятельности.
В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.
Наряду с морально – волевыми качествами у ребенка в процессе занятий физической культурой формируются и психические качества личности.
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
При этом наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов памяти и внимания оказали занятие физкультурой со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения).
Внимание детей на занятие я привлекаю показом движений, интересным содержанием занятий, четкостью проведения упражнений, а также используя игровые приемы. В ходе занятий важно направить внимание детей на характер заданий, настроить на их выполнение. Для активизации мышления и внимания детей уже в водной части можно создать некоторую элементарно-поисковую ситуацию. Например, дети стоят в колонне, впереди самый высокий ребенок. Предлагаю перестроиться так, чтобы впереди был самый низкий ребенок. Детям предлагаю подумать и дать 2-3 варианта ответов (повернуться всей колонной, построиться вновь и т. д.). Для поддержания интереса к занятиям применяю нестандартные задания (кто быстрее пробежит дорожку; за сколько прыжков можно преодолеть расстояние от мяча до кубика и т. д.) Развитие внимания и активизация их мышления способствует различные задания,игры: «Повтори», «Слушай-запоминай»; различные варианты перестроений и построений и т. д. Устойчивость внимания во многом зависит от характера ведения занятия: монотонность, однообразие расстраивают внимание; бодрый, быстрый темп и особенно включение элементов соревнования поддерживают устойчивость произвольного внимания.
В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики. Это специальные игровые задания, выполняя которые ребенок должен преодолеть стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы и т. д.
Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений («Мужская сила», «Улитка», «Силачи»). В игре ребенок не просто воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.
Итак, процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека.
Источник
Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни студентов.
В данной статье указывается на то, что двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством укрепления здоровья. Основная направленность физических упражнений нацелена на восстановление и оздоровление студента после учёбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни студентов. | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
”Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни студентов”
“Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие” Аристотель
Каждый день из средств массовой информации мы слышим о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминается это мудрое изречение мыслителя древности.
Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности,
профессионального долголетия?
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой
и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе
З доровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек
— умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
— владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма
после напряженного труда;
— самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией — важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.
ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и, далее будет помогать человеку учиться, трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.
Многочисленные научные исследования и жизненный опыт человека говорят о том, что регулярные занятия физическими упражнениями оказывают оздоровительное воздействие на все системы и функции организма человека, обеспечивают его необходимым зарядом бодрости и хорошего настроения. Перед каждым кто решил приобщиться к занятиям физическими упражнениями, встаёт вопрос: какой вид упражнений наиболее эффективен, например бег или оздоровительная гимнастика, ходьба или атлетическая гимнастика?
В современных условиях именно сердечно — сосудистая система оказывается самым слабым звеном в нашем организме. К счастью, существует немало средств её укрепления. И на ведущее место среди них выдвигается оздоровительный бег. Он завоевал огромную популярность благодаря своей эффективности, общедоступности, естественности. Но какую бы из беговых программ вы не выбрали, без гимнастики нам не обойтись. Гимнастика оказывает общефизиологическое воздействие на организм, повышая обмен веществ, положительно влияет на сердечно – сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы, развивает силу, гибкость, быстроту, выносливость, координацию движений.
В практической жизни человека при выполнении различных движений мышцы чаще всего работают в смешанном режиме. Одни мышечные группы, сокращаясь, производят нужные движения, другие, производя изометрическое движение, помогают поддерживать нужную позу.
Мышцы – двигательные органы человеческого тела. Вот почему так важно постоянно поддерживать мышцы в рабочем состоянии. Развитие каких же мышечных групп наиболее необходимо для студента? Это мышцы ног, рук, туловища (спины, брюшного пресса). Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки.
Говорят, что пока человек гибок – он молод. Действительно, гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах, во многом определяют состояние здоровья.
Мышцы и связки с трудом поддаются растяжению, ещё сложнее увеличить подвижность в суставах. Поэтому для улучшения гибкости и укрепления суставов нужно многократно (от 10 до 100 раз) повторять движения с максимальной амплитудой в медленном и среднем темпе. Это могут быть наклоны вперёд и назад, повороты, круговые движения руками, всевозможные растягивания.
Большинство гимнастических упражнений воздействуют комплексно, то есть одновременно они укрепляют мышцы, совершенствуют координацию движений, поддерживают тонус, приучают мышцы работать ”сотрудничестве”.
В нашем колледже студенты вынуждены много времени проводить за компьютером, что накладывает определённую нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышцы. Это может привести к ранним дегенеративным процессам в мышцах и позвоночнике. Чтобы предупредить эти процессы, а так же уменьшить гиподинамию, я предлагаю студентам обширный комплекс упражнений, куда вошли и упражнения с отягощением, упражнения на тренажёрах в тренажёрном зале.
Подготовительный этап для занятий гимнастикой начинаю с обычной ходьбы на носках, руки за голову или за спину, на пятках, руки на поясе, руки за спину.
Из исходного положения руки в стороны сделать круговые движения руками в плечевых суставах вперёд 10-12 раз, столько же назад. В движении из исходного положения руки вперёд – в стороны, на каждый шаг на выходе достать носком правой ноги левую ладонь, а носком левой ноги – правую ладонь. Повторить по 3-4 раза каждой ногой.
Закончив подготовительный этап, предлагаю пройтись спортивным шагом в среднем темпе, с переходом в бег “трусцой ”, затем ходьбу чередовать с дыхательными упражнениями до успокоения дыхания. После выполнения дыхательных упражнений приступим к основному комплексу:
- И. П. – стойка ноги врозь, руки вниз. На каждый счёт 1-4 наклона головы вперёд, назад, вправо, влево, выполнять наклоны плавно.
- И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны. На каждый счёт круговые движения кистями. На 1-4 вперёд, на 5-8 назад.
- И. П. – то же. На каждый счёт круговые движения руками. На 1-4 вперёд, на 5-8 назад, не сгибая рук в локтях.
- И. П. – стойка ноги врозь, кисти в замок перед грудью. Круговые движения кистями.
- И. П. – стоя лицом к гимнастической стенке, опираясь руками о гимнастическую стенку: на 1-3 пружинящие наклоны туловища вперёд, на 4 – И. П. (руки прямые спина прогнута).
- И. П. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-3 поочерёдно пружинящие наклоны туловища к правой ноге, левой, вперёд. На 4 – И. П. (при наклоне стараться достать до пола ладонями, ноги в коленях не сгибать).
- И. П. – основная стойка. На 1-2 пружинящие наклоны туловища вперёд, на 3 – руки за спину, прогнуться назад как можно больше, на 4 – И. П.
- И. П. – стойка ноги врозь, руки вниз, на 1-4 наклоняясь вперёд круговое движение туловищем вправо, на 5-8 влево (при наклоне туловища назад – руки вверх).
- И. П. — стоя правым боком к гимнастической стенке. Махи левой ногой вперёд, назад, в сторону. Повернуться другим боком.
- И.П. – стоя лицом к опоре, положить левую ногу на опору, руки вниз. На 1-3 пружинящие наклоны туловища к левой ноге на 4 – И. П., на 5-8 к другой ноге. 20-50 махов каждой ногой.
- И.П. – сед на ноги врозь (как можно шире), спина прямая. На 1 – наклон туловища у правой ноги, на 2 – к левой, на 3 – вперёд, на 4 – вернуться в И. П.
- И.П. — сед ноги вместе, руки сзади. На 1-3 пружинящие наклоны туловища вперёд, на 4 – И.П. Стараться с помощью рук достать колени, ноги прямые.
- И.П. — то же. На 1-3 медленно оторвать таз от пола (опираясь на кисти и стопы), погнуться как можно дальше. На 4 –И.П.
- И.П. – то же. На 1 – оторвать таз от пола, опираясь на кисти и стопы. На 2 – пружинящие движения, сгибая ноги в коленях (стараясь достать ягодицами пяток, руки прямые).
- И.П. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу вверх, захватить её руками. На 1-3 плавно притягивать ногу к телу, на 4 – И.П. 5 – то же, но другой ногой.
- И.П. – сед на пятках. Взяться руками за пятки. На 1-4 вставать на колени, прогибаясь как можно больше в позвоночнике (руками держаться за пятки) на 5-8 – И.П.
- И.П. – стойка на коленях, руки в стороны. На 1-2 сесть вправо, руки влево, на 3-4 вернуться в И.П., на 5- 8 в другую сторону.
- И.П. – сед ноги врозь (как можно шире) спина прямая. На 1- наклониться вперёд, захватив руками стопы или нижнюю часть голени. На 2-3 — удерживать положение, на 4 – И.П.
- И.П. – упор лёжа на согнутых руках (ноги слегка разведены) на 1-3 медленно выпрямляя руки, поднимать с поворотом вправо сначала голову, затем грудь (таз от пола не отрывать). Прогнуться в спине как можно больше, на 3-6 удерживать это положение, стараясь увидеть левую ногу, на 7-8 И.П., на 9-16 то же, но в другую сторону. После упражнения сделать несколько наклонов вперёд.
- И.П. – лёжа на животе. Ноги врозь, взяться руками за стопы снаружи. Прогнуться в спине как можно больше, задержаться в этом положении на 2-3 секунды, а затем вернуться в И.П.
- И.П. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-2 глубокое приседание (колени разведены в стороны, спина прямая, пятки от пола не отрывать), на 3-4 в И.П.
Весь этот комплекс упражнений на развитие гибкости и подвижности суставов. Давно известно, что от осанки зависит не только внешняя привлекательность человека. Правильная осанка способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма.
- И.П. – ноги скрестно, спина прямая, руки сзади. На каждый счёт наклон головы вправо и влево. Выполнять медленно 5-10 раз.
- И.П. – то же. На 1 – повернуть голову вправо, удерживать позу 3-5 с., на 2 – И.П., на 3 – то же влево.-6 раз.
- И.П. – то же. На каждый счёт подавать плечи вперёд и назад. 10-15 раз.
- И.П. – стойка на коленях с опорой на руки. На 1 – погнуться в спине, голову вверх, на 2 –согнуть спину, голову вниз. 10-15 раз
- И.П. – стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 3-5 с. Затем вернуться в И.П. 4-6 раз
- И.П. – стоя, прижавшись к стенке затылком, лопатками, поясницей, ягодицами и пятками. Удерживать позу 5-10 с. 4-6 раз
Очень эффективны для развития гибкости упражнения в парах, однако при этом нужно помнить, что нельзя допускать болевых ощущении, пытаясь сразу добиться значительного увеличения амплитуды движений. Очень важно предварительно активно разогреть мышцы.
1.И.П. – стоя лицом друг к другу, прямые руки на плечах партнёра, пальцы плетены на его затылке. Преодолевая сопротивление партнёра, пригибать и поднимать голову.
2.И.П. – лицом друг к другу, рук согнуты в локтях на уровне груди, ладонь на ладони партнёра, пальцы сплетены. Выпрямить руку, стараясь как можно дальше отвести руку партнёра. Одновременно, сгибая другую руку, отводить её под давлением партнёра как можно дальше назад. Корпус стараться не разворачивать.
3.И.П. – стоя спиной друг к другу, прямые руки в стороны, пальцы сплетены с пальцами партнёра. Медленно поднимать вверх и опускать руки.
4.И.П. – стоя лицом друг к другу, прямые руки на плечах и спине партнёра. Выполнять пружинящие наклоны туловища вперёд под давлением рук партнёра.
5.И.П. – то же. Совместные наклоны вправо и влево.
6.И.П.- стоя лицом друг к другу. Взяться за руки, выпрямить руки и прогнуться назад в пояснице как можно больше.
7.И.П. – лёжа на животе, руки вверх. Партнёр подходит со спины, берёт за запястья и медленно отводит руки назад, слегка приподнимая туловище.
8.И.П. – стоя спиной и держась за гимнастическую стенку. Поднять ногу вперёд. Партнёр, захватив руками поднятую ногу за голень, пружинящими движениями поднимает её вверх.
9.Упражнение то же, но стоя боком к опоре, нога – в сторону.
10.Упражнение то же, но стоя лицом к опоре, нога отведена назад.
11.И.П. – сидя на полу, ноги вместе. Пружинящие наклоны туловища вперёд (с помощью партнёра).
12.Упражнение то же, но ноги врозь. Наклоны туловища к правой и левой ноге.
13.И.П. – сидя спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах, наклоны вперёд с и выпрямление туловища с партнёром на спине.
14.И.П. – сидя, ноги врозь, лицом друг к другу. Взяться за руки. С помощью партнёра наклонять туловище вперёд.
Упражнения развивающие тонические мышечные волокна позвоночного столба:
- Лёжа на спине, руки в стороны. Напрячь мышцы шеи, согнуть голову, одновременно согнуть носки стоп на себя. Подержать напряжение 5-10 с. Повторить 3-а раз
- Лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять туловище и руки над полом. Подержать напряжение 3-10с. Повторить 7 раз.
- Более силовой вариант, чем предыдущие упражнения. Поднять туловище над полом, ноги зафиксировать и подержать в таком положении 5-10 с. Повторить 5-10 раз.
- Лёжа на спине. Ноги согнуты, прогнуться в пояснице и грудном отделе, руки прямые, упор на плечи и голову. Держать напряжение 5-8 с. Повторить 5 раз
Тренировка мышц брюшного пресса
Стоя руки на поясе, попеременный подъём прямых ног, на каждый счёт стараться достать носок поднятой ноги ладонью противоположной руки (10-12 раз)
- Исходное положение лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги подняты. “Велосипед” ногами (20-120 с.)
- Исходное положение лёжа руки вдоль туловища, ноги прямые. Ноги поднять на высоту 40 см. над полом, менять попеременно высоту подъёма ног – одна двигается вверх, другая – вниз. И наоборот (15-20 раз)
- Исходное положение лёжа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Приподнять ноги и зафиксировать их в этом положении на 10-20 с.
- Исходное положение лёжа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подняв прямые ноги на 70-80 градусов относительно пола, достать голеностопные суставы руками одновременно (10-20 раз).
- Исходное положение лёжа, ноги прямые, руки вдоль туловища. Приподнять ноги и выполнять круговые движения ногами вправо и влево (15-20 раз).
- Лёжа на горизонтальной плоскости, руки за головой, ноги закреплены, медленно поднимать и опускать туловище (10-15 раз).
- Вис на перекладине. Подъём прямых ног до прямого угла (5-15 раз).
В заключительной части ходьба спокойная, с расслаблением рук и плечевого пояса. В движении поднять руки вверх, делая вдох на 2-3 шага, а затем расслабленно опустить их и, слегка наклоняясь вперёд – выдох на 3-4-5-6 шагов.
Эти физические упражнения можно выполнять и дома, так как объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом, и развивать отдельные группы мышц и органы.
Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщался каждый студент. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни. Основная направленность ЗОЖ нацелена на восстановление и оздоровление студента после учёбы, а 15-20 минут ежедневных упражнений не только придадут бодрости на весь день, но и сохранят здоровье на долгие годы.
Вне всякого сомнения, культура человека как личности в значительной степени зависит от того, как он относится к своему здоровью.
Беречь и укреплять собственное здоровье необходимо с малых лет до самого преклонного возраста, а методики, широко распространенные в средствах печати и доступные как по своей сложности, так и по затрачиваемому времени, позволят поддерживать высокую планку собственного здоровья.
2.. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. — 100с.
3. Валеология — наука о здоровье/ И. И. Брехман — М.: ФиС, 1990. — 217 с.
4.“Физическая культура студента” — под редакцией профессора, доктора педагогических наук В.И.Ильинина. Москва 2004 г.
5. “Позвоночник гибок – тело молодо”, М. Березин 1991 г.
6.В.В. Михайлов ”Путь к физическому совершенству”, М. Березин 1 993 г.
Источник