- Образовательный портал
- Фонетическая разминка как способ активизации учащихся на уроках английского языка в начальной школе
- Фонетическая разминка как способ активизации учащихся на уроках английского языка в начальной школе
- Речевая и фонетическая зарядка на уроке английского языка учебно-методический материал по английскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Фонетическая разминка как способ активизации учащихся на уроках английского языка в начальной школе
Статья
Фонетическая разминка как способ активизации учащихся на уроках английского языка
в начальной школе
Михайлова Оксана Юрьевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №143
с углублённым изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Каждый учитель, в особенности учителя иностранных языков постоянно сталкиваются с таким понятием как фонетическая разминка или зарядка. Что такое фонетическая разминка, для чего она вообще нужна на уроках английского языка и когда её следует проводить. Для начала хотелось бы отметить и пояснить что такое фонетика. Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
В младших классах лучше всего начинать урок с фонетической разминки или сразу после warming-up. Фонетическая разминка очень оживляет ход урока, способствует повышению активности учащихся, развивает языковые и творческие способности, снимает напряжение. Она еще нужна для того, чтобы свободно, легко и плавно заговорить на иностранном языке. Люди общались между собой до того, как появилась письменность. Поэтому при изучении любого иностранного языка фонетика крайне важна. Изучение основ фонетики и укоренение ее в подсознании помогает лучше понять язык и плавно постепенно заговорить на нем.
Профессиональный педагог должен очень серьёзно относиться к фонетической разминке и обязательно должен давать её как подготовку к основному занятию. Всем нам известно, что даже любой спортсмен прежде чем приступить к выполнению сложных физических упражнений должен размяться, разогреть свои мышцы и настроиться. Таким же образом и нам необходимо разогреть и настроить свой речевой аппарат, прежде чем говорить на иностранном языке. Вы спросите, а зачем это нужно? Ведь когда мы говорим на родном нам языке, мы же не делаем фонетической разминки. Да, это так. Дело в том, что артикуляционный аппарат у людей говорящих на разных языках, устроен по-разному: исходное положение языка, интенсивность и скорость движения органов участвующих в произношении звуков. Наш речевой аппарат создан для родного языка, и мы можем внятно произносить звуки родной речи даже в расслабленном состоянии, чего не скажешь о звуках иностранных. Поэтому нам нужна фонетическая разминка, чтобы подготовить органы речи для произношения несвойственных нам звуков, настроиться на восприятие английского языка, улучшить произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, отработать интонационный рисунок отдельных фраз и выражений, развить языковые способности.
Итак, что же может выступать в качестве фонетической разминки. Для фонетической разминки в начальной школе лучше всего подходят небольшие стишки с повторяющимися звуками, песенки в исполнении носителей языка, скороговорки (tongue-twisters),считалки, зарядки-разминки, запоминалки. Кроме того, в качестве разминки на первом году обучения иностранному языку младших школьников в начале урока можно повторять буквы с их звуками (карточки) или песенка (алфавит). Нужно отметить, что материал для фонетической разминки в начальной школе лучше использовать с наглядным пособием, так как это улучшает процесс запоминания, и привлекает внимание учеников. Как показала практика, песни это не только фонетическая разминка, они также оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка, а именно:
- являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения
- помогают усваивать и активизировать грамматические конструкции
- содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей
- помогают совершенствовать иноязычные произношения, развивать музыкальный слух.
Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких и несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма. Песню может выбирать преподаватель или учащийся. Выбирая песню, нужно принимать во внимание такие критерии как: она соответствует вкусам учеников, моде (хотя бы приблизительно), тема песни соответствует теме занятия или его грамматическому содержанию. Музыкальные фонетические разминки, зарядки под музыку или с песней – это необходимый элемент урока, соответствующий современным здорово-сберегающим образовательным технологиям. Большой выбор разнообразных английских детских песен, которые можно сопровождать движениями, позволяет использовать те или иные, связанные с уроком тематически. Например, изучая части тела можно с музыкой делать зарядку “Head and Shoulders”. Зарядки-разминки также хороши для перемены рода деятельности, а зарядка, сопровождающаяся действием, лучше всего запоминается младшими школьниками.
Запоминалки – это своего рода небольшие стишки на запоминание алфавита, цветов, счета и т.д. Например:
Mr. Orange! Mr. Orange!
What colour is your orange?
My orange is orange.
come on out and play with me.
IJ come and play
KLM come with them.
NOP near the tree
Oh, how happy we will be
Lot’s of fun for you and me.
Стишки для фонетической разминки можно использовать, учитывая основную лексическую и грамматическую тему урока. Скороговорки лучше брать небольшие (отработка определенного звука или звуков). Например: She sells seashells by the sea.
Анализируя выше сказанное, следует сказать, что фонетическая разминка очень важна и необходима и ей не следует пренебрегать. Ученики обязаны знать, как произносится тот или иной звук, как в изоляции, так и в речевом потоке. Благодаря фонетической разминкой отрабатывается интонация и скорость речи. Правильно подготовленный материал и тщательная подготовка к уроку – это залог интересного занятия и высокой вероятности запоминание темы, новых слов. Фонетическая разминка и другие виды упражнений для изучения английского языка поможет заговорить на нем.
Источник
Речевая и фонетическая зарядка на уроке английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему
В материалах темы рассмотрены основные вопросы по организации и проведению речевой зарядки на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_i_foneticheskaya_zaryadka_na_uroke_angliyskogo_yazyka.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая и фонетическая зарядка на уроке английского языка .
В практике средней школы начало урока обычно проводится двумя способами, которые можно назвать: традиционный и «естественный». Приверженцы традиционного способа начинают с доклада дежурного ученика о готовности класса к уроку, об отсутствующих, о погоде, дате. Высказывания учащихся заученные и повторяются из урока в урок. Возможно, следует иногда практиковать подобное начало, но важно помнить, что в начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность и учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт как можно с большим числом учеников, т.е. осуществить речевую подготовку естественным путем. Такая речевая подготовка носит название «речевая зарядка». Зарубежные методисты считают, что речевые зарядки – это такой вид деятельности в начале урока (не более пяти минут), который преследует две цели: первая – помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов; вторая – введение в тему урока и переходный этап к дальнейшей работе. Речевая зарядка – это умело организованное начало урока, которое способно ввести учащихся в иноязычную атмосферу и стимулировать их дальнейшую работу.
Задачи речевой зарядки:
- вызвать у учащихся желание говорить по-английски;
- настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык (ИЯ);
- повторить изученный на предыдущих уроках языковой материал;
- активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;
- развивать спонтанную речь учащихся;
Речевая зарядка занимает немного времени, ее следует проводить в быстром темпе, Учитель может жестом попросить других учеников помочь отвечающим, сам подсказать нужное слово. При определении содержания и выборе форм речевой зарядки можно руководствоваться следующими правилами:
- Потрудиться придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся желание говорить по-английски.
- Связать речевую зарядку с задачами урока.
- Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока.
- Помнить, что речевая зарядка, совершенно не подкрепленная последующим ходом урока, просто теряет смысл.
- Подготовить (желательно) несколько вариантов речевой зарядки. Избранный вариант будет зависеть от обстоятельств, с которыми вы столкнетесь, входя в класс. Ученики могут быть усталыми или, наоборот, излишне возбужденными.
Из сказанного следует, что содержание и форма речевой зарядки почти всегда зависят от:
- цели урока;
- ступени обучения;
- уровня знаний учащихся;
- учебного материала;
- событий и новостей;
- состояния учащихся.
В имеющихся учебниках по английскому языку не могут быть отражены события последних недель, месяцев и даже лет, которые интересуют школьников. Местные и внутришкольные темы, новости последних дней являются прекрасным материалом для речевой зарядки. В “Threshold Level, 1990, Modern Languages, Council of Europe Press, 1993” представлено 14 тем:
1. Personal identification
2. House and home, environment
4. Free time, entertainment
6. Relations with other people
7. Health and body care
10. Food and drink
Кроме речевой зарядки учителю необходимо включать и фонетическую зарядку (phonetic practice), под которой понимается специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала и деавтоматизацию навыка, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока. По мнению отечественных и зарубежных методистов, работа над фонетикой более результативна, если она сочетается с другими видами деятельности. Поэтому можно сделать вывод, что фонетическая зарядка как упражнение в произношении побуждает учителя быть бдительным не только при становлении произносительных, но также лексических и грамматических навыков. Поэтому место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач, стоящих перед нею.
Фонетическая зарядка способствует нейтрализации влияния звуковой среды родного языка; способствует созданию атмосферы иноязычного общения, предупреждает появление фонетических ошибок по материалу всего урока. Также фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи, например:
- развитие речевого аппарата;
- снятие напряжения;
- учет индивидуальных особенностей учащихся.
Кроме традиционной фонетической зарядки , основной и единственной задачей которой является работа над определенным компонентом фонетического строя языка, использовать в учебном процессе фонетические зарядки при работе над:
- лексическим материалом – лексическая фонетическая зарядка;
- грамматическим материалом – грамматическая фонетическая зарядка;
- аудированием;
- говорением; интегрированные фонетические зарядки
- чтением;
- письмом;
- снятием напряжения и усталости – релаксационная фонетическая зарядка;
- общим развитием – общеобразовательная фонетическая зарядка.
Целью лексической фонетической зарядки является отработка произношения и интонации при организации ознакомления с лексическим материалом. Разновидностью такого вида фонетической зарядки можно считать тематические фонетические зарядки , когда фонетически-отрабатываемые слова объединены одной темой. Обычно проведение таких фонетических зарядок становится возможным по истечении серии уроков, в завершении работы по определенной теме, когда необходимо освежить в памяти учащихся фонетический аспект усвоенного лексического материала.
Целью грамматической фонетической зарядки является отработка произношения при изучении грамматического материала, повторении типовых конструкций. Любая группа слов либо грамматических явлений может стать поводом для совершенствования произносительных навыков.
При работе над аудированием также проводится фонетическая зарядка. Она дает возможность упрочить фонетическую базу учащихся с помощью приема «сопутствующего аудирования», когда текст для аудирования используется и для повторения вслед за диктором, для чтения, что тоже вносит свою лепту в закрепление и корректировку фонетических навыков.
Проведение фонетической зарядки перед устными упражнениями или чтением имеет целью, например, обратить внимание учеников на произношение трудных слов, интонацию, которые затем будут использоваться в речи.
При работе над письмом любой орфографический диктант может послужить базой для фонетической зарядки, когда учащимся предлагается упражнение в различении звуков на слух и соотнесении их с графическим изображением букв и слов.
Релаксационная фонетическая зарядка , или динамическая пауза, способствует снятию напряжения и усталости и особенно часто используется учителем в работе с младшими школьниками, которым, как известно, свойственны неустойчивость внимания и повышенная утомляемость.
Посредством общеобразовательной фонетической зарядки могут быть подвергнуты фонетической обработке реалии страны изучаемого языка. Например, трудные в произношении географические названия (городов, рек, морей, озер), имена собственные, имена выдающихся деятелей искусства, науки, культуры страны изучаемого языка, неассимилированные слова (варваризмы).
Фонетическую зарядку нужно проводить систематически, варьировать ее место в структуре урока исходя из методической целесообразности, задач, уровня обученности учащихся и этапа обучения.
Образцы речевых зарядок.
Опираясь на перечень тем, можно предложить некоторые из них для организации речевых зарядок:
Things students did the previous day
Birthday and holidays health, mood, dream
A place of local news fashions/seasons
A local sport event pets/animals
A school performance (concert, etc.) relations
A film on TV survival English
An interesting TV programme presents
Modern music nature
- Вчера мой друг весело смеялся. Что вызвало у него такой смех? (Учащиеся домысливают причину смеха (видел смешной фильм…кто-то рассказал…увидел на улице…прочитал…).
- На прошлой неделе к нам в город приезжали студенты из США.(Учащиеся пытаются узнать, из какого они штата, города, где и сколько лет учатся, что они посмотрели в городе, что понравилось, что нет…).
- Мой родственник потерял кошелек в магазине. (Учащиеся пытаются узнать, в каком магазине, сколько было денег, что было, кроме денег, расстроился ли он, кто виноват…).
Источник