- Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Ребята, давайте жить дружно!» (Сюжетно — ролевая ритмическая гимнастика. Автор: Фомина Н.А.) план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Семинар — практикум для воспитателей «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Ребята, давайте жить дружно!» (Сюжетно — ролевая ритмическая гимнастика. Автор: Фомина Н.А.)
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)
Конспект НОД по физическй культуре. Программа «Детский сад 2100» ( Автор: Фомина Н. А. Сюжетно- ролевая — ритмическая гимнастика .)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebyata_davayte_zhit_druzhno.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
( По программе «Детский сад 2100» . Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика . Автор: Фомина Н.А.)
Конспект проведения НОД
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
на тему: «Ребята, давайте жить дружно!»
Дата проведения: _________ 2013 г.
Место проведения : зал
Форма детей : шорты, футболка, чешки.
Оборудование : фонограмма, мячи по количеству детей, массажный коврик, дуги, гимнастическая скамейка, обручи.
Методы и приемы :
1. Словесный — указания,
2. Наглядный — показ выполнения упражнений взрослым,
3. Практический — игровой, выполнение детьми упражнений
- Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей;
- Способствовать формированию правильной осанки.
- Развивать физические качества ( силу, выносливость, гибкость, координационные способности.);
- Повышать интерес к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;
- Раскрывать творческий потенциал ребёнка;
- Способствовать эмоциональному развитию , через имитационную игровую деятельность.
- Развитие творческого двигательного мышления и фантазии.
Дети под звуки музыки входят в зал и идут по кругу.
Источник
Семинар — практикум для воспитателей «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика»
материал
В своей работе по физическому развитию, использую программу Фоминой Н.А. «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика». Мне и моим воспитанникам очень нравиться заниматься по данной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_srrg.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является гимнастика. Ее средства и методы находят свое применение во всех звеньях физкультурного образования, в том числе и дошкольного.
Современная система гимнастики представляет собой совокупность различных видов, важнейшими из которых в связи с проблемой оздоровления нации становятся оздоровительные виды гимнастики. Первое место среди них по праву принадлежит ритмической гимнастике.
В настоящее время можно говорить о двух направлениях в ее развитии. Одно представляет собой музыкально–педагогическую дисциплину и называется ритмикой. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло свое место в системе физического воспитания, явившись прародительницей популярных сегодня современных систем: аэробики, шейпинга и т.д., а также спортивных видов гимнастики – художественной, аэробики и др. Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений.
Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а следовательно и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями.
Ритмическая гимнастика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
Для чего детям необходимы эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребенка? Не проще ли научить его бегать быстрее, прыгать и метать дальше и выше, перебрасывать мяч и т.д.? Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела.
На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания.
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников.
Сказки — первые литературные произведения, к которым прикасается каждый ребенок в период дошкольного детства. Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разрабатываются по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку. Средствами различных движений дети создают образы героев литературных произведений, передают сюжетные действия.
Для каждой возрастной группы дошкольников предлагаются преемственные базовые сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, на основе которых планируются физкультурные занятия. Основой формирования программы «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» стала ее ориентация на природную потребность детей к двигательной активности как источнику развития, игре как ведущей деятельности, на интерес детей к музыке и литературе как источникам радости и познания. Таким образом, главными компонентами сюжетно–ролевой ритмической гимнастики являются: Движение, Музыка, Игра и Сюжет.
Сказочный театр ритмической гимнастики
Занятия сюжетно–ролевой ритмической гимнастикой с дошкольниками могут быть организованы в рамках основных физкультурных занятий, специальных или дополнительных кружковых занятий, а также как самостоятельная музыкально–двигательная игровая деятельность детей в свободное время в группе, спортивном зале или в домашних условиях.
Компонент «Движение» направлен в основном на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка, то есть на его физическую сущность (основные виды движений (ходьба, бег, лазание, метание, равновесие); упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые); акробатики; стретчинга и т.д.)
Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок: русских народных и зарубежных.
Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в большей степени способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей–дошкольников.
Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно–ролевой игрой является мощным средством воздействия, позволяющим успешно решать задачи как двигательного, так и психического развития детей дошкольного возраста.
Физкультурные занятия на основе музыкально–ритмических сюжетно-ролевых игр-–сказок содействуют развитию эмоциональной сферы ребенка.
Активные выразительные движения, жесты и мимика создают высокий эмоциональный настрой. Это подкрепляется воздействием музыки и текста песен, а также непосредственно сюжетом сказок, которые в свою очередь являются носителями эмоционально–нравственного воспитания.
Игровая деятельность, максимально используемая на уроках ритмической гимнастики, повышая интерес детей к занятиям физическими упражнениями, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Занятия ритмической гимнастикой сюжетно–ролевого характера помогают детям всем существом глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма.
Список использованной литературы: Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. – М.: Баласс, 2008.
Источник
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме
В методическом пособии представлена дополнительная программа по физическому воспитанию дошкольников и описание занятий. Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разработаны по сюжетам сказок, мультфильмов под соответствующую музыку. Занятия направлены на развитие целостной гармонично развитиой личности. предлагаемое пособие может быть полезно инструкторам по физической культуре, музыкальным руководителям, воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«От красивых образов мы перейдем к красивым
мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и
от красивой жизни к абсолютной красоте»
В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец — это творчество, танец — это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами как на балах и в сказках.
Детские танцы — это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Актуальность программы. В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является ритмическая гимнастика. Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, характер с помощью движений. Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, на развитие всех мышц и суставов.
Практическая значимость. Ритмическая гимнастика разрабатывается по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку. Средствами различных движений дети создают образы героев литературных произведений, передают сюжетные действия. Основой сюжетно — ролевой ритмической гимнастики является ее ориентация на природную потребность детей к двигательной активности как источнику развития, игре, как ведущей деятельности, на интерес детей к музыке и литературе как источникам познания и радости.
По типу, данную программу следует считать модифицированной. За основу взята программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» рекомендованная Российской академией образования от 16 ноября 2005г. Модификация состоит в том, что в основное содержание программы внедрены психологические игры, упражнения и этюды на снятие эмоционального напряжения, преодоления двигательной активности в конце занятия, релаксационные упражнения. Весь подобранный материал связан с содержанием занятия и является психологическим настроем на занятие или логическим его окончанием.
Цель программы : создание условий для развития двигательной, функциональной и познавательной активности детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
— создать условия для развития познавательного интереса к физическим упражнениям;
— создать условия для овладения элементарными знаниями: техники выполнения движений, правил гигиены, сохранения и укрепления здоровья;
— учить различать основные направления музыкального искусства (классическая, народная музыка, музыка современных ритмов);
— в процессе разучивания движений активизировать эмоциональное восприятие музыки, ее настроение, характер, художественный образ.
— воспитывать желание научиться управлять своим телом под музыку;
— воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности;
-совершенствовать такие качества как дисциплинированность, выдержка, творческая активность, инициатива, самостоятельность;
— воспитывать чувство такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь, не шуметь в помещении во время занятий).
— развитие физических качеств (выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости);
— развитие музыкального слуха и чувства ритма;
— развитие умения ориентироваться в пространстве;
— раскрытие творческого потенциала детей;
— развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления на основе усложнения заданий;
— совершенствовать умение выражать различные эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения.
— развития личных качеств детей (самостоятельности, ответственности, активности и.т.д.).
Занятия по программе сюжетно — ролевая ритмическая гимнастика с дошкольниками организованы в рамках дополнительных кружковых занятий. Программа рассчитана на один год обучения. Обучение проходит через музыкально — ритмические движения. Это дает возможность более глубоко познакомить с техникой выполнения различных движений и отработать их практически.
Данная программа адаптирована для дополнительных занятий с детьми, имеющими проблемы в развитии (психофизические, речевые), с учетом их индивидуальных особенностей развития, с использованием элементов релаксации, игр на развитие двигательной памяти, внимания, элементы дыхательной гимнастики (Примеры игры, релаксации и дыхательной гимнастики приведены в приложении 1). Одна игра (релаксация, дыхательная гимнастика) берется на 2-3 недели, потом меняется.
По программе сюжетно — ролевая ритмическая гимнастика занимаются дети в возрасте от 5 до 6 лет. Оптимальное количество занимающихся 12-16 человек. Такой количественных и возрастной состав детей позволяет строить работу рационально, преподносить материал с усложнениями и обеспечить возможность индивидуального подхода. Состав группы постоянный.
Главными компонентами сюжетно — ролевой ритмической гимнастики являются Движение, Музыка, Игра и Сюжет.
Компонент Движение направлен в основном на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка. Для этого используются:
- Основные виды движений (ходьба, бег, равновесие);
- Упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые);
- Акробатические (кувырок вперед, «Мостик», «Лодочка», «Рыбка»);
- Художественной гимнастики (упражнения с мячом, волнообразные движения корпусом, руками);
- Народного танца (русский);
- Хореографии (основные позиции рук и ног);
- Мимические упражнения и жесты;
- Элементы пальчиковой гимнастики.
Музыка создает положительных эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок: русских народных и зарубежных.
Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий. Сюжет сказок способствует развитию выразительности движений, жестов и мимики.
Разработанные комплексы ритмической гимнастики на основе сюжетно-ролевых игр, отражая идеи гуманизации педагогического процесса и лично ориентированной педагогики, позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями решать задачи обучении и воспитания.
Программа реализуется в течение учебного года. Один комплекс рассчитан на 3 месяца.
1. Организационной момент – эмоциональный настрой детей на занятие, сообщение названия сказки, дыхательная гимнастика, вход в сказку – 2 мин.
2. Знакомство и обрабатывание музыкально-ритмических движений 20-25 мин.
3. Музыкально-ритмическая игра – развитие творческих способностей, развитие памяти, внимания, релаксация, дыхательная гимнастика, выход из сказки – 3-5 мин.
Особенности возрастной группы
По программе «Сюжетно ролевая ритмическая гимнастика» занимаются дети от 5 до 6 лет. Это дети, у которых ведущий вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевых играх дети учатся быть самостоятельными, осваивают общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношений с людьми. У детей возникает и развивается произвольное поведение, возникают элементы самосознания, первые элементы самооценки. Формируется инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, склонность к подражанию образцам. Это создает благоприятную основу для развития их эмоциональности, пластичности, гибкости, что реализуется через ритмическую гимнастику.
Занятия с детьми проводятся в первой половине дня, два раза в неделю. Продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся: 5-6 лет – 25-30 мин. Общее количество часов в год – 144 часа.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Требования к знаниям и умениям к концу обучения:
- Правила нахождения в музыкальном зале во время занятий, правила личной гигиены,
- Основные направления музыки (классическая, народная, современная);
- Основные движения различного характера музыки (марш, плясовая, хороводная, полька);
- Сюжеты сказок, изучаемые программой, характеристики героев (добрый, злой, хитрый и т.д.).
- Идти в соответствии с характером музыки;
- Ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения, находить себе место в зале;
- Изображать с помощью мимики и пантомимики характер музыки и сказочных героев;
- Самостоятельно использовать освоенный материал в повседневной жизни;
- Выполнять музыкально-ритмические движения.
Личностные качества выпускников кружка сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика:
- Самостоятельность;
- Активность;
- Внимательность;
- Творчество;
- Коммуникабельность;
- Дисциплинированность;
- Инициативность.
Основными формами проверки знаний, умений и навыков является выступления на концертах внутри детского сада, музыкальные викторины (по сказкам), праздники «Путешествие по сказкам».
Учебно-тематический план занятий для детей старшей группы (5-6 лет)
Источник