Физиологическое обоснование принципов тренировки

Билет 8: Физиологическое обоснование принципов спортивной тренировки и обоснование классификации тренировочных нагрузок.

Тренировка – это планомерная подготовка организма к максимальным для него проявления силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнований наибольшей работоспособностью. Уровень специальной работоспособности спортсмена называют тренированностью, при этом в организме человека происходит морфологические, биохимические и физиологические изменения, приводящие к повышению его работоспособности. В результате адаптации к физическим нагрузкам создаются два основных положительных функциональных эффектов: усиление максимальных функциональных возможностей всего организма в целом и тех систем, которые обеспечивают выполнение тренируемого упражнения. Повышение экономичности (эффективности) деятельности всего организма в целом и его систем и органов, что выявляется при выполнении стандартной не максимальной нагрузки. Спортивная тренировка строится с учётом ряда принципов: специфичности — базируется на специфичности адаптации, так как систематическое использование специфических тренировочных нагрузок пороговой величины вызывает изменения в тех физиологических системах организма и механизмах регуляции, которые участвуют в осуществлении тренируемого упражнения. Принцип постепенного увеличения нагрузок основан на том, что по мере повышения функциональных возможностей тренирующегося человека может постепенно увеличиваться пороговая тренирующая нагрузка, что создаёт стимул для активации процессов суперкомпенсации. Принцип повторности и систематичности базируется на обратимости тренировочных эффектов, связанной с тем, что адаптация является непрерывно протекающим процессом приспособления к изменяющимся условиям существования организма. Снижение нагрузок ниже пороговых или прекращение тренировок вызывает уменьшение имеющихся тренировочных эффектов или их полное исчезновение. Принцип индивидуального подхода опирается с одной стороны, на положение о пороге тренировочной нагрузки, а с другой – тренируемость, которая представляет собой способность путём обучения овладевать новыми формами двигательных актов, адекватных изменившимся условиям жизнедеятельности.

Читайте также:  Турятка медитации утренняя татьяна

Тренировочная нагрузка – является раздражителем, стимулирующим процессы адаптации, вызывая нарушения гомеостаза, восстановление которого завершается суперкомпенсацией. Механическая или физическая мощность выполняемого упражнения измеряется физическими величинами и определяет физическую нагрузку. Виды тренировочной нагрузки: пороговая нагрузка – должна находиться в определённом соответствии с текущими функциональными возможностями данного человека. Подпороговые нагрузки не обеспечивают тренировочный эффект, но они не безразличны для организма, вызывая изменения локального характера. Оптимальные нагрузки вызывают наибольший тренировочный эффект, о котором судят по темпу прироста тренируемых функций организма. Если при дальнейшем увеличении нагрузки темп прироста снижается, то это уже сверхпредельные нагрузки, когда возможны перенапряжение и срыв адаптации. Нагрузки, используемые в спорте, классифицируются по: специфичности (для избранного вида спорта); избирательной направленности, обеспечивающей использование различных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности; координационной сложности упражнений, которая играет существенную роль в технически сложных видах спорта; величине и объёму, которая определяется с помощью основных параметров: интенсивность, длительность и частота. Интенсивность нагрузки при тренировке выносливости определяется прямым методом (измерение скорости потребления кислорода- абсолютное или относительное МПК) или косвенным: по величине относительных физиологических сдвигов ЧСС и по величине ПАНО, так как выполнение работ на этом уровне способствует развитию аэробной работоспособности. Для развития анаэробных возможностей необходима нагрузка выше ПАНО. Длительность нагрузки при развитии силы незначительна, но при этом используется максимальная интенсивность. При более низкой интенсивности нагрузка должна быть более продолжительной, так как существует определённая пороговая продолжительность, необходимая для активации эндокринных систем организма. Пороговая длительность нагрузки зависит от её интенсивности. Частота тренировочных нагрузок (число повторений упражнений на одном занятии) взаимосвязана с длительностью и характером отдыха. Чем чаще и длительнее тренировочные занятия, тем больше их тренировочный эффект, особенно это справедливо в отношении тренировки выносливости. Продолжительность интервалов отдыха влияет на величину и направленность эффекта упражнений: продолжительный интервал отдыха после работы с субмаксимальной и критической скоростью (интенсивные нагрузки) усиливает анаэробные процессы из-за достаточно полного восстановления функций. Пассивный отдых усиливает преимущественно анаэробные процессы, а выполнение во время отдыха между повторными упражнениями других упражнений способствует развитию аэробных возможностей. При многократно повторении непродолжительных упражнений с высокой интенсивностью лучше развиваются анаэробные процессы.

Читайте также:  Вопросы по гимнастике с ответами для школьников

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 759 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Физиологическое обоснование основных принципов спортивной тренировки (непрерывность тренировочного процесса, постепенность увеличения нагрузок и цикличность).

Цикличность тренировочного процесса связан с тем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осуществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес.). К соревновательному периоду спортсмен достигает высокого уровня работоспособности, но поддерживать этот доступный на данном этапе наивысший уровень функциональных и психических возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес.). После чего необходим определенный отдых, переключение на другую деятельность, снижение нагрузки, т.е. переходный период. Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те – на недельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естественным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемые физические нагрузки.

Правильное чередование тяжести физических нагрузок с оптимальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использования явлений суперкомпенсации – сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высокого уровня работоспособности по сравнению с исходным. При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект. Например, при физических нагрузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд·мин -1 , а у пожилых – выше 130 уд·мин -1 , иначе адаптивных сдвигов в организме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблюдаться.

Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.

Читайте также:  Тяжелые тренировки с гирями

Состояние тренированности. Функциональные эффекты и физиологические показатели тренированности организма в покое.

Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптированности спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют 1) повышение функциональных возможностей организма и 2) увеличение экономичности его работы.

Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, совершенство координации движений, повышение экономичности дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т.е. повышает ее КПД.

ОКОЕ

Функциональные показатели в покое:В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения). У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма – 11-12 колеб.·с -1 (например, у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.·с -1 ).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т.е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществ спортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8л), т.е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях). Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц (порядка 100-200 л·мин -1 ) по сравнению с нетренированными (60-120 л· мин -1 ). Увеличена длительность задержки дыхания (особенно в синхронном плавании, нырянии), что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно-сосудистой системе спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость (у бегунов-стайеров, лыжников-гонщиков и др.) наблюдается особенное увеличение объема сердца – до 1000-1200 см 3 (у нетренированных лиц – порядка 700 см 3 ). Большой объем сердца – до 1200 см 3 – характерен также для высокорослых баскетболистов. Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы – ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000см 3 ). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема. Частота сердечных сокращений спортсменов (особенно у стайеров) в покое понижена до 40-50 уд.· мин -1 (в отдельных случаях – до 28-32 уд.· мин -1 ), т.е. отмечается спортивная брадикардия. Минутный объем крови соответствует норме или немного ниже нее.

У спортсменов в состоянии спортивной формы, в среднем, в 32,3% случаев наблюдается спортивная гипотония – снижение величины артериального давления до 100-105 мм рт.ст. и ниже. Чаще всего это встречается у гимнастов и спортсменов-стайеров. Выраженность артериальной гипотонии растет по мере увеличения спортивного стажа и уровня квалификации спортсменов. У спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, наоборот, в состоянии покоя артериальное давление часто может быть повышенным.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов — 6·10 12 ·л -1 и гемоглобина – 160 г·л -1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700г). Повышены щелочные резервы, т.е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам, а в частности, и к особенной функциональной подготовленности к упражнениям в избранном виде спорта.

Источник

Спортивные тренировки: основы и принципы

Содержание

Общее понятие тренировки [ править | править код ]

Термин «спортивная тренировка» можно понимать по-разному. В общем смысле под тренировкой понимается «планомерное и систематическое проведение мероприятий (с соответствующим содержанием и методами) с целью стабильного достижения определенных результатов (цели тренировки) в спорте и посредством спорта» (Hohmann et al, 2007).

Цели тренировки [ править | править код ]

Это самое общее определение указывает то, что тренировка может быть направлена на достижение различных целей.

Задачи тренировки [ править | править код ]

Поэтому вполне понятно, что различные дисциплины науки о спорте связывают с процессом тренировки различные задачи.

  • С точки зрения спортивной медицины большое значение имеют, к примеру, физиолого-анатомические аспекты. При этом тренировка понимается как «сумма всех видов воздействия (раздражений), повторяющихся через определенные интервалы времени с целью повышения работоспособности и ведущих к функциональным и морфологическим изменениям организма» (Hollmann, 1973).
  • С терапевтической точки зрения тренировка рассматривается как фактор общего, а также и функционального влияния на здоровье человека (Frobose, Fiehn, 1998).
  • С точки зрения педагогики цель тренировки — в общем развитии личности, при котором у детей и молодых людей появляются элементы коллективного мышления — как творческого, так и критического. Считается, что таким образом у них происходит постоянное воспитание чувства личной ответственности (Martin et al., 2001).
  • При спортивно-психологической тренировке на передней план выходят процессы, которые должны повлиять прежде всего на психологические компоненты спортивного результата (например, тренировку воображения, тренировку расслабления, тренировку концентрации и т. д.; ср. Schnabel et al., 2005).

Различные подходы, в которых отражаются различные цели, а также индивидуальность тренера и спортсмена и особенности их взаимодействия показывают, насколько комплексный и динамичный процесс представляет собой тренировка. Чтобы ориентироваться в этом сложном процессе, необходимо ставить четкие цели, которые становятся исходным пунктом при планировании тренировки и составлении ее программы.

Основные термины спортивной тренировки [ править | править код ]

Тренировка спортсменов — первостепенный компонент спортивной подготовки, которая также включает соревнование и восстановление. Спортивная подготовка состоит из физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовки, которые имеют свои собственные задачи и особенности.

Основные термины методологии тренировочного процесса были исторически сформированы в ответ на запросы практики — это цели тренировки, содержание тренировки, средства тренировки и методы тренировки. Таблица содержит эти термины (для облегчения понимания сути сначала задается вопрос, а затем даётся краткий ответ).

Список терминов начинается с «целей тренировки». Следующий базовый термин — «содержание тренировки». Все действия, обычно выполняемые в тренировочном процессе, должны быть систематизированы в соответствии с долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами. Эти планы прописывают все существенные детали предстоящей тренировки и фактически полностью характеризуют содержание тренировки, включающее участие в соревнованиях и испытаниях, доминирующие методы тренировки (по временным периодам), объём, интенсивность и набор упражнений, тренировочные сборы, различные тестирования.

Термин «средства тренировки» относится ко всем упражнениям, включённым в программу. Они подразделяются на соревновательные и общеподготовительные. Соревновательные упражнения очень похожи, подобны основным техническим действиям и ключевым компонентам соревновательной программы; они выполняются в соревновательных условиях (на стандартном оборудовании, при соблюдении правил соревнования и т.д.). Специфические по виду спорта (специальные) упражнения — это упражнения, при выполнении которых соревновательные условия изменяются, чтобы выделить их определённые характеристики (например, увеличивается или уменьшается сопротивление, упрощается или изменяется техника движений, применяется внутреннее или внешнее воздействие, привлекаются дополнительные устройства или приспособления и т.д.).

Общеподготовительные упражнения составляют значительную часть набора тренировочных средств и помогают увеличить уровень общего физического развития спортсмена. Обычно эти упражнения не похожи на соревновательные, так как при их выполнении используются различные устройства, оборудование, а также применяется широкий спектр естественных и искусственно создаваемых условий. Типичными примерами таких упражнений являются беговые или плавательные упражнения для спортсменов, специализирующихся в единоборствах и игровых видах; силовые упражнения на различных тренажёрах для представителей любого вида спорта, включая игровиков, гребцов, пловцов и т.д.

Основные термины спортивной тренировки с кратким объяснением

Вопросы, на которые надо ответить

Что должно быть достигнуто и/или усовершенствовано?

Цели выполнения тренировочных упражнений

Что должно быть выполнено?

Долгосрочный план тренировочного процесса. Среднесрочный тренировочный план. Краткосрочный тренировочный план

Какие упражнения, оборудование и вспомогательные устройства должны быть привлечены?

соревновательные, специфические по виду спорта (специальные) и общеподготовительные.

Технические средства тренировки:

тренажеры, устройства и разнообразное оборудование

Какие упражнения должны быть выполнены?

Непрерывные равномерные. Непрерывные переменные.

Интервальные с заданными интервалами отдыха.

Интервальные с неограниченными интервалами отдыха.

В дополнительный набор тренировочных средств входят различные тренажёры и устройства и более или менее специализированное оборудование, используемое для выполнения любого вида упражнений. Эти тренировочные средства называются «техническими средствами тренировки». В последние годы набор этих средств был увеличен за счёт разнообразных электронных измерительных систем и устройств (таких как компьютеризированные тренажёры; оптоэлектронные, видео- и другие системы).

Методы тренировки отвечают на вопрос, как именно тренировочные упражнения должны быть выполнены.

Принципы адаптации применительно к тренировке объясняют фундаментальный процесс приспособления спортсменов к тренировочным нагрузкам. Обобщая, можно сказать, что три генерализованных фактора — величина воздействия, специфичность упражнения и аккомодация спортсмена — определяют реакцию на тренировочную нагрузку и адаптацию. Величина воздействия регулируется объёмом, интенсивностью и новизной упражнений. Эти три компонента нагрузки особенно важны в свете принципа перегрузки, в соответствии с которым увеличение уровня подготовленности требует, чтобы величина воздействия превышала привычный уровень.

Принцип специфичности процесса адаптации выдвигает на первый план перенос тренировочного результата с выполнения одной задачи (вспомогательного упражнения) на другую (основное упражнение). Существует перенос технических навыков, который является чрезвычайно важным для совершенствования движений, а также перенос физических качеств, который определяет эффект любой программы подготовки. Аккомодация как принцип адаптации в тренировке предполагает увеличение работоспособности. Спортсмен достигает более высоких уровней выполнения соревновательного упражнения, и снижается уровень его реакции на стандартную физическую нагрузку, что позволяет ему выполнять её более экономно.

Цикл суперкомпенсации как всеобъемлющий механизм спортивного совершенствования объясняет тренировочный процесс с точки зрения взаимодействия между нагрузкой, утомлением и восстановлением. Принцип суперкомпенсации был разработан в отношении отдельной тренировки и серии тренировок. Согласно этому принципу отдельная нагрузка или сумма нескольких вызывают фазы утомления и восстановления с последующим периодом увеличенной работоспособности (фазы суперкомпенсации), которая может использоваться для организации нового воздействия и подготовки к следующему шагу в процессе спортивного совершенствования. Несмотря на некоторые ограничения и оговорки, принцип суперкомпенсации остаётся основным в теории спортивной тренировки.

Представленный вариант основных принципов спортивной тренировки включает следующее: (1) принцип специализации, который касается социальных аспектов, выбора специфического вида спорта для дальнейшего совершенствования и определения специфических по виду спорта приоритетов; (2) принцип индивидуализации, который обращается к психофизиологическим особенностям спортсменов; (3) принцип вариативности, касающийся источников и особенностей изменения тренировочного воздействия; (4) принцип взаимодействия нагрузок, связывающий положительные, нейтральные и отрицательные воздействия в цепочке последовательных тренировок; и (5) принцип цикличности в планировании тренировочного процесса, соответствующий и поддерживающий общую идею периодизации тренировки.

Физиологическое обоснование принципов построения спортивной тренировки [ править | править код ]

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Теория и практика физической культуры и спорта определили ряд принципов, соблюдение которых гарантирует успехи во время занятий физическими упражнениями и предотвращает нежелательные последствия. Среди дидактических и физиологических принципов спортивной тренировки следует отметить главные из них: постепенность, повторность, индивидуализация, систематичность, регулярность, разносторонность спортивной подготовки, специфичность тренировочных эффектов, их обратимость, тренуемость, принципы критических нагрузок и др. (Дубровский, 2005; Волков Н. И. и соавт., 1998; Спортивная медицина. Практические. 2003).

Принцип постепенности предусматривает последовательное увеличение интенсивности и объема нагрузок. Это связано, прежде всего, с последовательностью в осуществлении каждого разового занятия: приступая к нему, сначала выполняют упражнения для небольших групп мышц, например рук, затем ног, затем туловища. Последовательно должна увеличиваться интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений, сила, скорость. Затем постепенно увеличивается время тренировочных занятий. Если начинать сразу с больших физических нагрузок, то реакцией организма на них может быть перенапряжение внутренних органов и нервной системы. Соблюдение этого принципа обусловлено тем, что во время выполнения спортивных движений функционируют очень сложные временные связки, одновременно управляющие деятельностью мышц и вегетативных систем. Поэтому вырабатывать их необходимо с постепенным усложнением, чтобы не произошел срыв нервной системы и не развилось охранительное торможение.

Соблюдение принципа повторности необходимо для того, чтобы изменения, возникшие в организме в результате занятий физическими упражнениями, закрепились и окрепли. В основе этого принципа лежит такая закономерность — для возникновения стабильных условно-рефлекторных связей в нервной системе необходимо многократное влияние раздражителя, что приводит к закреплению временных функциональных связей. При несоблюдении этого положения функциональные связи гаснут.

Принцип систематичности и регулярности предусматривает, что достижение спортивных результатов возможно только в случае систематического выполнения физических упражнений в течение многих месяцев и лет. Тренировать функциональные системы следует регулярно, систематически выполняя физические нагрузки. Внешне принцип регулярности подобен принципу повторности. В обоих случаях главным является многократность повторных нагрузок. Но если принцип повторности диктует необходимость выполнения однотипных упражнений в комплексе (цикл), то регулярность означает повторение физических нагрузок (в том числе разных по характеру) в течение более продолжительного периода: месяцев, лет. В результате функциональные резервы становятся мощнее, крепче, надежнее.

Принцип разносторонней спортивной подготовки предусматривает использование в процессе спортивной тренировки разнообразных упражнений, способствующих вырабатыванию большого объема двигательных навыков. При этом увеличиваются возможности процесса экстраполяции и изменения двигательного акта при изменении условий. Обучение стереотипному выполнению упражнений тормозит развитие тренированности.

Принцип индивидуализации предусматривает строгое соблюдение соответствия физических нагрузок возможностям человека с учетом пола, возраста, физической подготовленности. Принцип индивидуализации обучения связан с необходимостью учета фонда ранее приобретенных навыков, а также генетических особенностей к усвоению движений (соматотип, композиционный состав мышц, тип высшей нервной деятельности, уровень V02max и др.).

Принцип специфичности тренировочных эффектов состоит в том, что систематическое повторение определенного упражнения формирует специфическую адаптацию организма, что проявляется в максимальном повышении результата в этом упражнении. Принцип включает специфичность тренировочных эффектов относительно:

  • двигательного навыка (спортивной техники);
  • состава активных мышечных групп;
  • различных условий внешней среды.

Обратимость тренировочных эффектов (эффект детренировки) состоит в том, что уже спустя несколько месяцев после значительного уменьшения объема тренировочных нагрузок или полного их прекращения происходит снижение физической работоспособности, функциональных показателей кислородтранспортной системы, V02max, уменьшается объем циркулирующей крови, число (плотность) капилляров, наблюдается атрофия мышечных волокон, снижается активность окислительных ферментов и т. д. Чем выше двигательная активность в этот период, тем медленнее снижаются тренировочные эффекты. Эти эффекты также замедляются при соблюдении принципов повторности и систематичности тренировочных занятий.

Принцип критических нагрузок состоит в том, что чем больше интенсивность и объем работы, выполняемой спортсменом, тем большие структурные и биохимические превращения возникают в организме. Физические нагрузки небольшого объема и интенсивности не вызывают глубоких биохимических и функциональных превращений и потому называются неэффективными. С возрастанием работоспособности нагрузки одного объема вызывают все меньшие изменения в организме. Поэтому для обеспечения повышения работоспособности величину пороговой нагрузки следует постепенно увеличивать. Это обеспечивает большее расходование энергетических ресурсов, большие функциональные изменения и, соответственно, большую суперкомпенсацию, что обусловливает возрастание спортивных результатов.

Тренируемость — это свойство организма изменять свои функциональные возможности под влиянием тренировки. Степень тренируемости может оцениваться величиной тренировочных эффектов: чем больше тренировочный эффект в ответ на данную тренировку, тем выше тренируемость. Тренируемость специфична, как специфичны и тренировочные эффекты. Она зависит от пола, возраста, исходного уровня показателя: изменение показателя тем больше, чем ниже его исходный уровень. Существенную роль в максимально возможной тренируемости играет генотип, то есть наследственно обусловленные генетические факторы: много антропометрических показателей, ЖЕЛ, время задержки дыхания, максимальная ЧСС, композиция мышц, V02max и др. (Биологический контроль спортсменов. 1986; Волков Н. И. и соавт., 1998; Платонов, Булатова, 1995; Спортивная медицина. Практические. 2003).

Основные подходы к индивидуальной коррекции программ тренировочных нагрузок аэробной направленности [ править | править код ]

Контрольное задание. Возникла необходимость составить программу оперативного биохимического контроля переносимости тренировочных нагрузок аэробной направленности.

Ход выполнения задания

1. Определить метаболические критерии переносимости тренировочных нагрузок с учетом специфичности используемых физических упражнений.

2. Составить программу оперативного биохимического контроля переносимости тренировочных нагрузок.

3. Описать возможные варианты результатов измерений скорости протекания процессов в организме, связанных с фазой нагрузки и фазой восстановления.

4. Провести анализ и дать интерпретацию результатов указанных выше измерений переносимости тренировочной нагрузки.

5. Составить рекомендации к коррекции тренировочного процесса, исходя из базы данных, полученных во время обследования спортсменов.

Типовое решение задачи

  • Определение переносимости тренировочных нагрузок проводят по характеру изменений метаболизма, вызванных физической нагрузкой, непосредственно во время ее выполнения, сразу же по ее завершении и в разные периоды отдыха после нагрузки.

Основными критериями переносимости тренировочных нагрузок являются: степень завершенности пластических процессов, восстановление массы тела, уровня функций и характеристик метаболизма в состоянии относительного покоя (утром, перед зарядкой и завтраком).

Определить переносимость физических нагрузок можно по изменению ряда показателей: ЧСС, АД, данных электрокардиографических исследований, V02, уровня метаболитов углеводного, липидного и белкового обмена веществ в крови, смещения кислотно-щелочного состояния крови, показателя pH крови и др.

Распространенным метаболическим критерием оценки переносимости тренировочных нагрузок является динамика уровня мочевины в крови и соотношение этого показателя с нормой для состояния покоя (4,0—6,6 ммоль-л -1 (Волков и соавт., 1998; Куроченко, 2005; Тнимова, 2004; Henricsson, 1992; Williams, 1990).

  • Для анализа эффективности тренировочного процесса и, прежде всего, переносимости тренировочных нагрузок широко используют контроль динамики изменений пока?ателей метаболизма в крови по избранным показателям в зависимости от специфичности и объема используемых физических нагрузок.

Обследования спортсменов в зависимости от цели и задач проводят при помощи тестирования в лабораторных условиях или в естественных условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Задача для велосипедистов-шоссейников: тренировочное занятие аэробной направленности умеренной мощности, дистанция 250 км, продолжительность выполнения — 8 час, ЧСС — 160 уд-мин -1 . Запланированный прирост концентрации мочевины в крови должен составлять от 5 до 6 ммоль-л -1 , а остаточный прирост (после 18 час отдыха) не должен превышать 7 ммоль-л -1 . Результаты определения динамики мочевины в крови представлены в таблице 49.

Таблица 49 — Динамика мочевины в крови велосипедистов в условиях тренировочного занятия и восстановления, ммоль л -1

Источник

Оцените статью