Физиологические основы состоянии тренировки

11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности.

Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требовани­ям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.

Как во всяком педагогическом процессе, в ходе тренировки соблюда­ются общие педагогические принципы — активности, сознательности, на­глядности, систематичности, последовательности, доступности и прочно­сти Вместе с тем, имеются специфические принципы тренировки — един­ство общей и специальной физической подготовки, непрерывность и цик­личность тренировочного процесса, постепенное и максимальное повыше­ние тренировочных нагрузок. Эти принципы обусловлены закономерно­стями развития физических качеств и формирования двигательных навы­ков у человека, особенностями функциональных перестроек в организме, изменением диапазона функциональных резервов спортсмена.

11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки.

Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в результа­те развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот процесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня проявления ка­чественных сторон двигательной деятельности и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.

Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осуществляет­ся постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес.). К со­ревновательному периоду спортсмен достигает высокого уровня работоспособности, но поддерживать этот доступный на данном этапе наивыс­ший уровень функциональных и психических возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес.). После чего необходим опре­деленный отдых, переключение на другую деятельность, снижение нагруз­ки, т. е. переходный период. Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те — на недельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естествен­ным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьи­ровать применяемые физические нагрузки.

Читайте также:  Картотека утренней гимнастики для ясельной группы по фгос

Правильное чередование тяжести физических нагрузок с оптимальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использования явлений суперкомпенсации — сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высокого уровня работоспособ­ности по сравнению с исходным. При этом режиме неуклонно растут ре­зультаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие ин­тервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в зависи­мости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддержи­вающий эффект. Например, при физических нагрузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд.·мин -1 , а у пожилых — выше 130 уд.·мин -1 , иначе адаптивных сдвигов в организме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблюдаться.

Для достижения высоких спортивных результатов должны использо­ваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функ­циональных резервов центральной нервной системы, двигательного аппа­рата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.

11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности.

Правильная организация тренировочного процесса обуславливает со­стояние адаптированное™ спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют 1) по­вышение функциональных возможностей организма и 2) увеличение экономичности его работы.

Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, совершен­ство координации движений, повышение экономичности дыхания и крово­обращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.

Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состоянии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма, значительного на­пряжения регуляторных процессов. Соответственно, оно может сохранять­ся непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенно­стей спортсмена, его квалификации и др. факторов. Цена такого уровня адаптации оказывается высокой — при этом повышается реактивность ор­ганизма на действие неблагоприятных условий среды, снижается его ус­тойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т. е. резко сни­жается иммунитет.

Характер физиологических сдвигов определяется направленностью тренировочного процесса — на быстроту, силу или выносливость, особен­ностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мы­шечные группы и т. п., т. е. тренировочные эффекты специфичны

Тренировочный эффект зависит от объема физической на­грузки — ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого че­ловека имеется генетически определяемый предел функциональных пере­строек в процессе тренировки — его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величи­не и скорости изменений функциональной подготовленности, т. е. по тренируемости. Выделяют 4 варианта тренируемости (Код Я. М., 1986):

— Высокая быстрая тренируемость (большие и быстро нарастающие тренировочные эффекты).

— Высокая медленная тренируемость (большие, но медленно нарас­тающие тренировочные эффекты).

— Низкая быстрая тренируемость (небольшие, но быстро нарастающие тренировочные эффекты).

— Низкая медленная тренируемость (небольшие и медленно нарас­тающие тренировочные эффекты).

Влияние наследственных факторов определяет степень развития физи­ческих качеств. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Генетически обусловлены из­менения многих физиологических показателей (МПК, анаэробных возмож­ностей, максимальной величины ЧСС, рост жизненной емкости легких и др.).

Источник

11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки

Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в резуль­тате развития физических качеств и роста функциональных возмож­ностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот про­цесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнуто­го уровня проявления качественныхсторондвигательной деятельнос­ти и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.

Цикличность тренировочного процесса связанастем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осу­ществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес). К соревновательному периоду спортсмен достигает высо­кого уровня работоспособности, но поддерживать этот достигнутый на данном этапе наивысший уровень функциональных и психичес­ких возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес). После чего необходим определенный отдых, переклю­чение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период. Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те — на не­дельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естествен­ным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемые физические нагрузки.

Правильное чередование тяжести физических нагрузок с опти­мальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использо­вания явлений суперкомпенсации —сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высоко­го уровня работоспособности по сравнению с исходным. При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в за­висимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект. Например, при физических на­грузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд.-мин1, а у пожилых — выше 130 уд. • мин1, иначе адаптивных сдвигов в орга­низме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблю­даться.

Для достижения высоких спортивных результатов должны ис­пользоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилиза­цию функциональных резервов центральной нервной системы, дви­гательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функжональ-ный и структурный след тренировки.

11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности

Правильная организация тренировочного процесса обусловлива­ет состояние адаптированное™ спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют 1) повышение функциональных возможностей организ­ма и 2) увеличение экономичности его работы.

Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, со­вершенство координации движений, повышение экономичности дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.

Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состо­янии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма, значительного напряжения регуляторных процессов. Соответствен­но, оно может сохраняться непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации и др. факторов. Цена такого уровня адаптации оказывается высокой — при этом повышается реактивность организма надействие неблагоп­риятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т. е. резко снижается иммунитет.

Характер физиологических сдвигов определяется направленнос­тью тренировочного процесса — на быстроту, силу или выносли­вость, особенностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы и т. п., т. е. тренировочные эффек­ты специфичны.

Тренировочный эффект зависит от объема физической нагрузки — ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого человека имеется генетически определяемый предел функ­циональных перестроек в процессе тренировки — его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величине и скорости изменений функциональ­ной подготовленности, т.е. по тренируемости.

Влияние наследственных факторов определяет степень развития физических качеств. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Генетически обусловлены изменения многих физиологических показателей (М ПК, анаэробных возможностей, максимальной величины ЧСС, роста жизненной емкости легких и др.).

Источник

11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки

Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в резуль­тате развития физических качеств и роста функциональных возмож­ностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот про­цесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнуто­го уровня проявления качественных сторон двигательной деятельнос­ти и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.

Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осу­ществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес). К соревновательному периоду спортсмен достигает высо­кого уровня работоспособности, но поддерживать этот достигнутый на данном этапе наивысший уровень функциональных и психичес­ких возможностей человек может лишь ограниченное время

(не более 4-5 мес). После чего необходим определенный отдых, переклю­чение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период. Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те — на не­дельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естествен­ным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемые физические нагрузки.

Правильное чередование тяжести физических нагрузок с опти­мальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использо­вания явлений суперкомпенсации —сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высоко­го уровня работоспособности по сравнению с исходным. При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в за­висимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект. Например, при физических на­грузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд.мин, а у пожилых — выше 130 уд.мин, иначе адаптивных сдвигов в орга­низме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблю­даться.

Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилиза­цию функциональных резервов центральной нервной системы, дви­гательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональ­ный и структурный след тренировки.

11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности

Правильная организация тренировочного процесса обусловлива­ет состояние адаптированности спортсмена кспециализированным нагрузкам или состояние тренированности.

1) повышение функциональных возможностей организ­ма и

2) увеличение экономичности его работы.

Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, со­вершенство координации движений, повышение экономичности дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.

Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состо­янии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма,

значительного напряжения регуляторных процессов. Соответствен­но, оно может сохраняться непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации и др. факторов. Цена такого уровня адаптации оказывается высокой — при этом повышается реактивность организма на действие неблагоп­риятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т. е. резко снижается иммунитет.

Характер физиологических сдвигов определяется направленнос­тью тренировочного процесса — на быстроту, силу или выносли­вость, особенностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы и т. п., т. е. тренировочные эффек­ты специфичны.

Тренировочный эффект зависит от объема физической нагрузки — ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого человека имеется генетически определяемый предел функ­циональных перестроек в процессе тренировки — его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величине и скорости изменений функциональ­ной подготовленности, т.е. по тренируемости.

Влияние наследственных факторов определяет степень развития физических качеств. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Генетически обусловлены изменения многих физиологических показателей (МПК, анаэробных возможностей, максимальной величины ЧСС, роста жизненной емкости легких и др.).

Источник

Оцените статью