Физическое упражнение как основное средство адаптивной физической культуры

4.2.2. Средства адаптивной физической культуры

Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.
Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.
Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
2. Общеразвивающие упражнения:
а) без предметов;
б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);
в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).
3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
4. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
5. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
8. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т.п., активизирующие познавательную деятельность.
9. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
10. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.
К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики4,простудных заболеваний, закаливания организма. Для детей с умственной отсталостью — это купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках. Рядом авторов установлено, что для детей-инвалидов с детства плавание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное влияние на все функции организма ребенка, но является эффективным средством коррекции двигательных и психических нарушений (Гайцхоки Д.Г, 1993; Мосунов Д.Ф., 1998; Сазыкин В Г, 2000).
Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку. Даже детям, имеющим грубые нарушения моторики в виде параличей и парезов, а также часто болеющих пневмонией, ангиной, бронхитом, необходимо закаливание, сначала местное — обтирание рук, ног, а затем общее — обливание теплой водой с постепенным снижением температуры. Педагогам, воспитателям, медицинским работникам, проводящим закаливание, следует внимательно наблюдать за реакцией детей на эти процедуры — поведением, сном, аппетитом (Черник Е.С., 1997).

Читайте также:  Формирование осанки при занятиях гимнастикой

Источник

Средства адаптивной физической культуры.

К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы.

Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося. Совершенствование характеристик движений, освоение двигатель­ных умений, развитие физических качеств достигается за счет много­кратного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возра­сте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимули­руют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц; улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ; благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям; улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем; улучшают функции сенсорных систем.

Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т.п.; во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью; в-третьих, внешними условиями — психологическим климатом на занятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и инвентарем, создающими личный комфорт занимающихся.

Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соот­ветственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности, все упражнения делятся на группы по определенным признакам. Наиболее распространенными являются следующие классификации:

1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;

2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т. п.;

3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы и т. п.;

4) по координационной направленности: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;

5) по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, плавание, передвижение в коляске, на лыжах, гребля, и др.), ациклические (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);

6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напря­женности физиологических функций: упражнения низкой интенсивности (ЧСС — до 100 уд./мин), умеренной (ЧСС — до 120 уд./мин), тонизирующей (до 140 уд./мин), тренирующей (до 160 уд./мин и больше);

7) по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов: упражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, и др., рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствующих программ Паралимпийских игр (В.П. Жиленкова);

8) по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функций паретичных мышц, опорности, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.;

9) по исходному положению: упражнения, выполняемые в положе­нии лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках и др.;

10) по степени самостоятельности выполнения упражнений: активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов, туторов, ортезов и технических устройств, в ходунках, ко­ляске, условиях разгрузки (на подвеске), в форме ортопедической ук­ладки, пассивных упражнений и др.

11) по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музы­кальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной), рисование, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии, тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.

К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по траве, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и зака­ливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний.

Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действие воды, разгрузка позвоночника, свобода движений укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улучшают сон, аппетит, настроение ребенка.

К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Так, для людей с нарушением зрения, площадки для занятий на воздухе должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника, ям, камней и т. п.; для слабовидящих важно иметь яркий инвентарь и оборудование красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов, озвученную атрибутику — мячи, мишени, метрономы, свистки и др.

Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата при проведении, например, волейбола сидя во избежание микротравм тщательно готовится и полируется поверхность пола. Для лиц, передвигаю­щихся в колясках, должен быть обеспечен свободный проезд к душевым, раздевалкам, туалетам. Особого внимания требует техническое оснащение, пригодность спортивного инвентаря и оборудования, надежность страховки, помощь в случае необходимости и безопасность.

Для разных нозологических групп инвалидов в качестве дополни­тельных, используются средства медицинской и психологической реабилитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростиму­ляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, души, водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, и др.), бани, средства психологическо­го воздействия: психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др. (В.М. Боголюбов; А.И. Колчев). Однако их применение для разных лиц имеет множество индивидуальных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролироваться.

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 8317 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Средства адаптивной физической культуры

Средствами адаптивной физической культуры являются физи­ческие упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиени­ческие факторы.

Программный материал по физической культуре включает разде­лы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные физические уп­ражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и пове­дения.

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физи­ческого воспитания и лечебной физической культуры, на рекреаци­онных и спортивных занятиях.

В соответствии с педагогическими задачами упражнения можно объединить в следующие группы:

1) связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыж­ки, ползание, плавание, передвижение на лыжах;

— с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);

— на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах);

3) на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

4) на развитие и коррекцию координационных способностей: со­гласованности движений рук, ног, головы, туловища, согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления;

5) на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепле­ния мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног;

6) лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суста­вах, профилактика нарушений зрения;

7) на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

8) художественно-музыкальные: ритмика, танец, элементы хоре­ографии и ритмопластики;

9) с речитативами, стихами, загадками, счетом и т.п., активизи­рующие познавательную деятельность;

10) направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышле­ния, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и дру­гих психических процессов;

11) прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности;

12) как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное ката­ние, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма. Для детей с умственной отсталостью — это купание, плавание, ходь­ба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лы­жах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых пло­щадках. Рядом авторов установлено, что для детей — инвалидов с детства плавание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное влияние на все функции организма, но и является эф­фективным средством коррекции двигательных и психических нару­шений (Гайцхоки Д.Г., 1993; Мосунов Д.Ф., 1998; Сазыкин В.Г., 2000).

Гигиенические факторы включают правила и нормы обществен­ной и личной гигиены: режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортив­ного инвентаря и оборудования. Для умственно отсталых детей важ­ны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигие­нических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку. Даже детям, имеющим грубые нарушения моторики в виде параличей и парезов, а также часто болеющим пневмонией, ангиной, бронхитом, необходимо закаливание, сначала местное — обтирание рук, ног, а затем общее — обливание теплой водой с постепенным снижением температуры. Педагогам, воспитателям, медицинским ра­ботникам, проводящим закаливание, следует внимательно наблюдать за реакцией детей на эти процедуры — поведением, сном, аппетитом (Черник Е.С., 1997).

Практическое занятие № 9

Цель – определение средств АФК на занятиях по физической культуре для умственно отсталых детей.

1. Задачи АФВ для детей с умственной отсталостью.

1. Определите общие и специальные задачи урока физической культурой.

2. Обосновать необходимость занятий по физической культуре в школе VII-VIII вида.

3. Составить индивидуальный план урока, используя средства АФК.

3. Определить задачи урока АФВ.

Самостоятельная работа

Формы занятий в процессе адаптивного физического воспитания, физической реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Тема 5. Методика и организация рекреативных и спортивных занятий школьников с умственной отсталостью.

(всего 8 часов: лекции – 2 часов, практическая работа – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)

Лекция № 10

Дети, имеющие легкую умственную отсталость, получают обра­зование в специальных (коррекционных) школах, преимущественно интернатного типа, часть детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в специальных детских домах и меньшая часть — в домашних условиях. Для всех форм характерна замкнутость системы образования, изоляция от общества, что ограничивает соци­альную интеграцию данной категории людей в общество, и само об­щество дистанцируется от них (Воронкова В.В., 1994; Бгажноко-ва И.М., 1997; Шипицына Л.М., 2002).

Социальная адаптация выпускников коррекционных школ выража­ется в общественно полезном труде, который в большинстве случаев связан с повышенной двигательной активностью (сельскохозяйственный, строительный, столярный, слесарный, швейный и другие виды производственной деятельности). Уровень профессиональной подготов­ленности во многом определяется степенью развития физических ка­честв и координационных способностей, соматического здоровья, зака­ленности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Два-три урока физкультуры в неделю, немногочисленные вне­классные формы занятий и спортивных мероприятий, предусмотрен­ные школьной программой, не удовлетворяют потребности детей в двигательной активности и не обеспечивают должного уровня фи­зической подготовленности к независимой самостоятельной жизни.

Вместе с тем изучение физического состояния умственно отста­лых школьников показало, что 36% детей, подростков, юношей и девушек имеют вторичные дефекты двигательной сферы, 32% — сома­тические заболевания, частично они носят сочетанный характер. Это означает, что более 50% школьников с умственной отсталостью нуж­даются в коррекции этих нарушений. У другой половины от общего числа школьников нет выраженных соматических заболеваний и де­фектов развития. При отсутствии медицинских противопоказаний этим школьникам доступны занятия спортом, повышенные режимы физической нагрузки.

Н.В. Астафьевым и А.С. Самыличевым разработана, апробирова­на и дала положительные результаты Концепция дополнительного физ­культурного образования умственно отсталых школьников (1997). Авторы предлагают дополнительные формы образования, охватываю­щие школьников всех возрастов с разным уровнем соматического здоровья. По мнению авторов, в современных социально-экономичес­ких условиях — это наиболее эффективный путь социализации, со­циально-трудовой адаптации, спортивного воспитания школьников : умственной отсталостью. Организация дополнительного физкультурно-спортивного образования возможна на базе создания специализированных детско-юношеских клубов физической подготовки ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта, а также : издания отделений и групп на базе действующих ДЮКФП, преду­сматривающих интеграцию со здоровыми ровесниками.

Специализированный ДЮКФП для умственно отсталых школь­ников должен иметь следующие отделения и группы.

1. Отделение общей и профессионально-прикладной физической подготовки, в состав которого входят две группы, решающие разные педагогические задачи:

— группа общей физической подготовки (ОФП) для детей до 11-12 лет, в задачи которой входят: развитие произвольной регуля­ции движений, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, коррекция психики, развитие наглядно-действенного (прак­тического) мышления посредством физкультурных занятий обучаю­щего и развивающего характера. В качестве средств используются базовые виды физкультурно-спортивной деятельности (легкая атле­тика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры) и виды физкультурно-спортивной деятельности, не входящие в со­держание уроков физкультуры (подвижные психотехнические и ин­теллектуальные игры, спортивно-игровые задания, различные виды гимнастики: ритмическая, дыхательная, атлетическая, спортивная);

— группа профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для подростков, юношей и девушек от 12-13 до 15-16 лет, в задачи которой входит развитие физических качеств и двигательных навыков, специфичных для будущей профессиональной деятельности.

2. Отделение специальной физической (спортивной) подготовки (СФП)включает группы СФП для подростков, юношей и девушек с 11-12 до 15-16 лет — развитие специфических для видов спорта двигательных и интеллектуальных способностей посредством специ­ализированных (спортивных) учебно-тренировочных занятий. Груп­пы комплектуются по возрастному признаку: СФП-1 — 4 и 5-й классы (11-12 лет), СФП-2 — 5 и 6-й классы (12-13 лет), СФП-3 — 6 и 7-й классы (13-14 лет), СФП-4 — 7 и 8-й классы (14-15 лет), СФП-5 -8 и 9-й классы (15-16 лет). В группах спортивной подготовки могут заниматься умственно отсталые дети, не являющиеся учащимися коррекционных школ и находящиеся на домашнем обучении.

Предварительно авторами концепции на основе исследования ра­ботоспособности (велоэргометрический тест PWC150 и PWC170) ум­ственно отсталые школьники были распределены на пять групп, кото­рым соответственно рекомендованы следующие виды спорта:

• 1-я группа (включающая не более 15 % школьников) — гимна­стика, тяжелая атлетика, прыжки в воду; «

• 2-я группа (31% школьников) — теннис, ручной мяч, хоккей;

• 3-я группа (32% школьников) — плавание, футбол, легкая атле­тика (ходьба и бег на длинные дистанции, метание и толкание ядра);

• 4-я группа (14% школьников) — легкая атлетика (бег на средние дистанции), велоспорт, баскетбол, фигурное катание;

• 5-я группа (8% школьников) — лыжные гонки, конькобежный спорт.

Эти данные служат ориентиром при выборе спортивной специа­лизации.

3. Отделение коррекционной и реабилитационной физической культуры (КРФК)включает группы детей и подростков от 8 лет и старше, которые охватывают занятиями корригирующей физической культурой 36% учащихся с дефектами развития и 32% учащихся : соматическими заболеваниями.

Среди направлений коррекционной физической культуры веду­щее место занимает коррекция и компенсация нарушений опорно-двигательного аппарата (18% учащихся), коррекция нарушений зрения I 13% учащихся), реабилитации лор-заболеваний (13% учащихся).

Учебный план дополнительного физкультурного образования для воспитанников групп ОФП и ППФП состоит из двух частей: первая заключает обучение технике базовых видов двигательной деятельно­сти, закрепление умений, предусмотренных школьной программой и требованиями будущей профессиональной деятельности, и состав­ляет 40% общего времени занятий; вторая часть в объеме 60% вре­мени отводится развитию физических качеств.

В группах спортивной подготовки это соотношение несколько иное и содержит следующие виды подготовки: общую физическую, специ­альную физическую и спортивно-техническую, которые на разных этапах многолетней подготовки имеют закономерную динамику.

Соотношение средств подготовки на этапах многолетней подготовки(%)

(Литош Н.Л. с соавт., 1997)

Виды подготовки Этапы многолетней подготовки
Группы СФП
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я
Общая физическая
Специальная физическая
Спортивно-техническая

Учитывая особенности протекания психических процессов у де­тей и подростков с умственной отсталостью, особое внимание уделя­ется спортивно-технической подготовке, требующей больше времени (медленное освоение, многократное повторение) на обучение технике двигательных действий.

Весь цикл дополнительного образования в разных отделениях рассчитан на все годы обучения в школе и предусматривает преем­ственность, учет возрастных особенностей, дифференцированный и индивидуальный подход, доступность и постепенность требований, мотивацию и личную заинтересованность школьников.

Наполняемость групп не превышает 8-10 человек. Недельная нагрузка варьируется от 4 часов в группах общей физической подго­товки до 9 часов в спортивных группах и группах профессионально-прикладной физической подготовки.

Развивая двигательные способности школьников, необходимо учитывать специфические особенности их проявления у детей и под­ростков отдельных возрастных и половых групп.

Н.В. Астафьев и А.С. Самыличев рекомендуют придерживаться определенной приоритетности в развитии двигательных способностей:

• у мальчиков 8-11 лет: быстрота реакции на движущийся объект, мелкая моторика рук, мышечно-суставная память;

• у мальчиков 12-15 лет: скоростно-силовые качества, сила, бы­строта движений, динамические координационные способности, си­ловая выносливость рук, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память;

• у юношей 16-17 лет: силовая выносливость рук, абсолютная сила кисти, сила ног, быстрота движений, активная гибкость, стати­ческая координация, быстрота реакции на движущийся объект, сило­вая выносливость мышц брюшного пресса;

• у девочек 8-11 лет: абсолютная сила кисти, взрывная сила ног, быстрота движений, активная гибкость, силовая выносливость мышц брюшного пресса, быстрота реакции на движущийся объект, мы­шечно-суставная память, простая зрительно-моторная реакция, мелкая моторика рук, скоростно-силовые качества, статическая координация;

• у девочек 12-15 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносли­вость рук, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, быстрота движений, простая двигательно-моторная реакция, скоростно-силовые качества, силовая выносливость мышц брюшного пресса, динамические координационные способности;

• у девушек 16-17 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносли­вость рук, скоростно-силовые качества, статическая координация, динамические координационные способности, активная гибкость, мел­кая моторика рук, быстрота движений, мышечно-суставная память, быстрота реакции на движущийся объект.

Концепция дополнительного физкультурного образования ум­ственно отсталых школьников внедрена в практику в виде учебно-тренировочных программ детско-юношеских клубов физической подготовки г. Омска для групп общей физической (спортивной) подготовки в спортивных специализациях «Лыжные гонки» (Ас­тафьев Н.В., Михалев В.И., 1997) и «Легкоатлетическое многоборье» (Литош Н.Л., Астафьев Н.В., Коновалов В.Н., 1997). Дифференци­рованная система дополнительного образования с учетом много­образия дефектов, возраста, пола занимающихся соответствует философии международной организации Special Olympics и принци­пам проведения соревнований, где «равный соревнуется с равным» путем дифференциации спортсменов на квалификационные группы-дивизионы.

Практическое занятие № 10

Цель – определение адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта для лиц с нарушением интеллекта.

1. Адаптивная двигательная рекреация.

2. Адаптивный спорт для умственно отсталых детей.

3. Методика и организация рекреативных и спортивных занятий школьников с умственной отсталостью.

4. Спешил Арт, Спортфест.

5. Специальные олимпийские движения

1. Определить особенности адаптивной двигательной рекреации для умственно отсталых детей.

2. Спорт инвалидов с нарушением интеллекта.

3. В каких видах спорта участвуют лица с нарушением интеллекта.

4. Какие олимпийские движения организовывают спортивные соревнования для лиц с отклонениями в умственном развитии.

5. Особенности спортивного воспитания умственно отсталых детей и подростков.

Самостоятельная работа

Особенности дополнительного физкультурного образования общефизической, профессионально-прикладной физической подготовки, углубленной специализации в избранном виде спорта. Формы физической рекреации в режиме учебного дня и во внеурочное время.

Источник

Оцените статью