Организация двигательной активности с детьми ЗПР в ДОУ
Надежда Кириллова
Организация двигательной активности с детьми ЗПР в ДОУ
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих отклонения в развитии. В нашем дошкольном учреждении на сегодняшний день функционируют две дефектологические группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и одна логопедическая группа.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и, соответственно, свою специфику.Для детей с ЗПР характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в формировании у них социальной мотивации деятельности. На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.
Деятельность инструктора по физической культуре в коррекционных группах направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Организацияего работы предусматривает:
— проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей;
— планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
— оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
— регулирование (совместно с медицинскими работниками) физической нагрузки на воспитанников;
— ведение необходимой документации.
Одной из форм организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях является непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре. В коррекционных группах организация НОД по физкультуре осуществляется в тесном контакте с учителем-дефектологом и медицинской сестрой ДОУ.
НОД по физкультуре осуществляется согласно комплексно-тематическому планированию и включает в себя специальные коррекционные упражнения для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, равновесия. Целесообразно использовать упражнения циклического характера. Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует, что на начальных этапах проведения движения должны выполняться детьми по подражанию (по показу, далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе — по словесной инструкции. В НОД включаются «релаксационные минутки» для снижения возбудимости у дошкольников.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Она проводится ежедневно до завтрака, с обязательным использованием музыки. Утренняя гимнастика проводится в виде общеразвивающих или игровых упражнений. В конце необходимо использовать специальные дыхательные упражнения.
Корригирующая гимнастика включает в себя специально подобранные упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Гимнастика после дневного сна включает в себя комплекс дыхательных упражнений, которые способствуют правильному дыханию и профилактике простудных заболеваний.
В нашем ДОУ предусмотрена система закаливающих мероприятий, об эффективности которой свидетельствуют низкие показатели по заболеваемости дошкольников.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники и досуги, дни здоровья, которые разрабатываются совместно с учителем-дефектологом и воспитателями группы.
В вечернее время воспитателям рекомендуется проводить игры,способствующие развитию точности и ловкости движений: упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами, кольцебросами и т. д.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. Также педагогами группы и инструктором по физической культуре ведется дополнительная индивидуальная работа с детьми по развитию движений (в спортивном зале, на прогулке, в групповой комнате).
Таким образом, в основе работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития лежит постоянное взаимодействие учителя-дефектолога, педагогов группы и инструктора по физической культуре, как в организованных формах, так и вне их.
Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта «Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.
Создание предметно-развивающей среды по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» Одной из главных задач дошкольного образования и ведущей целью любой образовательной Программы всегда было воспитание здоровой всесторонне.
Источник
Физкультурно-оздоровительная работа по коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития
Татьяна Щербакова
Физкультурно-оздоровительная работа по коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития
Физкультурно-оздоровительная работа по коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития
В компенсирующей группе МБДОУ «Детский сад № 2 «Алёнушка» для детей с задержкой психического развития так организована работа по физическому воспитанию, что она способствует не только укреплению здоровья ребёнка, но и позволяет скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что, несомненно, способствует развитию полноценной личности, которая может активно включиться в социальную жизнь.
У детей с задержкой психического развития имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребёнка, снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекция двигательных нарушений составляет основу физического воспитания детей с задержкой психического развития.
Этому способствует правильно организованное в детском саду рациональное питание, чётко организованный режим дня, закаливание организма и создание благоприятных условий для развития и коррекции движений.С этой целью используются:
— различные виды массажа и лечебной гимнастики;
— физкультурные занятия;
— упражнения спортивного характера;
— оздоровительные упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч;
— упражнения, направленные на развитие равновесия и координацию движений, формирование навыков прямостояния и ходьбы, манипулятивной деятельности;
— специальные музыкально-ритмические упражнения;
— упражнения на развитие артикуляционной моторики, тонкой моторики пальцев рук и т. д.
Физическое воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется на всех занятиях.
Проведение гимнастики пробуждения осуществляется для достижения следующих целей.
1. Социально-психологическая цель:
— формирование потребности к освоению ценностей физической культуры;
— воспитание желания у ребёнка заниматься, получать удовольствие от занятий.
2. Развитие интеллекта:
— привитие навыков самостоятельного и эффективного решения задач, связанных с ведением здорового образа жизни, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи другому.
3. Развитие физических качеств.
Ход занятия
И. п. – сидя по-турецки.
1. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
2. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук.
4. Представив, что у нас лебединая шея, «любуемся своим отражением в «воображаемом зеркале».
2. Массаж лица.Цель: предотвращение простудных заболеваний.
«Лепим» красивое лицо.
1. Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем её, чтобы она была упругой.
2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5 – 6 раз.
3. С усилием надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками «лепим» густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно «лепим» глаза, надавливая на уголки глаз и расчёсывая длинные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведём пальцы от переносицы к носовым пазухам.
3. Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино».
Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений.
Буратино своим длинным любопытным носом рисует «солнышко», «морковку», «дерево».
1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.
4. Массаж рук.Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.
1. «Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения тепла.
2. Вытягиваем каждый пальчик.
3. Фалангами пальцев одной руки трём по ногтям другой, словно по стиральной доске.
4. Трём «мочалкой» руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы предплечья, «смываем водой мыло», ведём одной рукой вверх, затем ладонью вниз и «стряхиваем воду».
5. Массаж спины.Цель: улучшение кровообращения в ногах, восстановление работы кишечника.
И. п. – лёжа на спине.
1. «Качалочка». Лёжа на спине, подтянуть колени к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с боку на бок (боковая «качалочка»).
2. «Велосипед». Лёжа на спине, «крутим» педали «велосипеда» со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).
6. Ходьба по массажным коврикам.Цель: улучшить энергетический баланс, стимулировать вегетативную нервную систему, усилить артериальное кровоснабжение.
При правильном проведении оздоровительной работы у ребенка постепенно вырабатывается способность легче переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, преодолению межполушарной ассиметрии мозга,формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, самокритичности и др.
Особенность педагогической деятельности в работе с детьми с задержкой психического развития состоит в том, что у ребенка необходимо сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья.
Проект «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры» Броннинский филиал МОУ «Большеижорская школа» Паспорт проекта «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития.
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр 1. Проблемность Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера.
Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (слайд 2) Нарушения в развитии детей с ЗПР, негативно сказываются на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и изобразительной.
Конспект НОД в группе для детей с задержкой психического развития на тему «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Домашние животные».
Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости — задержка психического развития. Дети этой категории составляют около.
Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время в образовательных учреждениях страны увеличивается количество школьников, не осваивающих учебную программу. За последнее.
Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.
Особенности познавательных процессов у детей с задержкой психического развития Особенности познавательных процессов у детей с Задержкой Психического Развития. [/b] Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.
Источник