Физические упражнения развивающие физическое качество быстрота

Физические упражнения, развивающие быстроту. Их краткая характеристика.

Для развития быстроты необходимо использовать упражнения, которые можно выполнять в максимальном темпе. Такие упражнения должны быть просты по технике исполнения, хорошо освоены, а их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу скорость их выполнения не снижалась. Для развития быстроты основными являются методы повторного, повторно-прогрессирующего и попеременного выполнения упражнений. Чаще всего скоростные возможности развиваются следующими упражнениями:

— бег на короткие дистанции из разных исходных положений, беговые упражнения на месте и в движении с максимальной частотой шагов, прыжки в длину с места, разбега, различные многоскоки;

— ведение баскетбольного мяча с изменением направления и скорости движения, перемещение парами с ведением мяча, атакующий удар в волейболе;

— прохождение лыжной дистанции на время с несколькими ускорениями, повторное прохождение отрезков в 50-150 м. на скорость, эстафеты, элементы слалома, спуски с гор;

— проплывание отрезков до 25 м. с максимальной скоростью.

При выполнении физических упражнений быстрота складывается из 3 показателей: времени двигательной реакции, сигнал времени отдельного движения и частота движений. Скоростные способности человека относительны. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать, но медленно плавать. Для каждого движения быстроту надо развивать отдельно, хотя в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в занятия упражнения для всех видов скорости. Длительность выполнения упражнений на быстроту не должна превышать 6-12 сек.

Физические упражнения, развивающие выносливость. Их краткая характеристика.

Выносливость-это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. К наиболее доступным средствам развития выносливости относится бег. Начинать бегать рекомендуется в медленном темпе продолжительностью от 3 до 5 минут при пульсовом режиме в пределах 120-130 уд./мин. Продолжительность бега надо постепенно увеличивать и довести ее до 10-20 минут.

Читайте также:  Даосская йога комплекс упражнений

Выносливость бывает скоростная и силовая. Для развития скоростной выносливости применяются: повторный бег на дистанции 60-300 м.; многократный бег на короткие отрезки; ускорение на 20-30 м. в беге на 2 км., выполняемом в умеренном темпе (6-8 ускорений); ускорение на лыжах при прохождении дистанции 5-6 км. (длина отрезков ускорения 300- 500 м.).

Для развития силовой выносливости необходимо многократно выполнять упражнения, требующие максимального напряжения мышц. К таким упражнениям относятся: лазанье по канату 3-5 раз без помощи ног; подтягивание на перекладине 8-12 раз (по 3-4 подхода); поднимание гири весом 16 кг. правой или левой рукой; поднимание штанги весом 25-35 кг. в положении лежа на спине.

Физические упражнения, развивающие гибкость. Их краткая характеристика.

Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Определяется это качество уровнем подвижности в суставах. Принято выделять две формы подвижности: при активных и пассивных движениях. Пассивные движения осуществляются в результате воздействия извне. Они могут проводиться до полного упора или до болевых ощущений. Активные движения выполняются за счет мышечных групп, проходящих через суставы. Активная подвижность в суставах имеет наибольшее практическое значение, так как она реализуется при выполнении физических упражнений. Совершенствуя гибкость, важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах.

Основные средства развития гибкости — это упражнения на растягивание (махи руками и ногами, супинация и пронация конечностей, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц). К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся движения, выполняемые с помощью партнера и с отягощением (собственный вес занимающегося). Эти упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах, воздействуя непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность. При развитии гибкости первостепенное значение имеет дозировка нагрузки. Выполнять движения следует до максимальной амплитуды. Непременным методическим условием является разминка, которая « разогревает» мышцы, увеличивая их растяжимость. В процессе развития гибкости необходимо не только повторять упражнения, но и постепенно увеличивать их количество и число повторений. Длительность между упражнениями должна обеспечивать повторение той же работы без уменьшения амплитуды движений. Время фазы восстановления зависит от числа повторений.

Физические упражнения, развивающие силу. Их краткая характеристика.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Для развития силы следует применять упражнения, которые выполняются циклически. Первоначальная нагрузка должна быть минимальной и увеличиваться по мере достижения результатов от выполнения упражнений, как только физическое состояние позволяет справиться с большими нагрузками.

Рекомендуются следующие упражнения для развития различных групп мышц:

— с целью развития мышц ног можно использовать движение в полуприседе, приседания, бег, прыжки (с места, через скакалку, с отягощением, «пистолеты»);

— для развития мышц спины и пресса подходит подтягивание, отжимание, подъем ног и корпуса, в положении лежа, поднимание ног в висе, «уголок»;

— для развития мышц рук можно использовать отжимание, подтягивание, стойки на руках, работу со штангой и гирями.

Физические упражнения, развивающие ловкость. Их краткая характеристика.

Ловкость проявляется, как способность осваивать сложные по координации движения; как точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик заданного движения; как способность изменять двигательную деятельность сообразно меняющейся обстановке (хорошо проявляется в спортивных играх). Средства и методы развития ловкости сводятся к систематическому разучиванию новых движений и применению упражнений, предполагающих мгновенное перестраивание двигательной деятельности. Ловкость проявляется во владении своим телом или разнообразными предметами.

Подготовительная часть занятия. Из чего состоит и какие задачи решает.

Подготовительная часть направлена на начальную организацию занимающихся, функциональную и психологическую подготовку к предстоящей работе (выполняется разминка, общеразвивающие и специальные упражнения).

Основная часть занятия. Из чего состоит и какие задачи решает.

В основной части решаются задачи обучения техники различных двигательных действий, развития физических качеств, овладения основами знаний, умениями, навыками.

Заключительная часть занятия. Из чего состоит и какие задачи решает.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения физической нагрузки на организм занимающихся и организованного завершения урока (упражнения на растягивание, успокаивающие упражнения, уборка инвентаря).

22. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.

— соревнования проводятся с учетом возрастных норм;

— участниками могут быть только лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж. К спортивным соревнованиям не допускаются учащиеся подготовительной и специальной медицинской группы;

— правила соревнований должны строго соблюдаться всеми участниками;

участники допускаются к соревнованиям в спортивной одежде и обуви, соответствующих виду сорта, сезону и погоде;

— должна присутствовать аптечка для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

— о каждом несчастном случае следует немедленно сообщить руководителю соревнований и администрации учреждения;

— при неисправности инвентаря и оборудования соревнования немедленно прекращаются, и об этом сообщается руководителю.

В отношении лиц, допустивших невыполнение или нарушение общих требований безопасности при проведении спортивных соревнований, проводится расследование для принятия конкретного решения.

23. Общие требования безопасности при проведении занятий в тренажёрном зале.

Занятия в тренажерном зале — прекрасное средство гиподинамии и гипокинезии. Избирательно воздействуя на определенные группы мышц, тренажеры существенно помогают уплотнить цикл занятий и сократить срок обретения нужных двигательных навыков и умений в 2-3 раза. Эффективны они в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо восстановить силы, дать нужную нагрузку обычно воздействующим мышцам. Во время занятий на тренажерах существует риск получения травм вследствие их неисправности и не правильной установки, а так же нарушения правил их использования. Общие требования безопасности при проведении занятий заключаются в следующем:

— для получения допуска к занятиям надо пройти диспансеризацию и пройти инструктаж по использованию тренажеров;

— занимающиеся должны соблюдать правила пользования тренажеров, установленные режимы занятий и отдыха;

— заниматься в тренажерном зале следует в установленной спортивной форме и обуви;

— все используемые тренажеры должны быть обеспечены инструкциями по безопасности;

— тренажерный зал должен быть обеспечен аптечкой для оказания первой медицинской помощи.

24. Общие требования безопасности при проведении самостоятельной физической тренировки.

Лучшее время для тренировок — вторая половина дня, через 2—3 ч. после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч. после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Помимо обычных упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (таких, как наклоны и повороты туловища, движения руками, вращения таза и др.) в физкультминутку целесообразно включать дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса. Эффективно так называемое диафрагмальное дыхание (вдох начинается с выпячивания живота за счёт сокращения диафрагмы), состоящее из частых, но не глубоких вдохов и выдохов с выпячиванием и втягиванием живота. Упражнения для глаз состоят в основном из движений глазами влево-вправо, вверх-вниз и круговых движений. С целью улучшения мозгового кровообращения применяются упражнения, состоящие из наклонов и поворотов головы.

В тех случаях, когда условия не позволяют проделывать упражнения в положении стоя, их можно выполнять, не вставая из-за стола. При этом упражнения выполняются в изометрическом режиме — производится напряжение и расслабление различных мышечных групп без изменений позы. Например, вытянув ноги, попеременно или одновременно напрягать и расслаблять мышцы ног, затем рук, туловища.

25. Общие требования безопасности при организации и проведении туристских походов.

На туристской тропе могут встретиться различные трудности и даже опасности. Некоторые из них связаны с реальными природными препятствиями (перевалами, болотами, порожистыми реками). Вторые зависят от изменений погоды и носят эпизодический или сезонный характер. Третьи (наиболее многочисленные) вызываются неправильным поведением туристов. К ним относятся солнечные, химические и термические ожоги, ранения режущими и колющими предметами, оружием, отравления продуктами питания, желудочно-кишечные заболевания, потертости, опрелости, мозоли, ушибы, растяжения, вывихи, переломы, сотрясение мозга, острая сердечно-сосудистая недостаточность, обмороки, обморожения, простудные заболевания, тепловые удары, поражение электричеством, ранения дикими животными, укусы ядовитых змей и насекомых и др.

Для того чтобы туристский поход прошел благополучно и успешно, при его организации и проведении следует выполнять определенные требования безопасности:

-к походам допускаются люди, прошедшие медицинское обследование и инструктаж;

-все участники похода обязаны соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха;

-участникам похода запрещается изменять установленный маршрут движения и самовольно оставлять место расположения группы;

-в походе группу учащихся должны сопровождать двое взрослых;

-для оказания первой медицинской помощи группа должна иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств;

-о несчастном случае пострадавший или его очевидец должны немедленно сообщить руководителю туристского похода.

26. Характеристика понятия профессионально-прикладной физической подготовки.

Понятие профессионально-прикладной физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности (3, с.8).

ППФП проводится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой на учебных занятиях по физическому воспитанию, на тренировках в спортивных секциях. ППФП обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности.

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышаются, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период, предшествующий профессиональному обучению (лучше всего) или совпадающий с ним по времени.

Источник

Скоробогатов А.Н., Сторожева Т.А., Рыжонкова Н.В. Развитие быстроты у подростков.

МБОУ ДО

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 2

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ПОДРОСТКОВ

СКОРОБОГАТОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

СТОРОЖЕВА ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА

Рыжонкова Надежда Васильевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Характеристика бега на короткие дистанции

2. Методика развития быстроты

3. Упражнения для развития быстроты

4. Основные задачи скоростной подготовки

5. Контроль за развитием быстроты

1. Характеристика бега на короткие дистанции .

Спринт является визитной карточкой легкой атлетики и, несмотря на свою быстротечность , наиболее зрелищным видом , особенно когда бегут высококвалифицированные спринтеры . За видимой стремительностью и мощностью бега просматривается красота и элегантность движений спортсмена , что сравнимо разве что с хорошим балетом . Высококвалифицированным спринтерам это удается благодаря тщательной проработке и тренировке двигательных качеств и построению логической биомеханики , что позволяет эффективно и с большой скоростью реализовывать эти качества на беговой дорожке [6].

По мнению R. Lidor , Y. Meckel (2004), бег на 100 метров можно условно разделить на фазу ускорения , фазу максимальной скорости бега и фазу замедления [18].

Фаза ускорения – от момента покидания стартовых колодок до достижения максимальной скорости бега . Начальная скорость у элитных спринтеров составляет 4-5 м/сек, достигая впоследствии более чем 10 м/сек к 30 метрам дистанции . Динамика ускорения такова , что в начале прирост скорости достигает значительных величин , постепенно снижаясь по мере приближения к максимальным значениям скорости . Лучшие спринтеры достигают скорости 10,5 и 12м в секунду соответственно для женщин и мужчин и могут достигать таких значений на отрезке 50-60 метра . Менее квалифицированные бегуны на короткие дистанции быстрее достигают максимальных значений скорости бега , обычно процесс ускорения завершается у них на 20-25 метре дистанции .

Бег с максимальной скоростью . Обычно спринтеры поддерживают максимальную скорость бега на отрезке 20-30 и 15-20 метров для мужчин и женщин соответственно . В это время спринтер достигает оптимального соотношения частоты и длины бегового шага . Способность сохранять это соотношения отличает элитных спринтеров от менее квалифицированных . Высококлассные спринтеры при беге с максимальной скоростью развивают более мощное усилие в процессе отталкивания , нежели остальные ( 226кг /0.1 сек по сравнению с 181кг / 0.1сек ). Необходимо также отметить , что сопротивление воздуха является важным фактором , влияющим на способность поддерживать максимальную скорость бега .

Замедление скорости бега . Максимальная скорость не может поддерживаться до конца дистанции , обычно снижение скорости начинается с отметки 80 метров для квалифицированных спринтеров .

Быстрое развитие высокой скорости бега актуально во многих спортивных ситуациях . В спринтерском беге с низкого старта усилия атлета направлены на движение вперед при сохранении значительного наклона тела . При этом постепенно увеличивается амплитуда движений и длина шагов от 4-4,5 ступней до 7,5 ступней очень энергичных (10-14) беговых шагов , что позволяет достигнуть 95% максимальной скорости . Затем важно плавно перейти к бегу по дистанции , чему способствует повторение приведенных упражнений . После 40-50 м скорость возрастает до максимальной и поддерживается за счет темпа и длины шагов , но при меньших усилиях и большем контроле за свободой движений . Небольшой наклон тела сохраняется на всей дистанции . Нога ставится на переднюю часть стопы активно и упруго под тело . Голень при этом вертикальна , а колено маховой ноги с такой же активностью движется навстречу и достигает колена опорной ноги . По активности сведения бедер в момент касания дорожки можно судить о скорости бега . Спринтер должен чувствовать контакт с дорожкой , но без малейших тормозящих упоров стопы . Завершается отталкивание быстрым разгибанием стопы . В полете встречное движение ног энергично , но свободно [2, 26].

Принцип выбора упражнений исходит из особенностей создания ускорения для загребающего движения ногой . Необходимо тренировать ускоренное и мощное сведение коленей . Необходимо в упражнениях иметь мгновенное пребывание стопы в опоре , а так же беспрерывно чередующейся смене позиций коленей , одно относительно другого [19].

2. Методика развития быстроты .

Основной метод воспитания быстроты – метод повторного выполнения скоростного упражнения при наличии стремления спортсмена в каждом занятии превысить свою максимальную скорость . Если под влияние утомления скорость начинает снижаться , работа над развитием быстроты прекращается , так как дальнейшее повторение работы при сниженных скоростях воспитывает выносливость , а не быстроту . Однако , описанный метод тренировки имеет существенный недостаток – многократное выполнение одного и того же упражнения приводит к образованию двигательного динамического стереотипа . Стабилизируются не только пространственные , но и временные характеристики движения – скорость и частота движений спортсмена . В результате образуется своего рода “скоростной барьер” . Более эффективным путем , позволяющим избежать возникновения “скоростного барьера” , является относительно поздняя специализация в избранном виде . При этом необходимо до начала специализации совершенствовать отдельные факторы , определяющие максимальную скорость движения , прежде всего динамическую силу , под которой понимается проявление большой мышечной силы в условиях быстрого выполнения движения . Изучение спортивного опыта показало , что за счет узкоспециализированной тренировки в беге на короткие дистанции можно улучшить исходный результат лишь на 1-1,5 секунды .

Эффективным методом воспитания быстроты , повышения скорости занимающихся , является метод выполнения упражнений в затрудненных условиях , стимулирующих активное проявление мышечной деятельности спортсмена (бег в гору , бег с отягощением , бег по песчаному грунту ). Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений помогает овладеть занимающемуся умением выполнять предельно быстрые движения . Этому способствует уменьшение длины дистанции , бег по наклонной дорожке , что позволяет выполнять движение с быстротой , превышающей определенный предел для данного спортсмена [7].

Большое внимание необходимо уделять воспитанию умения выполнять движения без излишних напряжений . Это достигается путем многократного выполнения упражнений при усилиях , близких к предельным , однако без искажения техники движений . С этой целью , в программу занятий должны включаться : бег с опущенными и предельно расслабленными руками , бег с полузакрытыми глазам , с максимальным расслаблением плечевого пояса и рук, бег с ускорением при плавном нарастании скорости , семенящий бег с опущенными , предельно расслабленными плечами и другие упражнения .

По мнению В.Г . Алабина (1996) основными методами выполнения упражнений для развития быстроты являются :

1. Повторный метод . Выполнение упражнений с около предельной или максимальной скоро­стью в ответ на зрительный сигнал . Интервал отдыха между упражнениями 30 с -3 мин (в зави­симости от характера упражнения , состояния и подготовленности занимающихся );

2. Сопряженный метод . Выполнение упражнений с отягощениями (бег в гору , прыжки с отя­гощениями );

3. Метод круговой тренировки ;

4. Игровой метод . Здесь используются игровые упражнения , подвижные и спортивные игры , эстафеты ;

5. Соревновательный метод . Его суть – сопоставление сил в процессе соперничества с целью показать более высокий спортивный результат . Легкоатлет выполняет свой избранный вид с предель­ной быстротой в условиях соревнования .

Для успешного развития быстроты применяется метод вариативного изменения условий трени­ровки и тренировочной нагрузки . Суть метода заключается в повторном чередовании работы с обычными , утяжеленными и облегченными сопротивлениями ( например , пробегание отрезка в горку , под уклон и по прямой )[2].

Чем менее трудным и более автоматизированным является движение , тем меньшее напряжение при этом испытывает нервная система и тем короче реакция и быстрее движение .

Максимальная скорость движений , которую может проявлять человек , зависит не только от быстроты его двигательной реакции , но и от других способностей : динамической силы , гибкости , координации , уровня владения техникой . Поэтому скоростные способности считают комплексным двигательным качеством [11].

Для развития скоростных способностей используют упражнения , которые должны соответствовать по меньшей мере трем основным критериям :

1) возможности выполнения с максимальной скоростью ;

2) освоенность упражнения должна быть настолько хорошей , чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения ;

3) во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений . Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости .

Тренировочная работа , направленная на воспитание быстроты , должна заканчиваться сразу , как только субъективные ощущения атлета (или показания секундомера ) скажут об утомлении .

Специальная тренировка быстроты в течение длительного времени может проводиться ежедневно и даже дважды в день . При малой нагрузке в одном занятии можно тренироваться и трижды в день . Главное , что суммарная нагрузка должна быть такой , чтобы к следующему тренировочному занятию максимальной интенсивности полностью восстановились функциональные возможности спортсмена . В воспитании быстроты это имеет принципиальное значение . Основное тренировочное занятие , направленное на развитие быстроты , лучше проводить вечером , когда работоспособность организма обычно наибольшая [9].

3. Упражнения для развития быстроты .

На первых этапах подготовки следует уделять внимание частоте и темпу движений . При этом юный легкоатлет должен быть достаточно техничным , координированным и уметь расслаблять основные группы мышц после окончания выполнения движения . Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры . Так же наиболее эффективными средствами развития быстроты являются быстрый бег на контролируемых скоростях , эстафеты , прыжки и прыжковые упражнения , метание камней и легких предметов [5].

Быстрота отлично развивается в играх , где сочетаются такие основные показатели быстроты , как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений , количество движений , выполняемых в единицу времени , и скорость передвижения тела или его частей в пространстве . Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальном уровне возбудимости нервной системы , то игры , содействующие развитию скоростных качеств , рекомендуется проводить в начале тренировочного занятия , вводной и в первой фазе основной части тренировки , до начала наступления утомления [8, 25].

Уже в раннем возрасте необходимо научить спортсмена бегать только за счет одних ног, а также уметь свободно работать одними руками , стоя на месте . Бег без работы руками ( например , соединенными за спиной ) помогает сначала прочувствовать , а затем освоить правильное движение туловищем и плечами вокруг вертикальной оси, овладеть изолированной работой рук.

Для воспитания быстроты движений очень велика роль группового выполнения упражнений в условиях эмоционального подъема , когда каждый спортсмен стремится не отстать , выйти вперед .

Основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения выполняемые с максимальной скоростью . Скорость бега спринтера в значительной мере обусловлено уровнем развития силы разгибателей стопы и сгибателей бедра , а также суммарной величиной силы мышц-разгибателей ног [1].

Основными средствами воспитания быстроты являются :

1. Бег с высоким подниманием бедра ( темп средний или высокий ) – 2-3 серии по 10-25 раз;

2. Бег из различных стартовых положений ;

3. Бег после доставания подвешенного мяча ;

4. Бег приставными шагами , продвигаясь боком ;

5. Бег скрестными шагами ;

6. Бег с предельной или околопредельной скоростью на отрезках от 20 до 150м с низкого старта и с хода ;

7. Бег на месте в упоре 10-15 секунд ; семенящий бег на 30-60м с ускорением ;

8. Бег с хода по отметкам (10-12), расположенным на расстоянии 100-120см ;

9. Бег на 60-100м с ускорением ;

10. Прыжки и прыжковые упражнения с места и с небольшого разбега ;

11. Подвижные и спортивные игры ;

12. Эстафетный бег;

13. Бег на месте с максимальной частотой движений , специальные упражнения спринтера , выполняемые в быстром темпе ;

14. Прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением (в том числе и с предельно быстрым отталкиванием ), упражнения с набивными мячами , метание легких снарядов , бег в гору , бег с отягощением . [14, 15, 16, 17, 23].

Во время беговой подготовки необходимо постоянно контролировать и совершенствовать основные компоненты скорости бега : длину , частоту и свободу выполнения шагов . Длину шагов можно увеличивать в ускорениях и в беге с ходу на 40-60 м за меньшее число шагов . Темп бега можно развивать в беге с ходу , на 20-40 м за большее число шагов или до 60-80 м под небольшой уклон до 5-10° и по ветру .

Применять разнообразное сочетание отрезков : 20, 40, 60, 80, 100 мили 30, 50, 100, 50,30 м; или 6х20 м, 4х30 м; или 2х40 м, 2х60 м, 2х40 м; или 2х20 м, 2х80 м, 2х40 м и т.д . Очень полезны эстафеты : 4-8х50-25 м.

Скорость пробегания этих отрезков следует повышать постепенно , в зависимости от этапов подготовки . При этом время пробегания отрезков необходимо фиксировать и сообщать спортсмену для оценки и развития у него чувства скорости бега . Контроль за скоростью , усилиями и свободой в беге важен для каждого исполнтеля-атлета , для чего перед бегом целесообразно давать каждому конкретные задания на время , скорость или темп бега . Практикуйте пробегание дистанций в заданное разное число беговых шагов [27].

Специальные упражнения циклического типа несут большую нагрузку . Поэтому продолжительность подобных упражнений при выполнении на месте и в передвижении обычно не велика – всего 10-15с , но зато они выполняются повторно .

Чтобы преодолеть “скоростной барьер” в любых упражнениях , необходимо использовать такие средства , методы и условия , которые помогли бы спортсмену не только превысить предельную быстроту , но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне . Наиболее эффективно выполнение упражнений в облегченных условиях . Это позволяет добиться такой быстроты движений и скорости передвижения , какие в обычных условиях невозможны . Несколько повторений сверх быстрого упражнения вызывают у спортсмена новые ощущения , психическую настроенность и уверенность в возможности превышения предельной скорости . Поэтому спортсмен , перейдя в этом же занятии к выполнению упражнений в обычных условиях , может превысить предельный уровень быстроты .

Работу над совершенствованием быстроты и скорости движений нельзя проводить в состоянии физического , эмоционального или сенсорного утомления .

4. Основные задачи скоростной подготовки .

Основными задачами этапа предварительной подготовки являются : всестороннее физическое развитие детей , обучение их различным упражнениям , привитие интереса к спорту , легкой атлетике . Целый ряд исследований показал , что тренировка в младшем школьном возрасте – важный этап в многолетней подготовке спринтеров . Способность детей к успешному освоению двигательных навыков и умений , высокий уровень развития быстроты , гибкости , координационных способностей создают отличные предпосылки для развития физических способностей . При более позднем начале спортивной подготовки эти благоприятные возможности упускаются . Это особенно важно в отношении развития важнейшего для спринтера физического качества – быстроты [3].

Основные цели этапа начальной специализации : обеспечить разностороннюю физическую подготовку , повысить общий уровень функциональных возможностей , создать богатый фонд разнообразных навыков и умений , сформировать начальные основы спортивного мастерства . На стадии базовой подготовки используется широкий круг тренировочных средств , но при их применении учитывается специфика спринтерского бега [4, 10, 20, 21, 22, 24].

5. Контроль за развитием быстроты .

В.Б . Попов (2000) рекомендует регулярно использовать комплекс специальных упражнений для оценки уровня развития быстроты : бег на 30м со страта и с хода , метание теннисного мяча .

Анализ этих результатов поможет проследить динамику технической и специальной физической подготовленности и тем самым проверить эффективность тренировки [12, 13].

В.П . Филин (1974) отмечает , что рядом исследований доказано , что определенные целостные двигательные акты могут быть выбраны в качестве контрольных упражнений для оценки уровня развития физических качеств у детей школьного возраста . Такой целостный двигательный акт, как бег на 60м может быть избран в качестве теста для оценки уровня развития быстроты у детей школьного возраста . Этими исследованиями была установлена положительная корреляционная зависимость между временем двигательной реакции , временем пробегания первого отрезка дистанции 30м со старта и второго отрезка дистанции 30м с хода , а также временем пробегания всей дистанции 60м [16].

В.Г . Алабин (1986) для контроля за развитием быстроты рекомендует включать тестирование следующих форм проявления быстроты :

1. Для определения скорости двигательной реакции измеряется латентное ( скрытое ) время ре­акции (в миллисекундах );

2. Максимальная частота движений во время спринтерского бега определяется путем подсчета количества шагов в единицу времени на определенном отрезке дистанции ;

3. Скорость отдельных движений в общем цикле бега определяется путем анализа кинограмм , записи усилий , времени опорных и полетных фаз ( метод подометрии ) с помощью тензометрической и динамометрической аппаратуры .

Выполнение юными спортсменами контрольных нормативов по завершении этапа предварительной спортивной подготовки позволит тренеру оценить предрасположенность к бегу на короткие дистанции [2].

ВЫВОДЫ .

1. Обзор литературных источников дал возможность обобщить средства и методы воспитания быстроты . Еще раз подтвердилось наше мнение о многочисленности и многообразии методов тренировки . Однако , основные направления тренировочного занятия – на развитие быстроты движения остается приоритетным .

2. При использовании средств тренировки нетрадиционного характера ( эстафет , игр, упражнений с использованием собственного веса и т.п .) у подростков равномерно вырастают результаты в контрольных упражнениях .

3. Установлена взаимосвязь результата в беге на 60м с такими контрольными упражнениями , как челночный бег 3Х10м , бег на 30м с ходу , прыжок вверх по Абалакову .

4. В тренировке юных спринтеров рекомендуется использовать упражнения , направленные на развитие быстроты и должны содержать упражнения , способствующих развитию взрывной силы .

Список литературы :

1. Азарова И. В. Темпы прироста скоростно–силовых качеств у детей
младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции : Канд . дис. Омск , 1983. – 159с .

2. Алабин В. Г., Корж В. П. 2000 упражнений для легкоатлетов : Учебное пособие . – Харьков : Основа . Выпуск 4. – 1996. – 72с .

3. Апокин В. В. Научно–технологическое обоснование стандартной учебно–тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры . – 2003. – № 4. – С. 49 – 51.

4. Бальсевич В. К. Многолетняя подготовка спринтеров // Легкая атлетика . – 1971. – № 5. – С. 6.

5. Водяницкая О. И. Методика совершенствования ритма бега в
процессе многолетней подготовки юных спринтеров : Автореф . канд . дис. М., 1993. – 24с .

6. Воробьев Г. Особенности формирования опорно–двигательного аппарата спринтера // Материалы семинара по спринтерскому и барьерному бегу . М., 2001.

7. Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика : Критерии отбора . – М.: Терра–Спорт , 2000. – 240с .

8. Качаев С. В. Особенности методики развития компонентов скоростно–силовых качеств юных спортсменов // Теория и практика физической культуры . – 1982. – № 12. – С. 25 – 28.

9. Озолин Н. Г. Молодому коллеге . – М.: Физкультура и спорт , 1988. – 288с .

10. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать . – М.: “ООО Издательство Астрель” , 2002. – 864с .

11. Орлова Н. А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения // Теория и практика физической культуры . – 2005. – № 3. – С. 54 – 58.

12. Попов В. Б. Как развивать быстроту движения // Легкая атлетика . – 2000. – № 4. – С. 29.

13. Попов В. Б. Что важного в тренировке ? // Легкая атлетика . – 2000. – № 2 – 3. – С. 19.

14. Тер–Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд . – М.: Терра–Спорт , 2000. –128с .

15. Филин В. П. Возрастные изменения быстроты , мышечной силы и скоростно–силовых качеств // Скоростно–силовая подготовка юных спортсменов . – М. – Физкультура и спорт , 1968. – С. 11 – 26.

16. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов . – М.: Физкультура и спорт , 1974. – 232с .

17. Филиппович В. И. Развитие двигательной функции детей в процессе физического воспитания // Советская педагогика . – 1967. – № 5 – С. 23 – 30.

18. Lidor R., Meckel Y. “IAAF New Studies in Athletics” № 1 – 2004.

Источник

Оцените статью