Физические упражнения как средство воспитания личности

Консультация для педагогов «Физическая культура, как средство социализации личности»

Оксана
Консультация для педагогов «Физическая культура, как средство социализации личности»

Физическая культура проявляет себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная, целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.

Самая основная проблема социализации – это постижение эффективности прямых и косвенных влияний общества на личность, определения различных факторов, которые способствуют образованию целостной и гармонически сформированной личности необходимо уделять особое внимание физической культуре при изучении воздействий факторов на саму социализацию, ведь ее необходимо принимать как самый мощный механизм социализации сопровождения ЗОЖ, воспитания здорового духа. Физическая культура и спорт смогут стать реальным рычагом стимулирования жизни личности.

Физическая культура помогает индивиду жить в гармонии с обществом, быть творческим и эрудированным, разрешать противоречия между трудом и отдыхом, производством и природой, духовным и физическим. Тем самым индивид становится социально-психологически устойчивой личностью, продуктивно включенной в жизнь и труд, с адаптивным поведением в разнообразных условиях жизнедеятельности. Человек интегрирует аспекты саморегуляции, самоотношения, самопознания, на этой основе формируется Я-концепция.

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика тематическое планирование

Формирование активной личности, ее способность адаптироваться в меняющихся условиях социума, не уходить от проблем, а уметь их решать – основные положения в системе образовательной деятельности.

Сохранять здоровье ребенку и добиваться высокой работоспособности, необходимо с самых малых лет, ведь с раннего возраста можно не только привить интерес к физической культуре, но и ребенок станет коммуникабелен и общителен в социальном обществе.

Довольно часто сами родители стараются прививать первые навыки двигательной активности именно мальчикам, но не девочкам, ведь мальчикам необходимо с детства владеть мышечной активностью, а уже в первые месяцы жизни выявляется начальная социализация полов, она и ведет к конкретной ролевой идентификации ребенка, в качестве которой является телесная и физическая природа.

Для детей, процесс формирования физической культуры необходимо осуществлять в игровой форме, где особое внимание необходимо уделять предоставлению доступных знаний по физической культуре и акцентуации детей на самовоспитание, а также тренировки социальных качеств личности. Именно данный процесс «знание-умение-владение» раскрывает индивидуальные особенности, взаимоотношения в социуме.

Физическая культура является сложным социальным явлением, которое выполняет конструктивные функции общества в области воспитания, морали и этики. Физические упражнения способствуют формированию у детей дисциплины, чувства ответственности и вырабатывают настойчивость в достижении целей.

Ориентация физкультурного образования личности на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребенка, учитывая индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Учет данных компонентов в формировании мотивационной сферы социальных отношений и активного поведения в процессе обучения в школе.

Педагогическая значимость физического воспитания состоит не только в приобретении новых физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, развития положительного отношения к физической культуре, но и выражаться в повороте их к саморазвитию, самовоспитанию, к формированию широкого круга потребностей, так как именно они порождают личность, следовательно, и культуру социума.

Выделение роли самовоспитания по физической культуре личности способствует:

— повышению работоспособности, охране здоровья;

-гармоничному развитию всех физических качеств. Особенно социальных потенциалов: выносливости, преодоления неуверенности, страха, усталости, болевых ощущений, стимуляция моральных качеств;

— возможности управлять своими действиями в разнообразных условиях.

Физическая культура действительно выявляется главнейшим фактором социализации. Спорт – является одной из множества социальных областей, вхождение в который непосредственно объединено с одолением многих испытаний и сложностей, которые имеют ценностный или нормативный смысл, и связанны с физическими умениями личности, а также с волевыми способностями. Социализация в физической культуре – это полное формирование личности и одновременное вхождение человека в социум.

Занятия физическимиупражнениями обеспечивают:

— повышение умственной работоспособности;

— полное и качественное усвоение новых знаний, что положительно сказывается на сроках и плодотворности обучения разных контингентов;

социально-экономический эффект, тем самым формируется социально-психологическая стабильность человека.

Физическая культура, без сомнений, является одним из главных средств воспитания и отработки движений, их координации, и формированию необходимых физических качеств человека. Конечно, на этом возможности занятия спортом не ограничиваются. В процессе физического воспитания закаляется воля личности, формируется характер, совершенствуется умение управлять собой в сложных ситуациях. Поскольку занятия спортом обычно проводятся среди товарищей и связаны с соревнованием между соперниками, то обязательно формируется опыт человеческого общения, умение понимать друг друга.

Физическая культура проявляет себя в жизни современного человека и общества неотъемлемым компонентом образа жизни – общества в целом, социальной общности, группы и личности. Более того, в прогрессирующем цивилизованном обществе все более актуализируется и выдвигается на передний план именно физическая культура личности. Она как сознательная, целеустремленная, рационально организованная, оптимально нормированная и научно управляемая деятельность обеспечивает развитие телесно-двигательной основы человека. В целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков и качеств человека.

В любом виде спорта различные соревнования проводятся по строгим правилам, которые предопределяют не только сам ход соревнования, но и подготовку к ней. Правила определяют психологическую подготовку спортсмена, которые требуют от него каких-либо конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления и допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость в неоднократном использовании этих свойств и качеств обязательно приводит к их развитию. Так спортсмен формирует способность действовать в полную силу, когда устал. Он учится управлять своим настроением, справляться с избыточным волнением, вызывать в себе чувство приподнятости и вдохновения, то есть овладевает умением самоконтроля собственных чувств и эмоций. И всё это спортсмен делает сознательно для достижения лучших результатов в соревнованиях. То есть, развиваясь в спорте, человек развивается всесторонне.

1. Апциаури Л., Харитонашвили К. Система современного спорта как фактор социализации личности // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2008. — № 6.

2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1998. -223 с.

3. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры, 2013.

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Дидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Источник

«Физические упражнения как средство физического воспитания»

Физические упражнения как средство физического воспитания

Т.А. Макагон, учитель физической культуры.

В основе физического воспитания лежат физические упражнения, т.е. специальные движения и более или менее сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим разнообразием, как по содержанию, так и по форме. В практике физического воспитания физические упражнения применяются в виде гимнастики, различных видов спорта, игр и туризма.

Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

Физические нагрузки благотворно влияют на процессы кровоснабжения органов и тканей, снижая риск атеросклеротических и ишемических изменений, появление которых неизбежно при гиподинамическом образе жизни. Необходимо отметить благотворное влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему. Оно выражается в общеукрепляющем воздействии нагрузок на мышцы, скелет и связки, обусловливая правильное развитие и нормальное их функционирование. Физические упражнения создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении.

Физические упражнения оказывают общеукрепляющее действие на весь организм, улучшает трофику костно-мышечного аппарата, повышает силовую выносливость мышц спины, что позволяет выработать достаточно мощный мышечный корсет, удерживающий позвоночный столб, и тем самым создать необходимую компенсацию.

Занятия физическими упражнениями требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде основных механизмов:

Тонизирующее влияние физических упражнений. Возбуждение ЦНС и усиление деятельности желез внутренней секреции стимулируют вегетативные функции, т.е. улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной систем, повышают обмен веществ и различные защитные реакции, в том числе иммунобиологические. Тонизирующее действие физических упражнений тем больше, чем больше мышечной массы вовлекается в движение, и чем больше напряжение.

Трофическое действие (питание тканей). Мышечная деятельность стимулирует обменные, окислительно-восстановительные, регенеративные процессы в организме. Механизмы формирования компенсации. Физические упражнения содействуют увеличению размеров сегмента или парного органа, повышая их функцию, вовлекая в работу мышцы ранее не принимающих участие в выполнении неприсущих им движений.

Понятие физические упражнения

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений -это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств.

Содержание физических упражнений

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечнососудистых заболеваниях. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как, правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по спорту) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.

Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

Эффект от выполнения любого физического упражнения может наблюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.

В физическом воспитании главный смысл обеспечения долговременного кумулятивного эффекта упражнений заключается в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности.

Итак, физические упражнения это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Содержание любого физического упражнения сопряжено, как, правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по спорту) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

1. Арбузов Е.А. Физическая культура.- М.: Физкультура и спорт, 2008.-220с

2. Вавилова Е.Н.Физическая культура.- М.: Физкультура и спорт, 2004.-1 20с.

3. Введение в теорию физической культуры. / Под ред. Л.П.Матвеева. — М., 2004.-106с.

4. Дергунов Н.И. Физическая культура. — М.: Академия, 2005.-245с.

5. Змановский Ю.Ф. Круговая тренировка в школе.- М.:Знание, 2008. — 290 с.

6. Клевенко В.М. Физическая культура. — М.: Академия, 2004. — 327с.

7. Ноткина Н.А. Физическая культура.. -СПб.: Питер, 2004.-192с.

8. Осокина Т. И. Физическая культура.- М.: Академия, 2005.-85с.

9. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт, 2005.-230с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Источник

Оцените статью