- Корригирующие упражнения
- Смотреть что такое «Корригирующие упражнения» в других словарях:
- Тестовые задания для контроля и оценки знаний учащихся по предмету «физическая культура» 9-11 класс тест по физкультуре (9 класс) на тему
- В тесте даются 29 вопросов и варманты ответов к ним.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Научная электронная библиотека
- 11. ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ
Корригирующие упражнения
Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта . Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин . 2012 .
Смотреть что такое «Корригирующие упражнения» в других словарях:
КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ — [от лат. corrigere исправлять] специальные физические упражнения, применяемые с целью исправления деформаций опорно двигательного аппарата различной этиологии, устранения недостатков и нормализации двигательной сферы у детей с различными… … Психомоторика: cловарь-справочник
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — см.Гимнастика, Упражнения в равновесии, Упражнения в расслаблении, Упражнения в рас тягивании, Дыхательные упражнения, Корригирующие упражнения, Упражнения на координацию, Упражнения силовые, скоростно силовые, в статическом напряжении … Психомоторика: cловарь-справочник
Осанка — I Осанка привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико динамических функций ребенка. Особенности О. определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника,… … Медицинская энциклопедия
Кривошея (Torticollis, Wryneck) — наклон головы в пораженную сторону с ее одновременным поворотом в противоположную сторону, обусловленный укорочением грудино ключично сосцсвидной мышцы (чаще врожденным). Причиной кривошеи может быть родовая травма грудино ключичнососцевидной… … Медицинские термины
КРИВОШЕЯ — (torticollis, wryneck) наклон головы в пораженную сторону с ее одновременным поворотом в противоположную сторону, обусловленный укорочением грудино ключично сосцсвидной мышцы (чаще врожденным). Причиной кривошеи может быть родовая травма грудино… … Толковый словарь по медицине
Тазобедренный сустав — I Тазобедренный сустав (articulatio сохае) образован вертлужной впадиной тазовой и головкой бедренной костей. По краю вертлужной впадины проходит волокнисто хрящевая губа, благодаря которой увеличивается конгруэнтность суставных поверхностей. Т.… … Медицинская энциклопедия
Позвоночник — I Позвоночник Позвоночник (columna vertebralis; синоним позвоночный столб). Является осевым скелетом, состоит из 32 33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, соединенных в крестец, и 3 4 копчиковых), между которыми… … Медицинская энциклопедия
Лече́бная физи́ческая культу́ра — (ЛФК) 1) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; 2) раздел клинической медицины, изучающий рациональное … Медицинская энциклопедия
Плоскостопие — I Плоскостопие (pes planus; синоним плоская стопа) деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Уплощение продольного свода стопы приводит к развитию продольного П., а распластанность переднего ее отдела к поперечному. Часто П.… … Медицинская энциклопедия
Зарядка — I Зарядка комплекс физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения; обязательный элемент здорового образа жизни. З. активизирует деятельность функциональных систем организма, способствуя более быстрому переходу от сна к бодрствованию и … Медицинская энциклопедия
Источник
Тестовые задания для контроля и оценки знаний учащихся по предмету «физическая культура» 9-11 класс
тест по физкультуре (9 класс) на тему
В тесте даются 29 вопросов и варманты ответов к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_olimpiady_po_fk_9-11_klass.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хаджиева Елена Александровна
МБОУ СОШ № 11, г. Каменск – Шахтинский
учитель физической культуры
Тестовые задания для контроля и оценки знаний учащихся по предмету «физическая культура» 9-11 класс
1. Здоровье человека, прежде всего, зависит от…
а. состояние окружающей среды.
б. деятельности учреждений здравоохранения.
2. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…
а. развитие физических качеств людей.
б. сохранение и улучшение здоровья людей.
в. подготовку к профессиональной деятельности.
г. поддержание высокой работоспособности людей.
3. Для формирования телосложения малоэффективны упражнения…
а. способствующие повышению быстроты движений.
б. способствующие снижению веса тела.
в. объединенные в форме круговой тренировки.
г. способствующие увеличению мышечной массы.
4. Состояние организма, дающее человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях конкретного социокультурного бытия данного человека, называется…
б. конституцией (биотипом).
5. В сложно-координационных видах спорта — последовательное сочетание элементов в композиционно оправданном порядке, обозначается как…
а. последовательностью упражнения.
б. сочетанием элементов.
в. набором элементов.
6 . Процесс, происходящий в организме человека после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций не только к исходному состоянию, но и к повышению работоспособности, принято обозначать как…
г. функциональный рост.
7. Конечной целью и сущностью спорта является:
а. физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях
б. совершенствование двигательных умений и навыков занимающихся.
в. выявление, сравнение и сопоставление человеческих возможностей.
г. развитие физических (двигательных) способностей в соответствии с
индивидуальными возможностями занимающихся.
8. Отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока называется:
а. физической нагрузкой.
б. интенсивностью физической нагрузки.
в. моторной плотностью урока.
г. общей плотностью урока.
9. Годичный цикл спортивной тренировки делится на следующие периоды:
а. втягивающий, базовый, восстановительный.
б. подготовительный, соревновательный, переходный.
в. тренировочный, основной, соревновательный.
г. осенний, зимний, весенний, летний.
10. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники для занятий физической культурой распределяются на следующие медицинские группы:
а. слабую, среднюю, сильную.
б. оздоровительную, физкультурную, спортивную.
в. без отклонений в состоянии здоровья, с отклонениями в состоянии здоровья.
г. основную, подготовительную, специальную.
11. В подростковый период силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению…
12. Свойство опорно-двигательного аппарата, обусловливающее возможность выполнения движений с большой амплитудой, обозначается как…
13. Метод, при котором длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений находится в зависимости от оперативного состояния спортсмена, обозначается как…
14. Физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций опорно-двигательного аппарата, называются…
15. Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике физического воспитания и спорта показателем реакции организма на физическую нагрузку, является:
а. время выполнения двигательного действия.
б. продолжительность сна.
в. коэффициент выносливости.
г. величина частоты сердечных сокращений.
16. Способность, как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость, называется.
а. скоростным индексом.
б. скоростной выносливостью.
в. коэффициентом проявления скоростных способностей.
г. абсолютным запасом скорости.
17. Отличительными признаками двигательного умения не являются:
а. нестабильность, неустойчивость, излишние мышечные затраты.
б. слитность, автоматизированность, экономичность.
в. системность в движениях, автоматизированность, вариативность.
г. стабильность, экономичность, вариативность.
18. П ринципом, предусматривающим оптимальное соответствие задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся, является:
а. принцип сознательности и активности.
б . принцип доступности и индивидуализации.
в. принцип научности.
г. принцип связи теории с практикой.
19. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что.
а. человек, занимающийся физическими упражнениями медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.
б. во время занятий выполняются двигательные действия, стимулирующие развитие силы и выносливости.
в. достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации к повышающимся нагрузкам.
г. человек, занимающийся физическими упражнениями способен выполнить больший объем физической работы.
20. Развитию вестибулярной устойчивости способствуют…
а. челночный бег.
б. подвижные игры.
в. прыжки через скакалку.
г. упражнения «на равновесие».
21. Главным отличием физических упражнений от других видов двигательной активности является то, что они…
а. представляют собой игровую деятельность
б. создают развивающий эффект.
в. не ориентированы на производство материальных ценностей
г. строго регламентированы.
22. Универсальным источником энергии во всех живых организмах является.
а. аденозинтрифосфорная кислота.
б. аденозиндифосфорная кислота.
в. аденозинмонофосфорная кислота.
г. молочная кислота.
23. Укажите, в какой последовательности чередуются стили при преодолении дистанции «комплексного плавания».
1. кроль на груди. 2. кроль на спине. 3. брасс. 4. дельфин.
24. По команде «кругом» выполняется следующая последовательность действий:
а. осуществляется поворот в сторону правой руки на правой пятке, левом носке на 180 и приставляют левую ногу к правой.
б. осуществляется поворот в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 и приставляют правую ногу к левой.
в. ожидается команда «марш».
г. поворот осуществляется в произвольном направлении.
25. Назовите компонент физической культуры, раскрывающий психофизические способности человека на предельных уровнях.
а. физическая рекреация.
б. физическое воспитание.
г. физическая реабилитация.
26. Реакция организма занимающихся на физическую нагрузку в процессе урока (занятия) определяется с помощью:
а. оперативного контроля.
б. текущего контроля.
в. итогового контроля.
г. рубежного контроля.
27. Метод равномерного непрерывного упражнения является наиболее распространенным при воспитании…
а. специальной выносливости.
б. скоростной выносливости.
в. общей выносливости.
г. элементарных форм выносливости.
28. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока физической культуры?
1. Функциональная подготовка организма.
2. Разучивание двигательных действий.
3. Коррекция осанки.
4. Воспитание физических качеств.
5. Восстановление работоспособности.
6. Активизация внимания.
29. Силовые упражнения рекомендуется сочетать с упражнениями на…
1- г, 2- б, 3- а, 4- в, 5- г, 6 –а, 7- в, 8 — г, 9- б, 10- г, 11 – в, 12 – а, 13- в, 14 – б, 15 –г,
16 – б, 17 –а, 18 – б, 19 – в, 20 – г, 21 – в, 22 – а, 23 – г, 24 – б, 25 – в, 26 – а, 27 – в,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный мтериал был подготовлен для выступления на школьном семинаре «Индивидуализация и дефференциация обучения». В нем излагаются приемы, которые используются в РО Эльконина-Давыдова, но прекрасно ра.
проверка теотретических знаний учащихся по физкультуре 7 — 8 класс.
тестовые задания для проверки теоретических знаний учащихся по предмету физическая культура. Тест состоит из 30 вопросов с выбором ответа.
Тестовые задания для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по учебному предмету «физическая культура»Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом вопросе 4 в.
Тестирование предназначено для выявления уровня знаний об Олимпийских играх Древности и современности для учащихся 6-7 классов.
Тестовые задания для контроля и оценки теоретико-методических знаний обучающихся по учебной дисциплине «физическая культура» предназначены для контроля и оценки уровня теоретико-метод.
Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом вопросе 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать один правильный ответ. Выбранные вами ответы отмечайте в соответствующей графе бланка для ответов н.
Источник
Научная электронная библиотека
Величко Т И, Гришина Е И, Лоскутов В А, Лоскутова И В,
11. ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ
Общие основы лечебной физической культуры в водной среде
Здоровье человека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ученых (П.Ф. Лесгафт, А. Хилл, И.Е. Дядьковский), сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни и стиля поведения.
Сегодня необходима консолидация всех информационных средств, направленная не только на пропаганду здорового образа жизни, но и такой общественной системы, которая способствовала бы осознанию обществом престижности быть здоровым.
В последние годы возрос уровень заболеваемости студентов, который в значительной степени обусловлен их недостаточной физической подготовленностью и слабым здоровьем. Большая часть первокурсников уже имеет те или иные отклонения в иммунной системе, которые можно объяснить и как с точки зрения наследственности, так и с позиции недостаточной физической активности. В связи с этим наиболее важную роль в устойчивости организма к воздействиям внешней среды и укреплении здоровья играет закаливание. Основной метод закаливания, применяемый в вузе, – это занятия плаванием. Использование плавания в учебном процессе по физическому воспитанию способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями и создает установку на здоровый образ жизни. Использование плавания как жизненно важного навыка и как одного из эффективных средств закаливания организма, способствующего формированию стойких гигиенических навыков, является основным компонентом лечебной физической культуры.
Лечебная физкультура – совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании специально подобранных и разработанных физических упражнений, клинико-физиологически обоснованных к применению. Физические упражнения как неспецифические раздражители, вовлекающие в ответную реакцию все звенья нервной системы, способны избирательно влиять на разные функции организма, что очень важно при выявлении патологических проявлений в отдельных системах и органах. Систематическое выполнение физических упражнений благотворно воздействует на реактивность организма и патогенез заболевания.
Регулярная дозированная тренировка в бассейне стимулирует, тренирует и приспосабливает организм к возрастающим физическим нагрузкам, приводит к функциональной адаптации занимающихся плаванием. По нашим данным (исследование 2008/2009 уч. года), студенты, занимавшиеся плавание два раза в неделю, болели простудными заболеваниями реже (примерно на 25 %), чем студенты, которые занимались плаванием только один раз в неделю.
Физиологическое обоснование лечебного действия плавательных упражнений
Движение в жизни человека играет важную социальную и биологическую роль: без мышечной работы человек не может ни познать природу, ни воздействовать на нее [6]. Лечебное воздействие физических упражнений состоит в том, что в организме человека активизируются различные структурные и функциональные изменения, усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации, нормализуется метаболизм.
Физические упражнения в воде ускоряют создание постоянных или временных замещений нарушенных функций и делают их более полными, способствуют появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию. Так, при нарушении функции дыхания занятия плаванием способствуют выработке и закреплению процесса формирования заместительных функциональных систем за счет углубленного дыхания, тренировки сердца, улучшения вентиляции и кровообращения в легких, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях [14; 19].
Здоровый организм обладает высокой способностью приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. При заболеваниях наблюдается подавление и ослабление адаптационных свойств организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Сознательная физическая тренировка, с помощью которой стимулируются физиологические процессы, увеличивает возможности организма к развитию приспособительных процессов [8; 14].
Ведущую роль в совершенствовании приспособительных реакций под влиянием дозированной физической тренировки играет нервная система. Так, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.П. Боткин считают, что нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются экстерорецепторами (зрительным, слуховым и тактильным): возникающие возбуждения в виде импульсов достигают больших полушарий мозга и выражаются в форме различных ощущений. ЦНС, в свою очередь, формирует ответную реакцию. Такое же рефлекторное взаимодействие имеется между внутренними органами и ЦНС. При оценке физиологического воздействия физических упражнений необходимо учитывать их влияние на эмоциональное состояние человека. Положительный психоэмоциональный отклик, инициированный выполнением физических упражнений в воде, стимулирует физиологические процессы и в то же время отвлекает от переживаний по поводу болезни, что немаловажно для успешного лечения и реабилитации.
Наравне с неоспоримой значимостью нервного механизма регуляции физиологических функций велико значение гуморального механизма. При мышечной работе в кровь выделяются гормоны, стимулирующие работу сердца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, улучшая их кровоснабжение. Активизация деятельности желез внутренней секреции благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает обмен веществ и различные защитные реакции, в том числе и иммунологические.
Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности нормализуются обменные процессы и процессы регенерации в организме, перестраивается и стабилизируется функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательного аппарата [6; 19].
Чередование специально разработанных плавательных движений, интенсифицирующих процессы возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп с выраженным мышечным напряжением), с упражнениями, усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.
Учитывая нейрогуморальный характер регуляции функций в ответной реакции организма, лечебное плавание выступает как метод общего воздействия на весь организм.
Физические упражнения в воде
Важным компонентом плавательных процедур является дозированная мышечная работа в условиях водной среды, ориентированная на оздоровление и профилактику заболеваний.
Использование в практике лечебного плавания активных и пассивных физических упражнений, коррекции положением обусловлены необходимостью достижения той или иной цели. Занятия должны проводиться в соответствии с дидактическими принципами – наглядности, доступности, постепенности, последовательности, систематичности, с учетом индивидуальных особенностей и всестороннего воздействия на организм занимающихся.
Пассивные физические упражнения применяют при отсутствии нормальной подвижности суставов вследствие различных неврологических расстройств, а также при стойких посттравматических двигательных нарушениях, контрактурах, деформациях суставов. Пассивные упражнения в воде выполняют в медленном темпе, с возможно более полной амплитудой движений и достаточной силой внешнего воздействия. Обязателен визуальный контроль за выполняющим пассивные движения, а непременная фиксация расположенного выше сегмента конечности и способ фиксации определяются локализацией поражения. В тугоподвижных суставах, помимо пассивных движений, выполняют упражнения, направленные на увеличение объема движений [8].
Активные физические упражнения в воде проводят со сниженной или дополнительной физической нагрузкой на мышцы, обусловленной их функциональным состоянием, определяющим движения в том или ином суставе. Изменение нагрузки на локомоторный аппарат осуществляется выбором исходных положений тела, поддержкой конечности или ее сегмента в воде с использованием специальных плавательных приспособлений (водные гантели, поплавки, пояс, плавательные доски и т.д.).
Дополнительная физическая нагрузка на мышечно-суставной аппарат достигается ускорением движений, изменением направления движений в воде (создание вихревых потоков), выполнением упражнений сначала в воде, затем вне ее (силовой контраст), с применением специальных приспособлений (ручные и ножные ласты, водные гантели и пр.), выполнением упражнений в воде с использованием поручней лестницы.
Коррекция положением в водной среде позволяет увеличить амплитуду пассивных движений при стойком ограничении размаха движений в суставах (при вторичных изменениях в тканях после длительной иммобилизации конечности, вследствие посттравматических функциональных нарушений). Коррекция положением в воде обеспечивает глубокое, полноценное расслабление периартикулярных тканей и мышц под влиянием теплой воды, что оказывает наиболее интенсивное воздействие на изменение ткани [8]. Корригирующее воздействие, приводящее к натяжению тканей, может выражаться в давлении груза от 2–5 до 10 кг в определенном направлении. Эффективность лечения положением в воде определяется интенсивностью корригирующего воздействия, которое в то же время не должно быть чрезмерным и/или сопровождаться болевыми ощущениями, так как это может вызвать обратный эффект, то есть привести к рефлекторному напряжению мышц [9].
Занятия лечебным плаванием проходят по следующей схеме: разучивание плавательного движения на суше, отработка техники движений руками и ногами у бортика; обучение движению в воде, плавание по заданию и свободное плавание (с плавательной доской, ластами или с гимнастическими предметами).
Как правило, ухудшение общей координации движений, связанное с болезнью, требует длительного разучивания элементов плавательных движений на суше. При этом следует подбирать наиболее удобные для занимающегося положение тела и стиль плавания с учетом двигательных возможностей. Обучение выдоху в воду начинают не сразу, а после адаптации к водной среде и обеспечения устойчивого положения пациента в бассейне. Проработку общей координации движений руками и ногами при плавании рекомендуется начинать в момент скольжения на груди. Занимающихся с различной патологией локомоторного аппарата или с неврологическими нарушениями обучают взаимосвязанной работе рук и ног в воде при поддержке туловища с помощью специального «гамака», подвешенного в бассейне, или плавательного пояса [8]. Это помогает выработать согласованность движений без расходов мышечных усилий и внимания на поддержание тела на поверхности воды, что повышает уверенность в собственных силах.
Выбор стиля плавания определяется функциональными задачами (общеукрепляющее воздействие, улучшение функции дыхания, укрепление определенных мышечных групп, коррекция осанки и др.). Например, для устранения сутулости обучают плаванию кроль на спине; а брасс на груди максимально вытягивает позвоночник, поэтому этот стиль, активно используют для лечения сколиоза.
Стиль плавания «дельфин», связанный с большой общефизической нагрузкой, сложной координацией движений, опасностью излишней мобилизации поясничного отдела позвоночника, в лечебной практике менее приемлем. В ряде случаев целесообразно отступить от принципов спортивного плавания и объединить разные стили, например, руки работают брассом, а ноги – кролем на груди. Различные сочетания движений координационно проще, поэтому быстрее и легче усваиваются в лечебном плавании.
Тренировочные занятия лечебным плаванием характеризуются постепенным увеличением нагрузки с обоснованным дозированием плавательных упражнений.
Лечебное плавание как метод профилактики и реабилитации при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Особенно наглядно лечебное значение плавания в комплексном консервативном лечении сколиоза, кифоза, лордоза и других заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ОДА). При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, пропадает асимметричность работы межпозвоночных мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвоночников; самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, закрепляется навык правильной осанки [5; 11].
Осанка – это привычное положение вертикально расположенного тела человека, которое регулируется на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом, и обусловлено скелетным равновесием и мышечным балансом. Осанка обусловлена конституцией человека, его генотипом, т.е. является врожденным свойством человека. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, во многом устанавливающая правильность физиологических изгибов позвоночника [14]. Физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости (шейный и поясничный лордозы, которые обращены выпуклостью кпереди, и грудной и пояснично-копчиковый, или крестцовый, кифозы, направленные кзади), а также эластичные межпозвонковые диски обеспечивают рессорную и защитную функции позвоночного столба, предохраняющие спинной и головной мозг, внутренние органы, увеличивают устойчивость и подвижность тела.
Нарушения осанки связаны с функциональными изменениями ОДА, зачастую вызванными неправильной рабочей позой, слабым физическим развитием, врожденной патологией опорно-двигательного аппарата и пр. Немаловажное значение имеет и психологический фактор (например, авторитарность родителей). Дефекты осанки не являются заболеванием. Это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки – грозный предвестник снижения подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшения рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, может негативно повлиять на деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стать причиной многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата [5; 8; 14; 18].
Различают нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости дифференцируют (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988) пять видов нарушений осанки (4): вызванных уменьшением (плоская спина, плоско-выгнутая) или увеличением (сутуловатость, круглая спина (или тотальный кифоз) физиологических изгибов и кругло-вогнутая спина (кифологическая осанка). Нарушением во фронтальной плоскости является дугообразное искривление позвоночника и скручивание позвонков вокруг вертикальной оси.
Одной из причин нарушения осанки может быть деформация стопы, которая изменяет правильную походку. Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты её продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего свода отдела стопы. Иногда плоскостопие совмещается с вальгусным положением стопы (отклонение пятки кнаружи). Такое сочетание называется плосковальгусной стопой и характеризуется тем, что одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стопы, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод [14]. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают также продольное и поперечное плоскостопие. По происхождению выделяют врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.
Основные задачи лечебных занятий физическими упражнениями
1. Замедлить прогрессирование заболевания.
2. Создать благоприятные физиологические предпосылки для нормального роста тел позвонков и восстановления осанки посредством разгрузки позвоночника.
3. Научить применять различные способы коррекции начальной деформации позвоночника.
4. Сформировать и закрепить навыки правильной осанки.
5. Улучшить общую координацию движений.
6. Повысить силовую выносливость и мышечный тонус.
7. Ослабить и по возможности препятствовать развитию плоскостопия с помощью специальных упражнений.
8. Обучить техникам правильного дыхания.
9. Способствовать улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
10. Ознакомить с методами закаливания на постоянной основе.
11. Выработать навыки плавания.
12. Содействовать развитию волевых качеств и выявлению психологических обоснований для дальнейшего лечения.
13. Стать средством эмоциональной разрядки и профилактики психологических перегрузок больных.
14. Мотивировать занимающихся лечебным плаванием к переходу на спортивный уровень.
Плавание в лечении сколиоза. Основным стилем плавания для лечения сколиоза является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, симметричные движения руками и ногами производятся в одной плоскости. Возможные увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза крайне нежелательны при сколиозе, в то время как при плавании брассом подвижность позвоночника минимальна [4].
При сколиозе I степени эффективны такие плавательные упражнения, как брасс на груди с удлиненной паузой скольжения; кроль на груди; плавание только с работой рук или ног вышеуказанными способами; соединение двух стилей – руки брассом, а ноги кролем и/или руки баттерфляем в полгребка без выноса рук из воды, а ноги брассом. Можно применять упражнения с проплыванием скоростных отрезков. Примерный комплекс упражнений лечебного плавания при грудном сколиозе I степени приведен в прил. 1.
При сколиозе II–III степени для исправления деформации позвоночника показаны асимметричные исходные положения. Плавание в позе коррекции после освоения техники брассом на груди должно занимать до 50 % учебного занятия. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника [4]. Примерный комплекс упражнений лечебного плавания при грудных сколиозах II–III степени отражен в прил. 2, при грудопоясничных и поясничных формах сколиоза – в прил. 3.
При IV степени сколиоза основополагающей становится задача улучшения общего состояния организма, а также функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим используют, как правило, симметричные исходные положения [4]. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Однако для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходим строго персональный подход и последующий контроль при введении коротких скоростных плавательных отрезков.
Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания, особенно у тех больных, у которых почти постоянным симптомом является нестабильность позвоночника. Большой угол искривления позвоночника (определяемый по рентгенограмме в положении лежа и стоя) требует при плавании максимального исключения движений позвоночника в переднезаднем направлении и вращений позвоночника [4].
Плавание в лечении кифоза, лордоза. Все упражнения в воде необходимо разучивать индивидуально и последовательно: освоив технику плавания брассом на груди и на спине, переходят к отработке элементов техники кролем на груди и спине, а затем приступают к овладению баттерфляем в полгребка без выноса рук над водой и ногами брассом.
При ярко выраженном грудном кифозе рекомендуется 70 % времени занятий отводить плаванию брассом на спине. При кифозном сколиозе показана только одновременная работа рук на спине, работа ног кролем или брассом.
При лордозе не следует плавать на спине. При лордозе в грудном отделе рекомендуется делать гребок руками брассом и/или баттерфляем в полгребка без выноса рук из воды. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывается плавательная доска.
1. Выдохи в воду.
2. Работа ногами на спине кролем (или брассом), руки вдоль туловища.
3. Работа ногами на спине кролем, руки вытянуты на доске.
4. Кроль на спине в полной координации.
5. Работа ногами на спине брассом с одновременной работой руами.
6. Работа ногами кролем на груди, руки брасс.
7. Брассом в полной координации с большой паузой в скольжении.
8. Кролем на груди с дыханием на 3, 5, 7 гребков.
После каждого задания выполняются выдохи в воду. Объем плавательных упражнений на занятии индивидуален для каждого пациента (от 500 до 1000 м).
Плавание при плоскостопии. Используемые стили плавания зависят от степени деформации стопы. Плавать можно любым стилем. Только при глубокой деформации плавание ногами стилем «брасс» следует исключить или тщательно дозировать, так как сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. В то же время чередование напряжения и расслабления мышц стопы при этом способе плавания способствует повышению мышечного тонуса и укреплению внутреннего свода стопы (что особенно наглядно при использовании большой паузы в скольжении). Полезны движения ногами кролем на груди и на спине; для усиления воздействия на мышцы стопы можно плавать в ластах.
4 Кифоз – искривление позвоночника, характеризующееся выпуклостью той или иной его части кзади. Лордоз – врожденное или приобретенное искривление позвоночника выпуклостью кпере-ди, часто в сочетании с другими искривлениями. Сколиоз – боковое искривление позвоночника (прогрессирующее заболевание, которое имеет четыре степени деформации).
Источник