Физические упражнения древняя греция
В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет приходится на период VI—V вв. до н. э. Поэтому особенности физической культуры рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта, Афины.
Для понимания сущности феномена древнегреческой физической культуры необходимо отметить характерные и принципиально важные черты ее развития в этом регионе мира.
Древнегреческая культура, особенно в период V—IV вв. до н. э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. Первая критика прозвучала в связи с излишним одобрением победителей атлетических агон (состязаний). Ксенофан, философ VI в. до н. э., доказывал, что мудрость и осмотрительность, приносящие пользу всему городу-государству, должны цениться больше, нежели атлетическая сила и быстрота, поскольку они приносят славу лишь отдельному индивиду. Этот процесс борьбы между ценностями культуры тела и культуры духа начался в Древней Греции очень рано. Его происхождение греки связывают с периодом появления гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» (XI — IX вв. до н.э.). Поскольку Гомер считался самым авторитетным знатоком Древней Греции, в его произведениях искали культурные нормы и модели для людей, занимающих любое общественное положение. Примером в этом плане, разумеется, был образ Ахилла — одного из храбрейших древнегреческих героев-воинов.
Сложное и опасное акробатическое упражнение с быком.
Настенная роспись в Кносе (2-е тысячелетие до н.э.)
Из «Илиады» мы узнаем, что воспитание Ахилла не сводилось к физической подготовке, которая была необходима ему в сражениях, а включало в себя также музыку и ораторское мастерство, потому что, как говорит в «Илиаде» Феникс, учитель Ахилла, тот имел мужество не только говорить, но и действовать, знал ораторское искусство, выражающее духовную и интеллектуальную культуру, и в совершенстве владел всеми видами военного искусства, которое составляет вершину физической культуры. У Ахилла было два учителя: Хирон, который обучал его охоте, верховой езде, метанию копья, а также игре на лире, хирургии и медицине, и Феникс, который учил его красноречию, чтобы он мог быть хорошим оратором на заседаниях совета, и искусству военной стратегии. Такое всестороннее воспитание Ахилла выступало как универсальная модель на протяжении всего античного периода.
История древнегреческой культуры по существу является историей одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны, выступает агон — соревнование, связанные с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Платон, например, разделял всю культуру на две составляющие: гимнастику, которая включала в себя всю область физической культуры тела, и музыку — область духовной и интеллектуальной культуры. Постулат Платона — искать гармонию и синтез этих двух составляющих культуры человека.
В Древней Греции элемент соревнования не ограничивается лишь сферой культуры физической. Он присутствовал также в сфере духовной и интеллектуальной культуры. Дух агона проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные и доминирующие сферы деятельности человеческого общества: духовную, интеллектуальную, художественную и даже простую крестьянскую и ремесленническую.
Помимо атлетических соревнований у древних греков были также Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру. Например, Пифийские игры под покровительством бога Аполлона, проходившие до 582 г. до н. э., посвящались вначале исключительно его музам (позднее они включили в себя и атлетические состязания).
У Немейских и Истмийских игр, проводившихся под покровительством бога Посейдона, было две официальные программы: атлетическая и музыкальная, которые объединяли духовную и физическую культуру.
Олимпия была местом проведения атлетических состязаний, во время которых выступали поэты, писатели и философы. Некоторые древние ученые философы, например Сократ, сожалели о том, что организаторы Олимпийских игр решили присуждать высокие награды на Играх атлетам за достижения, связанные с их физическими результатами, но не награждали поэтов, мыслителей и философов, концепции и труды которых, по словам Сократа, могли принести не только личную славу, но и пользу другим людям, жителям других городов-полисов. Впоследствии же, как известно, и состязания в интеллектуальной сфере стали приносить лавры олимпийцев на агонах в Олимпии. Так что и Эсхил, и Софокл, и Еврипид были для древних греков олимпийцами, разумеется, в интеллектуальной сфере.
Однако нельзя идеализировать ни эллинскую гармонию, ни древнегреческую атлетику. В известном смысле гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н. э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. Трагедии Еврипида уже полны насмешек над атлетами. Аристофан (древнегреческий поэт-комедиограф) говорит о том, что молодые люди перестали посещать палестры, а более интересуются философией.
Ксенофан (древнегреческий поэт и философ) с возмущением замечает, что люди восхищаются «. быстротой ног и силой кулаков. ». Сама атлетическая мораль с самого начала проведения агон была полна издержек. Хитрые уловки, направленные на достижение победы, по-видимому, по-настоящему не осуждались общественным мнением и, более того, широко практиковались. А в таких состязаниях, как кулачный бой, борьба, панкратион, было очень много откровенной жестокости. Известно, что поединки в них продолжались до победного конца, а в панкратионе все приемы единоборства были дозволены и спортсмены подчас заканчивали схватки с тяжелыми увечьями. Эти негативные стороны древнегреческой атлетики сопровождали ее с момента возникновения.
Когда же она приобрела признаки профессионализма, они стали проявляться повсеместно. К этому следует добавить, что древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же — исключением. Это постоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки — большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами, часто в ущерб гуманным принципам. Таким образом, идеализировать древнегреческую физическую культуру было бы неправомерно.
Источник
Физические упражнения древняя греция
§ 3. Физическая культура Древней Греции
Древнегреческая гимнастика. Возникновение греческой античной культуры имеет свою предысторию, и связана она с крито-микенским периодом, или ранним этапом античности. Центром этой культуры в конце III и середине II тысячелетий до н.э. был остров Крит в Эгейском море, а несколько позже та часть греческого материка, где находится город Микены. Культура этого периода получила название крито-микенской, или эгейской.
На Крите археологами найдены остатки обширных сооружений в Кносе и Фесте, представляющие собой комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь такого сооружения в Кносе достаточно велика и составляет 24 тыс. квадратных метров.
В этот период в Кносе получила развитие физическая культура, подобная древневосточной. Популярны были обряды посвящения в звание, в которых принимали участие несколько общин. Также устраивались ритуальные турниры ради получения хорошего урожая, в которых уже встречаются борьба, бег с оружием, метание копья, кулачный бой и состязания на колесницах.
Праздники устраивались в пещерах, на вершинах гор, а также и во дворцах, где было специально оборудовано просторное помещение с широкими лестницами по бокам, служившими одновременно и трибунами для публики.
Сохранились фрагменты фресок с изображением борьбы. Найден сосуд для питья в виде рога (приблизительно 1550-1500 гг. до н.э.), на котором художник изобразил отдельные фазы кулачного боя. Вызывает интерес снаряжение бойцов, состоящее из металлического шлема для защиты головы, полосок переплетенной кожи на запястьях и специальной обуви с ремешками, укрывавшими икры. Уже в наше время в 1970 г. во время новых раскопок на Крите найдена фреска, запечатлевшая фигуры двух мальчиков в натуральную величину, ведущих кулачный бой.
Одна из находок на Крите представляет собой бронзовый меч с рукояткой, инкрустированной золотом. Возле рукоятки, на диске диаметром 7 см, изображен человек-акробат, который, лежа на животе, касается ногами головы, настолько гибко его тело.
Особенно на о. Крит в XXV-XX вв. до н.э. популярны были игры с быками. Их появление относится к эпохе матриархата и связано с развитием скотоводства, большая роль в котором принадлежала женщинам. Поэтому первоначально в играх принимали участие только женщины. На настенной росписи в Кносе изображено, как участница хваталась за рога нагнувшего голову животного и бык взмахом головы назад бросал ее над своей спиной. Сделав в воздухе сальто, участница приземлялась сзади быка. Были и более простые прыжки поперек быка. На спине бегущего по кругу животного участницы игр демонстрировали упражнения в равновесии и вольтижировке. Позже (в эпоху патриархата) в играх с быком принимали участие и мужчины, которые, взяв быка за рога или же путем подножек и других приемов, заставляли его ложиться на землю.
Игры с быком являлись захватывающим зрелищем для зрителей, однако нередко они заканчивались трагически для людей.
Во время раскопок на юге Греции найдены два золотых кубка, на которых изображена ловля диких быков сетью. На спине одного из быков сидит человек. Эта находка предполагает, что первоосновой акробатических игр с быками на Крите была охота на диких быков с целью их приручения для домашнего хозяйства.
В XIII в. до н.э. на Балканский полуостров и Малую Азию вторглись враждебные племена из Европы, которые уничтожили большинство коренного населения. После их нашествия на Крите остались лишь разбитые статуи и сожженные здания, а о процветавшей физической культуре напоминали только росписи на стенах и вазах. Почти три века длились упадок экономической и запустение культурной жизни на Пелопоннесе. Лишь с конца X в. до н.э., когда завершилось заселение обезлюдевших территорий дорийцами, начался этап нового расцвета. Установление мира, оживление экономической жизни, торговли вызвали создание греческих городов-государств (полисов) со своей культурой. Города строились на плодородных землях у подножия гор. Центрами их являлись общественные и культовые сооружения. Греческие полисы строились и в колониях, основанных эллинами на побережье Италии, Сицилии, Южной Франции, Испании, на побережье Черного моря. Особенности развития греческого общества в течение архаического периода (VIII-V вв. до н.э.) отразились и на физической культуре. Специфический характер имела физическая культура аристократии, особые черты имелись в Спарте и Афинах.
В VIII в. до н.э. физическая культура аристократов была главенствующей, так как только аристократы имели средства и возможности для тренировок в верховой езде, управлении колесницей, владении оружием. Их физическая подготовка носила традиционный для правящего слоя общества характер.
Спартанская система воспитания. Особые формы физического воспитания были в Спарте — городе, который занимал обособленное положение среди других греческих полисов. Спартанское государство было образовано в Лако нике в результате покорения дорийцами местных племен. Это определило его социальную структуру: немногочисленный привилегированный класс рабовладельческой аристократии (спартиаты, приблизительно 10 000 человек) эксплуатировал полусвободное местное население периэков (приблизительно 30 000 человек) и абсолютно бесправных илотов (около 200 000 человек). Спарта часто вела войны с соседями. Порабощенное население — илоты — иногда восставало. Это требовало, чтобы все мужское население Спарты несло воинскую повинность в специальных воинских отрядах, где была суровая воинская дисциплина. В конечном итоге это привело к созданию в Спарте в VI в. до н.э. милитаристского режима.
Одновременно это послужило основанием к появлению в Спарте особой системы воспитания молодежи. Образование было привилегией спартиатов; пе-риэки получали лишь навыки, необходимые для занятий ремеслами и торговлей, илоты не проходили никакого обучения — занимались земледелием. Начиналось воспитание со дня рождения младенца. Его отец обязан был показать новорожденного совету старейшин. И если совет старейшин определял младенца хилым, слабым, нежизнеспособным, то его сбрасывали, по преданию, в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они закалялись с момента рождения.
До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже здесь их приучали не бояться темноты, терпеть боль, питаться любой без разбора пищей. С 7 лет воспитание детей проходило в государственных интернатах. Все мальчики разделялись на отряды (имевшие свои названия) соответственно возрасту. Их воспитанием руководили представители государства, отбиравшиеся из свободных и уважаемых граждан. В обучении могли принимать участие и любые свободные спар-тиаты, которые приходили на тренировки, наблюдали, давали советы и имели право наказывать.
Основу физического воспитания составляли бег, борьба, метание диска и копья. Девочки также должны были выполнять эти упражнения, чтобы их будущие дети были крепки телом. Законы Спарты запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Физическое воспитание юношей дополнялось охотой и военными играми.
Главной целью спартанского воспитания было достижение полной физической закаленности. По словам древнегреческого историка Плутарха, спартанские мальчики грамоте учились лишь в том объеме, без которого нельзя обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год верхнее платье, грязные, запущенные; за весь год лишь несколько раз они ходили в баню. Спали они вместе, по отрядам, на подстилках, которые сами себе готовили из тростника на берегу Эврота.
Физическая подготовка вначале проводилась на открытой площадке за городом, которая называлась «дромос» (бег): очевидно, бег являлся основным видом подготовки. Позже учебная площадка была переведена в город и стала называться «палестрой» (от слова «пале» — борьба, т.е. место, где занимались борьбой).
Также возникли гимнасии, получившие свое название от слова «гимнос». Первоначально, у Гомера, это слово означало «без оружия», потом — «без верхней одежды» и окончательно стало употребляться в значении «обнаженный». Юноши в гимнасиях занимались физическими упражнениями, как правило на берегу реки, обнаженными, чтобы одежда не стесняла движения.
Уровень физической подготовки юношей проверялся во время празднеств, на которых они должны были доказать свое право на переход в общество взрослых мужчин.
В более позднее время юношей-спартиатов подвергали испытанию на мужество — их бичевали. Также одним из жестоких испытаний был обычай «криптий», когда 15-летние спартиаты во время ночных походов ловили находившихся вне дома илотов и убивали их.
С 16 до 20 лет юноши занимались в отрядах эйренов, где больше внимания уделялось уже упражнениям с оружием, строевой подготовке. Практиковали боевые танцы, во время которых имитировался поединок с противником, умение управляться со щитом и копьем.
С 20 лет юноши после успешных испытаний переходили в группу эфебов, где подготовка длилась до 30 лет. Вследствие такого воспитания воинов Спарта достигла большого могущества и являлась в VI в. до н. э. сильнейшим полисом Греции. Это проявлялось даже на олимпийских состязаниях эллинов. В течение VII в. до н.э. победителями игр постоянно становились спартиаты. Поэтому древнегреческие полисы заимствовали опыт спартанской системы воспитания. Систематическая физическая подготовка спартанцев практически вся являлась качественно новым явлением в истории физической культуры, так как здесь право на занятия физическими упражнениями было всеобщим для всех граждан, кроме рабов-илотов.
Однако пренебрежение духовным развитием личности явилось одной из причин застоя в общественном развитии Спарты. К тому же вследствие постоянных войн неуклонно снижалась численность спартиатов, что в итоге привело к ослаблению Спарты, которая в конце VI в. до н.э. начала утрачивать свое политическое и культурное значение среди греческих полисов, в том числе и в сфере физической культуры.
Афинская система воспитания. В конце VII — начале VI в. до н.э. в Греции доминирующее положение начало переходить к Афинам, которые избрали путь развития, прямо противоположный пути Спарты. После избрания в 594 г. до н.э. на высшую должность архонта Салона был проведен ряд политических реформ, направленных на ликвидацию основных прав родовой аристократии. Реформы Салона открыли путь новой общественной форме управления государством — афинской демократии. Проводимые реформы затронули и систему физического воспитания, право на которое получили все афиняне, кроме рабов.
В Афинах, в отличие от Спарты, воспитание детей было частным делом родителей, которые после достижения детьми 7-летнего возраста отправляли их в школу грамматиста, где они обучались чтению, письму и счету, а позже или одновременно — в школу кифариста, где занимались музыкой, пением, декламацией. Некоторые авторы эти школы называли мусическими (от слова «муза» — богиня-покровительница искусства, науки). С 12-14 лет они посещали палестры, частные школы, где под руководством педатриба в течение 2-3-х лет занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политические и нравственные темы.
Наиболее богатые граждане Афин содержали свои палестры, где занимались их сыновья (девушки в Афинах не обязаны были заниматься физическими упражнениями).
У Платона (427-347 гг. до н.э.) — афинского философа — можно найти в «Протагоре» такие строки: «Направляют их к учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса».
Кроме палестр, в Афинах существовали общественные учебные заведения — «гимнасии», возглавляемые гимнасиархами, которые несли ответственность перед общиной. Гимнасии были трех типов — академии, ликеи, киносар-ги — и строились обычно вблизи храмов. В них, кроме физической подготовки, ученики развивали умственные способности, получали эстетическое и этическое воспитание. Гимнасии посещали ученики с 16-18 лет. После 18 лет дети наиболее имущих граждан обучались в группах эфебов, где они готовились управлять государством, изучали законы, учились командовать войсками, изучали тактику, строевую подготовку, различные виды воинской подготовки, а также философию.
В целом античную гимнастику древних греков можно разделить на три части: палестрику, орхестрику и игры. Палестрика включала в себя: а) главные упражнения (различные виды бега, прыжков, метаний копья и диска, борьбу, кулачный бой); б) военные упражнения (метание с помощью пращи, удары боевым копьем, стрельбу из лука); в) специальные упражнения (верховую езду, езду на колесницах, плавание); г) сферистику (игры в мяч).
В орхестрику входили акробатика, хореография, танцы в кругу, выполняемые под музыку. В раздел игр входили детские подвижные игры с палками, колесом, шаром, мячом и др.
В середине V в. до н.э. одновременно с допуском юношей на общегреческие соревнования в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пентатлона (пятиборья) и панкратиона (соединение борьбы с кулачным боем).
К концу V в. до н.э. физическая культура Афин несколько видоизменилась, на первый план вышли оздоровительно-развлекательные игры в мяч, появилась даже должность мастера игр в мяч. При учебных заведениях строились купальни, бани, бассейны. На первое место выдвигалась красота человеческого тела, а затем уже сила.
В конце V — начале IV в. до н.э. в греческом обществе наблюдается кризис производственно-экономических отношений, который закономерно отразился и на сфере физической культуры. Связано это было в первую очередь с новыми требованиями воинской подготовки и тактики, а также изменением отношения господствовавшего слоя к труду, массовым использованием физической силы рабов. В военном деле возросла роль легковооруженных воинов и матросов. Наметился переход к профессиональной армии. Утомительные тренировки в беге и борьбе стали не востребованными аристократической верхушкой.
После завоевания Греции Македонией (337 г. до н.э.) греческая культура распространилась в новые города и центры Азии и Африки, подчиненные Александру Македонскому. Там строились гимнасии, стадионы, купальни. Однако система применения физических упражнений изменила свою ценностную сущность. Проведение состязаний носило прежде всего зрелищный, развлекательный характер. В соревнованиях стали принимать участие профессиональные атлеты. Аристократы могли позволить себе выступать лишь в состязаниях конников и других менее трудоемких видах.
Во II веке до н.э. после римских завоеваний проведение эллинских игр широко распространилось по всему Средиземноморью: около 40 городов проводили у себя состязания наподобие олимпийских желая подчеркнуть блеск и величие самих городов и их римских наместников. Агонистика практически полностью вытеснила гимнастику из гимнасий. Таким образом, классическая античная гимнастика как средство физического воспитания постепенно утратила свое влияние.
Зарождение элементов научных знаний о физической культуре. Древнегреческие ученые, педагоги, врачи по-разному относились к физической культуре, занятиям физическими упражнениями своих современников. Одни придавали этому большое значение, другие порицали и насмехались над увлечениями греков.
Наиболее полно точку зрения древних греков на физическую культуру выражали их философы. Так, к примеру, Сократ (469-399 гг. до н.э.) говорил: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, в Древней Греции считали «телесным и умственным калекой».
Ученик Сократа, философ Платон (427-348 гг. до н.э.), в молодости носил имя Аристокл и имел хорошие физические данные, что позволяло ему с успехом выступать в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх. В своих произведениях «Законы» и «Государство» он писал: «Дитя должно находиться в непрерывном движении», а «гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек». Также Платон утверждал, что «телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу».
Один из крупнейших античных ученых и философов Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, утверждал, что физическое воспитание должно предшествовать умственному. Однако он был противником «атлетического» направления в физическом воспитании, порицал спартанскую систему воспитания. Аристотель говорил, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье». Аристотель предупреждал, что тяжелые физические нагрузки в детские годы преждевременно изнуряют организм, и в зрелом возрасте такие люди неспособны будут показывать высокие результаты. Слова Аристотеля актуальны и сейчас. Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) придерживался мнения, что занятия физическими упражнениями служат средством профилактики и лечения разных болезней.
Во II в. до н.э. в Древней Греции появляется первое руководство по физическому воспитанию. Это произведение Филострата Флавия «О гимнастике», в котором он описывает некоторые гимнастические упражнения, предлагает методику обучения и подготовки к олимпийским состязаниям.
Общеэллинские игры в Древней Греции. Существует множество мифов и легенд об истории возникновения общеэллинских игр. Связаны они чаще всего с какими-то значительными фактами из жизни их устроителей, таких как завоевание трона, победа над врагом, бракосочетание, похороны. Так, например, по одному из мифов, Геракл после того, как убил царя Авгия, устроил шумный праздник и состязания. Второй миф о Пелопсе, пожелавшем жениться на дочери царя Элиды Эномая. Для этого ему пришлось расправиться с Эномаем и занять трон Писы, после чего, завоевав Олимпию, он отметил событие многолюдными состязаниями.
Становление общеэллинских игр произошло от древних обрядов посвящений молодежи, подвергавшейся различным испытаниям в скорости, силе, выносливости, а также ритуальных магических церемоний, посвященных успехам в земледелии, или при погребении умерших знатных людей рода.
На территории Древней Греции в конечном итоге образовалось несколько центров, наиболее масштабных и популярных среди эллинов, по проведению состязаний.
Одним из них была Кирренская долина близ города Дельфы у подножия горы легендарного Парнаса (заочно облюбованной поэтами всей Греции), где устраивались Пифийские игры. Первоначально здесь проходили состязания только музыкантов-кифаредов (певцов, исполнявших хвалебные песни). В 590 г. до н.э. к ним добавляются выступления флейтистов, атлетов и наездников. Эта дата считается официальным годом рождения Пифийских игр. Победители здесь награждались венками из ветвей священного лавра, росшего в Темпейской долине. Его срезал золотым ножом мальчик благородного происхождения, у которого были живы родители. Первым победителем этих игр считался бог Аполлон, который был умелым дискоболом и кулачным бойцом.
На Коринфском перешейке раз в два года проводились Истмийские игры, посвященные богу морей Посейдону. Победителей здесь награждали венками из сосновых ветвей или свежего сельдерея. Начальной датой Истмийских игр считается 583 год до н.э.
Также раз в два года праздновались и Немейские игры, в Немейской долине близ города Клеон в Арголиде. Немейские игры возникли, вероятно, позже других общеэллинских состязаний, хотя есть древние мифы об их происхождении. Первые записи имен атлетов, победивших в Немейской долине, относятся к 573 г. до н.э.
В Афинах проводились Панафинейские игры, которые первоначально отмечались как местный общинный (т.е. городской) праздник — Афинеи в честь покровительницы города богини Афины. Этот праздник учредил царь Эрихто-ний. Однако позже уже Тесей стал проводить один раз в четыре года Великие Панафинеи, на которые приглашал жителей других городов — соперников Афин. По легенде, Тесей устроил игры после возвращения с о. Крит, где победил чудовище Минотавра — полубыка-получеловека, обитавшего в подземном дворце — Лабиринте, принадлежавшем царю Миносу. Афиняне каждый год посылали дань Миносу — нескольких юношей и девушек, которых он отдавал на съедение Минотавру. Герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая его.
Раскопки Кносского дворца подтвердили существование Лабиринта.
Панафинейские игры включали в себя конные, гимнастические и мусиче-ские состязания. Победителей игр награждали оливковыми венками и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготовляли специальные амфоры с изображением видов состязаний, позже получившие распространение и в других городах и колониях Древней Греции. Впоследствии, в I—II вв. н.э., амфоры стали заменять кубками.
Для игр в Афинах был построен подковообразный стадион со ступенчатыми трибунами примерно на 50 000 мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м, где проводились состязания в беге, прыжках, метании, борьбе и кулачном бое. Здесь также выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания проходили за чертой города у крепостных стен, которые превращались в зрительские трибуны.
На о. Делос проводились Делийские игры, куда весной приплывали делегации других греческих полисов.
Наиболее распространенными спортивными соревнованиями в Древней Греции были Гераклеи (в честь любимого героя эллинов — Геракла), которые устраивались в различных местах: в Фивах (на родине Геракла), в Сикионе, на островах Кос и Мендос. Победителей Гераклей награждали венками из плюща или вечнозеленого лавра.
Кроме этого, проводились и другие игры, меньшие по масштабу, но также собиравшие участников из многих эллинских государств. Это Алкотаи — мужские состязания в г. Мегеры, праздники в Спарте в честь Ахилла, состязания для женщин — Гереи в Олимпии и Аргосе, Артемидии в Спарте, состязания для юношей и девушек в Северном Причерноморье в г. Горгипии (ныне г. Анапа Краснодарского края).
Расцвет общеэллинских игр приходится на VI-II вв. до н.э., их организацию можно представить в виде стройной структуры (табл. 1).
Главными считались игры, проводимые в конце лета, состязания же в начале и середине года, за исключением Пифийских, считались подготовительными. Почетной считалась победа на каждой из этих игр, но особой славы удостаивали победителей трех соревнований года. Атлеты, побеждавшие на всех четырех главных соревнованиях Олимпиады, получали высшее спортивное звание Древней Греции — периодоник. В истории Олимпиад их было всего 46 человек.
Наибольший след в истории античности оставили Олимпийские игры, проводившиеся в долине Алфея на берегу Кладея.
По одной из легенд, игры были основаны Гераклом, когда он победил царя Элиды Авгия. Радуясь победе, Геракл устроил состязания в беге между своими четырьмя братьями и, поздравляя победителя, увенчал его оливковой ветвью. Геракл сам выбрал дорожку для бега и определил ее длину в 600 ступней (192, 27 м — один стадий).
Другая легенда рассказывает, как в начале IX в. до н.э. по совету дельфийского оракула, чтобы прекратить внутренние междуусобные войны эллинских племен, цари Ифит из Элиды, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты заключили договор о возобновлении празднеств в Олимпии, которую объявляли священным местом, а месяц проведения состязаний — месяцем священной «экехе-рии» (перемирия).
Подготовка к играм занимала длительное время. Сперва назначались судьи, которые определяли сроки проведения игр. После этого специальные вестники, называемые «теорами» (священными посланниками Зевса), отправлялись из Олимпии по греческим городам и приглашали их посетить состязания. Поначалу в играх принимали участие только дорийские племена Пелопоннеса, но с течением времени в них стали участвовать и остальные греческие племена, а еще позже и жители Крита, Родоса, Сицилии, затем греки Нижней Италии, ионяне Малой Азии, Лидии, представители греческих городов у Черного моря, а затем Египет и киренейцы.
Прибывали участники игр по-разному: кто пешком, кто морем, кто на повозках. Спали под открытым небом. На Олимпийских играх присутствовали только мужчины. Женщинам под страхом смерти запрещалось появляться на празднике. Игры занимали три из пяти дней праздника. За расписанием следили судьи, называвшиеся «элленодиками» («элладониками») и назначавшиеся из числа аристократических семей Элиды.
Элленодики следили, чтобы строго выполнялись правила игр, которые предписывали невозможность участия в играх рабам, негрекам и осужденным когда-либо судом, а также уличенным в аморальном поведении и нечестных поступках. Каждый участник должен был пройти 30-дневную тренировку и дать клятву, что он будет честно соблюдать правила соревнований. Опоздавших не допускали на игры. Запрещалось убивать своего соперника, а также применять незаконные приемы и спорить с судьями. За подкуп судей наказывали плетью. Всякое нарушение правил наказывалось штрафом, который должны были выплатить семья или город нарушителя.
Точка отсчета Олимпийских игр ведется с 776 г. до н.э., когда было зафиксировано имя победителя в беге на один стадий — Кореба. Первый день игр состоял из торжественного шествия, клятвы спортсменов и судей, а также жеребьевки.
Спортивные состязания начинались на второй день после представления атлетов зрителям. Программа соревнований на первых тридцати играх состояла из бега на один стадий. Постепенно она расширяется. Вводятся новые дистанции бега: на расстояние в два стадия — диаулос (724 г. до н.э.), 24 ста дия — долихос (720 г. до н.э.). Затем появляются пентатлон (пятиборье) и борьба (708 г. до н.э.), кулачный бой (688 г. до н.э.), состязания колесниц (680 г. до н.э.), панкратион (648 г. до н.э.).
С 632 г. до н.э. вводят состязания среди мальчиков. Большое место в программе Олимпийских игр занимали различные состязания среди животных, поклонение которым у древних греков было особенно велико. Награждали за победу владельцев животных. Скачки на колесницах были самым опасным видом состязаний. Например, в 462 г. до н.э. из сорока участников уцелел лишь один.
Любимым зрелищем у греков был пентатлон, включавший в себя бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьбу. Борьбой заканчивалась программа второго дня Олимпийских игр.
Третий день посвящался соревнованиям юношей (старше 17 лет и моложе 20). Для них дистанцию бега уменьшали наполовину, при борьбе и кулачных боях уши и головы юношей защищались наушниками из мягкой кожи или плотно прилегающими шапочками. В программу четвертого дня входили бег мужчин, кулачный бой, панкратион и бег в вооружении.
Кулачный бой был самым популярным видом во все периоды древнегреческой истории игр. Бой проводился на широкой площадке, без ограничения времени (до победы одного из бойцов), не было разделения по весовым категориям. Нередки были случаи серьезных увечий.
Бег в вооружении был заключительным зрелищем Олимпийских игр. Требовалось пробежать два стадия в военном вооружении гоплита (тяжеловооруженного воина), состоявшем из щита, шлема, копья и наколенников. Постепенно правила изменялись, облегчая бег. В IV в. до н.э. участники состязаний бежали только с одним шлемом.
В последний день (пятый) праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей. Жрецы Олимпии и должностные лица Элиды чествовали победителей, их имена вносились в специальные списки олимпиоников, которые выставлялись для всеобщего обозрения в гимнасии. Дома в честь олимпиоников воздвигали каменные столбы, статуи на городской площади или в храме, иногда давали и денежное вознаграждение. Олимпионикам предоставлялось преимущественное право на занятие почетных должностей, для них оставлялись почетные места в театре и на праздниках.
Известны слова поэта Пиндара (конец VI-V в. до н.э.): «Победитель всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это счастье, не имеющее границ, — высший предел желаний каждого смертного».
Многие спортивные подвиги олимпиоников вошли в историю. Георг из Элиды, который шесть раз был олимпиоником, Полит, победивший в один день по трем разным видам спорта, Леонид Родосский, не имевший соперников четыре Олимпиады подряд (164-152 гг. до н.э.) и получивший 12 призов за бег на 1 стадий, 2 стадия и в беге вооруженных воинов — вызывали восторг у современников и потомков.
Астилос из Кротона в 73-76 Играх (488-476 гг. до н.э.) добился восьми побед в тех же видах состязаний. Его земляк Милон, сначала в юношеских соревнованиях, а позднее взрослым в 60, 62-66 Олимпийских играх (540, 532-516 гг. до н.э.) шесть раз выходил победителем в состязаниях по борьбе.
Прославленным атлетом был также кулачный боец и панкратионист Феаген. На Олимпиадах он победил только дважды (480-476 гг. до н.э.), однако в различных других соревнованиях он 1400 раз украшал свою голову венком победителя. Достоин упоминания и Полидамант из города Скотоессы, победитель в панкратионе на 93-х Играх (408 г. до н.э.), который однажды голыми руками схватил и задушил льва. Ростом он превышал всех своих современников.
Спартанец Филомброт три раза подряд (676-668 гг. до н.э.) добился победы в пентатлоне.
Были и несчастные случаи на Играх. Спартанец Лалас добился победы на 85-х играх (440 г. до н.э.) в беге на длинную дистанцию, но вслед за тем от перенапряжения, упал мертвым. Во время состязаний в панкратионе на 54-х играх (564 г. до н.э.) тоже упал мертвым Аррахион, победитель предыдущих двух Олимпиад.
Войны и стихийные бедствия также не обошли стороной землю древней Эллады. В 420 г. до н.э. спартанцы, обидевшись, что их атлетов не допустили к участию в Олимпийских играх из-за нарушения «правила экехерии» (священного перемирия), ввели свои фаланги в Элиду. Они оккупировали половину страны и лишь через 50 лет, потерпев поражение под Левктрами, дорийцы ушли из Элиды.
Спустя шесть лет Олимпию захватили аркадийцы. Чтобы уплатить жалованье наемным войскам, их вожди приказали взломать сокровищницы. Это было первое крупное ограбление Альтиды, но не последнее. В 313 г. до н.э. Олимпия подверглась разграблению войсками одного из полководцев Александра Македонского, в 210 г. до н.э. — спартанским тираном Маханидом.
В 146 г. до н.э. Греция становится римской провинцией, потеряв независимость. Теперь к играм допускались представители всех подвластных Риму территорий.
Диктатор Сулла в 86 г. до н.э. распорядился реквизировать хранившиеся в сокровищницах Альтиды ценности, а в 80 г. до н.э. приказал отправить в Рим участников 175-й Олимпиады для выступления на Римских играх.
Постепенно культура проведения эллинских соревнований падала. Полностью прекратились Пифийские, Немейские, Истмийские и Делийские игры, утратили свое общегреческое значение Гераклеи, лишь изредка, как местный праздник, проводились Панафинеи.
К середине III в. н.э. физическое воспитание в эллинских государствах приходит в упадок. С 281 по 365 г. Олимпийские игры проводились на таком низком уровне, что даже не сохранились имена победителей. В 385 г. в списки олимпиоников было занесено имя армянского царевича Вараздата (Фаразде-та) — победителя в кулачном бою. После этого состязания в Олимпии проводились еще два раза: в 389 и 393 гг., но победители их неизвестны.
В 394 г. в связи с провозглашением римским императором Феодосием I христианства единственной религией всей Римской империи Олимпийские игры были запрещены, так как в них усматривали проявление языческих обрядов. Храмы Альтиды были разорены, статуи богов и олимпиоников сброшены с пьедесталов, бронзовые скульптуры вывезены и переплавлены.
Спустя год Греция подверглась готскому нашествию. Готы продолжили разорение Олимпии. В 426 г. император Феодосий II приказал полностью выжечь Олимпию и разрушить ее каменные строения. Альтида и стадион превратились в развалины, заросли травой и кустарником.
В 522 и 555 гг. в долине Алфея произошли сильные землетрясения. Оползни с холма Крона и наносы разлившегося Кладеоса покрыли Альтиду шестиметровым слоем земли. Территория священной Олимпии на долгие годы оказалась в запустении.
Источник