Физические упражнения древний человек
§ 1. Физическая культура первобытного общества
Охота — как предпосылка возникновения и развития физических упражнений
Предыстория физических упражнений относится еще к тому времени, когда жизнь человека заключалась в обеспечении условий существования, т.е. пропитания и безопасности, что обусловливалось прежде всего биологическими инстинктами. Памятники материальной культуры позволяют предполагать, что первобытный человек-неандерталец произошел приблизительно 150 тыс. лет назад. В это время человек уже мог изготавливать и использовать простейшие орудия из камня, кости, дерева.
На протяжении всего этого периода (палеолита) охота являлась важнейшей деятельностью человека, которой подчинялись все остальные формы существования. Охота активизировала действия человека, вырабатывала физическую выносливость, стойкость, пониженную чувствительность к травмам и болевым ощущениям, развивала наблюдательность. История древней охоты представляет собой состязания человека с животным миром на протяжении тысячелетий.
Физическая культура возникла в процессе развития орудий охоты, которые позволили охотиться на крупных животных. Это произошло в период мезолита (ок. 10-5 тыс. до н.э.) в связи с появлением костяных наконечников, зубчатых острог. На основе многотысячелетнего опыта человек пришел к выводу, что отдельные двигательные действия приводят к успеху на охоте, а другие — нет. И посему возникла необходимость в качественных двигательных навыках, которые могли сформироваться при условии предварительных упражнений и которые могли принести успех на охоте. Такая жизненная обусловленность, наряду с магическими верованиями в необходимость предварительной победы над зверем, привела к изображению животных на стенах пещер, скалах, песке и метанию в них орудий охоты. Подтверждением этому может служить найденная в пещере Монтеспан (Франция) «израненная» глиняная фигура медведя без головы. Подобные памятники зверей встречаются в разных уголках планеты (пещера Альтамира в Испании, на горном плато Тас-сили в Сахаре, в Италии, Англии, Германии, Алжире, в Сибири, в Костенках на Дону). Таким образом, можно утверждать, что метание являлось первым осознанным физическим упражнением, действием первобытного человека.
Своеобразным этапом в развитии первобытного общества было изобретение лука (приблизительно 12 тыс. лет до н.э.), давшее возможность более эффективно охотиться, делать значительные запасы мяса, что позволило перейти к формированию оседлых мест проживания. На наскальных рисунках в Африке, Испании появляются стрелки из лука, охотящиеся на животных. В это же время на рисунках появляются и фигурки борющихся людей. Вероятно, здесь уже можно говорить о каких-то организованных формах физического воспитания. Связано это было, по-видимому, с необходимостью военной подготовки.
Трудовая деятельность и ее влияние на возникновение элементов физической культуры
Последующий период в развитии физической культуры в первобытном обществе выделяется в эпохи мезолита и неолита (ок. 8-3-го тыс. до н.э.), когда формируются центры родового общества. Основными источниками существования становятся земледелие и животноводство. В связи с новыми формами жизнедеятельности теряют свое значение предыдущие элементы физической культуры и появляются новые виды упражнений. Например, для народов, занимавшихся животноводством, перестали представлять важность длительный бег, преследование дичи, метание, прыжки через препятствия. Первостепенными становятся умения ездить верхом, управлять лошадью, участие в верховых охотах. Земледельческие общины стали проявлять больше интереса к различным силовым упражнениям: поднятию и переноске тяжестей, борьбе, а также ритуальным танцам, связанным с различными языческими верованиями, в частности с богами плодородия.
Обряды посвящения и их роль в физическом воспитании молодежи
Особая роль в физической подготовке тогдашней молодежи отводилась обрядам посвящения (инициаций), которым предшествовала длительная воинская подготовка. Происходило это в условиях распада родового общества и торжества военной демократии.
Акты посвящений призваны были переводить юношей в разряд взрослых мужчин, воинов рода. И поэтому к посвящаемым предъявлялись повышенные требования по смелости, ловкости, выносливости и силе.
К примеру, у племени восточноафриканских вахумов необходимым условием при посвящении во взрослые было умение прыгнуть вверх выше своего роста.
На одном из островов архипелага Новые Гебриды устраивались «прыжки с вышки» на суше. Участники состязаний должны были прыгнуть головой вниз с высоты около 30 метров. К их ногам привязывались веревки из лиан, другие концы которых прикреплялись к вершине вышки. Веревки были отмерены таким образом, что они растягивались до самой земли, а затем сокращались, не дойдя до земли, и подбрасывали прыгуна вверх. Тем не менее участие в этом действии требовало немалого мужества от юношей. Не осмелившиеся пройти его не имели права появляться в обществе мужчин.
Норвежский путешественник Карл Лумхольц отметил исключительные качества выносливости у индейцев племени тарахумары, живших на горных склонах северной Мексики, способных преодолевать без отдыха расстояния в несколько сот километров. Уже в наше время мексиканцы хотели использовать способности тарахумаров, чтобы отличиться в состязаниях по марафонскому бегу на Олимпийских играх 1928 г. (Амстердам). Однако индейцы разочаровали их, придя к финишу во второй половине участников, хотя и без каких-либо внешних признаков усталости. Очевидно, бег на результат не являлся их целью.
Такой же выносливостью отличались племена бушменов из Африки, которые устраивали охоту на животных посредством бега. В то время как бушмены, сменяя друг друга, длительно бежали в равномерном темпе, неразумное животное то ускорялось, то останавливалось, то опять ускорялось. В конце концов изнемогающему зверю давали возможность прилечь на прохладную землю, где его разгоряченное тело быстро остывало, мышцы коченели, и тогда подкравшиеся бушмены добивали его дубинками.
Постепенно в рамках обрядов посвящений, наряду с самими церемониями посвящения, на первый план выдвинулись состязания между участниками. Возникают постоянные центры ритуальных посвящений. Наиболее известные из них: Олимпия в Южной Греции, Карнак в Египте, Стоун-хендж в Южной Англии, Ваце около Загреба (Хорватия), Регей в Швеции. В Куфферне найдено бронзовое ведро (ок. VI тысячелетия до н.э.) с изображением упражнений с отягощениями, состязаний на колесницах и скачек. Предполагается, что там также находился центр проведения обрядов посвящения у кельтов. Определились лица, ответственные за проведение обрядов посвящений. В некоторых родовых обществах даже проводились испытания по выбору вождей племени на основе сравнения их физических данных.
Во время распада родового строя, при выделении родовой и военной верхушки, военно-физическая подготовка становится ввиду появления большего количества свободного времени, основным занятием родовой аристократии. Рядовые члены общества постепенно отстраняются от общественной жизни, участия в состязаниях, играх. Занятия физическими упражнениями становятся уделом правящего сословия. Связь физиче ского воспитания и труда утрачивает свое значение, физическая подготовка военизируется, приобретает сословный характер.
Таким образом, в развитии физической культуры первобытного общества выделяются два наиболее качественных этапа. Первый — с изобретением метательных орудий — привел к обособлению от непосредственной охоты системы двигательных действий, ее предварительной подготовке, физическому воспитанию. На втором этапе — во время разложения родового общества — возникли формы военно-физической подготовки, отбора как средства общественного подчинения одних групп людей другим.
Источник
Физические упражнения в первобытном обществе
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Возникновение физических упражнений обусловлено материальной жизнью первобытного общества, взаимодействием объективных и субъективных факторов, к которым относятся: характер и уровень производства (охота), вызванные им потребности и сознание человека. Коллективная охота на крупных животных явление социально обусловленное: загонщики должны были соподчинить свои действия, действиям других участников охоты, проявляя силу, ловкость, выносливость, упорство, внимание.
Человек на протяжении тысячелетий находился в условиях «состязания» в указанных качествах. Изготовление и применение орудий также требовали должного физического развития. Однако только хорошее физическое развитие как потребность производства еще не могло привести к появлению физических упражнений.
Археологическая наука доказала, что человек живет на Земле не менее 40 тысяч лет. Возраст древних цивилизаций Средиземноморья и Азии не более 4-6 тыс. лет. А как обстояло с физической нагрузкой у человека, жившего 20-30 тыс. лет назад? Могли ли люди столь далеких времен иметь свой опыт физической закалки? Ответа на этот вопрос в литературе нет, а устные рассказы той эпохи не дошли до нас. И все-таки попытаемся составить в некоторой степени представление об особенностях физических упражнений тех лет.
Археология знает, какими были физические данные у людей каменного века. Например, средний рост первых европеидов-кроманьонцев был равен 187 см.
Несомненно, что физические качества древнего человека развивались и совершенствовались в борьбе за существование в процессе труда и охоты. Это известно точно – человек каменного века был исключительным охотником. Вооруженный копьем он охотился на саблезубого тигра, мамонта, южного слона. Охоту справедливо считают важнейшим фактором эволюции человека.
У древнего человека в отличие от животного существовал социальный способ передачи опыта, (люди охраняли, и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Они обратили внимание на явление упражняемости при воздействии на орудия в процессе труда. Физические упражнения явились не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства (наскальные рисунки) и т.д.
В то же время можно смело утверждать, что люди каменного века были исключительно рациональны в выборе средств физической закалки. Упражнения типа руки вверх-вниз не делали. И зарядки тоже не делали. И дело здесь не в низкой культуре, а в целесообразности, нужности движений для того, чтобы выжить. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальное физическое упражнение. Например, стрельба на точность попадания в изображение. При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих действий сопоставлял с настоящей охотой. Видя реальную пользу от предварительной подготовки, человек понимал возможность изменения внешнего мира при помощи определенного действия.
Постепенно на основе естественного бега за добычей или от врага, формировался бег на различные дистанции, прыжки не связывались уже с препятствиями и т. д.
В процессе развития людей, их взаимоотношений возникает родовое общество, где на физическое воспитание помимо труда влияет и военное дело, хотя постоянной вооруженной силы пока еще нет, а столкновения между племенами носят случайный характер. Этнографический материал свидетельствует о том, что в родовом обществе физическое воспитание имело высокий уровень развития. Оно представлено у всех народов.
В австралийском обществе помимо широкого использования подготовительных упражнений к охоте (метание бумеранга) очень распространены были инициации (посвящение) – обширная и разнообразная группа обрядов (рождение, переход из одной возрастной группы в другую и т. п.). Обряды инициаций включали многие физические упражнения: поражение копьем рисунка животного на песке, подбрасывание посвящаемого в воздух, бег и прыжки в охотничьих плясках, борьбу и др. После того как юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Интересно, что инициациям предшествовал период систематического обучения, предметом которого были физические занятия и изучение религиозного ритуала. Для развития у детей способности к одинаковому владению обеими руками, привязывали им поочередно за спину то одну руку, то другую заставляя целыми днями действовать только одной свободной рукой.
К инициациям допускались только те юноши, которые достигли необходимой степени физической и духовной зрелости, проявляющейся в их поведении. Обучение в процессе инициаций проходило при соблюдении чрезвычайно суровых условий. Оно было обязательным и одинаковым для всех — (различия имелись лишь по полу).
У индейцев Америки культивировались разнообразные физические упражнения, и обучение их носило характер яркого зрелища. Необычайно сильно были развиты двигательные игры, которые включали десятки видов. Они проводились с участием сотен играющих несколько дней. В инициациях племен Америки были широко распространены испытания на выносливость (бег на длинные дистанции по пересеченной местности, копание ямы и т. д.), а также разносторонние болевые испытания, которые считались проверкой духа и силы, необходимых в жизни.
В американских племенах все важные события, например брачные церемонии, сопровождались интенсивными физическими упражнениями на быстроту, выносливость, культивировались игры с «мячом». Некоторые представления о том, как проходил обряд посвящения юноши в воина может дать описание этого обряда в племени Масаи через единоборство со львом: «Юноша выходит в бой нагим. В руках у него копье и щит. Он находит льва и вынуждает его атаковать. Юноша делает вид, что убегает ото льва, все время, наблюдая, когда тот изготовиться для прыжка. Наступает решительный момент. Молодой масаи остановившись, втыкает копье тупым концом в землю, а на острый принимает прыгающего льва».
Но прежде, чем молодой масаи будет допущен к этому единоборству, он пройдет долгий и тяжелый путь изнурительных тренировок.
У народов населявших в те далекие времена территорию нашей страны тоже имелись ритуалы с использованием физических упражнений. У тунгусов (эвенков) выборы посвящения гражданского и военного вождя рода сопровождались публичными испытаниями их физической подготовки. Военное обучение эвенков проходило две стадии. Первую проходило все мужское население рода. В нее включалась стрельба, бег, прыжки, увертывание от стрел, управление лодкой и др., вторую – проходили только те мужчины, которые были хорошо обучены военному делу.
Физические упражнения чукчей также отличались большим разнообразием: бег, поднимание груза, фехтование копьем, борьба, подбрасывание на шкуре, гонки на байдарках, на лыжах и т. п. В выполнении этих физических упражнений принимали участие и женщины.
Своеобразную систему физической подготовки имели эскимосы. У них были распространены комплексные соревнования типа простейших многоборий, например, состязания на байдарках завершались бегом. Сила развития с помощью поднятия и ношения тяжестей, что было очень важным для охотников.
У древних славян военно-физическое воспитание имело достаточно широкое распространение. Существовали специальные «лесные дома», которые были своеобразными учебными заведениями для мужчин. Справляемые для погребения тризны носили характер соревнований (в древне — славянском языке слово «тризна» означало «состязание»).
Период разложения первобытнообщинного строя характеризовался важными изменениями экономической и социальной жизни. Эпоха военной демократии является показательной для периода разложения родового строя, при котором столкновения между племенами приняли систематический характер. Центром общественной жизни рода становятся «тайные союзы», затем появляются и начальные формы общественного воспитания – дома молодежи. Первоначально эти союзы создавались для воспитания и подготовки молодежи к полноценной деятельности в коллективе.
Несмотря на то, что физические упражнения в рассматриваемый период, в основном, обусловлены подготовкой к труду и войне, все же в раннем классовом обществе появляется и такая их функция как развлечения. Так у племен Майя имелись необходимые сооружения для игры в мяч. Особой напряженностью у майя, пользовалась игра, в процессе которой игроки забрасывали тяжелый каучуковый мяч в каменное кольцо в стене, мяч перебрасывали локтями, коленями и туловищем, поскольку трогать его руками и ногами запрещалось. Народу майя были известны танцы, которыми они занимались в течение целого дня; в таких занятиях принимало участие по несколько сотен человек. Особое внимание уделялось закалке детей с самого раннего возраста. Так, до 4-5 лет дети майя не знали, что такое одежда.
Следует подчеркнуть, что главной чертой физического воспитания в родовом обществе можно считать всеобщность. Оно было равным для всех (имелось лишь деление по полу) и строго обязательным. Постепенно физическое воспитание военизируется и приобретает массовый характер.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник