- Физические упражнения древних людей
- Труд, охота как физические упражнения в жизни людей первобытного общества
- Осознание и понимание важности физических упражнений для обеспечения жизни индивидуума без страха, лишений через призму изучения трудовой и охотничьей деятельности людей первобытного общества, которая была направлена на добычу источника существования.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Литература
- Подобные документы
Физические упражнения древних людей
§ 1. Физическая культура первобытного общества
Охота — как предпосылка возникновения и развития физических упражнений
Предыстория физических упражнений относится еще к тому времени, когда жизнь человека заключалась в обеспечении условий существования, т.е. пропитания и безопасности, что обусловливалось прежде всего биологическими инстинктами. Памятники материальной культуры позволяют предполагать, что первобытный человек-неандерталец произошел приблизительно 150 тыс. лет назад. В это время человек уже мог изготавливать и использовать простейшие орудия из камня, кости, дерева.
На протяжении всего этого периода (палеолита) охота являлась важнейшей деятельностью человека, которой подчинялись все остальные формы существования. Охота активизировала действия человека, вырабатывала физическую выносливость, стойкость, пониженную чувствительность к травмам и болевым ощущениям, развивала наблюдательность. История древней охоты представляет собой состязания человека с животным миром на протяжении тысячелетий.
Физическая культура возникла в процессе развития орудий охоты, которые позволили охотиться на крупных животных. Это произошло в период мезолита (ок. 10-5 тыс. до н.э.) в связи с появлением костяных наконечников, зубчатых острог. На основе многотысячелетнего опыта человек пришел к выводу, что отдельные двигательные действия приводят к успеху на охоте, а другие — нет. И посему возникла необходимость в качественных двигательных навыках, которые могли сформироваться при условии предварительных упражнений и которые могли принести успех на охоте. Такая жизненная обусловленность, наряду с магическими верованиями в необходимость предварительной победы над зверем, привела к изображению животных на стенах пещер, скалах, песке и метанию в них орудий охоты. Подтверждением этому может служить найденная в пещере Монтеспан (Франция) «израненная» глиняная фигура медведя без головы. Подобные памятники зверей встречаются в разных уголках планеты (пещера Альтамира в Испании, на горном плато Тас-сили в Сахаре, в Италии, Англии, Германии, Алжире, в Сибири, в Костенках на Дону). Таким образом, можно утверждать, что метание являлось первым осознанным физическим упражнением, действием первобытного человека.
Своеобразным этапом в развитии первобытного общества было изобретение лука (приблизительно 12 тыс. лет до н.э.), давшее возможность более эффективно охотиться, делать значительные запасы мяса, что позволило перейти к формированию оседлых мест проживания. На наскальных рисунках в Африке, Испании появляются стрелки из лука, охотящиеся на животных. В это же время на рисунках появляются и фигурки борющихся людей. Вероятно, здесь уже можно говорить о каких-то организованных формах физического воспитания. Связано это было, по-видимому, с необходимостью военной подготовки.
Трудовая деятельность и ее влияние на возникновение элементов физической культуры
Последующий период в развитии физической культуры в первобытном обществе выделяется в эпохи мезолита и неолита (ок. 8-3-го тыс. до н.э.), когда формируются центры родового общества. Основными источниками существования становятся земледелие и животноводство. В связи с новыми формами жизнедеятельности теряют свое значение предыдущие элементы физической культуры и появляются новые виды упражнений. Например, для народов, занимавшихся животноводством, перестали представлять важность длительный бег, преследование дичи, метание, прыжки через препятствия. Первостепенными становятся умения ездить верхом, управлять лошадью, участие в верховых охотах. Земледельческие общины стали проявлять больше интереса к различным силовым упражнениям: поднятию и переноске тяжестей, борьбе, а также ритуальным танцам, связанным с различными языческими верованиями, в частности с богами плодородия.
Обряды посвящения и их роль в физическом воспитании молодежи
Особая роль в физической подготовке тогдашней молодежи отводилась обрядам посвящения (инициаций), которым предшествовала длительная воинская подготовка. Происходило это в условиях распада родового общества и торжества военной демократии.
Акты посвящений призваны были переводить юношей в разряд взрослых мужчин, воинов рода. И поэтому к посвящаемым предъявлялись повышенные требования по смелости, ловкости, выносливости и силе.
К примеру, у племени восточноафриканских вахумов необходимым условием при посвящении во взрослые было умение прыгнуть вверх выше своего роста.
На одном из островов архипелага Новые Гебриды устраивались «прыжки с вышки» на суше. Участники состязаний должны были прыгнуть головой вниз с высоты около 30 метров. К их ногам привязывались веревки из лиан, другие концы которых прикреплялись к вершине вышки. Веревки были отмерены таким образом, что они растягивались до самой земли, а затем сокращались, не дойдя до земли, и подбрасывали прыгуна вверх. Тем не менее участие в этом действии требовало немалого мужества от юношей. Не осмелившиеся пройти его не имели права появляться в обществе мужчин.
Норвежский путешественник Карл Лумхольц отметил исключительные качества выносливости у индейцев племени тарахумары, живших на горных склонах северной Мексики, способных преодолевать без отдыха расстояния в несколько сот километров. Уже в наше время мексиканцы хотели использовать способности тарахумаров, чтобы отличиться в состязаниях по марафонскому бегу на Олимпийских играх 1928 г. (Амстердам). Однако индейцы разочаровали их, придя к финишу во второй половине участников, хотя и без каких-либо внешних признаков усталости. Очевидно, бег на результат не являлся их целью.
Такой же выносливостью отличались племена бушменов из Африки, которые устраивали охоту на животных посредством бега. В то время как бушмены, сменяя друг друга, длительно бежали в равномерном темпе, неразумное животное то ускорялось, то останавливалось, то опять ускорялось. В конце концов изнемогающему зверю давали возможность прилечь на прохладную землю, где его разгоряченное тело быстро остывало, мышцы коченели, и тогда подкравшиеся бушмены добивали его дубинками.
Постепенно в рамках обрядов посвящений, наряду с самими церемониями посвящения, на первый план выдвинулись состязания между участниками. Возникают постоянные центры ритуальных посвящений. Наиболее известные из них: Олимпия в Южной Греции, Карнак в Египте, Стоун-хендж в Южной Англии, Ваце около Загреба (Хорватия), Регей в Швеции. В Куфферне найдено бронзовое ведро (ок. VI тысячелетия до н.э.) с изображением упражнений с отягощениями, состязаний на колесницах и скачек. Предполагается, что там также находился центр проведения обрядов посвящения у кельтов. Определились лица, ответственные за проведение обрядов посвящений. В некоторых родовых обществах даже проводились испытания по выбору вождей племени на основе сравнения их физических данных.
Во время распада родового строя, при выделении родовой и военной верхушки, военно-физическая подготовка становится ввиду появления большего количества свободного времени, основным занятием родовой аристократии. Рядовые члены общества постепенно отстраняются от общественной жизни, участия в состязаниях, играх. Занятия физическими упражнениями становятся уделом правящего сословия. Связь физиче ского воспитания и труда утрачивает свое значение, физическая подготовка военизируется, приобретает сословный характер.
Таким образом, в развитии физической культуры первобытного общества выделяются два наиболее качественных этапа. Первый — с изобретением метательных орудий — привел к обособлению от непосредственной охоты системы двигательных действий, ее предварительной подготовке, физическому воспитанию. На втором этапе — во время разложения родового общества — возникли формы военно-физической подготовки, отбора как средства общественного подчинения одних групп людей другим.
Источник
Труд, охота как физические упражнения в жизни людей первобытного общества
Осознание и понимание важности физических упражнений для обеспечения жизни индивидуума без страха, лишений через призму изучения трудовой и охотничьей деятельности людей первобытного общества, которая была направлена на добычу источника существования.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.11.2017 |
Размер файла | 26,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ТРУД, ОХОТА КАК ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Ансоков Хажби Камбулатович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик, Тел.: 8 928 721 36 14.
Прекрасное владение практическими умениями и навыками, высокая координация движений и действий, природная находчивость и физическая закалка помогли первобытным людям выжить среди суровой и дикой природы в окружении хищных зверей.
Повседневный труд и охотничьи заботы, поиск новых решений, сравнение, анализ, мышление, попытки изобретать практичные приспособления и орудия для бытовых нужд, труда и охоты, технические усовершенствования послужили для последующих поколений началом движения к цивилизации и научно—техническому прогрессу.
Материальное благополучие, спокойную жизнь без страха и лишений мог обеспечить только всесторонне развитый, сильный, выносливый человек, постоянная трудовая и охотничья деятельность которого была направлена на добычу источника существования. На осознание и понимание важности физических упражнений для обеспечения жизни без нужды и успешного промысла ушло не одно тысячелетие.
Деятельность людей первобытного общества была тесно связана с физическим трудом, «собирательством«, охотой, рыболовством, звероловством, скотоводством, земледелием. Позже для военных противостояний потребовались крепко сложенные, физически подготовленные бесстрашные и отважные воины.
Выделение физических упражнений из трудовых действий и охотничьей деятельности в относительно самостоятельный вид занятий, передача опыта и преемственная связь между поколениями помогли одержать историческую победу над дикими животными в многовековой борьбе за существование.
Ключевые слова: труд, охота, физические упражнения, материальный достаток, предварительная подготовка, воспитание физических качеств, преемственность поколений, прикладная направленность.
LABOUR, HUNTING AS THE PHYSICAL EXERCISES IN THE LIFE OF THE PEOPLE OF PRIMITIVE SOCIETY
Ansokov Khazhbi Kambulatovich — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the department of physical education, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik, Тel.: 8 928 721 36 14.
Excellent possession of practical skills and abilities, high coordination of movements and actions, natural resourcefulness and physical hardening were helped primitive men to survive in severe and wildlife, surrounded by predators.
Everyday labour and hunting worries, the search of new decisions, comparisons, analysis, thinking, attempts to invent more practically oriented tools and instruments for domestic use, labor, and hunting led to technical improvements for the next generation to the beginning of the movement to civilization and scientific — technical progress.
Material welfare, peaceful life without fear and hardships could only be provided by comprehensively developed strong, tough man, constant labor and hunting activities of whom have been focused on getting the source of livelihood.
On the awareness and understanding of the importance of exercise for life without need and for successful fishing was taken more than one millennium.
The activity of people in primitive society had been closely connected with physical labor, «gathering«, hunting, fishing, hunting, cattle breeding, and agriculture.
Later, well-built, physically prepared trained, fearless and brave warriors were needed for military battles.
Isolation of physical exercises from labor and hunting activities in a relatively independent type of training was helped to transfer the experience and successive link between generations and to win historic victory over the wild animals in the centuries-old struggle for existence.
Keywords: labor, hunting, exercise, material prosperity, preliminary training, education of physical qualities, continuity of generations, applied orientation.
Нам представляется, не умаляя значимости и заслуг многих выдающихся личностей, что главным двигателем революционного переустройства, непременным автором и новатором всех известных социальных изменений всегда был и остаётся народ — единственный производитель материальных благ, бесконечно мудрый и щедрый, творец всех материальных, морально-нравственных и культурно-этических норм и духовных ценностей общественно-политического строя. Свою нишу в этой иерархии достоинств занимают физическая культура и спорт (ФКиС), являющиеся составной частью общечеловеческой культуры, определяющие в совокупности непрекращающийся прогресс во всех сферах деятельности: жизни, общения людей, науки, техники, производства, всех известных и будущих достижений, мерилом творческих идей и замыслов, в обосновании и рациональном использовании новейших инновационных и технологических разработок, средств и методов развития физической культуры и высшего спортивного мастерства (в первую очередь, в видах спорта, входящих в программу летних и зимних олимпийских, паралимпийских и сурдолимпийских игр), активного развития массового спорта, внедрения в жизнь и быт людей здорового образа жизни, функционального оздоровления людей всех возрастов.
Прошло не одно тысячелетие, прежде чем древний человек осознал важность физических упражнений, как средство подготовки к приобретению материального достатка. Появление физических упражнений продиктовано внешней средой как «сознательное, предварительно мысленно установленное повторение одного и того же движения для развития и укрепления человеческого тела» [9, c.33]. Объективным показателем всеобъемлющей и сознательной роли человеческого фактора в развитии физических упражнений может послужить хронологическая таблица [5], где систематизированы известные архивные и фольклорные материалы, памятники древней цивилизации, археологические находки и открытия, данные этнографических исследований, два пункта из которых приведены ниже: 1) в 40-25-м тысячелетии до н. э. произошло выделение физических упражнений из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека; 2) во 2-м тысячелетии появились первые сведения о многообразии физических упражнений, обнаруженные в Древнем Египте.
Исследования многих известных археологов и этнографов привели к выводу о том, что первобытные люди обладали обширными и глубокими знаниями и опытом практических действий, без которых их жизнь была бы просто невозможной. Исходя из опыта предыдущих поколений, они стали добывать огонь трением куска сухой ветки о ветку. Понимая, что добытый немалым трудом огонь жжёт, и его можно использовать не только для приготовления горячей пищи, обогрева, сушки одежды, но и для защиты от диких зверей ночью, посчитали, что его следует обязательно сохранять длительное время. На практике убедились, что тяжёлый предмет тонет, а лёгкий плывёт; поняли, что вода мочит одежду, а человек может утонуть в глубокой воде, если находиться без движения; камнетёсы приноровились точить из камня более двадцати орудий (рубила, топор, отщепы…) и определили из какого дерева лучше делать крепкую рукоятку (топорище); использовали мелкие и большие кости для бытовых нужд (иглы, свёрла, ножи, коньки…); скорняки научились выделывать из шкур животных мягкую кожу, из которых шили одежду и обувь; методом проб и ошибок выявили, какие фрукты и ягоды, коренья и растения, зерновые и овощи, грибы и орехи пригодны для еды и лечения, познали вкус дикого мёда; жизнь потребовала изучить особенности и различать повадки хищных зверей и способы защиты от них. Подобные открытия и множество других полезных и пригодных для улучшения жизни людей навыков, умений, знаний, различные усовершенствования послужили началом бурно растущей современной цивилизации. физическое упражнение первобытное охотничья
Первобытный человек должен был быть физически подготовленным и трудолюбивым, и потому повседневная трудовая и охотничья деятельность являлись непременными спутниками его существования, которая подтверждает вывод ученых о том, что физическое воспитание также древне, как и человек [9, c. 9].
Предпосылкой появления физических упражнений послужил уровень экономического и общественного развития, и потому можно сказать, что они » рождены » требованиями практической жизни далёких предков и всегда были тесно связаны с охотой, «собирательством», рыболовством, звероловством, земледелием и скотоводством, а позже и военным делом, для чего нужны были всесторонне подготовленные, крепкие и закалённые воины. Это способствовало впоследствии повсеместному распространению физического воспитания, о котором можно говорить только тогда, когда человек сознательно применяет особые движения — физические упражнения — для развития своих двигательных и иных способностей и при наличии специфических форм специально организованной деятельности [9].
Появление физических упражнений из трудовых и охотничьих действий объясняется их незаменимостью, многообразием выполняемых функций, которые одновременно являлись средством подготовки к предстоящей деятельности, обмену и передаче опыта, сотрудничеству, согласованию совместных межродовых и межплеменных планов, действий, состязаний, танцев, игр. Вместе с тем действенность упражнений побуждает людей активно бороться с суровыми и неизбежно тяжёлыми условиями жизни, с её вечными, непредсказуемыми проблемами, необходимостью выполнения ежедневных бытовых и охотничьих дел, решение которых зависит не только от опыта и индивидуальной подготовки, носящей «характер тренировки» [4], людей, но и от качества организации, распределения обязанностей, согласования плана охоты и предстоящих действий всеми участниками коллективной деятельности, местами их расположения, вначале в виде предварительной тренировки, определения последовательности применения изготовленных сооружений, загонов, ловушек, снастей и орудий в нужное время и в нужный момент.
Отметим, что предварительная отработка охотничьих действий проводилась за пределами основной деятельности. В обучении определённым навыкам (а осознание навыка считается признаком глубокого знания) главным требованием была точность попадания в цель после метания копья (гарпуна, дротика) или после стрельбы из лука. Метали и стреляли в изображения (похожие на оригинал) разных животных в виде начерченных рисунков, макетов, моделей, статуэток. Старались поразить отмеченные точки, попадание в них было смертельным для зверя. Охота на диких животных оказывала существенное влияние на людей, требуя активизации всех сторон деятельности, пополнения новыми орудиями и средствами, совершенствования необходимого перечня навыков, приёмов и способов решения насущных жизненных проблем.
Многократное повторение метательных движений увеличивало силу броска, скорость полёта копья и точность попадания в цель. Такие тренировочные попытки формировали умение различать, регулировать, контролировать и проявлять необходимые мышечные усилия, которые нужно было направлять точно по оси копья, при этом обеспечивая оптимальный угол выпуска снаряда из рук. Творческое мышление и опыт помогали осознавать правильность или погрешность выполненного броска и сопоставлять его с такими же действиями, но уже на охоте, где могут появиться неучтённые сбивающие факторы [8]. Но подобные метания и стрельбы, далёкие от реальных условий охотничьей деятельности, ещё не гарантировали успеха, они были только предпосылкой к таковому. Поэтому, исходя из практики предварительной подготовки охотников, ряд учёных приукрасили многие способности древнего человека, утверждая, что народы, находившиеся на низком уровне развития, обладали многими усовершенствованиями, доказывающими «продолжительный опыт упражнения в занятиях» [12].
Все достижения людей первобытного общества носили вполне осмысленный и осознанный характер. Этнографические находки, вещественные доказательства, дошедшие до современников от того далёкого прошлого и хранящиеся в различных музеях мира, говорят не только о совершенствовании технических характеристик орудий, но и дальнейшем утончении мышления и охотничьих действий [4]. Это стало возможным вследствие передачи опыта и наработок из поколения в поколение. Каждое новое поколение обучалось у предыдущего, укрепляя сотрудничество, согласовывая практические действия, доподлинно зная, что делать, как делать, каков должен быть результат деятельности. Данное положение доказывает, что существовала объективная историческая общественная преемственность, тесное общение, связь между поколениями посредством передачи хорошо освоенных двигательных, технических, воспитательных, культурных и других сторон подготовки [11].
В процессе трудовой и охотничьей деятельности совершенствовались разнообразные жизненно необходимые навыки и умения, развивались физические и умственные способности наших предков, которые обладали практическим опытом и понимали, что во время смертельной схватки с хищником (а это случалось очень часто) вместо боязни, страха и сомнения надо проявить сообразительность, бесстрашие, инициативу, силу, ловкость, которые применяются не только «для манипуляций с орудиями производства и при вооружённых столкновениях» [3], а для более эффективного проявления комплекса физических способностей в критических ситуациях.
В коллективе охотников все обязаны следить за своим физическим состоянием, т. к. слабый партнёр представляет серьёзную угрозу для общества, группы людей, потому что может нанести смертельный вред по неопытности или неподготовленности, привести к полной неудаче усилия своих сотоварищей. Необходимо быть психологически устойчивым, не проявлять трусость и слабость духа, знать свои функциональные обязанности в стандартных ситуациях; в то же время при непредвиденных обстоятельствах крепкий телом и духом человек всегда находчив, стоек и мужественен, его охотничье чутьё часто предугадывает агрессию хищников или нападение вооруженных людей.
Ежедневное многократное повторение различных физических упражнений в трудовых действиях и охоте наталкивает древнего человека на понимание того, что действительные причины удачной охоты и успехов в труде каждого человека и коллектива в целом зависят от предварительной отработки необходимых движений. Это укрепляло их веру в целесообразности тренировочных занятий, которые проводились качественно, интересно, эмоционально с применением физических упражнений, идентичных охотничьим и трудовым действиям, не похожих на те, к которым именно готовились. Новизна выполняемых движений повышала сознательное отношение людей и возбуждала соперничество, где каждый грезил о будущей удачной охоте.
Абстрагированность используемых подготовительных упражнений показывает зависимость физического воспитания от бытовых и охотничьих действий, т. е. производственно-хозяйственной деятельности. Например, от прогулочной и быстрой ходьбы налегке или с тушей убитого животного на плечах, впрочем, профессиональные охотники всегда считались непревзойдёнными ходоками, перешли к широко известной и распространённой в современной олимпийской программе спортивной ходьбе; обычный бег представляет собой один из способов циклического передвижения человека и бег в виде погони (иногда многодневной) за животными постепенно, в процессе многих тысячелетий, дали толчок к появлению экономичного и технически совершенного бега на короткие, средние, длинные и сверхдлинные дистанции. Такой бег превращается в физическое упражнение только тогда, когда его выполняют за рамками трудового и охотничьего процесса.
Древний человек в поисках пропитания ежедневно преодолевал многокилометровые расстояния по пересечённой местности. При этом был исключительно нетребователен к пище, безразличен к походным условиям и комфорту, невосприимчив к укусам, ранам, порезам, мышечным болям; нетребователен к нормальному отдыху и ночному сну; неутомим в поисках объекта охоты. Причем, он не задумывался над тем, как преодолеть то, или иное встретившееся препятствие, т. к. это получалось автоматически легко и непринужденно, но данная легкость стала результатом длительного и тяжелого физического испытания, преодоления жизненных трудностей, сознательного закаливания и приспособления организма к разнообразным и непомерным упражнениям и нагрузкам.
Благодаря мирному сосуществованию родов и племён [2], совместным состязаниям, танцам и играм появлялась возможность узнать (подглядеть) особенности охотничьей деятельности у соседей. Это позволило опытным охотникам обратить внимание на то, что длиннорукие люди метают любые снаряды, камни, мячи дальше, чем короткорукие. Постоянное, неуклонное улучшение деталей и технических приёмов метания, желание «удлинить» метающую руку привели к тому, что творческая человеческая мысль способствовала появлению первых простейших копьеметалок [1]. Удлинение длины рабочей зоны конечности увеличило дальность полёта метательного снаряда (копья, дротика, гарпуна) в 3-4 раза [6], а сила удара стала настолько мощной, что пробивала тушу крупного животного насквозь на расстоянии более 50 м и при этом прицельная точность попадания в цель снижалась незначительно. Данная погрешность устранялась за счёт совершенствования техники, приобретения опыта и навыка работы с копьеметалкой, воспитания физической мощи и улучшения глазомера.
Появление со временем более совершенных метательных орудий значительно увеличило «урожайность» добычи и повлияло на уменьшение численности охотничьего коллектива. В русле совершенствования технических параметров новых орудий вначале возникла некоторая проблема, связанная с их освоением (надобностью обучения людей), поведением и инстинктами животных, которая была быстро и успешно устранена. Увеличение прикладываемой силы и скорострельность созданных новых орудий дали возможность поражать животного на большом расстоянии, не входя с ним в непосредственную близость, вот так разрешилось многовековое противостояние человека с диким царством животных в силе, быстроте, выносливости, ловкости, хитрости в борьбе за существование.
Семёнов С.А. [12] отмечает, что чем более совершенным и эффективным становилось применяемое орудие, тем безопаснее и увереннее чувствовали себя охотники, тем солиднее и результативнее становилось материальное производство, тем больше свободного времени было у людей для бытовых, хозяйственных и общественных работ, разработки и непрестанного совершенствования новых орудий труда и охоты, активного использования физических упражнений для всестороннего развития и укрепления телесной мощи.
В процессе выполнения необходимых и целесообразных действий улучшалась координация движений рук и ног, более тонкими, размеренными и точными становились мышечные усилия, стабильность и возможности глазомера повышались, вместе с практическим опытом углублялись знания, а умственная работоспособность трансформировалась в активную двигательную деятельность.
Целенаправленное мышление помогает предугадать, предвидеть результаты будущих действий и это согласуется с тем, что умственная деятельность опережает трудовую, практическую, материальную. Благодаря этому легче понять причины возникновения в древности физических упражнений как активных движений, абстрагированных от производственной деятельности. Регулярное общение характеризуется как воспитательный процесс, который вначале имеет характер подражания, проходящий под наблюдением, контролем и направлением деятельности, при необходимости и вмешательстве, а позже, естественно, усложняется и специализируется [7]. Педагогический процесс воздействия должен быть непрерывным, в противном случае передача достижений общественно-исторического развития становится невозможной и нарушается преемственность поколений. В области ФКиС общение является средством передачи накопленного про запас, приобретенного и бережно сохранённого многими веками двигательного, технико-тактического опыта и знаний будущим поколениям.
Несмотря на то, что физическое воспитание, возникшее из трудовых и охотничьих действий, в первобытном обществе имело прикладную направленность и готовило людей к активной и разнообразной деятельности, оно будет оказывать и в настоящее время непосредственное влияние на формирование физически развитых, стойких, всегда готовых к защите Отчизны благородных и благоразумных граждан нашей страны.
Литература
1. Анисимов А.Ф. О наивном реализме первобытных людей. ЕМИРА. 1959. № 111. С. 323-324.
2. Ансоков Х.К., Ансокова М.Г., Чипов А.Х., Раков Ф.И. Физическая культура и спорт сквозь призму веков // Известия КБГАУ. Нальчик. 2014. №4. С. 103-110.
3. Вейле К. История спорта всех времен и народов. М. -Л., 1926.
4. Замятин С.Н. Некоторые вопросы хозяйства в эпоху палеолита. ТИЭ. 1960. Т. 54. С. 106-107.
5. История физической культуры и спорта / под ред. В.В. Столбова. Хронологическая таблица. ФиС, 1975. С. 349-355.
6. Каров Д.М. О развитии примитивных орудий. 1960. Т. 54.
7. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. С. 14-15.
8. Окладников А.П. Олень — золотые рога. М., 1964. С. 37, 68.
9. Пономарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: ФиС, 1970. С. 9, 33, 47.
10. Семeнов С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента. Новые методы в археологических исследованиях. Институт археологии. М. -Л., 1963.
11. Чайлд Г. Археологические документы по предыстории наук. ВИМК. 1957. №1. С. 29-41.
12. Ядринцев Н.М. О культе медведя преимущественно у северных инородцев. ЭО. 1890. №1. С. 249-250.
References:
1. Anisimov A.F. O naivnom realizme pervobytnykh lyudej. EMIRA. 1959. №111. S.323-324.
2. Ansokov Kh.K., Ansokova M.G., Chipov A. Kh., Rakov F.I. Fizicheskaya cultura i sport skvoz prizmu vekov // Izvestiya KBGAU. Nalchik. 2014. №4. S.103-110.
3. Vejle K. Istoriya sporta vsekh vremen i narodov. M. -L. 1926.
4. Zamyatin S.N. Nekotorye voprosy khozyajstva v epokhu paleolita. TIE. 1960. Tom. 54. S.106-107.
5. Istoriya fizicheskoj kultury i sporta / pod. red V.V. Stolbova / Khronologicheskaya tablitsa. M.: FIS, 1975. S. 349-355.
6. Karov D.M. O razvitii primitivnykh orudij. 1960. Tom.54.
7. Leontev A.N. Chelovek i kultura. M., 1961. S. 14-15.
8. Okladnikov A.P. Olen — zolotye roga. M., 1964. S. 37, 68.
9. Ponomarev N.I. Vozniknovenie i pervonachalnoe razvitie fizicheskogo vospitaniya. M.: FiS, 1970. S. 9, 33, 47.
10. Semenov S.A. Izuchenie pervobytnoj tekhniki metodom eksperimenta. Novye metody v arkheologicheskikh issledovaniyah. Institut Arkhaeologii. M. -L., 1963.
11. Chajld. G. Arkheologicheskie dokumenty po predystorii nauk. VIMK. 1957. №1. S. 29-41.
12. Yadrintsev N.M. O kulte medvedya preimuschestvenno u severnykh inorodotsev. EO. 1890. №1. S. 249-250.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Здоровый образ жизни. Искоренение вредных привычек. Оптимальный двигательный режим. Влияние физической культуры на здоровье человека. Гигиена физических упражнений. Здоровье людей и благополучие окружающей среды. Рациональный режим труда и отдыха.
реферат [37,4 K], добавлен 28.04.2013
Теоретические трактовки развития физической культуры в первобытном обществе. Процесс развития физической культуры на отдельных этапах истории первобытного строя. Первые коллективные игры и обряды инициации как ранняя форма физического воспитания.
реферат [17,8 K], добавлен 23.06.2009
Понятие и классификация физических упражнений как одного из самых популярных явлений в массовой культуре, их разновидности и оценка практической эффективности. Восточные и западные нетрадиционные физические упражнения и спорт, их характеристика и роль.
реферат [34,9 K], добавлен 08.11.2016
Выполнение больными соответствующих физических упражнений. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений. Механизм нормализации функций организма. Физические, спортивно-прикладные упражнения, применяемые с лечебной целью.
курсовая работа [40,1 K], добавлен 10.06.2014
Знание о профессиональных заболеваниях. Подбор комплекса физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии. Выбор приоритетных физических качеств. Подбор отдельных физических прикладных упражнений или видов спорта.
презентация [1,1 M], добавлен 18.06.2012
Источник