Физические упражнения для ушей

Физические упражнения для ушей

Упражнения лечебной гимнастики для слуховых труб у детей и взрослых

Частые простудные заболевания, особенно в детском возрасте, могут стать причиной нарушения работы слухового канала. Дисфункция слуховой трубы может привести к значительной потере остроты слуха. Чтобы этого не произошло, необходимо во время проходить медицинский осмотр, в случаи подозрения каких-либо ушных заболеваний. В качестве профилактики, а также помощи в лечении болезни и устранении её последствий, вы можете использовать лечебную гимнастику для слуховых труб. Основные упражнения представлены в этой статье.

Возможные заболевания уха

Евстахиит – это воспалительный процесс слизистой оболочки, локализуемый в слуховой (евстахиевой) трубе. В хронической форме имеется риск развития тугоухости и потери слуха. Заболевание чаще встречается у детей и в большинстве случаев бывает двусторонним из-за близкого расположения органов в юном возрасте.

Существует ряд причин развития дисфункции:

  • инфекционные заболевания,
  • аллергическая реакция,
  • хронические воспалительные процессы,
  • патологические изменения носоглотки, наущающей нормальную циркуляцию воздуха (опухоли и новообразования, искривление носовой перегородки и т.д.)

В редких случаях:

  • грибковые инфекции или нарушение ушной микрофлоры,
  • резкие изменения атмосферного давления.

На ранних стадиях болезнь может протекать бессимптомно, но в большинство случаев евстахиит можно определить по следующим симптомам:

  • ощущение заложенных ушей
  • ощущение наполненности уха жидкостью, переливающейся при поворотах головы
  • шум или треск в ушах
  • головокружение и ощущение тяжести в голове
  • болевые ощущения в ушах
  • снижение остроты слуха
  • аутофония (усиливается восприятие собственного голоса эхом в голове или больном ухе)

ВАЖНО! Сильное долговременное снижение остроты слуха и прочие хронические симптомы дисфункции слуховой трубы, могут говорить о необратимых процессах в организме или развитии онкологических заболеваний и являются поводом к срочному обращению к врачу и прохождению обследования.

Симптомы у ребенка выявить гораздо сложнее, ведь маленькие дети не всегда могут четко объяснить, где у них болит. Наблюдайте за своим ребенком и его жалобами на здоровье. При появлении перечисленных симптомов не затягивайте обращение к врачу.

Читайте также:  Как убрать живот с помощью тренировки

Упражнения

Гимнастика для слуховых труб – это лечение специальными упражнениями, улучающими кровообращение, растяжение спаек и подвижность барабанной перепонки. Более высокую эффективность упражнения приобретают при попутном медикаментозном лечении. Их также можно проводить для профилактики, как для взрослых, так и для детей.

ВАЖНО! Данные упражнения противопоказаны при насморке.

Большая часть упражнений, за исключением двух первых, выполняется сидя. Удобнее всего делать это перед зеркалом. Гимнастика для слуховых труб проводится ежедневно утром и вечером, начиная с 5-7 раз для каждого упражнения. В течение месяца желательно увеличить этот показатель до 20 раз.

Упражнения для дыхания, проводятся стоя:

  1. Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, затем медленно выдыхаем через рот, вытягивая живот.
  2. Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, задерживаем дыхание, делаем наклон вперед, расслабляем и опускаем вниз руки, затем медленно выдыхаем через рот, вытягивая живот.
  1. С осторожностью выдвигаем нижнюю челюсть вперед (верхняя губа должна быть приподнята, губы находятся в напряжении).
  2. Нижней челюстью делаем движения из стороны в сторону.
  3. Смыкаем и размыкаем челюсти, контролируя руками челюсть у «основания».
  1. Вытягиваем максимально далеко вперед губы трубочкой.
  2. Улыбаемся, показывая зубки и напрягая мышцы шеи и губы.
  3. Чередуем первые 2 пункта.
  4. Из стороны в сторону криво улыбаемся.

Упражнения для дыхания, проводим сидя:

  1. Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, затем медленно выдыхаем через нос.
  2. Широко раскрываем рот, как бы зевая. Следом глотательное движение.
  3. Широко раскрываем рот, глубоко вздыхаем, закрываем рот и глотаем.
  4. Широко раскрываем рот и глубоко дышим через рот.
  5. Плотно смыкаем губы и надуваем обе щеки, размыкаем щеки причмокивая.
  6. Надуваем по очереди щеки, втягиваем по очереди щеки. Надуваем щеки, затем втягиваем щеки.
  7. Зажимаем нос и пытаемся выдохнуть через него.
  1. Зажимаем нос и делаем глотательные движения. Повторяем упражнение с открытым и закрытым ртом.
  1. Растираем ушную раковину и мочки уха.
  2. Захватываем пальчиками уши над хрящевым выступом (козелок), тянем вниз и возвращаем назад, распрямляя, таким образом, ушной канал.
  3. Складываем ухо в таком положении, чтобы ушной канал был закрыт, медленно надавливаем на него и отпускаем.
  4. Закрываем уши ладошками, медленно нажимаем и медленно отпускаем, создавая давление в ушном канале.
  1. Жевать жвачку или мармеладки (их можно давать маленькому ребенку, т.к. есть опасность, что жвачку он может проглотить), сосать леденцы.
  2. Надуть пару шариков.
  3. Стараться пить жидкости через трубочку.

Представленные упражнения, помогут быстрее вам и вашему ребенку справиться с дисфункцией слуховых труб. В совокупности с врачебной помощью, лекарствами и компрессами, лечебная гимнастика восстановит проходимость слухового канала и избавит от трансформации болезни в хроническую форму. Дыхательные и жевательные упражнения также можно использовать для профилактики возможных ушных заболеваний. Они легко впишутся даже в очень загруженный день взрослого человека, а детям понравится легкая игровая форма гимнастики.

Источник

Научная электронная библиотека

Фирилёва Ж. Е., Загрядская О. В.,

7.2.3. Слуховые нарушения и методика восстановления слуха

Согласно современным статистическим данным снижение слуха является одним из самых распространённых последствий нарушений мозгового кровообращения (инсульт). Внезапное одностороннее ухудшение слуха с шумом в том же ухе или без него является симптомом нарушения функции улитки, преддверно-улиткового нерва или слуховых ядер. Имеется несколько гистологических наблюдений инфаркта лабиринта вследствие сосудистой патологии. Было описано несколько случаев внезапной и стойкой утраты слуха сосудистого происхождения.

Среди всех причин нарушения слуха у людей, перенёсших инсульт, самой распространённой является ишемия.

Виды нарушений слуха. Сегодня различают кондуктивную, нейросенсорную и смешанные формы тугоухости:

  • Кондуктивная – при этой форме поражаются слухопроводящие органы: ушная раковина, среднее ухо с расположенными там слуховыми косточками и барабанная перепонка.
  • Нейросенсорная – при этом заболевании страдают слуховоспринимающие органы: волоски кортиева канала, слуховой нерв, зона коры головного мозга.
  • Смешанная форма – повреждение происходит как в слухопроводящих, так и в слуховоспринимающих органах.

Основной формой тугоухости, с которой сталкивается специалист у пациентов после инсульта, является нейросенсорная тугоухость. Легче всего идёт восстановление слуха с 1 и 2 степенью снижения слуха, вне зависимости от диагноза, хуже – с 3 и 4 степенью тугоухости. Проблема усугубляется глубоко скрытой депрессией, одиночеством, самоизоляцией, комплексом неполноценности, неуверенности в себе, страха за будущее. Здесь необходимо повысить мотивацию, поддержать больного, перевести в позитивное состояние эмоции, чувство благодарности и любви к себе, к людям и в целом к миру. Всё это даст положительный настрой на восстановление утраченных функций и принесёт оздоровительный эффект.

В организме человека посредством тренировочных физических упражнений можно добиться значительных успехов в восстановлении и улучшении различных его функций и систем. Но для этого необходимо желание – это огромная внутренняя сила, которая сметает всё на своём пути – неверие в свои силы, страхи, обиды и прочие препятствия. Что тренируется, то и развивается, а что не тренируется – находится в пассивном состоянии.

Методика восстановления слуха у инсультнобольных

1. Психорегуляция эмоционального состояния (см. главу 6):

  • повышение мотивации к лечению и выздоровлению;
  • психорегулирующая тренировка;
  • идеомоторная тренировка;
  • самовнушение.

2. Массаж и самомассаж (см. главу 5):

  • шейного отдела;
  • грудного отдела, верхних конечностей;
  • ушных раковин;
  • самомассаж биологически активных точек:

— точка Тун-гунн – расположена в области верхне-нижнечелюстного сустава рядом с козелком уха (прощупывается как небольшое углубление) – массаж этой точки выполняется с двух сторон указательными или большими пальцами;

— точка Ин-сян – расположена в нижней части крыльев носа (там, где начинается кожная складка, идущая от крыльев носа к уголкам рта) – массируется одновременно с двух сторон;

— непосредственно козелок уха – надавливать на него рекомендуется в течение 10 секунд, а затем отпустить на несколько секунд.

Продолжительность воздействия на каждую точку не должна превышать 1,5 минуты.

Методика массажа, применяемого при тугоухости:

– интенсивно разогреть ладони, потерев их друг о друга, чтобы они стали горячими;

– большие пальцы располагаются сзади ушной раковины, остальные спереди, начиная активно массировать уши, пока они не станут горячими;

– берём мочку уха и начинаем оттягивать её сверху вниз;

– берёмся за ушную раковину в центре от слухового прохода и тянем вверх – вниз;

– выполняем оттягивание уха назад и в сторону, затем – оттягивание вперёд;

– вращаем ушную раковину по и против часовой стрелки.

Каждое движение выполняется 15–20 раз. Полученное тепло пройдёт волной сверху вниз уха, улучшит кровообращение, будет способствовать восстановлению слуха, зрения, циркуляции крови в органах, устранению головной боли.

3. Китайская гимнастика:

  • Потереть ладони друг о друга, приложить их к ушам, не касаясь их, на расстоянии 2 см. Теплом от рук согреть уши и «впустить» тепло внутрь уха, прогреть его на протяжении 10 минут – 3 раза в день.
  • Небесный барабан. Уши закрыть ладонями так, чтобы пальцы были обращены назад. Далее несильно постучать пальцами (безымянным, средним и указательным) по затылку. При этом в ушах можно ощутить шум, похожий на звук барабана. Количество постукиваний должно быть равно 12. Затем можно ещё плотнее закрыть уши, после чего резко убрать ладони с ушей. Повторить упражнение 12 раз. В конце упражнения указательные пальцы требуется вставить в наружные слуховые проходы и выполнить вращательные движения (по 3 раза по часовой стрелке и против).

В китайской медицине область затылка является местом концентрации всех яньских меридианов. Постукивание по нему оказывает на мозг освежающее действие и улучшает слух. Вращения в ушах пальцами являются массажем барабанной перепонки, что также положительно сказывается на слухе.

4. Суставная гимнастика (см. раздел 4.3).

5. Гимнастика при нейросенсорной тугоухости 1–4 степени, центр М.С. Норбекова, преп. Малкина Т.П., а также vk.com>centr.msnorbekova.

6. Упражнения на равновесие и устойчивость вестибулярных реакций (см. раздел 4.4).

7. Гимнастика йогов для улучшения восприятия слуха.

8. Народные средства улучшения слуха: прополис, калина, свёкла, чеснок с камфорным маслом, компрессы из глины, лук, медь и мн. др.

Методики восстановления слуха имеют несколько направлений. Среди основных задач – восстановление чёткости восприятия речи, в т.ч. и шепотной, избавление от шума в ушах, работа с эмоциональным состоянием пациента. После перенесения заболеваний органов слуха консультация врача-отоларинголога, сурдолога или лор-врача становится необходимой (Л.С. Выготский, 1924; Р.Р. Рау, Я.В. Нейман, В.Н. Бельмюков, 1981; Я.В. Крет,2000; Л.Д. Хода, В.К. Звездин, 2001; Н.Г. Байкина, А.В. Мутьев, Я.В. Крет, 2002; Н.Г. Байкина, Я.В. Крет, 2004).

Исследование с помощью опроса и наблюдений за лицами, перенёсшими инсульт, показали, что в большинстве случаев (почти 90 % опрошенных) больные замечали снижение слуха, но не придавали этому значения. Медицинских исследований в этом направлении в период реабилитации таких больных не проводилось. Это ещё раз указывает на необходимость комплексного подхода в реабилитации пациентов с поражением сосудов головного мозга.

Необходимо обратить внимание на роль компенсаторных механизмов у пациентов при инсульте с нейросенсорной тугоухостью и с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять их жизнедеятельность. В качестве компенсирующих каналов обратной связи при общении, определённых действий, выступают такие сенсорные системы, как зрительная, тактильная, и по возможности – двигательная и остаточный слух.

Определённые особенности зрительного регулирования связаны с восприятием тонко дифференцированных структур устной речи, мимики и жестов, обусловливают специфику зрительного восприятия.

Тактильная чувствительность через кожные анализаторы участвует в осязательном чувстве.

Вибрационная чувствительность выступает в роли раздражителя слухового и тактильного анализатора (Б.Г. Ананьев)

Используя сохранные анализаторы, можно улучшить психоэмоциональное состояние пациента и повысить эффективность реабилитационных мероприятий.

Источник

Упражнения для слуховой трубы

Простые упражнения, улучшающие кровообращение, растяжение спаек и подвижность барабанной перепонки.

Не за горами январские каникулы, и многие из вас уже спланировали свой новогодний отдых. Кто-то проведет его в теплых странах на берегу моря, кто-то – в горах с искрящимся снегом. Как правило, добираться до места отдыха приходится самолетом. Большинство из нас с удовольствием путешествует этим видом транспорта, но порой путь омрачают неприятные ощущения при наборе высоты или снижении, когда «закладывает» уши. А если предстоит путешествие с маленькими детьми? В качестве профилактики, а также помощи в лечении таких заболеваний, как отит, гайморит, евстахиит, вы можете использовать лечебную гимнастику для слуховых труб. Гимнастика для слуховых труб – это лечение специальными упражнениями, улучшающими кровообращение, растяжение спаек и подвижность барабанной перепонки.

  1. Стоя: глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается, выдыхать медленно через рот, живот втягивается.
  2. Стоя: глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается; задержать дыхание, затем наклон вперед, руки расслабленно вниз – выдох.
  3. Сидя: глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), выдох через нос.
  4. Широко раскрыть рот – зевание. Затем «глотание», т.е. смыкание верхнего неба с задней частью языка.
  5. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
  6. Широко раскрыть рот, глубоко дышать через рот.
  1. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по небу в направлении маленького язычка. («подметание»).
  2. Открыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончик языка скользит к нижним зубам, затем поднимается на альвеолы, скользит по небу к маленькому язычку.
  3. То же самое, что и в п.2, но с закрытым ртом.
  1. Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  2. Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
  3. Поставить кончик языка за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
  4. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы, не касаясь верхних зубов.
  1. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
  2. Движение нижней челюстью вправо-влево.
  3. Смыкать и размыкать челюсти, руками контролируя движение челюстей у их основания.
  1. Вытянуть трубочкой губы максимально далеко.
  2. Улыбка, губы и мышцы шеи напряжены, видны зубы.
  3. Чередовать №1 и №2.
  4. «Кривая улыбка» вправо-влево.
  1. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
  2. Надувать поочередно левую и правую щеки.
  3. Надувать верхнюю губу.
  4. Втягивать щеки.
  5. Надувать щеки – втягивать щеки, не открывая рта.
  6. Как можно шире открывать рот.

Желаем вам приятных полетов и не болеть!

Источник

Оцените статью