Физические упражнения для уроков по баскетболу

Упражнения подводящие к баскетболу

Упражнения, подводящие к баскетболу.

Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи — ловли мяча.

1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.

2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.

3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.

4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.

5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.

6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.

7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

9. Передача мяча в шеренге и по кругу.

10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.

Упражнения, подготавливающие к ведению мяча.

1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.

2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.

3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.

4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.

6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.

7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).

8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.

9. Ведение мяча вокруг себя.

10. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.

Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину.

1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).

2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.

3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.

4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.

5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-156956

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин назвал уровень доходов преподавателей одним из социальных приоритетов

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения РФ обновит систему преподавания истории в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил сократить количество контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

Студенческие кампусы появятся в восьми регионах России до конца 2025 года

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Московский международный салон образования начнется 6 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Характерной особенностью соревнований по баскетболу учащихся начальных классов школы (1-4 классы) является то, что дети этого возраста соревнуются в выполнении физических упражнений, подвижных играх, в содержание которых входят элементы баскетбола.

Соревновательные упражнения включают: бег с изменением направления; движения, челночный бег, бег с остановками и поворотами, с прыжками, метанием теннисных мячей и передачи облегченных мячей в цель, жонглирование облегченными мячами в ходьбе и беге, перебрасывание мячей заданным способом на определенной высоте при заданном расстоянии, броски мяча в свободно подвешенные или закрепленные на стойке обручи, ведение мяча и т.д.

Примерные комплексы соревновательных упражнений:

Занимающиеся построены в колонну по одному за лицевой линией. По сигналу направляющий добегает до средней линии, обегают мяч и возвращается в конец колонны. Усложнение задачи: по сигналу направляющий добегает до линии штрафного броска, обегает мяч, бежит к колонне, обегает ее и бежит к средней линии, обегает мяч и возвращается в колонну. Или: направляющий бежит до дуги штрафного броска, толкаясь левой ногой, перепрыгивает коридор шири­ной один метр и продолжает бег де средней линии, обегает мяч и во­звращается в конец своей колонны.

Второй комплекс : Занимающиеся построены в колонну по одному лицом к стене на расстоянии 4-6 метров. У каждого из игроков теннисный мяч. Метание мяча в цель на высоте 2,5 метров.

Метание теннисного мяча на дальность.

Метание мяча в обруч, подвешенный на высоте трех метров.

Третий комплекс : Занимающиеся построены в колонну по одному перед кругом диаметром 60-70 см, в руках каждого направляющего мяч (волейбольный, футбольный). По сигналу первый игрок ударяет мяч о пол в круг обусловленным способом и становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание:

1 — бросить мяч о пол и поймать его правой рукой; бросить мяч о пол

правой рукой, поймать, а затем опять ударить левой.

2 — то же, что и в первом, но повторить два раза подряд. Усложнение

задания: команды построены в колонну по одному лицом к стене на расстоянии 3-4 метров, в руках направляющих мячи. По сигналу первый игрок бросает мяч в стену обусловленным способом и встает, в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание.

I. Броски двумя руками снизу: бросить мяч в стену, дать ему удариться от стены о пол и поймать двумя руками, поймать мяч от стены сразу после отскока.

2. То же, что и первое, но броски выполняются двумя руками сверху из-за головы.

3. То же, что и 1,2 задания, но броски выполняются одной рукой.

I. Команды поделены на две группы, которые построены в колонну по одному, лицом друг к другу. По сигналу выполняется встречная переброска мяча;

2. Каждая команда построена в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 4-5 метров с интервалом 1-2 метра. Мяч перебрасывается от одной команды к другой;

3. Занимающиеся поделены на две группы, которые построены в колонны по одному, лицом друг к другу на расстоянии 5-7 метров; в руках у направляющего баскетбольный мяч. Между игроками находится стойка с вертикально направленным обручем диаметром 80-100 см на высоте 2-2,5 метров.

По сигналу направляющий бросает мяч через обруч направляющему находящейся напротив группы, а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно и также становится сзади.

Четвертый комплекс . Занимающиеся построены в колонну по одному, дистанция между игроками 1-2 шага, стойка участников — ноги врозь. Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки обусловленным способом, последний игрок, получив мяч, передает его направляющему между ног участников.

Обратно мяч передается из рук в руки внизу между ногами;

Мяч передается двумя руками сбоку справа, слева с поворотом туловища;

То же, что и предыдущее упражнение, но последний игрок получивший мяч, быстро перебегает вперед, и став впереди колонны продолжает передачу мяча;

По сигналу направляющие двигаются шагом на расстоянии 5 метров с подбрасыванием мяча вверх не менее трех раз, обходят мяч, лежащий на линии и возвращаются назад бегом, держа мяч двумя руками перед грудью.

Усложнение задачи : выполнение бросков мяча вверх правой или левой руками; то же в движении быстрым шагом и бегом.

Для учащихся первых классов используются соревновательные упражнения в метании теннисных мячей и передачах облегченных мячей в цель, перебрасывание мячей на определенной высоте.

Учащиеся вторых классов соревнуются в беге на коротких отрезках с изменением направления движения, метаниях и передачах мяча, ведении мяча.

В третьих классах, соревновательные упражнения включают в себя жонглирование облегченными мячами в ходьбе и беге, броски в свобод­но подвешенный или закрепленный на стойке обруч, ведение мяча с изменением направления движения и обводкой препятствий.

Метание проводится с расстояния шести метров одной рукой правой, левой.

Передача мяча выполняется двумя руками от груди, от головы, снизу облегченным (волейбольным, резиновым) мячом, в квадрат или круг диаметром 1 метр с расстояния двух метров.

Жонглирование облегченными мячами производится одной или двумя руками снизу, с последующей ловлей двумя руками на уровне груди, с акцентированной ходьбой. Бег, с подбрасыванием мяча, выполняется на определенное расстояние с заданным количеством бросков мяча, вверх.

Ведение мяча выполняется попеременно правой, левой рукой, змейкой между стойками, на определенном расстоянии.

Броски мяча в свободно подвешенный или закрепленный на стойках обруч, на высоте 2-3 метра, выполняется двумя руками от головы, от груди и снизу, с расстояния 4 метров. Перебрасывание мячей, с последующей ловлей и обратной передачей, производится во встречных колоннах, через сетку, натянутую на высоте 2-2,5 метра.

Содержание соревновательных упражнений, используемых в начальных классах, должно усложняться постепенно, за счет введения в них более сложных элементов техники игры в баскетбол.

Это, в конечном итоге положительно сказывается на овладении техникой игры.

Значительное внимание при овладении учащимися техникой игры в баскетбол отводится соревнованиям по подвижным играм. Их отличает большая эмоциональность, активность и инициативность действий играющих, их физическому развитию и двигательной подготовленности, оказывают воздействие на развитие необходимых баскетболисту психомоторных способностей. В связи с этим, постепенное усложнение игр, за счет введения в них более сложных технических приемов и их сочетаний, будет способствовать более быстрому и качественному овладению баскетболом.

Подвижные игры, рекомендуемые для проведения соревнований в начальных классах: » Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Вызов номеров», «Пятнашки по номерам», «Не давай мяча водящему», Борьба за мяч», «Четыре мяча», «Передача мяча с ведением”, «Десять передач”.

Соревнования по мини-баскетболу целесообразно проводить с учащимися младших классов после овладения ими основами техники упражнений, составляющих двигательное содержание игры в баскетбол и правилами, знаниями которых доступно и необходимо для младших школьников.

Источник

упражнения по баскетболу
картотека по физкультуре на тему

упражнения по баскетболу и осноные термины.

Скачать:

Вложение Размер
basketbol.docx 61.48 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое дриблинг в баскетболе?

Для баскетболистов дриблинг является основным техническим приемом. После передачи он занимает второе место по важности в этом виде спорта, так как дает возможность длительно время контролировать пришедший к игроку мяч и обыгрывать соперников, продвигаясь к кольцу. В баскетболе различают следующие техники дриблинга:

— высокое ведение на большой скорости, при котором мяч с силой ударяют о пол для получения высокого мощного отскока;

—низкое ведение с защитой мяча своим телом, при котором у игрока сильно согнуты колени, а мяч ведется относительно слабыми ударами;

-комбинированное ведение с перебросом мяча из руки в руку, при этом игрок посылает мяч перед собой, проводит между своими ногами или за спиной, чтобы увести от игроков противоположной команды, или выполняет пивот – во время удара делает полный оборот туловищем вокруг оси, оттирая соперника от мяча.

Техника ведения мяча заключается в следующем: мяч направляется вниз только кистью руки с широко расставленными не напряженными пальцами. Рука в локтевом суставе почти неподвижна. Для сохранения маневренности при ведении мяча важную роль играет работа ног. Ноги должны быть немного согнуты в коленях и хорошо пружинить. На прямых ногах трудно быстро вести мяч и особенно трудно без пробежки остановиться или изменить направление движения.

Упражнения для отработки техники ведения мяча

1. Обычное ведение . Перед тренировкой, когда организм еще не разогрет, можно поработать над дриблингом с бегом.

2. Ведение двумя мячами . Это очень полезное упражнение, но для получения максимального эффекта следует чередовать способ ведения: то с одновременным отскоком двух мячей, то с переменным.

3. Ведение мяча задом и боком . Попробуйте поводить мяч и совершать при этом челночный бег по площадке, либо горизонтальные перемещения.

4. Постоянное ведение мяча . Даже за пределами баскетбольного зала или площадки ведите мяч.

В первую очередь акцентируйте внимание на том, чтобы в процессе ведения всегда держать руку над мячом (а не под ним) и активно работать кистью с использованием подушечек пальцев (а не всей ладони).

Всегда ведите мяч дальней от противника рукой, а второй — в прямом смысле слова — блокируйте его (ее) руку от попыток выбить мяч.

Скорость продвижения зависит от угла, под которым мяч ударяется о пол, от высоты отскока и от частоты ударов. Чем острее (наклоннее) угол падения мяча и выше отскок, тем дальше от игрока отскакивает мяч. Чем дальше отскакивает мяч, тем быстрее должен бежать игрок, чтобы его догнать.

Если же мяч направлять на пол перпендикулярно, то продвижения вперед не будет. Варьируя разными углами падения, силой и частотой толчка, можно применять ведение мяча в разных направлениях, с различной высотой и скоростью. Ведение — это подсобный, сугубо индивидуальный технический прием и применяется только:
1. При индивидуальной борьбе с противником и уходе от него (обводка противника).
2. Для индивидуального продвижения с целью атаки корзины или в случаях отсутствия возможности передачи.
Бег самого быстрого и техничного игрока, применяющего ведение мяча, будет медленнее, чем бег игрока без мяча: поэтому применять ведение мяча целесообразно только в случаях, указанных выше, и не нужно злоупотреблять им, если есть возможность передать мяч партнеру.
Ведение мяча можно производить правой и левой рукой и продвигаться вперед, назад, в стороны и стоя на месте.

Основные подводящие упражнения:

1. Учащийся держит одной рукой сверху малый мяч, волнообразным, энергичным движением кисти посылает его вниз и ловит сверху после отскока. Работает только кисть.

2. Обучение в парах. Первый игрок удерживает баскетбольный мяч снизу, на уровне пояса (рука согнута в локтевом суставе под углом 90°). Второй игрок накладывает на мяч кисть сверху, пальцы немного разведены, и мягким движением он направляет мяч вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе. Первый игрок оказывает слабое сопротивление, затем ловит мяч. Особое внимание обращать на движение руки (без отрыва от мяча).

3. Учащийся держит левой рукой снизу – сбоку мяч (левая нога впереди), правая накладывается на мяч кистью сверху. Мягким движением мяч направляется вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе, затем мяч ловят. Обратить внимание на правильную стойку, на движение руки без отрыва от мяча.

Обучение ведению мяча можно разделить на следующие основные этапы:

  1. Ведение на месте.
  2. Ведение шагом, бегом по прямой.
  3. Ведение по кругу
  4. Ведение с изменением направления.
  5. Ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости
  6. Ведение мяча при сближением с соперником

I этап. Ведение на месте. Имитация ведения без мяча: в высокой стойке ведение на месте с высоким отскоком обратить внимание на правильное держание спины не наклонятся к воображаемому мячу, видеть площадку. Имитационное упражнения без мяча: имитация ведения мяча на месте правой, а затем левой рукой шагом по прямой; бегом по прямой; по кругу; в движении с изменением направления и скорости.

Ведение мяча на месте. Упражнение.

1. Ведение правой, а затем левой рукой с длительным сопровождением. Обратить внимание на ошибки: кисть накладывается на мяч ударом (шлепком),неправильная координация работы руки и ног, ноги прямые, ведение мяча перед собой недостаточно сильным направляющим движением вперед неумение вести мяч без периодического зрительного контроля.

2. Ведение в высокой, низкой стойке (с высоким, низким отскоком).

3. Ведение мяча правой затем левой с поворотом вокруг опорной ноги. Рука накладывается сверху – справа, сверху – слева.

4. Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед-назад. Кисть накладывается на мяч спереди — сверху (вперед) и сзади сверху (назад) волнообразным движением в лучезапястном суставе.

5. Ведение мяча с переводом с руки на руку перед собой:

  • перед собой (попеременное); кисть накладывается сверху – справа, посылая мяч резко вниз – влево, и сверху – слева – посылая вправо (мяч должен отскакивать под возможно большим углом);
  • за спиной; обратить внимание на резкое движение руки, посылающей мяч, начиная с правой стороны, за спину и заканчивая движение соответственным поворотом кистью; принимается мяч за спиной левой рукой, ведение продолжают перед собой и т.д.
  1. Ведение мяча с закрытыми глазами. Отработка чувства мяча.
  2. Ведение мяча на скорость из низкой стойки. Обратить внимание на быструю работу кисти.
  3. Ведение двух мячей одновременное и попеременное (с высоким, низким отскоком, на скорость, с закрытыми глазами).
  4. Ведение мяча, другой рукой рисуя на полу,
    у доски.
  5. Ведение мяча из различных исходных положений: в основной стойке, в полуприседе, в приседе, в седе на полу, стоя на коленях

(на одном колене), лежа на животе с опорой на руку,
сидя на скамейке. Обратить внимание на волнообразное движение руки в лучезапястном суставе, без отрыва от мяча.

  1. Ведение мяча с ударами о стену (посылая мяч вперед — вниз). Обратить внимание на движение кисти и выпрямление руки в локтевом суставе.
  2. Ведение мяча переводом с руки на руку вокруг выставленной вперед в выпаде правой (левой) ноги.
  3. То же, но ведение по восьмерке вокруг обеих ног. Обратить внимание на стойку игрока, не наклоняться сильно вперед, ноги могут стоять параллельно или одна впереди.
  4. «Ванька-встанька» — ведение мяча на месте сидя на полу, затем лечь на спину и обратно в и.п.
  5. В широкой стойке ведение мяча с переводом с руки на руку между ногами вперед-назад.
  6. Ведение мяча с отвлечением внимания.

18. Ведение мяча с изменением высоты отскоком (в парах) один игрок ведет мяч, другой старается его выбить; оба с мячами, выбивают мяч друг у друга, при этом выполняют ведение.

II этап. Ведение шагом, бегом по прямой. Передвижение осуществляют на слегка согнутых ногах, наклоняя туловище несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют вперед несколько от себя, равномерно, согласованно с передвижением, по типу «Догони мяч».

1. Ведение мяча в высокой, низкой стойке.

2. Ведение шагом на коленях.

3. Ведение с остановками по сигналу через 5 — 6 м (при остановке ведение на

4. Ведение, остановка, принять стойку на одной ноге и выполнить переводы мяча под ногой или за спиной.

5. То же, сесть, лечь, не прекращая ведения.

6. Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.

7. Ведение мяча с отвлечением внимания (см.ведение мяча на месте).

8. Ведение двух мячей одновременно, попеременно.

9. Ведение мяча с преодолением препятствий: по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее или сидя на скамейке, а также переходя через предметы.

10. Ведение мяча с подлезанием под предметом (конь, козел) или

перелезанием через него.

11. Ведение мяча с кувырками вперед-назад по ходу ведения.

12. Ведение мяча с преодолением нескольких гимнастических обручей, расположенных симметрично и асимметрично по ходу ведения.

13. Ведение по сигналу (зрительному) то шагом, то бегом.

14. Ведение мяча бегом по прямой на скорость.

III этап. Ведение по кругу.

Упражнения:
1. Ведение мяча по кругу одной рукой. Осуществляется внешней, дальней от круга рукой в сочетании с поворотом на осевой ноге.

2. Ведение по кругу с изменением высоты отскока мяча, правой, левой рукой, попеременное ведение, с отвлечением внимания, ведение двух
мячей.

IV этап. Ведение с изменением направления.

1. Ведение противоходом. Игрок с ведением мяча движется в сторону партнера, обводит его и возвращается в исходное положние. Приближаясь к партнеру, после высокого ведения перейти на среднее или низкое; ведение осуществлять
дальней от соперника рукой, прикрывая от него мяч туловищем и ближней рукой.

2. Ведение по разметке баскетбольной площадки.

3. Ведение мяча зигзагами («змейкой»).

4. Ведение мяча с обводкой препятствий справа, слева.

5. Ведение мяча вокруг препятствий.

6. Ведение мяча переводом его из руки в руку в момент поворота в обратном направлении. Обратить внимание на момент поворота, чтобы не

было проноса мяча.

7. Ведение с изменением скорости движения
игрока и длины его шагов.

8. Ведение на подскоках, с ускорениями и замедлениями, рывками, остановками.

9. Переход от обычного ведения к сниженному и обратно.

10. Сочетание ведения с другими приемами.

11. Ведение, остановка и поворот.

При выполнении упражнений стремиться к формированию навыка ведения мяча без постоянного зрительного контроля, дальней от защитника рукой. Обратить внимание на ошибки: рут неправильно накладываются на мяч, центр массы тела не переносится в сторону предстоящего движения, потеря контроля над мячом, недостаточно согнуты ноги, бег на носках, неумение чередовать работу правой и левой рук при изменении направления ведения мяча.

V этап. Ведение с изменением высоты отскока мяча,направления и скорости.

Упражнения. Основная цель — выполнять ведение на максимальной скорости.

1. Ведение мяча вокруг разметочных кругов на площадке, партнёров и прочих препятствий.

2. Передача самому себе на ход, ловля мяча и ведение на скорость.

3. Ведение мяча на месте или с продвижением вперед в сочетании с бегом, с высоким подниманием бедра (захлестом голени назад), с остановкой, — стремясь достичь максимальной частоты выполняемых движений.

4. Выполняя прыжки на одной ноге (смена толчковой через каждые 3 прыжка), ведение мяча на месте; по сигналу — скоростное ведение до средней линии, поднять свободной рукой набивной мяч, не прекращая ведения; обратно ведение приставными шагами, боком.

5. Челночное ведение мяча на 5-10 м по прямой.

6. Челночное ведение с изменением направления при обводке препятствий (стоек, мячей, обручей).

7. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока; по сигналу — скоростное ведение по прямой 10-30 м.

8. Выполняя прыжки толчком обеих ног через гимнастическую скамейку или набивной мяч, ведение на месте; по сигналу — скоростное ведение по восьмерке, используя круги разметки баскетбольной площадки.

9. Ведение мяча по прямой из различных и.п. по сигналу до средней линии, обратно ведение в движении спиной вперед.

10. Выполнять прыжки толчком обеих ног с высоким подниманием бедра, ведение мяча на месте; по сигналу — скоростное ведение до противоположной лицевой линии.

11. Ведение мяча на месте с переводом мяча вперед-назад между ногами; по сигналу — скоростное ведение с изменением направления движения переводом мяча между ногами.

При повторе ошибок в технике ведения вернуться к необходимым упражнениям или снизить скорость. Отрезки, на которых обучаемые осуществляют скоростное ведение мяча, находятся в , пределах 50-60 м. Полезно проводить часть упражнений в соревновании на скорость и точность выполнения, при заведомом превосходстве одного из соперников заранее предоставлять дистанционное преимущество слабейшему; началом скоростного ведения должен служить зрительный или Звуковой сигнал. Количество повторяющихся в серии упражнений —5-6.

VI этап . Ведение мяча при сближении с соперником. Игроку с мячом, обводящему защитника при ведении правой рукой, если защитник находится справа, нужно сделать шаг левой ногой, толкнуть мяч правой рукой вперед — вниз по направлению к левой руке, стараясь не зацепить его левой ногой, и дальше вести мяч левой рукой. При встрече с защитником слева — то же проделать в правую сторону.

Правила выполнения.1. Толкая мяч в пол, используй движение главным образом пальцев и кисти и небольшое движение в локте. Не бей по мячу ладонью.

2. Не смотри вниз на мяч — держи голову поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом, контролируй мяч периферическим зрением.

3. Удерживай мяч слегка сбоку, спереди-справа, когда ведешь правой рукой, и слева, когда ведешь левой рукой.

4. Если необходимо, удерживай тело между мячом и защитником. Кроме того, мешай ему вытянутой и поднятой свободной рукой.

5. Ноги должны быть согнуты, а тело наклонено вперед.

6. Учись передавать мяч сразу после ведения, не останавливаясь.

7. Учись одинаково хорошо вести мяч как правой, так и левой рукой (дальней от защитника).

Конспект урока по физической культуре в 8 классе

Тема: Баскетбол. Стойка и передвижения игрока, повороты и остановки. Развитие координационных способностей.

Цели: выполнить специальные упражнения с мячом; изучить технику передвижений, поворотов, остановок, освоить основные приемы в баскетбол.

Предметные: иметь персональные представления о технике передвижения при игре в баскетбол; организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью специальных упражнений с мячом.

Метапредметные : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности способности управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культуры; развитие доброжелательности, отзывчивости, сопереживания чувствам других люде

Оборудование: секундомер, свисток, баскетбольные мячи на каждого занимающегося.

1. Построение. Организационные команды

Разминочный бег (5мин). После бега переходим на шаг, выполняем дыхательные упражнения, берем по одному баскетбольному мячу и перестраиваемся для разминки. Разминаемся с мячом. После разминки расходимся по всему залу.

II. Основная часть

-Сначала отрабатываем стойку без мяча. Мячи положите на пол. Разбираем технику выполнения стойки: ноги поставить в стойку ноги врозь и слегка согнуть в коленях. Главное, распределить тяжесть тела равномерно на обе ноги, руки слегка согнуты, туловище немного наклонено. Тело как пружина, готово действовать. По-моему первому сигналу вы принимаете стойку баскетболиста и замираете в ней, по второму- выпрямляетесь и расслабляетесь. (Повторяем 3-4 раза).

Задача усложняется, по первому сигналу двигаемся приставными шагами вокруг своего мяча, по второму — замираем в стойке баскетболиста. (Повторяем 3-4 раза).

2. Защитная стойка

В этой стойке ноги сильно согнуты, передвигаться мягко, скользящим шагом, без прыжков, руки согнуты и разведены стороны.

3. Ведение мяча на месте и в движении

1.Ведение мяча правой рукой на месте (30с), в движении (30с)

2.Ведение мяча левой рукой (30с), в движении (30с)

3.Ведение мяча поочередно правой и левой рукой (30с)

4. Остановка прыжком

Этот вариант применяется, когда необходимо резко остановиться. Делать это надо прыжком с приземлением на обе ноги, но одна ставится немного вперед, чтобы обеспечить игроку устойчивость.

А сейчас выполняем ведение мяча по всему залу любым способом, но по сигналу нужно тут же остановиться прыжком.

5. Повороты с мячом

Выполняем повороты вперед и назад на передней части стопы согнутой опорной ноги. 1.Отрабатываем повороты бегом, с мячом в руках, стараясь уворачиваться от других игроков.

2. Повороты с ведением мяча.

3. Повороты с ведением мяча спиной вперед.

6. Игровое упражнение

Ведение мяча по всей площадке, выбиваем мячи у других игроков, самих игроков трогать нельзя. Выбиваем мяч только руками. Кто остался без мяча, выбывает из игры.

III. Заключительная часть

Инвентарь убираем на место. Строимся в одну шеренгу, подводим итоги урока. Выставление оценок.

Повторить технику безопасности в баскетболе.

Бросок крюком – бросок мяча над головой кругообразным движением руки.

Быстрый прорыв, быстрая атака – быстрое продвижение нападающих к корзине противника с целью создать численный перевес и забросить мяч.

Варьированное нападение (защита) – использование командой разных систем нападения (защиты) в ходе игры. Схема систем нападения (защиты) осуществляется по заранее обусловленным сигналам.

Ведение мяча – продвижение с мячом. Игрок может передвигаться в любом направлении или стоять на месте, продолжая ударять мяч об пол. Ведение должно быть непрерывным. Если игрок прекратит ведение и поймает мяч, он не может возобновить ведение, а должен либо выполнить бросок в корзину, либо передать мяч партнеру; двойное ведение – возобновление ведения после того, как игрок остановился и взял мяч в руки. Это является ошибкой.

Дриблер – игрок, ведущий мяч.

Дриблинг – см. ведение мяча.

«Живой» мяч – 1. Ситуация, при которой судья готов к розыгрышу спорного броска. 2. Судья готов передать мяч игроку, выполняющему штрафной бросок. 3. Мяч находится у игрока, который будет вбрасывать его из-за пределов площадки.

Заслон – допускаемое правилами действие, при котором игрок, избегая столкновений , препятствует выходу противника в желаемую позицию; двойной заслон – заслон, поставленный двумя игроками для одного партнера.

Защитник – 1. Игрок, обороняющейся команды. 2. Невысокий разыгрывающий игрок задней линии нападения.

Зонная защита – защита, при которой игроки охраняют область штрафного броска под своей корзиной. Каждый прикреплен к определенной зоне и противодействует в ней игроку противника.

Игровые приемы – основные навыки, владение которыми позволяет активно участвовать в игре. Это – передачи, ловля, ведение, броски мяча, проходы, борьба за мяч под щитом, опека противника.

Лицевые линии – линии за щитами, ограничивающие длину площадки. После взятия корзины защищавшаяся команда вводит мяч в игру из-за лицевой линии.

Личная защита – защита, при которой каждый игрок защищающейся команды опекает определенного игрока противника.

Ловушка – маневр, при котором два защитника атакуют игрока с мячом, вынуждая его сделать поспешную передачу, которая может быть перехвачена третьим защитником.

«Мертвый мяч» — мяч, вышедший из игры. Мяч считается «мертвым» сразу же после того, как он будет заброшен в корзину, и до того, как будет введен в игру противником; при спорном мяче; после назначения персонального замечания; после любого сигнала судьи в поле; после сирены, оповещающей об окончании игры, половины игры или дополнительного времени.

Нападающий – 1. Игрок команды, владеющий мячом. 2. Игрок высокого роста, играющий в нападении на краю площадки.

«Непрерывка» — комбинация, при выполнении которой игроки из расстановки с перегрузкой на одной стороне площадки переходят в расстановку с перегрузкой на другой стороне площадки, то есть в исходные позиции для продолжения атаки в обратном направлении.

Область штрафного броска представляет собой трапецию с полукругом на вершине, основанием которой служит шестиметровый отрезок лицевой линии под корзиной, а вершиной – линия штрафного броска длиной 3.6 метра. Высота трапеции 5.8 метра. В ее верхней части нарисован круг, диаметром которого является линия штрафного броска.

Осевая нога – нога, которую игрок, владеющий мячом, не имеет права оторвать от пола, чтобы не сделать пробежки. Игрок может выполнять вышагивания или повороты вокруг осевой ноги.

Первая передача – передача после успешного овладения мячом в защите при отскоке от щита. Точная первая подача определяет успех нападения быстрым прорывом.

Перегрузка – расстановка игроков в нападении, при которой четверо нападающих смещаются на одну сторону площадки.

Передача крюком – передача мяча над головой кругообразным движением руки.

Передовая зона – половина площадки, на которой находится неприятельская корзина.

Переключение – защитный маневр, при котором два защитника меняются своими подопечными. Такая ситуация возникает при заслоне, когда один из защитников, натолкнувшись на заслон, не может более следовать за своим подопечным; упреждающее переключение – маневр, при котором защитники меняются своими подопечными с целью помешать постановке заслона.

Подстраивающаяся защита – защита, автоматически подстраивающаяся к изменению систем нападения противника. Сочетает сильные стороны личной и зонной систем защиты.

Подстраховка – смещение защитника в сторону возможного прохода нападающего, опекаемого партнером.

Позиционное нападение – нападение, в отличие от быстрого прорыва осуществляется из определенной расстановки игроков в передовой зоне против организованной защиты противника.

Прессинг – активная защита, характеризующаяся противодействием всем нападающим по всей площадке. Часто применяется командой, проигрывающей на последних минутах игры.

Пробежка – бег с мячом. Начиная ведение, игрок не имеет права оторвать от пола осевую ногу до тех пор, пока не выпустит мяч из рук. Получив мяч в движении, баскетболист не может сделать более двух шагов с мячом в руках. Нарушение правил в том и другом случае определяется как пробежка, и мяч передается противнику.

Проскальзывание – защитный маневр при заслоне, когда игрок, опекающий нападающего, ставящего заслон, отступает назад, позволяя партнеру проскользнуть за своим подопечным.

Пять секунд – время, предоставляемое спортсмену для вбрасывания мяча в игру и пробивания технического или штрафного броска.

Свободный мяч – мяч в игре, но им не владеет ни одна из команд.

Скрестный проход – групповое взаимодействие нападающих, при котором два игрока проходят с разных сторон мимо партнера с мячом.

Скрытая передача – передача мяча, направление которой игрок скрывает до самого последнего момента.

Смешанная защита – защита, комбинирующая принципы личной и зонной опеки игроков. Например, четыре игрока могут играть зоной и один лично; три игрока зоной и два лично и т.д.

Спорный бросок – способ введения мяча в игру путем подбрасывания его между двумя игроками из разных команд в одном из трех кругов на площадке.

Спорный мяч – ситуация, при которой два игрока из противоположных команд одновременно ухватились за мяч. Кроме того, судья может назначить спорный мяч, когда игрока, владеющего мячом, опекают так плотно, что он не может ни вывести мяч, ни передать его партнеру в течении полных пяти секунд. Спорный мяч разыгрывается спорным броском между спорящими игроками в ближайшем кругу площадки.

Тайм-аут – минутный перерыв.

Трехсекундная зона – часть области штрафного броска, ограниченная трапецией. Разметка входит в размеры трехсекундной зоны.

«Три секунды» — правило, по которому нападающий не может находиться более трех секунд в запретной зоне области штрафного броска противника. Исключение делается для игрока, атакующего корзину.

«Тридцать секунд» — правило, по которому нападающие должны произветси бросок в корзину противника в течении 30 секунд с момента овладения мячом. В противном случае мяч передается сопернику.

Тыловая зона – половина площадки, на которой находится обороняемая командой корзина.

Финт – обманное движение.

Фол – нарушение правил игры; персональный фол – персональная ошибка при соприкосновении с игроком другой команды (толчок, удар и т.п.); многократный фол – фол, совершенный в одно и то же время двумя и более игроками команды по отношению к одному сопернику; обоюдный фол – фол, совершенный примерно в одно и то же время двумя игроками противоположных команд по отношению друг к другу; технический фол – умышленное техническое нарушение правил игры или неспортивное поведение баскетболиста; умышленный фол – фол, намеренно совершенный игроком в обстановке, грозящей взятием корзины.

Центровой игрок – один из игроков команды, играющий в нападении вблизи корзины противника. Обычно самый высокий спортсмен в команде.

Штрафной бросок назначается за техническую или персональную ошибку (фол), совершенную игроком другой команды. После определения фола, помешавшего взятию корзины, игрок, по отношению к которому он был совершен, становится к линии штрафного броска и выполняет два штрафных броска. В случае промаха ему дается третья попытка. Никто не должен мешать игроку при выполнении штрафных бросков. Время останавливается с момента сигнала судьи, зафиксировавшего нарушение, до завершения выполнения штрафных бросков. Еслим последний бросок реализован, противник вводит мяч в игру из-за лицевой линии и секундомер включается в момент касания мяча игроком на площадке. В случае неудачи секундомер включается сразу же, как только секундомерист убедится в том, что мяч не попал в корзину. За каждый успешный штрафной бросок команда получает одно очко.

СОВЕТЫ ЛОВЯЩЕМУ МЯЧ

Не отводи взгляда от летящего мяча до тех пор, пока он не коснется кончиков пальцев.

Вытягивай руки навстречу летящему мячу, расслабляя при этом локти и кисти.

Расставь пальцы в стороны, образуя ими полусферу.

Согни руки в локтях после того, как мяч коснется кончиков пальцев.

Не касайся мяча ладонями.

Выходи навстречу летящему мячу.

Если совсем кратко, самые частые нарушения правил у школьников — это:

  • «аут» — когда мяч попадает за ограничительную линию баскетбольной площадки;
  • «пробежка» и «пронос мяча» — один из игроков, который ведет мяч, делает 3 шага подряд, не ударяя при этом мяч рукой об пол, или вовсе бежит с мячом в руках;
  • «нарушение 3-х секунд» — игрок находится более трех секунд под корзиной противника, при этом не владея мячом;
  • «нарушение 5-ти секунд» — игрок с мячом не передает мяч другому игроку или не бросает в корзину противника более пяти секунд;
  • «нарушение 8-ми секунд» — команда в течение восьми секунд не выводит мяч в зону противника;
  • «нарушение 24-х секунд» — команда владеет мячом, но не забрасывает его в зону кольца противника в течение двадцати четырех секунд.
  • «возвращение мяча» — команда при нападении, которая находится в зоне противника, возвращает его обратно в свою тыловую зону — это нарушение.

ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ. СТОЙКА В НАПАДЕНИИ.

Это исходное положение, из которого баскетболист наиболее быстро может действовать без мяча или с мячом. При рациональной стойке, обеспечивающей устойчивое равновесие и быстрый маневр, ноги ставятся на ширине плеч, стопы – параллельно друг другу на одной линии или одна из них выдвинута на 15-20 см вперед. Тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, на передние части стоп. Пятки приподняты от пола на 1-2 см. Колени полусогнуты, спина прямая, руки согнуты в локтях и слегка разведены в стороны. Когда игрок овладевает мячом, он подтягивает его к груди, ноги и туловище при этом сохраняют то же положение.

1. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, а вторая недостаточно согнута в коленном суставе.
2. Пятки касаются пола.
3. Туловище чрезмерно наклонено вперед, а таз отведен назад.
4. Носки ног чрезмерно разведены наружу.
5. Голова и руки опущены.
6. Излишняя напряженность.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

1. Принять положение стойки без мяча стоя на месте.
2. Ходьба обычная, варианты ходьбы, по сигналу (слуховому, зрительному) принять стойку баскетболиста.
3. Бег, варианты бега, по слуховому, зрительному сигналу принять стойку баскетболиста.
4. Из различных исходных положений, после выполнения общеразвивающих упражнений принять стойку баскетболиста.

Прежде чем приступить к изучению стойки баскетболиста с мячом, необходимо научить учеников правильному держанию мяча. Его выполняют следующим образом. Кисти обеих рук и широко расставленными (как «веер») пальцами располагают сбоку, несколько сзади от центра мяча. Большие пальцы направлены вверх — внутрь, примерно под углом 60 градусов друг к другу, остальные вперед.

Мяч с ладонью не соприкасается и удерживается только фалангами пальцев. Если у игрока взять мяч, а кисти оставить в том же положении, то они как будто образуют воронку.

1. Кисти располагаются на задней поверхности мяча.
2. Мяч касается ладоней.
3. пальцы направлены вниз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Принять положение имитация держания мяча, образуя воронкообразное положение кистей;
2. Наклониться к лежащему на полу мячу, положить на него кисти рук и поднять мяч на уровне груди;
3. Подбросить мяч вверх и поймать его на уровне груди;
4. В парах занимающиеся поочередно поднимают мяч и выполняют им движения в разных направлениях, а партнеры проверяют правильность держания, положение пальцев, ладоней;
6. Соревнование на правильность выполнения стоек с мячом и без мяча. Занимающиеся выстраиваются в две колонны, учитель – в центре площадки. По сигналу учителя колонны подбегают к нему, фиксируют стойку баскетболиста и учитель оценивает качество выполнения приема обоих учеников, после чего они возвращаются в конец колонны. Ученик, показавший лучшую технику стойки получает 1 очко. При равном качестве демонстрации приема оба ученика получают по одному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ БЕЗ МЯЧА.

1. Ходьба – применяют главным образом для смены позиции в период коротких пауз, а также при изменении темпа в сочетании с бегом. Игрок передвигается, придерживаясь положения основной стойки, на полусогнутых ногах, что позволяет в любой момент резко начать ускорение.
2. При беге баскетболиста соприкосновение ноги с площадкой осуществляется перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на всю ступню. Только при коротких, прямолинейных рывках первые 4-5 ударных шагов делаются резкими и короткими, с постановкой ноги с носка. При изменении направления бега игрок мощно отталкивается выставленной вперед ногой в сторону, противоположную намеченному направлению, туловище же отклоняется внутрь описываемой при передвижении тела дуги.

1. Бег с носка.
2. Ноги в коленном суставе прямые.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Бег по периметру площадки с ускорениями на определенных участках площадки.
2. Ускорение по сигналу.
3. Бег по кругу. По сигналу, последующий догоняет впереди бегущего.
4. Бег по кругу. По сигналу, последующий «змейкой» обегает впереди бегущих и продолжает бег во главе колонны.
5. То же, но ученики в колонне перемещаются спиной вперед.
6. Ученики бегут в колонне по одному с интервалом 1-1,5 м. По сигналу последний догоняет направляющего в колонне по кратчайшему пути и становится во главе колонны.

ОСТАНОВКА ДВУМЯ ШАГАМИ.

Данная остановка чаще всего выполняется, если игрок владеет мячом. Игрок ведет мяч, с шагом правой (длинный шаг, с небольшим приседом и некоторым отклонением туловища назад, постановка ноги осуществляется перекатом с пятки на носок) берет мяч в руки, подтягивая его к груди. Второй шаг левой, более короткий, сопровождается небольшим разворотом туловища в сторону ноги стоящей сзади. После этого тяжесть тела распределяется на обе ноги, которые сильно сгибаются во всех суставах, остановка фиксируется.

Данную остановку можно выполнять как с мячом так и без мяча. После разбега игрок отталкивается ногой и делает невысокий стелющийся прыжок по ходу движения. Плечи в полете отводятся несколько назад. Приземление осуществляется либо одновременно на обе ноги, либо сначала на одну ногу с последующей постановкой другой. Туловище при этом разворачивается в пол оборота в сторону сзади стоящей ноги, на которую приходится большая часть тяжести тела. Чем быстрее передвигается игрок, тем сильнее сгибается при остановке ноги.

1. Стопа на одной линии по ходу движения, перенос массы тела на выставленную вперед ногу и как правило потеря равновесия.
2. Шаги выполняются с постановкой стоп с носка и недостаточно сгибаются в коленных суставах.
3. Чрезмерно высокий подскок – при остановке прыжком.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ОСТАНОВКИ ДВУМЯ ШАГАМИ.

1. Ходьба, один шаг короткий, 2-ой длинный.
2. Бег, один шаг короткий, второй длинный.
3. У игрока мяч – подбросить вперед – поймать от пола с шагом правой (длинный), 2-ой шаг левой стопорящий короткий.
4. Тоже, но медленно бегом.
5. Остановка двумя шагами после ловли мяча.
6. Остановка двумя шагами после ведения по зрительному, слуховому сигналу.
7. В парах. Один игрок ведет мяч – остановка – двумя шагами – повороты плечом вперед, назад – передача партнеру.
8. Эстафеты.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОСТАНОВКИ ПРЫЖКОМ.

1. Ходьба. Остановка прыжком.
2. Бег. Остановка прыжком.
3. Бег. Остановка после слухового, зрительного сигнала.
4. Остановка прыжком после ловли мяча.
5. Остановка прыжком после ведения мяча.
6. Эстафеты.

ПОВОРОТЫ НА МЕСТЕ

Повороты могут выполняться как с мячом, так и без мяча, для ухода от опекуна или укрывания мяча от выбивания или вырывания.

Игрок с мячом поворачивается в нужном направлении, переступая одной ногой вокруг другой, которую по правилам баскетбола нельзя отрывать от пола во избежание пробежки. Вся тяжесть тела переносится при повороте на опорную ногу, являющуюся как бы осью вращения и поэтому называемую осевой. Осевая нога во время поворота опирается на носок, который не смещается, а лишь разворачивается в сторону шага. Центр тяжести при этом не должен подниматься и опускаться. Руки могут принимать различные положения, которые определяются игровой ситуацией. Повороты выполняются как вперед, так и назад.

1. Отрыв или смещение осевой ноги.
2. Вертикальные колебания высоты центра тяжести.
3. Перенос массы тела на маховую ногу.
4. Выпрямление осевой ноги.
5. Туловище сильно наклонено вперед.
6. Мяч не укрыт туловищем от защитника.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПОВОРОТОВ НА МЕСТЕ

1. Выполнение поворота стоя на месте без мяча. 2. То же с мячом.
3. То же в сочетании с ловлей мяча на месте.
4. То же в сочетании с ведением мяча, остановками.
5. То же с добавлением ловли и передачи мяча.
6. То же с сопротивлением защитника.
7. Эстафеты.

СОВЕТЫ ПО ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ.

1. Выполняй остановки и повороты быстро.
2. Удерживай ноги на ширине плеч.
3. Сохраняй низкую стойку и равновесие.
4. Укрывай мяч от защитника телом.

Ловля мяча – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча двумя руками – если мяч приближается к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча. В момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями), сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационными движениями, гасящими силу удара летящего мяча. После приема мяча туловище вновь подают слегка вперед: мяч укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям.

ЛОВЛЯ ОДНОЙ РУКОЙ

Для этого рука выносится навстречу летящему мячу с широко расставленными и слегка согнутыми пальцами. При соприкосновении пальцев с мячом производится уступающее движение руки за счет сгибания ее в локтевом суставе, что затормаживает скорость полета мяча и дает возможность легко поймать его. Затем мяч захватывается второй рукой и занимающийся принимает основную стойку баскетболиста.

ЛОВЛЯ ВЫСОКОЛЕТЯЩИХ МЯЧЕЙ.

При ловле мяча, летящего высоко над головой, игрок должен выпрыгнуть с выносом рук вверх. Кисти рук разворачиваются навстречу мячу. В момент касания мяча пальцев, кисти поворачиваются вовнутрь и обхватывают мяч. Затем руки сгибаются в локтевых суставах и мяч притягивается к туловищу. После приземления занимающийся сохраняет основную стойку нападающего с мячом.

1. Отсутствует уступающее движение рук во время прикосновения к мячу.
2. Кисти обращены ладонями друг к другу или широко расставлены в стороны и мяч проходит между кистей.
3. Руки (рука) не вытягиваются навстречу мячу.
4. Пальцы встречаются с мячом, когда руки (рука) значительно согнуты в локтевых суставах.
5. Мяч принят ладонями (ладонью), а не кончиками пальцев.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ, СТОЯ НА МЕСТЕ

Передача мяча – прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки.

Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте – кист с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук вперед-вниз – на себя – вверх и одновременным плавным сгибанием ног в коленных суставах, мяч подтягивают к груди. Затем мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, при этом ноги полностью разгибаются и масса тела переносится на выставленную вперед ногу. Мяч выпускается захлестывающим движением кистей, придавая ему обратное вращение. После передачи руки расслабленно опускают, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка согнутых ногах.

ПЕРЕДАЧА ОДНОЙ РУКОЙ

Передача одной рукой от плеча стоя на месте – руки я мячом отводят к правому плечу так, чтобы локти не поднимались и одновременно игрок слегка поворачивается в сторону замаха. Затем левая рука отводится от мяча, правая же сразу выпрямляется, туловище поворачивается вслед за ней, масса тела переносится на впереди стоящую ногу. Мяч выпускается движением руки и кисти. После вылета мяча правая рука на короткое мгновение как бы сопровождает его, затем игрок возвращается в исходное положение – стойку баскетболиста.

1. Несогласованность движения рук и ног.
2. Широкое расставление локтей, чрезмерная амплитуда замаха.
3. Отсутствие захлестывающего движения кистями.
4. Туловище чрезмерно наклонено вперед.
5. При передаче одной рукой: поднимают мяч высоко над плечом.
6. При передаче в движение так же вертикальное колебание туловища или прыжки, вместо скользящих «мягких» шагов.
7. Передача и ловля мяча разучиваются одновременно.

1. Ловля мяча стоя на месте.
2. Ловля мяча в движении бегом.
3. Ловля высоко и низко летящего мяча.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА СТОЯ НА МЕСТЕ

1. Имитация передачи.
2. Замах и передача без работы ног.
3. Передача с работой ног.
4. Передача на длинное и короткое расстояние.
5. Передача в разных направлениях.
6. Передача в сочетании с другими техническими приемами.
7. Подвижные игры.

Передача в движении может выполняться после ведения мяча и после его ловли. Игрок ведет мяч, с шагом правой – это первый шаг (правая нога впереди на пятки, игрок находится в положении выпада) берет мяч в руки, выполняет кругообразное движение руками с мячом и одновременно выполняет шаг левой (это второй шаг) и не ставя правую ногу на опору, игрок выпрямляет руки и захлестывающим движением посылает мяч в нужном направлении. После этого ставит правую ногу на опору, опускает руки и продолжает движение в нужном направлении или остается на месте. Передвигаться игрок должен перекатом с пятки на носок на согнутых в коленных суставах ногах.

1. При ловле мяча игроки останавливаются или подпрыгивают.
2. Бегут в руках с мячом, т.е. больше 2-х шагов.
3. Двигаются в сторону, а не на встречу мячу (упр. при встречном беге в колоннах).
4. Передача очень высоко или низко, а не а грудь.
5. Очень сильная передача.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕ В ДВИЖЕНИИ

1. «Мертвый мяч». Занимающиеся разбиваются на пары. В 5-6 м от стены у занимающегося, на вытянутой в сторону руке, находится мяч. Его партнер идет широкими шагами с расстояния 3-4 м и с шагом правой ноги берет мяч с руки, выполняет замах, шаг левой, выносит руки вперед и, не ставя на опору правую ногу, финальным, захлестывающим движением посылает мяч в стену, ставит правую ногу на опору.
2. То же, но медленно бегом.
3. Передача в движении после ловли.
4. Передача в движении после ведения.
5. Передачи в движении во встречных колоннах.
6. Передачи в движении при параллельном передвижении игроков к противоположному щиту.
7. Передачи в движении по кругу.
8. Подвижные игры:

«Командные салки». Класс делится на 2 команды. Одна команда водящая, вторая – убегающая. Команда водящих передает друг другу мяч заданным способом, стараясь догнать игроков противоположной команды и осалить их мячом, не выпуская мяча из рук. Осалинный выходит из игры. Игра закончиться, когда первая команда всех осалит. Затем они меняются ролями.

Методические указания: игра универсальная, в ней закрепляется техника передвижения без мяча, остановки, повороты, передачи стоя на месте и в движении.

«Салки и мяч». Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего и передают друг другу мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках играющего. Последний, в этом случае, становится водящим. Водящему разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если водящий сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча.

«Чья команда сделает больше передач». Две команды. Игра начинается с подбрасывания мяча в центральном кругу. Команда, овладевшая мячом начинает выполнять передачи между своими игроками, перемещаясь в любом направлении по площадке. Вторая команда старается перехватить мяч, не давая игрокам получить точную передачу.

Учитель считает количество передач сделанных командой до тех пор, пока мячом не овладеет вторая команда. Затем он начинает считать выполненные передачи. Можно играть до определенного количества передач или времени. Бегать с мячом в руках нельзя.

СОВЕТЫ ЛОВЯЩЕМУ МЯЧ

1. Не отводить взгляда от летящего мяча до тех пор, пока он не коснется кончиков пальцев.
2. Вытягивать руки навстречу летящему мячу, расслабляя при этом локти и кисти.
3. При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.
4. При приближении мяча руки в локтевых суставах согнуть, а пальцы расставить в стороны, образуя ими полусферу.
5. Не касаться мяча ладонями.
6. Выходить навстречу летящему мячу.

СОВЕТЫ ПЕРЕДАЮЩЕМУ МЯЧ

1. Не допускать небрежности при выполнении передач.
2. Выполнять передачи быстро.
3. При выпуске мяча контролировать его кончиками пальцев.
4. Передавать мяч в точку, где будет партнер, а не туда, где он находится в настоящее время.
5. Смотреть в сторону от партнера, принимающего передачу, а не на него.
6. Не стоять после передачи, выйти на свободное место.
7. Ведение мяча – единственный прием, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой вниз – вперед несколько в сторону от ступней. Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранить положение равновесия и быстро изменить направление движения. Туловище слегка подают вперед, плечо и рука, свободная от мяча, должны не подпускать соперника к мячу. Для ведения характера синхронность ритма чередования шагов и движений руки, контактирующей с мячом.

1. Хлопок по мячу.
2. Туловище сильно наклонено вперед, голова опущена вниз.
3. Мяч ударяется перед собой.
4. Ноги недостаточно согнуты.
5. Ведение со зрительным контролем.

Ведение с изменением скорости и высоты отскока. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем выше скорость передвижения. При отскоке низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.

Ведение с изменением направления – игрок ведет мяч правой рукой – кисть накладывает на боковую поверхность мяча и, выпрямляя руку, посылает его влево. Туловище при этом наклоняется в сторону полета мяча, тяжесть тела переносится на левую ногу. Игрок продолжает двигаться в новом направлении, ведя мяч левой рукой.

1. Ведение правой рукой влево и наоборот.
2. При переводе мяча с руки на руку отсутствует низкий отскок.
3. Туловище в момент перевода не укрывает мяч.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ МЯЧА ПО ПРЯМОЙ

1. Ведение мяча на месте.
2. Ведение мяча в ходьбе.
3. Ведение мяча медленным бегом.
4. Ведение мяча на максимальной скорости.
5. Ведение по прямой – остановка заданным способом – передача.
6. Ведение по прямой – остановка – поворот – передача.
7. Ускорение – ловля мяча – ведение – остановка – поворот – передача.
8. Ведение с изменением высоты отскока.
9. Ведение с изменением скорости.
10. Ведение с изменением высоты отскока и скорости.
11. 9 и 10 упражнения в условиях сопротивления.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Ведение на месте правой – перевод на левую, ведение левой – перевод на правую.
2. Ведение шагом, правой рукой в правую сторону – перевод на левую руку – ведение левой рукой в левую сторону и т.д.
3. Ведение с изменением направления бегом.
4. Ведение с изменением направления, меняя направление перед препятствием (стойки, набивные мячи).
5. Ведение с изменением направления в условиях сопротивления.
6. Подвижные игры.

СОВЕТЫ ДРИБЛЕРУ (ВЕДУЩЕМУ МЯЧ)

1. Держать голову поднятой и вести мяч без зрительного контроля.
2. Не бить по мячу ладонью.
3. Изменить длину шага и направление движения.
4. Не ударять мячом о пол, если не хочешь продвинуться.
5. Контролировать мяч пальцами.
6. Снижать высоту отскока мяча при подходе к сопернику.
7. Увеличивать высоту отскока мяча для ускорения ведения.
8. Быть готовым сделать передачу или бросок по корзине.

Бросок мяча в корзину – технический прием являющийся завершающейся стадией атаки.

Бросок двумя руками от груди стоя на месте – игрок в стойке баскетболиста, мяч на уровне груди (стопы могут располагаться на одной линии или одна нога выдвинута немного вперед) удерживается пальцами, локти у туловища, ноги в коленных суставах слегка согнуты, туловище прямое, взгляд направлен на корзину. Одновременно с круговым движением мяча (как в одновременной передаче) и еще большим сгибанием ног в коленных суставах мяч подносится к груди. Не останавливая движения мяч выносится вдоль туловища вверх-вперед в направлении кольца и захлестывающим движением кистей, придавая мячу обратное движение выпускается с кончиков пальцев, одновременно выпрямляются ноги. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу, тело и руки должны сопровождать полет мяча. После выпуска мяча игрок возвращается в исходное положение.

 Руки выпрямляются вертикально вверх.

 Бросок выполняется без работы ног, траектории обратного вращения.

 Отсутствует захлестывающее движение кистями.

 Отсутствие расслабления после броска.

 Отсутствие согласованности роботы рук и ног.

 Бросок одной рукой от плеча стоя на месте. В исходном положении ноги располагаются на ширине плеч. Нога, одноименная бросающей руке, выдвинута вперед на 10-15 см., носок и колено ее развернуты точно в направлении корзины, вес тела равномерно распределен на обе ноги, мяч располагается на уровне груди. Одновременно ноги слегка сгибаются, центр тяжести смещается на передние части стоп, мяч кратчайшим путем выносится над правым плечом, левая рука поддерживает мяч сбоку. Мяч должен полностью лечь на все фаланги пальцев. Локоть бросающей руки направлен вперед, кисть с мячом максимально сгибается назад. Линия плеча приблизительно параллельна полу. Одновременно с разгибанием ноги «бросающей» руки (правой) левая отводится в сторону. Мяч перемещается вперед-вверх под углом 65-70 градусов. Отрыв мяча от пальцев происходит, когда плечо, предплечье и кисть образуют почти прямую линию. После отрыва мяча от пальцев кисть сгибается до отказа (захлест кисти). Затем рука расслабленно опускается вниз и игрок принимает исходное положение.

1. Потеря равновесия.
2. Несогласованность в работе рук и ног.
3. Неполное разгибание руки в локтевом суставе.
4. Отсутствие захлеста руки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ С МЕСТА

1. Имитация захлеста кистями (кистью) с фиксацией финального положения.
2. Имитация замаха (кругообразного), выноса мяча, захлест кистями, фиксация финального положения.
3. Имитация броска с работой ног.
4. Бросок партнеру или в стену без работы ног.
5. Целостное выполнение броска в стену или партнеру.
6. Броски мяча в корзину с близкого расстояния сначала под углом 45 градусов к щиту (с отскоком), затем прямо перед корзиной.
7. Броски мяча с линии штрафного, соблюдая все правила его выполнения.
8. Подвижные игры.

Бросок одной рукой сверху в движении выполняют после ведения и ловли мяча. Игрок ведет мяч с шагом правой (1-ый шаг, длинный) берет мяч в руки, второй шаг левой ногой короткий, стопорящий, перекатом с пятки на носок, и одновременно выполняется отталкивание левой, мах правой и вынос мяча над правым плечом так, чтобы он лежал на правой руке, а левая поддерживала сбоку. В наивысшей точке прыжка рука выпрямляется до конца в локтевом суставе, бросок заканчивается захлестывающим движением кисти. После выпуска мяча игрок приземляется на обе ноги. Описание техники броска в движении дана для игроков бросающих с правой стороны.

1. Мяч ловится под разноименную бросающей руке ногу.
2. Вынос руки с мячом для броска при выполнении шага.
3. Выпуск мяча с руки, согнутой в локтевом суставе.
4. Резкое, сильное движение руки с мячом.
5. Отсутствие маха правой ногой, а просто сгибание ее в коленном суставе.
6. Сгибание пальцев, а не захлестывающие движения кистью

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКА ОДНОЙ РУКОЙ СВЕРХУ В ДВИЖЕНИИ

1. Исходное положение – прямая рука поднята вверх, мяч лежит на широко расставленных пальцах, которые смотрят назад – за счет тыльного сгибания кисти мяч отделяется от руки вверх, слегка вращаясь.
2. Мяч на уровне груди – вынос мяча над правым плечом – в верхней точке – выпуск мяча с захлестывающим движением кисти.
3. Исходное положение – левая нога впереди на пятке, ноги в коленных суставах согнуты, мяч на уровне груди. Одновременно отталкивается левой, мах правой и вынос мяча над правым плечом, выпуск мяча над собой в верхней точке, приземление на 2 ноги.
4. Правая нога впереди на пятке и с шагом левой тоже, что и в 3 упражнении.
5. Занимающиеся разбиваются на пары. У одного, на вытянутой в сторону руке, находится мяч. Его партнер идет широким шагом с расстояния 2-3 м. и под шаг правой берет мяч с руки партнера, делает шаг левой, отталкивается, мах правой – вынос мяча – бросок над собой.
6. То же, медленно бегом.
7. То же, но партнер с мячом располагается на боковой линии 3-х секундной зоны и бросок в кольцо с отражением от щита.
8. Бросок в движении, после ловли мяча.
9. Бросок в движении, после ведения мяча.
10. Эстафеты, комплексные упражнения.

Методические указания: упражнения даны для занимающихся бросающих правой рукой

Бросок в прыжке выполняется с места, после ведения и ловли мяча. Стойка баскетболиста с мячом, стопы ног располагаются параллельно друг другу. Мяч на уровне груди. Игрок выполняет сгибание ног в коленном суставе, отталкивается перекатом с пятки на носки вертикально вверх и одновременно выносит мяч вдоль средней линии туловища, выполняя вращательное движение кистью вместе с мячам влево так, чтобы мяч полностью лег на все фаланги пальцев правой кисти, а левая кисть поддерживала мяч сбоку. Линия плеча, приблизительно параллельна полу. В верхней точке полета, когда игрок как бы зависает в безопорном положении, бросающая правая рука разгибается в локтевом и лучезапястном суставах, происходит выпуск мяча за счет захлестывающего движения кистью.

После выпуска мяча игрок приземляется на обе ноги, принимая стойку баскетболиста для выполнения дальнейших действий.

1. Мяч выносится в исходное положение для броска до прыжка.
2. При «подседании» наблюдается размахивание мячом.
3. Локоть бросающей руки низко опущен и отведен в сторону.
4. Мяч лежит на всей ладони.
5. Мяч в верхнем положении выносится далеко вперед или назад.
6. Не выпрямляется полностью рука при броске.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКА В ПРЫЖКЕ

1. Исходное положение – стойка баскетболиста – мяч на уровне груди. Вынос мяча – в исходное положение – для броска вдоль средней линии туловища.
2. Исходное положение – сидя на полу. Вынос мяча вдоль средней линии туловища.
3. Вынос мяча для броска одновременно с отталкиванием.
4. Из исходного положения стоя на гимнастической скамейке – отталкивание, вынос мяча и приземление на пол.
5. То же, но исходное положение перед гимнастической скамейкой.
6. Бросок в прыжке выполняют полностью около стенки или в парах.
7. Бросок с расстояния 1,5-2 м.
8. Бросок после ловли мяча. Одновременно с ловлей мяча игрок выполняет напрыгивание на пятки (с одновременной постановкой пяток на пол или с разновременной, т.е. сначала ставит ногу на пятку, а затем подставляет другую то же на пятку).
9. Бросок в прыжке после ведения мяча.
10. Подвижные игры и эстафеты.

1. Выполняй броски быстро.
2. В исходном положении перед броском удерживай мяч перед грудью, близко к туловищу.
3. Если бросаешь одной рукой, выведи локоть бросающей руки вперед.
4. Выпускай мяч через указательный палец.
5. Постоянно удерживай взгляд на цели.
6. Полностью сосредоточься на броске.
7. Следи за легкостью и непринужденностью броска.

Обманные движения (финты). Финт это ловкое движение, незаконченной технический прием, задачей которого является отвлечение внимания противника от истинных намерений нападающего. Финты могут быть с мячом и без мяча. Финты без мяча выполняются руками, туловищем, ногами, головой, взглядом, мимикой как на месте, так и в движении. Финты без мяча применяются для освобождения от защитника. Существуют финты на передачу, на бросок, на ведение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОБМАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПЕРЕД ПЕРЕДАЧЕЙ, ЛОВЛЕЙ ИЛИ БРОСКОМ.

1. Передача без зрительного контроля – мяч передается вправо, игрок смотрит влево.
2. Движение на передачу вправо (влево), не выпуская мяч, резко изменить направление и передать его.
3. Движение на передачу вправо (влево), изменить способ передачи после ложного движения.
4. Передачи в парах на расстоянии 5-7 м, между ними защитник. Задача защитника перехватить мяч. Перед передачей, чтобы вывести из равновесия защитника, выполнить обманное движение на передачу вправо или влево.

Источник

Читайте также:  Что нужно сделать после тренировки чтобы не болели мышцы после тренировки
Оцените статью