Особенности занятий по физической культуре у детей с расстройствами аутического спектра
Инна Чиркова
Особенности занятий по физической культуре у детей с расстройствами аутического спектра
В своем сегодняшнем обращении я хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС).
Одно из самых главных нарушений у детей с РаС- серьезное нарушение моторики, которое выражается в виде импульсивных или тяжелых движений, что не позволяет ребенку адаптироваться к стереотипным движениям, наладить свой простой быт.
Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Как правило, дети с РАС непластичны, вялы и любые их движения с различным игровым оборудованием заторможены и не скоординированы настолько, что им необходима помощь тьютора для того, чтобы самоорганизоваться. ФК является эффективным методом, который позволяет скорректировать нарушения развития опорно-двигательной системы, социализировать и адаптировать ребенка к окружающему миру и быту.
Основными задачами ФК для детей с аутизмом являются:
развитие способностей к выполнению простых инструкций;
выработка навыков организации движений;
обучение действиям с различными предметами;
обучения перемещающим действиям.
Занятия ФК проводятся с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка.
Я начинаю обучать ребенка упражнениям с момента осознания и восприятия его движений в пространстве. Он учится устанавливать прямой взгляд на инструктора (воспитателя) и наблюдать за окружающими предметами, при опоре на визуальные подсказки. В своей работе я использую как подсказки-карточки (пексы, с характерными и знакомыми видами движений, так и аудио подсказки,на которые ребенок может нажать сам, и услышит команду.
Я начинаю занятие с определенного звукового сигнала, в нашем случае это колокольчик. Каждый участник звонит и передает по кругу колокольчик, в знак того, что занятие началось. Процесс передачи колокольчика несет также и коммуникативную функцию.
Занятие состоит и подготовительной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части сначала задания простые на перемещения, например, марш.
Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук. Я использую зрительные ориентиры для активного движения рук (например, флажки).Далее идут ОРУ,достаточно простые, показу которых предшествует соответствующая картинка (пекс).
В основной части занятия я использую прыжки на батуте.
Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.
Затем упражнения предлагаются на преодоления препятствий в виде различных предметов. При необходимости используют визуальные подсказки в виде картинок, игрушек и других предметов. Игры с мячом я также использую на своих занятиях. Я начинаю обучение с обычного перекатывания мяча вперед-назад.
Хотелось бы подробно рассказать о тренировки равновесия. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. В своей работе я активно использую надувные полусферы, которые учат удерживать равновесие и ребенок получает сенсорную разгрузку за счет массажного эффекта.
Также можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.
7. Шаги в коробку
Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.
В заключительной части занятия я активно использую сенсорную комнату, в ней очень удобно сочетать физические упражнения, которые несут еще и сенсорную нагрузку. Например, камни-утяжелители, которые дети с удовольствием перетаскивают, или приседают с ними.
Для того, чтобы избежать эмоциональной перегрузки. В качестве разгрузки я использую «Яйцо Совы»,в которое ребенок может залезть самостоятельно, и спрятаться, тем самым сделав себе личное закрытое пространство, которое детям с Рас очень и очень необходимо.
Сухой бассейн дети тоже очень любят. Многие зарываются в него лицом, в результате получаем эмоциональный эффект и массажный.
В бассейне дети находятся определенное время, которое замеряется по таймеру. Как только раздается сигнал, они должны оттуда выйти.
Еще один вариант окончания занятий- расслабляющие процедуры, например постановка в круг и включением вибрационного обруча, за который дети держатся обеими руками. Приятные ощущения создает вибрация что влечет успокоительный эффект. Также как вариант я использую пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание.
В целом в чем отличие занятий у детей РАС от обычных групп?Подводя итог, хочу сказать что это в первую очередь индивидуальный подход к каждому ребенку, ограниченное количество упражнений и увеличенное количество повторений, использование сенсорных предметов, упражнения в обруче для определения личного пространства и большее количество упражнений на расслабление.
Занятия на улице также проходят с применением простых доступных упражнений, таких как подлезание через скульптуры, перешагивание, Метание снежком.
«Космическое путешествие». Сюжетное занятие по физической культуре для детей 5–7 лет Цель:продолжать автоматизировать двигательные умения и навыки, освоенные на занятиях физической культурой. Задачи: 1. Создать в коллективе.
Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.
Фотоотчет о НОД по физической культуре «Путешествие в первобытный век» для детей подготовительной группе Сюжетное занятие «Путешествие в первобытный век»Цель: формировать представление о значении двигательной активности в жизни человека; обеспечить.
Конспект занятия в сюжетной форме по физической культуре «На морской границе» для детей 5–6 лет Конспект занятия в сюжетной форме по физической культуре для старшей группе сюжет «На морской границе». Образовательная область: физическая.
Конспекты цикла занятий по физической культуре в младшей группе «Ребята и зверята» Конспект 1 занятия «В гости к Мишке» Цель: упражнять детей в разных видах ходьбы, учить прыгать в обруч с места, упражнять в ползании внутри.
Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.
Мастер-класс: пособие для занятий по физической культуре «Разноцветные шнуры-косички» На занятиях по физкультуре, в разных возрастных группах, часто используются шнуры, это и подлезани, и прыжки на двух ногах через шнур,.
Нестандартное оборудование для занятий по физической культуре «Точки для Божьей коровки» Оборудование для вертикального метания Цель: формировать умение бросать шарик в цель правой и левой рукой; развивать.
Источник
Адаптивная физическая культура для детей с аутизмом
Дети с расстройствами аутического спектра нуждаются не только в накоплении знаний и получении навыков, их развитие нарушено, система смыслов нарушена, а потому они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике. В этом случае адаптивная физкультура (далее АФК) должна быть направлена на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, сформировать крупную и мелкую моторику, базовые предметные действия.
Дети-аутисты двигаются иначе: их походка порывистая и тяжелая, движения нелепы и неуклюжи, могут быть напряженно механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью отсутствует.
На занятиях адаптивной физкультуры специалисты сталкиваются с:
— раскачиванием всем телом;
— машущие движения пальцами, кистями и руками;
— однообразные движения головой, повороты;
— кружения, ходьба на цыпочках;
— нарушена мышечная работа и пространственная ориентация.
Адаптивная физкультура является инструментом социализации личности, а также средством координации нарушенных движений. Успех работы зависит от осознанности моторного обучения. Ребятам с аутизмом сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что не может подчинить свои движения каким-либо своим командам. Именно поэтому занятия АФК для аутичных детей предполагают:
— развитие умения подражать и повторять, следуя примеру;
— получение навыков организации движений во внешнем и пространстве собственного тела;
— приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Для этого специалисты по АФК предлагают три класса занятий:
— на ориентирование в пространстве тела;
— на перемещение во внешнем пространстве (прыжки, бег, скольжение, ползание и ходьба);
— на выполнение действий с предметами и без них.
Во время занятий детей учат воспринимать и копировать движения сначала головой, затем руками, кистями и пальцами, а после переходить на движения ногами и всем туловищем.
Чтобы ребенок точно выполнял движения, внимательно наблюдал за инструктором, следует:
— четко и медленно комментировать движения, выполняя их;
— частично или полностью выполнять действия вместе с ребенком;
— просить ребенка называть выполняемые движения;
— начинать с простых упражнений на перемещение и постепенно переходить к более сложным на преодоление и обход препятствий (хлопки в ладоши, махи руками, растирания рук или ног, наклоны туловища);
— развитие движений идет от туловища к рукам и ногам, от рук к ногам, от кистей к пальцам, а также по положению лежа на животе и спине, после — сидя и стоя;
— легкие движения выполнять в виде перемещений по прямой, а после переходить к направлениям по дуге или кругу;
— выполнять только одно или несколько упражнений в один момент, повторяя их;
— во время выполнения упражнений ритмично вести счет;
— чередовать упражнения, чтобы не утомить ребенка, дозировать нагрузку, побуждать к действию, создавая интересные и увлекательные для него ситуации.
Дети должны научиться осознавать действия, которые они выполняют, уметь пояснить, зачем они делают, и в какой последовательности будут выполнять упражнения.
На занятиях АФК инструктору следует научить Я-концепции, а для этого все действия следует проговаривать от первого лица, чтобы у детей сформировалось представление о себе.
Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи, нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация.
Упражнения для точности движений, правильного восприятия пространства | • Детям предлагают бегать и ходить между предметами или передвигаться по специальной план-схеме. • Дети бегают и ходят за звуковым сигналом или по звуковому сигналу. • По словесному описанию находят спрятанные предметы, перекладывают их по ориентирам. |
Упражнения на координацию | Темп и направление движений постоянно меняется, движения выполняются с одновременным отведением рук и ног, прыжками и хлопками, при этом важен самоконтроль движений. |
Упражнения на зрительно-двигательную ориентацию | Малыши участвуют в играх, прыгают, метают предметы, сохраняют равновесие и выполняют другие действия, отключив периферическое и центральное зрение. |
Упражнения на формирование стопы и осанки | Ребенок выполняет: • повороты с палкой, стоит у стены, сохраняя правильное положение тела; • балансирует с грузами, чтобы выработать мышечный корсет, поддерживать тонус мышц пресса, спины и ног. |
Упражнения для мышечной релаксации | Чтобы снять зрительное напряжение, используется корригирующая гимнастика, физкультминутки, а при внешних признаках утомления — общерелаксационные упражнения. |
Игровые упражнения | Подвижные командные игры, соревнования, спартакиады, спортивные игры, эстафеты, элементы всех видов спорта (теннис, хоккей, баскетбол, футбол, прыжки и бег). Игры помогают развить у детей зрительно-двигательные навыки. |
Десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей.
Источник