Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук
консультация на тему
Все родители хотят, чтобы их дети учились хорошо по всем предметам. А задумывался ли кто-нибудь, что между уроками физкультуры и другими предметами существует прямая связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_razvitie_melkoy_motoriki.docx | 86.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связанная речь.
Все родители хотят, чтобы их дети учились хорошо по всем предметам. А задумывался ли кто-нибудь, что между уроками физкультуры и другими предметами существует прямая связь.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Существует три основных типа нарушения мелкой моторики:
- Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы).
- Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.д.).
- Нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), при нарушении зрения, аутизме и др.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук
Упражнения с 1 теннисным мячом:
1. Катать мяч, зажатый между ладонями.
2. И.П. — Мяч лежит на тыльной стороне кисти и прижат ладонью другой руки: Менять положение рук, не теряя мяча.
3. Подбросить мяч вверх одной рукой, поймать другой.
4. Подбросить мяч вверх одной рукой, хлопнуть три раза в ладоши, поймать в две руки.
5. Подбросить мяч вверх одной рукой, присесть (коснуться пола руками), встать – поймать мяч двумя руками).
6. Подбросить мяч вверх одной рукой, повернуться на 360 градусов на осевой ноге, поймать мяч двумя руками.
7. Бросить мяч в пол, ловить одной рукой поочередно то правой, то левой.
8. Бросить мяч в пол, ловить одной рукой поочередно то правой, то левой, но ладонью вниз.
9. Быстро поднять руку с мячом выше уровня головы (ладонь с мячом направлена вниз к полу), отпустить мяч, и догнать его захватывая этой же рукой ладонью вниз.
10. Тоже упражнение, но перехват делается другой рукой.
11. Передавая мяч из руки в руку, делая круговые движения вокруг шеи, корпуса, под одной ногой и другой ногой (мяч перекладывается за шеей, за корпусом, под коленом).
12.Ударяя мяч в пол, делать прыжки со сменой ног.
13.Перекатывание мяча между ног по полу, описывая восьмёрку, со сменой рук.
14. Тоже упражнение, по на весу описывать восьмёрку между ног.
15. Броски мяча в стену, поймать одной рукой, ладонь обращена к стене; чередование рук.
16.Стоя спиной к стене (0,5 метра от стены), ударить мячом в пол, развернуться, поймать мяч двумя руками.
Упражнения с короткой скакалкой:
1. И.П. — В одной руке находятся обе ручки скакалки: вращение скакалкой вертикально вдоль корпуса вперед, при ударе скакалки в пол сделать прыжок вверх (6 раз).
2. И.П.- тоже, но с двумя скакалками.
3. И.П. – в каждой руке по ручке одной скакалки: традиционные прыжки на двух ногах (ноги вместе слегка согнуты в коленях, при прыжке ноги в коленях не сгибать, прыжок невысокий).
4.И.П. – тоже, прыжки на одной ноге (по 6 раз на каждой)
Упражнения с 2 теннисными мячами:
1. И.П. — В каждой руке по мячу: поменять мячи местами, подбрасывая их одновременно невысоко.
2. И.П. — В каждой руке по мячу, поменять мячи местами, подбрасывая их поочерёдно невысоко.
3. И.П. — Тоже упражнение, но с ударом в пол.
4. И.П. — Тоже упражнение, но с ударом в стену.
5. И.П. — В каждой руке по мячу: мяч правой рукой подбрасывать вверх, левой рукой мяч ударяется в пол (поочередно, усложненный вариант – одновременно).
Источник
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук
Александра Трунова
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук
Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
Штриховать, обводить по контуру, трафареты;
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
Плести из бисера;
Лепить из пластилина, пластика, теста;
Играть с глиной, мокрым песком;
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
Бросать и ловить летающие тарелочки;
Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;
Собирать, перебирать ягоды;
Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т. д.
Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.
Упражнения 1-го комплекса:
Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).
Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).
Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.
Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
Упражнения 2-го комплекса.
Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).
Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Упражнения 3-го комплекса.
Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).
Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
Цветок (то же, но пальцы разъединить).
Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).
Упражнения 4-го комплекса.
Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).
Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).
Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Упражнения 5-го комплекса
Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два» — пальцы соединяются в замок).
Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).
Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).
Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).
Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).
Упражнения 6-го комплекса.
Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).
Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).
Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).
Упражнение 7-го комплекса.
Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».
Упражнение 8-го комплекса.
Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).
Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
Упражнения 9-го комплекса.
Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).
Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).
Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.
Игры для развития мелкой моторики пальцев рук малышей Основные задачи дидактических игр с прищепками. -развитие мелкой моторики рук. -формирование умения подбирать прищепки нужного цвета к.
Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.
Игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики рук. Каждый педагог понимает насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка. Доказано, что она напрямую связана с центральной нервной системой.
Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.
Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.
Польза использования «Бизиборд» для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста БИЗИБОРД ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА, КОМПОНЕНТЫ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Бизиборд (busyboard) дословно значит доска занятости; по смыслу.
Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников Слайд №1 Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими.
Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять,.
Источник
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике
Ткаченко Мария Александровна,
Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»
Республика Казахстан, город Павлодар
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].
Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.
Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей; (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа. (мизинец)
Пальчиковая гимнастика.
Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.
Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].
Игры с использованием нестандартного оборудования.
Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.
Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее!
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Массаж шариками Су-Джок.
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Игрушки Катины сидят:
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Зайчик, мишка, Буратино,
Да веселый Чиполлино,
Пара сереньких мышат.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы поможем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
(дети катают Су-Джок между ладоней).
Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.
Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.
Источник