Тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков
Тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков
д.п.н., профессор РГУФКСиТ
В последнее десятилетие разительно изменилась картина, отражающая возрастные границы спортсменов, занимающихся фехтованием. Привычные для советских времен сроки завершения спортивной карьеры и начала занятий фехтовальным спортом существенно расширились.
Наблюдая соревнования (особенно по фехтованию на шпагах), можно убедиться, что в них принимают участие известные ранее мастера этого вида оружия, которым уже за сорок, а также возрастные новички. Характерной приметой нового времени стали также национальные первенства стран, Чемпионаты Европы и Мира по фехтованию для ветеранов. Вместе с тем процесс тренировки возрастных спортсменов пока еще не оснащен проверенными практикой методиками. Не подкреплен научно обоснованными рекомендациями (в том числе и со стороны спортивной медицины), в которых были бы отражены особенности организма зрелых пожилых спортсменов.
Совсем недавно сложившая клубная статистика возрастных показателей начинающих взрослых фехтовальщиков приводит к убеждению, что большинство из них приходит заниматься фехтованием с 25 до 50 лет. Поэтому с учетом неизбежных изменений в соответствии с возрастом было бы правильно условно разделить их на две группы: 30 – 40 лет и 41 – 50 лет в соответствии с положением о соревнованиях для ветеранов фехтования.
По результатам опроса занимаю- щихся большинст во взрослых но- вичков первоначально рассматри- вают занятия фехтованием как некую разновидность фитнеса, позволяющую поддерживать орга- низм в должной физической форме. Одновременно с этим реализуется желание познать и освоить культуру и эстетику движений, свойствен- ную фехтованию. Увлекаясь занятиями, многие из них в даль- нейшем приходят к регулярным тренировкам на любительском уровне и охотно принимают участие в ветеранских турнирах и даже соревнованиях для профессио- налов. Исходя из того, что по меди-
цинским показателям данный контингент допущен к систематическим тренировкам, многие педагоги считают, что все они способны переносить высокие физические и эмоциональные нагрузки. Это глубоко ошибочное суждение, чреватое порой серьезными последствиями для здоровья. Ведь занятия фехтованием оказывают ощутимое воздействии на:
- опорно-двигательный аппарат;
- сердечно-сосудистую систему;
- эмоционально-психическую сферу.
Следовательно, необходимо учитывать характерные возрастные изменения связок, сухожилий, предельно допустимую частоту сердечных сокращений и возможности дыхания, а также влияние чрезмерного эмоционального возбуждения на работу сердечно-сосудистой системы во время участия в соревновательных поединках.
Понимая фехтование как искусство, которым желают овладеть начинающие взрослые, не следует забывать, что данный вид деятельности является весьма нагрузочным для организма занимающихся. Поэтому во время индивидуального урока или боевой практики всегда необходимо держать на контроле объем и интенсивность нагрузки, а также координационно-моторную сложность осваиваемых действий, чтобы не навредить.
Первые тренировочные занятия с начинающими взрослыми фехтовальщиками должны проходить в ознакомительно-подготовительном режиме, имея в виду объяснение сути приемов и подготовку мышц и суставов для их выполнения. Затем, последовательно осваивая приемы нападения и маневрирования, следует использовать их как средство постепенного повышения уровня двигательной подготовленности для дальнейшего освоения более сложных и трудоемких упражнений. Ведь у спортсменов-любителей нет отдельного дня физической подготовки. Поэтому для укрепления мышц и костно-связочного аппарата, повышения выносливости вполне реально использовать средства фехтования во время тренировочных занятий.
Необходимо также иметь в виду, что двухразовые тренировки в неделю (чаще начинающие взрослые занимаются крайне редко) не позволяют в профессиональном режиме осваивать технику и тактику фехтования. К тому же 40 – 50 индивидуальных уроков небольшой продолжительности в течение годового сезона, а также слабая переносимость нагрузок не дают должного эффекта в освоении средств единоборства из-за низкого объема многократных повторений. Кроме того тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков в подавляющем большинстве не проводится групповым методом. Следовательно, парные упражнения, как связующее звено между индивидуальным уроком и тренировочными боями, проводятся крайне нерегулярно, что существенно снижает эффекты освоения техники фехтования. Обучая взрослых новичков, имеет смысл получше присмотреться к их индивидуальным морфо-функциональным, психомоторным и двигательным особенностям, чтобы оснащать адекватными средствами единоборства с учетом длины тела и конечностей, координационных и сенсорных способностей. Не следует добиваться стандартной длины выпада, если сорокалетний начинающий фехтовальщик не обладает должным уровнем гибкости. Адаптировать двигательные качества таких спортсменов к соревновательной деятельности следует за счет правильной техники. Быстрота атаки в данном случае может быть достигнута с помощью адекватной схватке дистанции и пространственной точности действий оружием, а также опережающего туловище посыла острия на укол.
Подобным образом следует распорядиться и особенностями двигательного реагирования, формируя, например, «поздний парад» у спортсмена, быстро и точно дифференцирующего раздражители и обладающего хорошей выдержкой. А также оснащая преднамеренными действиями того, кто неплохо прогнозирует вероятные намерения противника и обладает коротким временем простой двигательной реакции. Аналогичным образом следует использовать преимущества спортсмена в реакциях предвосхищения, обучая его средствам единоборства и тактическим умениям, построенным на хорошем чувстве дистанции.
Как показывает практика, начинающие взрослые, уже сформировавшие минимальный состав действий, отличаются зрелым пониманием сути единоборства с оружием, легче осваивают тактические знания и умения и затем применяют их в соревновательных поединках. Вместе с тем поиск момента для активных действий во время боя и их реализацию во многом обеспечивает уровень владения приемами нападения и маневрирования. Именно данная часть подготовленности начинающих взрослых фехтовальщиков представляет собой проблемное звено. Стремясь поднять интерес занимающихся к занятиям фехтованием посредством личного общения во время индивидуального урока, большинство тренеров оставляет без внимания процесс освоения приемов передвижений. Все это усугубляется еще и тем, что из тренировки практически выпадают групповые упражнения в передвижениях, используемые в занятиях с новичками. Таким образом, в работе с подобным контингентом необходима установка тренера на 15-20 минутную самостоятельную работу над приемами нападения и маневрирования, выполняемую на каждом тренировочном занятии, включая также упражнения с мишенью.
Тренируя начинающих взрослых фехтовальщиков, следует тщательно контролировать стиль общения во время индивидуального урока, отказываясь от авторитарных и директивных замечаний и установок в пользу демократичного и либерального педагогического контакта. Ведь тренер, порой, бывает намного младше ученика, что нельзя не учитывать во время тренировочного сотрудни- чества.
Подводя итог особенностям работы с на- чинающими взрослыми фехтовальщи- ками, следует отметить, что основным методом обучения и тренировки должен быть индивидуальный урок. Вместе с тем в занятиях широко используются упражнения у зеркала, с мишенью, с ма-
некеном, самостоятельная работа над передвижениями, а также учебно-тренировочные бои с установками на применения осваиваемых действий и тактических умений их подготовки в боевых схватках.
Аркадьев В.А. Фехтование.- М.: Физкультура и спорт, 1959.- 372 с.
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека.- М : Теория и практика физической культуры, 2000.-274 с.
Мовшович А.Д.Фехтование на шпагах. Научные данные и спортивная тренировка.- М.: Академический проект, 2008.- 134 с.
Тышлер Д.А. Спортивное фехтование.- М.: ФОН, 1997.- 385 с.
Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. Двигательная подготовка фехтовальщиков.- М.: Академический проект, 2007.-152 с.
Источник
Глава IX. Физическая подготовка
Физическая подготовка — неотъемлемая часть тренировочного процесса фехтовальщиков на любом этапе спортивного совершенствования. В каждом периоде годичного цикла решаются ее важнейшие задачи, направленные на разностороннее физическое развитие фехтовальщиков и создание предпосылок для совершенствования технических приемов и действий.
Каждому уровню развития физических качеств человека соответствуют определенные возможности овладения двигательными навыками. С изменением уровня развития двигательных качеств изменится и способность спортсмена к овладению техникой. Совершенствование техники, в свою очередь, способствует наиболее полному и эффективному проявлению физических способностей фехтовальщика, так как его двигательные способности проявляются через физические качества и их сочетания: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, произвольное мышечное расслабление.
Физическая подготовка включает в себя общую и специальную подготовку, которые обеспечивают и всестороннее развитие спортсмена и проявление специализированных качеств, необходимых фехтовальщику.
Общая физическая подготовка направлена на подъем функциональных возможностей организма, его всестороннее развитие и приобретение разнообразных двигательных навыков. Для решения этих задач применяется вся совокупность средств физического воспитания. Однако по характеру требований к различным физическим способностям и особенностям двигательных навыков в одном ряду с фехтованием стоят баскетбол, футбол, теннис, хоккей, бокс, акробатика. Значит, можно рекомендовать тренерам и спортсменам применять с наибольшей эффективностью упражнения из указанных видов спорта.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие и специализирование проявлений физических качеств для совершенствования приемов и действий фехтования. Средствами специальной физической подготовки фехтовальщика являются приемы и действия, применяемые спортсменами в фехтовальном бою.
Следует учитывать взаимозависимость и взаимовлияние упражнений, направленных на совершенствование различных двигательных качеств. Упражнения, способствующие развитию различных физических качеств, могут либо взаимно дополнять друг друга, либо, наоборот, ухудшать развитие какого-либо качества. Поэтому физическую подготовку необходимо строить так, чтобы использовать положительные взаимодействия различных двигательных навыков и качеств и исключить отрицательное влияние на специализированность их проявлений. Необходимо учитывать также избирательное влияние упражнений на выработку отдельных качеств. Однако наибольшее развитие одного качества возможно только при одновременном повышении уровня развития других.
Для участия в соревнованиях фехтовальщик должен обладать высоким уровнем физической подготовленности. На протяжении 3-4 дней соревнований боец переносит очень большие нагрузки, проводит по 20 и более поединков в день, находясь в обстановке постоянного соревновательного напряжения по 8-12 часов ежедневно.
Чтобы нанести один укол, спортсмену иногда приходится выполнять более 10-15 подготавливающих действий. В ходе лишь одного поединка фехтовальщик нередко выполняет до 30-40 выпалов и возвращений из выпада с максимальным приложением скоростно-силовых усилий — в пределах не менее 120-160 кг. Ведение боя требует также сохранения боевой стойки при маневрировании шагами и скачками, выполнения предельно быстрых атак шагом вперед и выпадом, «стрелой». А ведь фехтовальщик действует в условиях, усложненных защитной одеждой и маской, которые затрудняют дыхание и теплообмен, отрицательно сказываются на точности восприятий.
Чем у спортсмена крепче здоровье, чем выше работоспособность организма, тем лучше он воспринимает тренировочные нагрузки и быстрее достигает высокого уровня развития двигательных качеств. Физическая подготовленность создает основу для совершенствования спортивной техники, которую следует рассматривать как форму проявления двигательных возможностей фехтовальщика, а также условия для психической устойчивости, проявления волевых качеств.
В каждом виде спорта, и в частности в фехтовании, «набор» требуемых физических качеств должен выражать специфику двигательных свойств, характерных для вида спортивной деятельности. Совершенствование физической подготовленности фехтовальщиков должно иметь главной целью сочетание и углубленное развитие специфических качеств. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей спортсмена, развитие его лучших качеств приводит к достижению спортивного мастерства.
Быстрота. Успех фехтовальщика в бою в значительной мере зависит от быстроты и внезапности действий, умения изменять скорость движения. Известно, что быстрота имеет ряд форм проявления (латентное время, быстрота одиночного движения, темп и др.), независимых друг от друга.
Воспитание быстроты фехтовальщика направлено на развитие скорости боевых движений и быстроты двигательной реакции на изменение ситуаций. Для решения первой задачи применяются приемы и действия, выполняемые с предельной или околопределыюй скоростью. Развитие скорости двигательной реакции на внезапное изменение ситуации осуществляется специальными упражнениями с оружием и без него, а также использованием спортивных игр (баскетбол, гандбол, футбол и др.). Кроме того, спортивные игры — эффективное средство развития быстроты в длительной работе переменной интенсивности, что исключительно важно для фехтования.
Для убыстрения реакции могут использоваться педагогические задачи, направленные на ускорение, как целостного выполнения действия, так и его компонентов, а также на сокращение скрытого периода реакции. При этом следует иметь в виду, что стабилизация ременных показателей выполняемого движения сигнализирует о необходимости изменения условий его выполнения.
Развивая быстроту реагирования, необходимо учитывать вид фехтования, которым занимаются спортсмены, и применять специфические сигналы. Так, для фехтовальщиков на рапирах и шпагах наиболее типичными раздражителями будут тактильные и зрительные сигналы. Для сабельного фехтования в большей мере свойственны зрительные раздражители. Конечно, следует применять разнообразные сигналы, в том числе и не характерные для фехтовальной деятельности, однако ведущими должны быть специфические раздражители.
Весьма важно варьирование силы самого сигнала. При этом сила раздражителя может определяться не только его абсолютной величиной, но и относительной скоростью или продолжительностью сигнала.
В процессе развития быстроты двигательных реакций совершенствуется способность фехтовальщика точно различать, дифференцировать микроинтервалы времени. При использовании прибора, измеряющего время специфических реакций, прием или действие вначале выполняют с максимальной скоростью. Потом занимающемуся сообщается показанное им время. Далее прием выполняется также с наивысшей скоростью, однако фехтовальщик должен сам оценить время выполнения, после чего для сравнения ему сообщается истинное время. Постоянное сопоставление субъективных ощущений времени с объективными показателями развивает способность различать малейшие временные характеристики, благодаря чему повышается быстрота реагирования. На следующем этапе совершенствования быстроты реакции спортсменам задается время выполнения приема. Это создает предпосылки к развитию у фехтовальщика способности управлять быстротой своих действий.
Для совершенствования быстроты движений целесообразны средства, используемые в легкой атлетике для подготовки спринтеров с учетом специфики фехтования. Можно рекомендовать следующие упражнения:
рывки (старты) на 10-20 м из разных исходных положений (боевой стойки, низкого и высокого старта, положения лежа, сидя, спиной к направлению движения и т. д.);
чередование медленного бега с рывками на 15-20 м;
скоростные движения руками, сопровождающиеся сжиманием и разжиманием пальцев (размахиванием, ударными движениями);
скоростные движения ногами (стопами, голенями), имитация бега на месте и т. д.;
соревнования на быстрейшее преодоление небольших расстояний (30-60 м) бегом, шагами вперед и назад, скачками вперед и назад, выпадами, прыжками на одной и двух ногах и т. п.;
рывки с доставанием или перехватыванием предметов, летящих с разной скоростью и на разной высоте, выполняемые из разных стартовых положений (низкого, высокого старта, боевой стойки и др.).
Быстрота движений и скорость реагирования могут быть увеличены только соответствующим волевым усилием, для чего необходимо использовать специальные задания, например:
введение в занятия элемента соревнования (если занимающиеся не равны по силам, применяется гандикап);
применение сигналов, диктующих темп движения или реагирования, в том числе использование электромишени, метронома и т. п.;
использование инерции движения при выполнении атаки «стрелой» после предварительного скачка, шага и выпада и др.;
выполнение передвижения по наклонной дорожке;
включение дополнительного задания, заставляющего ускорять действия, в частности после ответа перед взятием последующей защиты произвести ремиз.
Для совершенствования быстроты необходимо повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью. Но многократное выполнение одного и того же действия приводит к нежелательной стабилизации или снижению достигнутого уровня быстроты. Выполнение упражнения следует прекратить, предупреждая появление утомления и снижение скорости движения или увеличение времени двигательной реакции.
Сила. Воспитание всех физических качеств тесно связано с развитием силы. Так, силовые упражнения содействуют росту быстроты только при условии проявлений силы в том же движении, в котором необходимо добиться повышения скорости.
Для специализированного проявления силы фехтовальщикам необходимо:
развивать силовые качества, облегчающие овладение приемами и действиями фехтования;
приобретать и совершенствовать способности осуществлять динамические и статические усилия в боевой стойке и скоростно-силовые усилия при передвижениях и управлении оружием;
развивать способности рационального проявления силы в разнообразных условиях.
Средства силовой подготовки могут быть избирательного или общего воздействия. Для избирательного воздействия применяются упражнения с отягощениями. Общее воздействие с вовлечением в деятельность основных мышечных групп проводится обычно с использованием веса собственного тела. Силовые упражнения имеют статический или динамический характер.
Для того чтобы поза боевой стойки (как наиболее удобная для боя) стала привычной, следует применять упражнения с отягощениями, развивающие силу мышц ног, спины, груди и брюшного пресса, а также мышц кисти и предплечья. Однако в подготовке фехтовальщика должны преобладать скоростно-силовые упражнения динамического характера, в которых проявление силы достигается путем увеличения скорости движения.
Необходимо предостеречь фехтовальщиков от чрезмерного увлечения упражнениями с амортизаторами. Движения фехтовальщика в бою характерны обратным соотношением усилий и скорости, чем в упражнениях с амортизаторами, поэтому злоупотребление ими может отрицательно сказаться на развитии быстроты.
Средства общего воздействия, направленные на развитие силы:
подскоки в приседе или положении боевой стойки, выпада;
приседания на одной или двух ногах;
прыжки на одной или двух ногах на месте и в движении, с переменой направления, в группировках различного вида;
прыжки в длину с места, после небольшого разбега, тройные прыжки, прыжки в высоту;
движения «стрелой» (3-5 попыток в одном направлении и с переменой направления);
вращения, круги, махи гимнастической палкой, булавами, оружием;
игры с задачей выталкивания партнера, перетягивания предмета (набивного или малого мяча).
Для развития силы применяются повторный и прогрессирующий варианты выполнения упражнений и их сочетания. Увеличение нагрузки достигается увеличением отягощения, скорости движений, количества повторений.
Вес фехтовального оружия не представляет особых затруднений для управления им, однако для быстрого выполнения действий (особенно нападений) фехтовальщик должен обладать хорошими скоростно-силовыми качествами, которые совершенствуются в упражнениях динамического характера с небольшими отягощениями, но с максимальной скоростью и полной амплитудой. При ограниченной амплитуде движений активизируются мышцы-антагонисты, что отрицательно сказывается на скоростной структуре движений.
Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств фехтовальщиков можно рекомендовать следующие контрольные упражнения:
бег на 60 м на время с тремя поворотами (отрезки по 15 м);
бег на 30 м на время с высокого старта;
прыжок толчком двумя ногами в длину с места;
прыжок в длину с трехметрового разбега;
прыжок в высоту с места.
Для развития силы и контроля за уровнем специальной скоростно-силовой подготовленности можно применять следующие упражнения:
атака «стрелой» (учитывается длина прыжка по сзади стоящей ноге) из боевой стойки;
скачок назад (учитывается длина скачка по впереди стоящей ноге) из боевой стойки;
скачок назад (учитывается длина скачка по впереди стоящей ноге);
простая атака (выпадом) на зрительный раздражитель * ;
простая атака (выпадом) на тактильный раздражитель;
атака с выбором со средней дистанции на зрительный раздражитель;
атака с выбором со средней дистанции на тактильный раздражитель;
атака с дальней дистанции с выбором и переключением.
* ( В этом и последующих упражнениях, выполняемых с использованием рефлексомеров, учитываются время моторного компонента, латентное время, точность попаданий в мишень.)
Ловкость. Способность фехтовальщиков к технико-тактической импровизации в боях с различными противниками свидетельствует об уровне ловкости. Воспитание ловкости фехтовальщика — это совершенствование способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией боя.
Для развития ловкости необходимо обогащать занимающихся новыми и разнообразными навыками и умениями, включать в упражнения элементы, связанные с определенными координационными трудностями. Средствами для развития ловкости в первую очередь являются бои, особенно с незнакомыми противниками, завязки, «немые уроки». Хороший эффект дает применение спортивных и подвижных игр, акробатических прыжков, упражнений в жонглировании, например:
игры-соревнования, в которых надо соблюдать равновесие и одновременно выполнять заданные движения или бороться с противником;
комбинированные эстафеты, включающие бег, прыжки, перелезание, ползание, перемещение предметов (передача мяча с помощью двух палок, на ракетке и т. д.);
акробатические прыжки (кувырки, перекаты, перевороты) в различных группировках и направлениях;
жонглирование предметами одной и двумя руками.
Специализированными средствами развития ловкости могут быть:
применение необычных исходных положений для выполнения «стрелы», выпада, укола, удара и т. д.;
выполнение приемов и действий в левосторонней (если фехтовальщик правша) и правосторонней (если фехтовальщик левша) «боевой стойке;
изменение темпа и ритма движений при выполнении передвижений, ведение боя в замедленном темпе и т. д.;
изменение пространственных границ единоборства (выполнение приемов на уменьшенной площади, бой на укороченной дорожке и т. д.);
смена техники выполнения приемов и действий (выполнение передвижений плавно и скачкообразно, разнообразие способов атаки «стрелой», выпада и т. д.);
усложнение упражнений дополнительными движениями (пружинистыми приседаниями в конце выпада и перед возвращением из выпада назад, повторными уколами или ударами между атакой и защитой и т. д.);
выполнение фехтовальных приемов без предварительной подготовки;
изменение привычной формы единоборства (бой втроем по треугольнику, бой двух против трех и т. д.);
выполнение приемов и действий на фоне отвлечения (беседа, разговор, ответы на вопросы тренера, решение простейших задач и т. д.).
Развитию ловкости могут способствовать любые упражнения, пока их выполнение связано с определенными координационными трудностями. По мере автоматизации навыка воздействие упражнения на развитие ловкости уменьшается. Дальнейшее совершенствование средств фехтования возможно в новых, ранее не известных, сочетаниях.
Ловкость, как и другие двигательные качества, имеет различные формы проявления, однако совершенствовать ее наиболее важно специализированными средствами (управление оружием, передвижение по полю боя и т. п.). При этом следует учитывать разнообразие сочетаний движений вооруженной руки и ног, максимальные усилия (для достижения высокой скорости) в различных фазах выполнения приемов и действий.
Для успешного применения действий в фехтовательном бою необходимо, чтобы ловкость сочеталась со специализированным проявлением силы, быстроты, выносливости, гибкости, умением расслабляться.
Гибкость. Подвижность в суставах, амплитуда движений должна позволять фехтовальщику наилучшим образом проявлять силу, быстроту, выносливость, ловкость.
Средствами для развития и поддерживания гибкости являются движения гимнастического характера на растягивание, воздействующие на отдельные группы мышц, связок, способствующие увеличению амплитуды движений.
Упражнения, направленные на развитие гибкости, необходимо сочетать с силовыми (где увеличение амплитуды движений связано со значительными усилиями), в том числе и упражнениями с отягощениями. Целесообразны также упражнения, специализирующие проявление гибкости (например, пружинистые приседания, покачивания в выпаде; выпады максимальной длины из низкого седа в одну и другую сторону; напряженные вращения выпрямленными руками, а также со сгибанием и выпрямлением рук вперед, в стороны, вверх; упражнения с оружием с максимальной амплитудой.
Упражнения на растягивание целесообразно выполнять ежедневно сериями. В одно занятие включается несколько серий. По ходу занятий амплитуда доводится до предела (без болевых ощущений). Движения прекращаются, как только вследствие утомления уменьшается их амплитуда.
Выносливость. Напряженность соревнований и тренировочных занятий требует от фехтовальщика обязательного совершенствования выносливости, так как в ходе соревновательных боев спортсмен выполняет большую по объему работу высокой интенсивности. Каждый бой, проводимый со значительным напряжением, сменяется отдыхом, в котором психическое напряжение не всегда успевает прийти к норме, а иногда под влиянием ожидания боя с сильным противником даже возрастает. Если же перерывы между боями затягиваются, но нервное напряжение сменяется спадом. Появляется необходимость приводить организм в состояние боевой готовности новой специальной разминкой, отбирающей значительные силы.
Выносливость фехтовальщика характеризуется способностью к длительной прерывисто-скоростной работе с высокой координацией и точностью движений на фоне больших психических напряжений.
Специфическая работоспособность фехтовальщика должна развиваться в единстве с общей выносливостью. Отличным средством совершенствования выносливости являются спортивные игры, особенно футбол, баскетбол и хоккей. Положительный эмоциональный, фон, необходимость решать разнообразнейшие тактические задачи, более длительные, чем в фехтовальной схватке, рабочие моменты содействуют развитию выносливости.
Для развития общей выносливости фехтовальщика используются также бег, плавание, гребля, лыжи, коньки. Однако этим упражнениям необходимо придавать особый характер, чередуя снижение быстроты выполнения с внезапными ускорениями.
Однако в тренировке фехтовальщик должен уделять достаточное внимание специфическим упражнениям в маневрировании и управлении оружием. Развивая выносливость заданиями на маневрирование с сохранением боевой стойки, следует регламентировать тренировку, определяя ее продолжительность или объемы выполняемых передвижений.
Для выработки выносливости в длительном управлении оружием с высокой точностью рекомендуется выполнение серий уколов (ударов) на манекенах и мишенях на время и с определенной скоростью из положения боевой стойки, выпада, в сочетании с передвижениями. Могут быть также проведены соревнования между партнерами на продолжительность выполнения упражнений, количество попыток и т. д.
Важнейшим и наиболее объемным средством развития выносливости являются бои. Следует иметь в виду, что наиболее ответственные финальные бои проводятся в конце соревнований, когда фехтовальщик значительно утомлен. Но именно эти бои требуют от спортсмена максимального уровня проявлений технико-тактического мастерства. Поэтому в тренировочном процессе следует периодически проводить совершенствование приемов и действий на фоне утомления. Такие тренировки, развивая специальную выносливость, совершенствуют волевые качества, адаптацию организма к условиям соревновательной деятельности.
Можно рекомендовать проведение учебных боев со следующими заданиями: бои без перерыва с 3-5 фехтовальщиками; бои на 7, 9, 11, 13, 15 уколов (ударов); 3-5 боев с различными фехтовальщиками на 11-15 уколов (ударов); с укороченным временем боя; без отдыха между поединками; бои с преимуществом в один укол (удар) с целью выиграть в оставшиеся 1-2 мин.; тренировочные соревнования по круговой системе в несколько этапов и т. д.
Выполнение упражнений для развития специальной выносливости должно проходить с определенной скоростью. Повышение нагрузки может идти путем увеличения ее продолжительности, количества повторений или интенсивности движений. Для воспитания выносливости интенсивность работы должна возрастать без уменьшения объема, однако объем и интенсивность следует увеличивать, соблюдая принцип постепенности физических нагрузок.
Систематическая тренировка выносливости содействует повышению работоспособности фехтовальщика. А это обеспечивает хорошие условия для проявления других двигательных свойств, экономичности мышечной деятельности, большей способности к мобилизации всех функций и ресурсов организма, устойчивости к сбивающим факторам соревнований, лучшего психического состояния.
Произвольное мышечное расслабление. Соревновательная деятельность фехтовальщиков требует умения управлять уровнем мышечных напряжений. Сильнейших спортсменов отличает умение включать в работу в основном мышцы, обеспечивающие выполнение приема, оптимально дозировать степень усилий, произвольно расслаблять неработающие мышцы.
Быстрые и точные движения клинком возможны только при условии правильного чередования мышечного напряжения с расслаблением. Особенно важно, чтобы тонус мышц плеча не превалировал над тонусом мышц предплечья и кисти.
В тренировке фехтовальщиков следует уделять достаточно внимания совершенствованию произвольного расслабления мышц. Необходимо помнить, что латентное время расслабления больше латентного времени сокращения мышц. При определенных условиях недостаточно развитое умение произвольно расслаблять мышцы может привести к явлению, которое называется скоростной напряженностью и зависит отчасти от исходного состояния тонуса мышц (так называемой тонической напряженности). С тонической напряженностью связана и координационная напряженность, которая наблюдается у новичков при обучении технике. Путь избавления от излишней напряженности, мешающей проявлению быстроты и точности, лежит через освоение произвольного мышечного расслабления.
Для освоения произвольного мышечного расслабления фехтовальщикам необходимо:
развивать способность отчетливо различать ощущения, свидетельствующие о расслаблении мышц, применяя упражнения с различными вариантами перехода от напряжения к расслаблению (уменьшать напряжение мышц до «падения» расслабленной части тела под влиянием собственной тяжести; переходить от напряжения к расслаблению медленно, добиваясь максимально большего количества «ступенек» перехода; переходить от напряжения к расслаблению контрастно, быстро; последовательно расслаблять различные мышечные группы);
совершенствовать умение максимально расслаблять различные мышечные группы, выполняя упражнения в пассивном раскачивании расслабленных частей тела;
развивать способность расслаблять одни группы мышц и одновременно напрягать другие, самостоятельно определять момент максимального расслабления работающих мышц.
Упражнения для совершенствования умения произвольно расслаблять мышцы должны вырабатывать способность регулировать состояние мышц как во время работы, так и во время отдыха, изменять степень их напряжения и расслабления.
Методика применения средств физической подготовки. В процессе спортивной тренировки все разделы физической подготовки настолько тесно взаимосвязаны, что провести четкое разграничение, например, между упражнением, развивающим силу, и упражнением, развивающим быстроту, во многих случаях почти невозможно.
Выбор средств физической подготовки зависит от специфики вида фехтования, периода тренировки, индивидуальных особенностей фехтовальщика.
Тренировочное занятие по общей физической подготовке должно строиться по определенной схеме. После разминки с включением упражнений на гибкость выполняются упражнения, развивающие быстроту (их количество и интенсивность могут быть значительными), затем силу или ловкость.
Упражнения на быстроту и ловкость требуют высокой интенсивности мышечных сокращений и большой подвижности процессов возбуждения и торможения. Поэтому сохранение необходимой координации движений при скоростной работе и сложных заданиях, требующих ловкости, может быть достигнуто только при отсутствии значительного утомления, т. е. в начале основной части урока. Работа на выносливость целесообразна во второй половине занятий, потому что к этому времени начинают наиболее полно функционировать органы дыхания, кровообращения. К тому же упражнения на выносливость выполняются с меньшей интенсивностью мышечных сокращений, что позволяет сохранить координацию движений и при некотором утомлении.
Наряду со средствами общего характера (кроссы, спортивные игры и др.) следует применять и упражнения избирательного, локального воздействия. Особенно важно учитывать соответствие упражнения специфике фехтовального спорта.
В тренировке взрослых спортсменов главные объемы средств физической подготовки целесообразно направить на развитие наиболее присущих фехтованию качеств — быстроты, ловкости, выносливости. Однако в работе с юными фехтовальщиками в целях ускорения их технического роста средства, направленные на развитие гибкости и ловкости, должны превалировать над средствами, развивающими быстроту, силу и выносливость.
В годичном цикле тренировочного процесса педагогические задачи использования средств физической подготовки во многом подчинены решению задач приобретения и сохранения тренированности. Поэтому в подготовительном периоде первоначально восстанавливается (поднимается) уровень общей выносливости, а затем силы, быстроты, ловкости, гибкости. Во второй части подготовительного периода делается акцент на развитие быстроты и ловкости, причем резко увеличивается удельный вес специализированных средств.
В основном периоде в целях поддержания достигнутого уровня физической подготовленности помимо специализированных средств наиболее целесообразны спортивные игры, предъявляющие разносторонние требования к качествам и навыкам фехтовальщиков.
В переходном периоде задачи ликвидации имеющихся недостатков в развитии отдельных качеств совмещаются с направленностью на рост физического развития, особенно благодаря упражнениям на силу, гибкость и ловкость. Разносторонность физического развития фехтовальщиков является необходимой предпосылкой достижения высоких и стабильных спортивных результатов.
Источник