- Физкультура для детей с ОВЗ
- Значение и особенности АФК
- Рекомендации по преподаванию физкультуры
- ЛФК для детей-инвалидов
- Лечебная или адаптивная физкультура
- Рекомендации ЛФК
- Специалист ЛФК
- Оборудование для занятий
- Брусья реабилитационные
- Гимнастическая скамья
- Лестница для ходьбы
- Шведская стенка
- Реабилитационный спортивный комплекс
- Тележка с гимнастическими снарядами
- Другое оборудование
- Примеры упражнений
- Развитие двигательного аппарата
- Стимуляция двигательного аппарата
- Развитие гибкости и растяжки
- Упражнения на расслабление
- Видео Анны Куркуриной
- Заключение
Физкультура для детей с ОВЗ
Значение и особенности АФК
Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.
Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.
В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:
1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
многообразие упражнений и условий их выполнения
разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)
разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние
развитие речи (подвижные игры с речетативами)
развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)
развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.
Рекомендации по преподаванию физкультуры
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.
Рассмотрим два метода.
«Эволюционный метод двигательной реабилитации».(автор Н.Н Ефименко)
Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или » 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.
1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.
2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.
3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.
4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.
в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками
в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами
5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). «Ползанье по-пластунски»→ «Ползанье на нижних четвереньках»→ «Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».
6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).
7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).
8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.
Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.
Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.
Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:
перед изучением нового материала для закрепления разученных движений
после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.
Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:
проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия
бег с перепрыгиванием препятствий
ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах
ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов
бег с ведением мяча
передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах
бег змейкой между предетами
ходьба с перешагиванием предметов
передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам
акробатические кувырки вперед и назад
бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)
лазанье по канату
бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)
В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.
Противопоказания к АФК
Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания
Нарушения спинального кровообращения
Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки
Осложненный сахарный диабет
Остеохондроз позвоночника с осложнениями
В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.
Источник
ЛФК для детей-инвалидов
Рассмотрим общие рекомендации ЛФК для детей инвалидов, примеры упражнений, рассмотрим кто такие специалисты лечебной физкультуры.
Лечебная или адаптивная физкультура
Лечебная (адаптивная) физкультура для детей-инвалидов необходима для того, чтобы восстанавливать функции организма или возможные останавливать негативные процессы в организме.
Специальные упражнения помогают бороться с параличом и способствуют его торможению. ЛФК также может назначаться, если есть только предпосылка или незначительные отклонения.
Постоянная работа с детьми – залог возвращения контроля над движениями. Координация будет постепенно возвращаться, а значит, улучшится чистота движений всеми частями тела.
Физическая реабилитация детей инвалидов или страдающих ДЦП проводится с целью улучшить и облегчить их жизнь.
Всегда есть надежда, что при постоянном выполнении различных комплексом, необходимых мероприятий и постоянно развивать детей в инвалидной коляске, то ребенок в итоге сможет выполнять многие виды работ, не говоря уже о самостоятельном обслуживании.
Проведение ЛФК позволяет постепенно улучшить точность движений, их диапазон, что позволит ребенку-инвалиду в дальнейшем жить нормальной жизнью.
Рекомендации ЛФК
В начале обязательно нужно проконсультироваться со специалистом ЛФК, определиться с набором упражнений и методиками.
В любом случае начинать тренировки нужно с легких упражнений и переходить к более сложным.
Основные принципы, по которым необходимо производить восстановление двигательных возможностей:
- специальные упражнения должны проводиться одни за другими, а перерывы между ними минимальны;
- крайне не рекомендуется нарушать систему и регулярность, пропуская занятия;
- специалисты рекомендуют постепенно наращивать физическую нагрузку, чтобы укреплять мышечные ткани и сухожилия;
- профилактические упражнения должны быть индивидуальными для каждого малыша, с учетом определенных физических отклонений;
- курс ЛФК должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивать не только физический, но и психологический прогресс;
- при назначении курса необходимо учитывать возраст.
Немаловажно проводить коррекционно-воспитательную работу, чтобы компенсировать все нарушения функций организма.
Чем раньше будет назначена лечебная физкультура для детей-инвалидов, тем быстрее они станут прогрессировать.
Нельзя упустить ни один день. Чем младше ребенок, тем быстрее поддается улучшению опорно-двигательная система.
Специалист ЛФК
Важным моментом в понимании родителей должен быть тот факт, что ребенок должен постоянно заниматься и с инструктором и с самим родителями.
Специалисты разрабатывают комплекс тренировок, следят за развитием и, при необходимости, вносят корректировки.
Важной составляющей работы инструкторов является психологическая сторона взаимодействия с ребенком. Грамотный специалист будет делать все необходимое, чтобы у детей было желание и настроение работать.
Основные задачи специалистов лечебной физкультуры по работе с детьми:
- научить ползать на животе, становиться на четвереньки и передвигаться в таком положении;
- улучшить координацию, повысив уровень двигательного развития, научив стойке на коленях, самостоятельному подъему с пола, используя на начальных этапах подручные средства, ставить ноги и выпрямлять их, стоять рядом с опорой, держась или не держась за нее;
- скорректировать сгибательно-приводящую установку кистей;
- улучшить подвижность суставов рук, плечевого и тазобедренного пояса;
- научить преодолевать патологические тонические рефлексы;
- развить статистическую и динамическую устойчивость;
- сформировать предметную манипуляцию руками;
- улучшить ориентировочную способность;
- способствовать развитию жестикуляционной речи.
Это далеко не все задачи, стоящие перед специалистами. Во многом они зависят от имеющихся способностей и возможностей.
Чем точнее будет составлен план реабилитации, тем проще будет добиваться успеха в развитии ребенка.
Оборудование для занятий
Для тех, кто планирует тренировать ребенка в домашних условиях, рекомендуется иметь дома несколько тренажеров и оборудование.
Ниже я перечислю основные виды оборудования для занятий ЛФК, наличие которых поможет заниматься с детьми с отклонениями.
Брусья реабилитационные
Бывают разных видов. Вот самые простые:
Вот пример более усложненных брусьев:
Гимнастическая скамья
Это еще один очень удобный вид тренажера, который бывает разных размеров:
Лестница для ходьбы
Более сложное оборудование, которое, скорее всего, можно поставить на своем участке рядом с домом:
Шведская стенка
Один из самых известных тренажеров, который до сих пор используется и специалистами ЛФК и профессиональными спортсменами.
Реабилитационный спортивный комплекс
Состоит из брусьев, лестницы, опорной тележки, платформы для ходьбы. Предназначен для занятий ЛФК, занятий по восстановлению навыков ходьбы, упражнений для развития равновесия.
Такой комплекс вполне можно поставить дома, т.к. он имеет следующие размеры:
- длина — 3 м (300 см);
- ширина — 70 см;
- высота — 180 см.
Тележка с гимнастическими снарядами
Это небольшой набор различных гимнастических предметов:
Другое оборудование
Кроме того, в специализированных магазинах можно купить и другие тренажеры и оборудование:
- Опоры для ползания для детей;
- Ходунки для детей больных ДЦП;
- Опоры для лежания;
- Детские ходунки роллаторы;
- Мотивационно-игровые модули;
- Велотренажеры педальные;
- Виброплатформы;
- Системы ортопедических подушек;
- Иппотренажеры для реабилитации;
- и др.
Примеры упражнений
Главный принцип подбора методики и набора упражнений – индивидуальность, поэтому в одной статье сложно привести конкретные комплексы ЛФК для детей-инвалидов.
Врачи определяют, как проявляется патология, и только после этого назначают определенный вид лечебных упражнений. Это могут быть и специальные гимнастические упражнения, и купание в бассейне.
Приведу несколько основных упражнений, которые можно использовать.
Развитие двигательного аппарата
Исходное положение — ребенок садится на пятки таким образом, чтобы стопа максимально ровно находилась на поверхности.
Далее инструктор или член семьи становится впереди и кладет руки себе на плечи и фиксирует область таза своими руками. После этого начинается постепенное наклонение таким образом, чтобы в конечном итоге он оперся на колени.
Далее необходимо взяться ладонями за подмышки и наклонять в разные стороны.
Со временем необходимо немного ослаблять свое усилие, чтобы обучаемый пробовал сам перемещать центр массы. Амплитуда должна быть такая, чтобы при перенесении тяжести на одну ногу другая отрывалась от пола.
Когда это будет получаться, можно пробовать разводить ручки по сторонам, чтобы улучшалось равновесие.
Стимуляция двигательного аппарата
Исходное положение — малыш сидит на стуле, а тренер становится впереди, лицом к нему.
Дальше необходимо выполнить фиксацию ножек малыша своими ногами, взять его за руки и аккуратно потягивать их к верху, на себя и в стороны.
Со временем стараться делать так, чтобы он опирался на ноги и вставал в таком положении при помощи инструктора и самостоятельно.
Развитие гибкости и растяжки
Исходное положение — ребенок садится на пол и вытягивает ноги ровно, таким образом, чтобы корпус тела находился в перпендикулярном положении.
Естественно, обучающий должен постоянно находиться рядом и помогать.
На выдох выполняются наклоны вперед. Нужно стараться, чтобы обучаемый тянулся руками к кончикам ног. При необходимости, можно помогать при наклоне.
Упражнения на расслабление
Для расслабления верхних конечностей необходимо, чтобы малыш лег на спину.
Далее инструктор фиксирует ему туловище. Можно аккуратно сесть на ребенка, не опираясь всем весом тела.
Далее, фиксируя одной рукой область плеча, тянет за руку вверх.
В таком положении необходимо подождать 10-15 секунд.
Дальше инструктор переходит на другую руку ребенка.
Видео Анны Куркуриной
Рекомендую посмотреть видео с канала Анны Куркуриной, украинской спортсменки и тренера, абсолютной чемпионки мира по пауэрлифтингу, в котором она показывает опыт и упражнения для лечения ребенка с инвалидностью.
Сама Анна более 17 лет ведет тренерскую деятельность и проводит профессиональные мастер-классы и семинары для тренеров.
Заключение
Практически все специалисты, которые длительное время работают с детьми-инвалидами и больными ДЦП отмечают, что они значительно быстрее развиваются, если проводить упражнения постоянно, начиная с самого раннего возраста.
Кроме этого, они отмечают важность индивидуального подхода к каждому малышу, если учитываются всё необходимое и все особенности пациента.
Упорный труд и любовь к детям – залог успеха при проведении ЛФК, поэтому родителям нельзя отдавать ребенка на откуп специалиста, а нужно постоянно заниматься с ним самим.
Источник