- Модифицированная программа кружка по акробатике с элементами художественной гимнастики «Грация» для детей 5–7 лет
- Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
- Польза гимнастики для детей
- Особенности детской гимнастики
- Для девочек и мальчиков
- Для разных возрастных групп
- Когда и сколько можно заниматься
- Противопоказания
- Как сделать занятия не скучными
- Подготовка к зарядке
- Примерные комплексы упражнений для детей в домашних условиях
- 4-5 лет
- 6-7 лет
- 8-10 лет
- Обучение гимнастическим трюкам
- Видео-комплекс гимнастических упражнений для детей
Модифицированная программа кружка по акробатике с элементами художественной гимнастики «Грация» для детей 5–7 лет
Михайлова Евгения
Модифицированная программа кружка по акробатике с элементами художественной гимнастики «Грация» для детей 5–7 лет
Образовательная программа
Кружок по акробатике с элементами художественной гимнастики «Грация» для детей 5-7 лет
Пояснительная записка.
Целью современного образования является всестороннее развитие ребенка. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств является основными задачами дошкольного образования.
Для реализации данных задач необходимо своевременное и правильное организованное физическое воспитание в дошкольном учреждений, так как в этом возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка.
Одним из оптимальных средств физического развития является акробатика
Акробатика – это универсальная форма физической активности, система специальных физических упражнений, методических приемов используемых для укрепления здоровья и гармоничного развития.
Акробатические упражнения развивают физические качества, учат детей владеть своим телом, что способствует предупреждению травматизма в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях, так же воспитывают морально — волевые качества. У детей данные упражнения вызывают большой интерес своей красотой и зрелищностью. Показ на публике или просто перед своим друзьям вызывают восторг, повышают самооценку выступающего и формируют дальнейшую потребность к занятиям спорта.
Именно в дошкольный период необходимо начинать занятиям акробатикой и гимнастикой. Ведь возраст 5-7 лет является сенситивным для развития гибкости. Систематические занятия сохраняют и развивают природную гибкость позвоночника, подвижность суставов, растяжку мышц и связок. В этом возрасте дети легче осваивают акробатические упражнения, так как в этот период притуплено чувство страха перед выполнением сложного упражнения.
В программу по физическому развитию дошкольников включены акробатические упражнения, но количество занятий отведенных на этот раздел минимально.
Актуальность. В системе дополнительного образования существенное место занимает кружковая работа. Данная форма работы позволяет углубленно заниматься с детьми.
Изучив и обобщив опыт работы Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиновой по программе «Старт», я организовала кружок по акробатике для детей 5-7 лет.
Цель: Углубленное обучение детей акробатическим упражнениям в доступной для них форме и овладение элементами художественной гимнастики.
Задачи:
Образовательные:
• развитие физических качеств: быстроты реакции, ловкости, координации, силы, ориентировки в пространстве;
• сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов;
• формировать оптимальный двигательный стереотип;
• обучение акробатическим упражнениям;
• приобретение практических навыков и теоретических знаний по акробатике и гимнастике.
Воспитательные:
• формирование потребности к занятиям физической культуре и спорту;
• способствовать проявление морально-волевых качеств;
Оздоровительные
• укрепление мышечного корсета;
• укрепление мышц голеностопного сустава;
• развитие дыхательной системы.
Тип программы. Модифицированная.
Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
В первый год сформирована одна группа детей 5-7лет. в количестве 10-12 человек. Занятия проходят два раза в неделю по 25-30 минут.
Во второй год работы кружка была создана еще одна группа из детей вновь пришедших на занятия. Те же дети, которые уже ходили, переходят в группу второго года обучения, продолжительность занятия составляют 30-35 минут.
Диагностика: В начале и в конце года проводится диагностика по следующим показателям:
• Динамометрия правой и левой кист (кг);
• Наклон вперед из И. П. стоя (см);
• Статическое равновесие «Цапля» (сек);
• Удержание рук и ног лежа на животе «Лодочка» (сек);
Перспективный и календарный план разрабатываю ежегодно, в начале учебного года.
Форма проведения: занятие, выступление детей на развлечениях, праздниках (акробатические композиции, спортивные танцы, экскурсии и встречи со спортсменами, открытые занятия, отчетные концерты, представление и обобщение опыта на городском методическом объединении, педсоветах, семинарах-практикумах.
Принципы: Занятия построены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, используется принцип систематичности и постепенности (от простого к сложному). Обучение начинается с наиболее простых элементов «кольцо», «коробочка» и т. д., учитывая физиологические способности детей, состояние опорно-двигательного аппарат и уровень подготовленности детей. Простые упражнения составляют базу для белее сложных упражнений. Выполнение сложных акробатических упражнений «колесо», стойка на голове, требующие специальной подготовки, выполняются на втором году обучения, только индивидуально и со страховкой инструктора.
Структура и методические особенности занятий: Занятие состоит из трех частей.
Подготовительная часть. Задачи: организация группы, повышения внимания и эмоционального состояния; подготовит организма к предстоящей нагрузке.
Средства: строевые упражнения; разновидности ходьбы и бега; несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, танцевальные комбинации (из раннее изученных элементов). Общеразвивающие упражнения с элементами акробатики.
Методические особенности: поточный метод, он предлагает выполнение упражнений без остановки. Показ и рассказ осуществляют по ходу выполнения упражнений.
Основная часть. Задачи: развитие и совершенствование основных физических качеств, формирование правильной осанки, воспитание волевых и моральных качеств, творческой активности, обучения основным прикладным навыкам, изучение и совершенствование специальных упражнений акробатики.
Средства: акробатические упражнения, группировки, перекаты, кувырки и растягивания и расслабления. Специальные упражнения для формирования правильной осанки, ритмические упражнения, равновесия, прикладные упражнения.
Методические особенности: Методам показа и рассказ техники выполнения упражнений. Посредством этого у детей создаются двигательные представления о движениях. Обычно на занятиях разучиваемое упражнение показывает инструктор. В отдельных случаях его могут выполнять специально подготовленные дети.
Заключительная часть. Задачи: постепенное снижение нагрузки; подведение итогов занятия.
Средства: упражнения на расслабления, несложные, спокойные упражнения на связь движений с музыкой, малоподвижные игры, короткие беседы, аутотренинг, релаксация.
Методические особенности: постепенное снижение нагрузки и подведение итогов проделанной работы. Задание на дом.
Этапы и методы обучения акробатическим упражнениям.
На первом этапе обучения создают предварительное представление об изучаемых упражнениях. Так же дошкольники должны познакомиться с гимнастической терминологией: (упор присев, вис, упор лежа, упор сидя сзади и т. д.) На этом этапе большое значение имеет словесный метод и метод показа.
На второго этапа обучения, углубленное выполнение техники упражнения. Осмысленное овладение движением, исправление ошибок. Используется метод целостного выполнения. Его применяют при освоении несложных по технике исполнения элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению. Так же используется метод, подводящих упражнений. Он заключается в выполнении ранее изученных движений, которые входят в содержание выполняемого движения. Например, кувырок вперед можно разделить на ряд составных движений: упор присев, перекат вперед, группировка, упор присев, основная стойка. Результатом завершения данного этапа является технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения.
На третьем этапе закрепление и совершенствование двигательного действия.
Формирование автоматизированных двигательных навыков, обеспечивающих выполнение акробатических упражнений в различных условиях, возможность его выполнения в сочетании с другими элементами.
Содержание работы: В содержание кружковой работы входят: теоритические знания, общая физическая подготовка, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, групповые и индивидуальные упражнения, танцевальные движения, ритмические упражнения, игры.
Первый год обучения разучивание упражнения «мостик» из и. п. лежа; перекаты в группировке, кувырок вперед; стойка на лопатках «березка»; стока на руках у стены со страховкой, «Коробочка», «полу шпагат». На втором году обучения переворот вперед; переворот назад; стойка на голове; мостик из положения стоя, шпагат поперечный и продольный, стойка на голове.
Есть дети, которые идут с опережением программного материала, их умение выполнять акробатические или гимнастическое упражнения намного раньше, чем у других переходят в стойкий навык. Таких детей можно переводить в группу второго года обучения.
Содержание работы:
Этапы Акробатические упражнения Элементы гимнастики Ритмические упражнения Подвижные игры
I год 1. Упоры (лежа, присев, согнувшись, сед на пятках углом;
2. Группировки, перекаты в группировке, кувырок вперед;
3. Стойка на лопатках «березка»; стока на руках у стены со страховкой.
4.«Полумостик», «мостик» из и. п. лежа;
5.«Кольцо», «Стрела», «Коробочка»
1. Наклоны вперед, назад, вправо, влево;
2. Упражнения «стрейчинг»;
3. Выпады, «полушпагат»;
4. Складки вперед, назад.
1. Без предметов;
2. С предметами (флажки, малые мячи, ленточки) «Паучки»;
«Чей мостик выше»;
«Чье звено быстрее»;
II год 1. Шпагат поперечный, продольный;
2. Упражнения «стрейчинг»;
3.«Коробочка» с вытянутой рукой вверх;
4. Стойка на одной ноге «затяжка»;
1. Без предметов;
2. С предметами (помпонами, фитболами, обручи, малые мячи, ленточки)
Все те же игра, но с усложнением. «Ловишки» вместо бега выполняют «Колесо»; «Чье звено быстрее» выполняют кувырки.
Ожидаемый результат.
1. Повышение уровня физической подготовленности: гибкости, ловкости, ориентировки в пространстве, координации.
2. Овладение детьми основными акробатическими упражнениями и элементами художественной гимнастики.
3. Повышение теоретических знаний.
4. Сформирована потребность к занятиям физической культурой и спортом.
5. Укрепление мышц спины и голеностопного сустава.
Список литературы
Акробатика: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Е. Г. Соколова. – М. : ФиС, 1973.
Кравчук И. А. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Новосибирск: Изд-во НГПУ 1998. Ч. 2.238 с.
Кудрявцева В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2000.
Пензулаева Л. И. Физические занятия в детском саду.
Хухлаева Д. В. теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976.
Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие детей 3-7 лет. Программа «Старт»: Методические рекомендации. М: Владос, 2004.
Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.
Модифицированная программа танцевального кружка 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1.1 Пояснительная записка Программа «Мир.
Образовательная программа кружка «Умелые ручки» для детей 6–7 лет «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.
Проект. Физическая культура с элементами художественной гимнастики Актуальность В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания.
Программа дополнительного образования художественной направленности «Кляксочка» (для детей 4–5 лет) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и познавательной.
Программа кружка для детей 4–6 лет «Сказка» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой деятельности «Сказка» с детьми 4 – 6 лет (средняя, старшая группа «Ромашки») МБДОУ детский сад «Малышок».
Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4–5 лет Актуальность. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев.
Программа театрального кружка в детском саду «Юные артисты» (для детей 6–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» Программа театрального кружка в детском саду «Юные.
Рабочая программа кружка по развитию речи «Речетворчество» для детей 5–6 лет, старшая группа Составлена на основе парциальной программы «Развитие речи дошкольников» Ушаковой О. С. М. : «ТЦ СФЕРА», 2014. составители: воспитатель.
Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет) Пояснительная записка Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды.
Источник
Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
Полноценное физическое развитие очень важно для детей. А гимнастические упражнения, направленные не только на физподготовку, но и на мелкую моторику, становление вестибулярного и речевого аппарата сильно помогают в этом. Заниматься необходимо в комплексе, чтобы вырастить здоровую и выносливую личность, как физически, так и эмоционально.
Польза гимнастики для детей
В процессе занятий развивается:
- координация. Ребенок чувствует свое тело и знает, как им управлять;
- пластичность. Очень пригодится, если в будущем будет выбрана спортивная карьера;
- здоровый опорно-двигательный аппарат;
- борьба с лишним весом. Многие дети с раннего возраста страдают от такой проблемы.
Дополнительные преимущества появляются, если дети занимаются не дома, а в кружках. Там они смогут развиваться не только физически, но и совершенствовать свою коммуникабельность, находить новых друзей. А показательные выступления, если они будут проводиться хотя бы для родителей, помогают обретать уверенность в себе, не бояться публики.
Важно придерживаться правильного питания. Без режима и рациона гимнастика будет неэффективной, а иногда даже навредит (например, если заниматься сразу после плотного обеда).
Психологи утверждают, что гимнастика и постепенное развитие мышечной структуры, выносливости, пластики, позволяет ребенку понять, что ничего нельзя получить быстро и без труда. Дети формируют правильный взгляд на жизнь, осознают, что поставленные цели достигаются не сразу.
Особенности детской гимнастики
Гимнастические упражнения для детей в первую очередь должны подстраиваться под возрастную категорию. Малыши 3-4 лет не способны выполнять сложные и замысловатые движения, поскольку еще не научились управлять своим телом. И задачей тренировок является именно это обучение.
Разделяют упражнения и по половой принадлежности. Для мальчиков обычно подбирают гимнастику на выносливость, для девочек – на развитие пластики. При создании индивидуальной программы тренировок учитываются личные особенности ребенка. Некоторые дети в 3 года вполне способны выполнить упражнения 5-6-леток.
Для девочек и мальчиков
Совсем маленьким детям гимнастические упражнения не разделяют. Они меняются только с возрастом. Уже после 7-8 лет явно заметно, что девочки немного уступают по силе и выносливости мальчикам при одинаковых исходных данных. Последующие годы разница становится существенной.
Но есть несколько правил, одинаковых для всех:
- нельзя использовать домашние утяжелители, если они не рекомендованы тренером. Гантели или гири нужно применять знающим людям. Дети не понимают возможностей своего тела и не знакомы с правилами физических нагрузок. Они могут неправильно распределить вес, из-за чего получат травму на всю жизнь;
- чем младше ребенок, тем короче должна быть гимнастика. Лучше вводить несколько заходов в день, но не больше 5-10 мин. Иначе детям становится не интересно заниматься, и они перестанут стараться;
- нельзя брать тяжелый вес и делать приседания или другие упражнения с ними. Работать можно только с весом собственного тела. Такое правило продолжается до тех пор, пока не сформируется осанка.
Мальчикам обычно составляются упражнения, в которых нагрузка распределяется весом собственного тела.
К ним относятся:
- приседания;
- отжимания;
- подтягивания на турнике;
- отжимание на брусьях.
Девочкам эти упражнения тоже подходят, но лучше выбирать те, что формируют осанку и грацию в движениях:
- шпагат;
- мостик;
- наклоны в разные стороны;
- пряжки на прыгалке или в длину;
- тренировки с растяжкой разных групп мышц.
Растяжку нельзя делать в домашних условиях. Она должна контролироваться тренером, чтобы не травмировать мышцы и связки ребенка.
Для разных возрастных групп
Гимнастические упражнения для детей и рекомендации для построения тренировок можно просмотреть в таблице:
Возрастная группа | Основные правила | Время занятия | Работа с тренером | Рекомендации |
3-4 года | Отсутствие обуви иначе аппарат стопы будет развиваться неправильно; Постоянное повторение упражнений для развития физической памяти | 5-10 мин. | Зеркальная: дети повторяют движение за человеком, который их показывает | Музыкальное сопровождение, программа построенная на танце и подражании песенным персонажам |
5-7 лет | Внедрение сложных упражнений на координацию, неоднократное их посторенние | 10-15 мин. | Единичная демонстрация упражнения с последующим счетом | Сохраняется игровая форма выполнения упражнений, но без музыки, чтобы дети четко слышали счет и следовали инструкциям |
8-10 лет | Вводятся силовые и акробатические элементы тренировок, а для девочек – гимнастические | От 20-30 мин. | На уровне инструкций. Тренер объясняет действия, ребенок выполняет | Вводятся спортивные снаряды, например, можно лазать по канату, прыгать на батуте или выполнять упражнения на кольцах на резинках |
Физические упражнения требуются ребенку в любом возрасте. Когда они станут систематическими, повышается иммунитет. И дети болеют заметно реже своих сверстников.
Также от 8 лет формируются пропорции тела. Гимнастика помогает сохранить их в гармонии и задать здоровое направление в развитии. Поэтому до 8 лет заниматься тренировками можно дома, но после – лучше обратиться к профессиональным тренерам, чтобы не навредить ребенку.
Когда и сколько можно заниматься
Если речь идет об обычной зарядке, то делать ее нужно каждое утро до завтрака. Можно придумать развлекательный комплекс упражнений, который дети будут выполнять, параллельно заправляя кровать.
Если же разговор идет о большом профессиональном спорте, то расписание будет следующим:
- 1-3 года – 2 раза в неделю;
- 3-5 лет – 3 раза в неделю;
- от 5 лет – более 3 раз в неделю.
Также следует принять во внимание несколько общих правил:
- можно совмещать разные виды спорта, но учитывать общую физическую нагрузку на ребенка;
- 1 день обязательно должен быть выходным, полностью свободным от интенсивных занятий;
- нагрузка увеличивается постепенно. В ходе занятий ребенок улучшает физическую форму и показатели выносливости. Поэтому с каждым годом регулярность и интенсивность тренировок можно увеличивать.
Ежедневно физическим занятиям нужно уделять не меньше 60 мин. Чем младше ребенок, тем чаще делают зарядку. Она занимает 5-10 мин с перерывами по 1-3 часа.
Советы профессиональных детских тренеров по проведению гимнастики:
- воздух в комнате должен быть свежим. Если есть возможность, лучше выйти на улицу, либо хорошо проветрить комнату, и сами занятия проводить с открытыми форточками;
- удобная одежда. Важно, чтобы она не стесняла движения, а швы не натирали;
- правило 8ми. При каждом подходе, независимо от возраста, требуется делать 8 разных упражнений по 8 подходов каждое;
- дышать через нос. Во время физической активности дыхание учащается. Когда воздух проходит через нос, пыль и мелкий почти невидимый мусор оседают на оболочке слизистой и волосках. Также воздух прогревается, в легкие он поступает чистым и теплым. Если же дышать через рот, то от зарядки будет больше вреда, чем пользы, ведь частые вдохи будут загрязнять легкие намного быстрее.
Психологи говорят, что поведение детей зависит не от воспитания, а от примера родителей. Поэтому чтобы ребенок систематически делал зарядку, взрослые должны показать ему, насколько это важно.
Противопоказания
Гимнастические упражнения для детей, которые нужно выполнять каждое утро, почти не имеют противопоказаний. Если ребенок отлично себя чувствует, у него нет проблем с суставами или кровообращением, то можно смело начинать зарядку, причем постоянно добавлять новые комплексы, либо увеличивать продолжительность старых.
Осторожнее следует быть, если есть проблемы со здоровьем. Врачи рассматривают следующий список противопоказаний:
- простуда, любые другие временные инфекции. Во время борьбы с вирусом температура тела поднимается. А любые физические нагрузки поднимают ее дополнительно, что можно привести к осложнениям и хроническим заболеваниям;
- воспаления. Поднимается температура тела, и в областях воспаления могут развиться гангрены, гнойные инфекции, поскольку образуется благоприятная среда для роста бактерий;
- кровотечения. Физические упражнения ускоряют кровообращение, из-за чего течение становится еще сильнее;
- проблемы с давлением. Если они временные, то нужно до выздоровления прекратить утреннюю гимнастику. Когда давление постоянно не в норме, то следует проконсультироваться с лечащим врачом. Он расскажет, какие конкретно упражнения можно выполнять, и они не навредят здоровью;
- злокачественные опухоли. При таких серьезных заболеваниях организму не следует давать дополнительную нагрузку, поскольку ему приходится тратить много энергии на борьбу с болезнью.
Не рекомендованы физические нагрузки и на стадиях выздоровления. Нужно дать время организму, чтобы он окончательно окреп, и только после этого возобновлять гимнастику.
Как сделать занятия не скучными
Если ребенок с радостью берется за гимнастику без дополнительной мотивации, не нужно никаких развлечений. Зарядка – мероприятие полезное и обязательное. Со временем детей нужно приучать к ее выполнению, даже если отсутствует музыкальное сопровождение или другой элемент, без которого раньше занятия не начинали.
Чтобы разнообразить гимнастические упражнения, сделать их не скучными и интересными, можно:
- выделить спортивное место. Здесь ребенок может хранить свой спортивный инвентарь и заниматься;
- купить спортивный инвентарь. Дети работают с собственным весом, но все-таки некоторые вещи пригодятся – прыгалка, мяч, коврик для выполнения упражнений в положении лежа;
- музыкальный фон. Лучше всего подбирать композиции из любимых мультфильмов ребенка. Так у него складываются приятные ассоциации с занятиями.
Психологи рекомендуют вовсе отказываться от гимнастики, если у детей с самого утра плохое настроение. Если заставлять делать ее через силу, развивается негативное впечатление. Впоследствии ребенок будет искать разные способы не делать зарядку.
Специалисты из компании Nemours Foundations сообщают, что положительно на зарядке сказывается игра в персонажей. Каждый день придумываются различные герои для ребенка (например, охотник или спасатель). Он примеряет на себя роль, и словно выполняет упражнения за другого человека. Такой подход помогает справиться с ленью и преодолеть плохое настроение.
Подготовка к зарядке
Для подготовки к зарядке можно воспользоваться таблицей:
Нюансы | Правила | Для чего нужно |
Одежда | Обтягивающая, с минимумом швов. Закаленным детям можно и зимой работать в шортах и майке | Просторная и широкая одежда может зацепиться за спортивные снаряды или мешать нормальным движением суставов |
Обувь | Носки, гетры или специальные получешки (продаются в спортивных магазинах) | Не мешают нормальному развитию стопы, препятствуют появлению плоскостопия |
Инвентарь | Мячи, скакалки, обручи (обязательно должны подбираться по росту ребенка) | Способствуют выполнению упражнений с собственным весом |
Дополнительные предметы | Наколенники, коврики для упражнений в положении лежа | Не стирают колени, позволяют комфортно проводить занятие |
Для проведения зарядки выделяется свободное пространство. Обычно упражнения делают в гостиной около телевизора, на котором включают музыкальное мультипликационное сопровождение.
Перед началом зарядки обязательно делают разминку. Она увеличивает ритм сердца, дыхание и согревает мышцы, сухожилия.
Качественная разминка препятствует появлению травм в процессе гимнастики.
Разминка включает в себя следующие действия:
- кардио-разогрев. Упражнение – ходьба на месте с высоким поднятием колен;
- суставная гимнастика. Упражнения – поочередное движение суставами;
- растяжка мышц. Упражнение – раздвигание ног (шпагат), раскидывание рук в стороны и обратно;
Гимнастические упражнения для детей на растяжку мышц
Примерные комплексы упражнений для детей в домашних условиях
Гимнастические упражнения для детей подбираются в полном соответствии с возрастом ребенка. В зависимости от его физических способностей формируется комплекс занятий.
Перед началом гимнастики обязательно выполняется разминка.
4-5 лет
Упражнения в возрасте 4-5 лет направлены на развитие мышц.
Отлично подойдет комплекс, выполняемый по инструкции:
- Принимается положение лежа на животе. Ребенку нужно поочередно поднимать руки и ноги наверх (насколько это возможно).
- Поддерживается положение лежа на животе. Ребенок поднимает 1 руку и ногу, при этом он учится тянуть носок на ступне.
- Ребенок переворачивается на спину. Сначала поднимают ноги, делают упражнение «велосипед». Затем меняется на «ножницы», когда ноги посменно скрещиваются.
- В положении лежа на спине выполняется упражнение «березка». Ноги поднимаются высоко вверх, носки вытягиваются. Далее поднимают бедра, помогают им руками. Упершись локтями в пол, туловище поднимается максимально высоко, и ноги при этом выдерживаются в ровном положении. Продержать такую стойку нужно 3-5 сек.
- Принимается положение стоя, ноги на ширине плеч. Выполняются приседания. Родителям нужно проследить, чтобы ребенок постоянно дышал, потому что многие задерживают дыхание до полного завершения упражнения.
- Принимается положение стоя на коленях. Руки вытягиваются вперед и ставятся на пол. Нужно потянуться, слегка раскачивая корпусом. Упражнение называется «кошка» из-за сходства в движениях.
Каждое упражнение выполняется по 8-15 раз, в зависимости от физической подготовки ребенка.
6-7 лет
Комплекс занятий для дошкольников меняется. Им требуется больше пространства, поскольку большинство упражнений построены на активности.
Комплекс разделяется на этапы:
- Бег. Контролировать, чтобы ребенок бежал по ровной линии или выдерживал определенный темп, не нужно. Он может вилять, разгоняться и переходить на быструю ходьбу. Время бега – 35-40 сек.
- Прыжки. Чередуются прыжки с выпадом вперед, на одной ноге, на месте и через скакалку. Каждый заход выполняется по 15-20 раз.
- Отжимания. Для начала используют поверхность примерно на 40-50 см выше уровня пола в качестве упора. Со временем планку постепенно снижают, пока она не дойдет до уровня пола. Выполняется по 10-15 раз.
Когда только осуществляется переход на активные упражнения, их продолжительность начинается с 3-5 раз (для бега – с 15-20 сек). Со временем количество увеличивается. Такое постепенный рост активности позволяет ребенку подстроиться под новый ритм без вреда здоровью.
К комплексу упражнений можно добавить игру с мячом. Его кидают в стену, затем ловят. Лучше, если ловят по очередь родители и дети, тогда активности в упражнении больше.
8-10 лет
Гимнастических упражнений для детей 8-10 лет очень много. Здесь ребенку предстоит концентрироваться, поскольку они включают в себя нагрузку на разные группы мышц. Нужно одновременно выполнять несколько действий, что требует сосредоточенности, которая отсутствует у дошкольников.
Стандартный комплекс упражнений:
- Исходное положение (далее ИП): руки вдоль туловища, ноги вместе. Выполняется ходьба на месте с высоким подниманием колен. Время: 1 мин.
- ИП: аналогичное. На вдохе руки поднимаются вверх, а левая нога отводится назад, вытягивается носок. На выдохе принимается ИП. Дальше процесс повторяется с правой ногой. Для каждой выполняют по 10 подходов.
- ИП: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, на поясе. Выполняются наклоны в стороны, поднимая и вытягивая руку (если наклон вправо, рука – левая). Для каждого наклона требуется по 10 подходов.
- ИП: ноги расставлены широко, руки на поясе. На выдохе нужно наклониться вперед, дотянуться левой рукой до носка правой ноги. Затем процесс повторяется с правой рукой, для каждой по 10 подходов.
- ИП: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и соединены ладонями перед грудью. Выполняются повороты корпуса в разные стороны. При этом локти раскидываются в стороны. Возвращаясь в ИП, локти нужно прижимать друг к другу. Для каждой стороны выполняется по 10 подходов.
- ИП: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполняются неполные приседания (когда угол согнутых коленей равен примерно 90 градусам). При этом руки вытягиваются вперед, но при подъеме возвращаются в первоначальное положение. Приседания полезны для нормализации кровообращения, работы пищеварительных органов и тренировки выносливости. Поэтому подходов здесь должно быть столько, сколько сможет выполнить ребенок. Главное – выдерживать умеренный темп, не торопиться.
- ИП: на полу, упор делается на ладони и пальцы ног. Выполняются обычные отжимания 8-10 раз.
- ИП: стоя, руки на поясе, ноги слегка расставлены. Выполняется 30-40 прыжков в умеренном темпе. Для опытных и выносливых детей подойдут прыжки на скакалке.
- ИП: как при выполнении 1 упражнения. Выполняется ходьба на месте с постепенным замедлением темпа. Время: 1 мин.
После 10 лет к зарядке можно добавлять спортивные снаряды для увеличения нагрузки – гантели, гири. Лучше делать это после консультации с профессиональным тренером.
Обучение гимнастическим трюкам
Обучаться гимнастическим трюкам можно ребенку, физические способности которого достаточно хороши для этого.
Если отдавать детей в профессиональный спорт с раннего возраста, то наблюдается следующая статистика:
- 1,5-2 г. Ребенок осваивает простейшие навыки, развивающие его ловкость и умение группироваться при падении.
- 3 г. Упражнения построены на удержании равновесия, а также растягиваются мышцы, развивается гибкость.
- 4 г. Тренера постепенно вводят в программу простейшие трюки – кувырки, шпагаты, мостики, колеса.
- 5 лет. Изучение сложных координационных движений по отдельности, которые впоследствии будут собираться в серьезные трюки.
- 6 лет. Вводятся упражнения на гимнастических снарядах. Сложные трюки выполняются со страховкой и под пристальным наблюдением тренера.
Чтобы ребенок выполнил свой первый сложный трюк, ему нужно тренироваться 4-4,5 года. Чем позже дети приходят в профессиональный спорт, тем сложнее им развивать гибкость, ловкость, разрабатывать координацию. Поэтому подросткам времени на выполнение первого трюка потребуется намного больше.
Независимо от того, будут ли занятия профессиональными или домашними и любительскими, гимнастические упражнения приносят большую пользу для развития детей.
Они сказываются не только на их физической подготовке и выносливости. С помощью тренировок удается выработать дисциплину, стремления и желания работать над собой и своими навыками.
Видео-комплекс гимнастических упражнений для детей
Комплекс динамических гимнастических упражнений для детей 5-ти лет:
Источник