Влияние физических упражнений на растущий организм
В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются.
Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. При этом происходит беспрерывное усвоение питательных веществ — углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.
Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы.
Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нервные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой.
Под влиянием физических упражнений мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; повышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки.
Некоторые родители рассуждают так: для того чтобы ребенок хорошо поправлялся, ему надо меньше двигаться и побольше есть. Такой взгляд неверен. В мышце;, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. Они более энергично воспроизводятся только в том случае, если расходуются. При работе мышца расходует свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышца не истощалась, ее работа должна чередоваться с отдыхом — только при этих условиях в процессе двигательной деятельности будет происходить достаточное накопление в мышцах питательных веществ.
Интересен, например, такой факт. При обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно занимающиеся на уроках физической культур!,и в школьных секциях, как правило, на 20—30% превосходят в силе своих сверстников, не посещающих этих занятий.
Но сильными, конечно, становятся не сразу. Развитие силы — процесс длительный. Попытки увеличить ее в короткие сроки недопустимы, так как это может затормозить развитие растущего организма.
Достаточная мышечная деятельность — одно из необходимых условий, хорошего развития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у тех детей, которые систематически занимаются физическими упражнениями, участвуют в физическом труде. Но эти занятия должны быть посильными. Слишком длительные, сильные, не соответствующие возрасту мышечные напряжения вредны, они могут, в частности, вести к преждевременному окостенению и, следовательно, задержке роста.
Существует тесная связь между работой сердечной мышцы и остальных мыши тела. Чем больше и лучше работают мышцы тела, тем больше приходится работать и сердцу. Его сокращения становятся более сильными и частыми. Это значит, что сердце делается сильнее и выносливее.
Благодаря движениям, активизирующим деятельность сердца и сосудов, усиливается кровообращение.
При регулярных физических упражнениях происходит более совершенное приспособление сердца и легких к повышенной нагрузке. При физической деятельности сердце работает чаще и «выбрасывает» больше крови. Это способствует укреплению сердца и легких.
Физические упражнения воздействуют не только на органы кровообращения и дыхания, но и па обмен веществ в организме, ни мозг, на железы внутренней секреции.
Все новые и новые связи, возникающие в головном мозгу, совершенствуют, улучшают согласованность движений. Все органы начинают работать более согласовано. Через нервную систему они взаимно влияют: друг на друга, благодаря регулирующей роли головного мозга более согласован и идет их развитие.
Систематическими физическими упражнениями можно предупреждать различные нарушения в физическом развитии или устранять уже появившиеся.
В процессе физических упражнении организм постепенно становится способным выполнять значительно большую работу с меньшим расходованием сил. Выполнение движений делается более экономным, красивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии ребенка, подростка, юноши и девушки.
Большую ошибку допускают те родители, которые ищут предлога, чтобы удержать детей от занятий физическими упражнениями, физическим трудом.
Разумеется, нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности, а с подросткового периода — и полу.
От рождения до 7 лет еще нет существенного различия в физическом развитии мальчиков и девочек. Но чем старше становятся дети, тем более заметны различия в строении их организма, связанные с полом. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Серийно-сосудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма мальчиков и девочек важно учитывать при подборе и проведении занятий играми, гимнастикой детьми школьного возраста.
Надо иметь в виду, что но у всех детей, уже в пределах одного возраста, одинаковые здоровье и физическая подготовленность. Поэтому нельзя предъявлять ко всем одни и те же требования в занятиях гимнастикой, играми, спортом. Учащиеся при прохождении медицинского осмотра в школе распределяются на группы по состоянию здоровья и физической :подготовленности: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся школьники, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но достаточно физически развитые. Они занимаются по программам физической культуры в полном объеме, могут заниматься спортом в одной из секций школьного коллектива, после надлежащей подготовки допускаются к спортивным соревнованиям.
В подготовительную группу включаются учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных отклонении) и недостаточно физически подготовленные. Они занимаются по программам физической культуры, но при условии более постепенного прохождения материала. Такая же осторожность соблюдается и в занятиях их в одной из спортивных секций школьного коллектива физической культуры.
Задача родителей заключается в том, чтобы соответствующим режимом, питанием, занятиями утренней гимнастикой, прогулками на свежем воздухе и другими мерами (по указанию врача) ускорить перевод ребенка из группы подготовительной в основную.
К специальной группе относятся ученики, которые имеют значительные отклонения (постоянного или временного характера) в физическом развитии или состоянии здоровья.
Нередко эти дети бывают застенчивы, пассивны или же, наоборот, вспыльчивы, легко возбудимы. На уроках физической культуры к ним нужен особый подход. Кроме того, с ними должны проводиться специальные занятия лечебной физической культурой, корригирующими упражнениями.
Практика показывает, что в результате таких занятий у школьников, отнесенных к специальной группе, улучшаются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Достижения по бегу, прыжкам, подтягиванию и другим упражнениям приближаются к результатам хорошо физически подготовленных школьников.
Еще раз подчеркиваем, что неправильно поступают родители, требуя освобождения физически ослабленных детей от уроков физической культуры. Нужно посоветоваться с врачом, с учителем физической культуры и проводить дома то, что они рекомендуют: например, занятия упражнениями для улучшения осанки, борьбы с искривлениями позвоночника, плоскостопием и т. п. Отдельные корригирующие упражнения можно включать в утреннюю гимнастику.
Как только дети окрепнут, их следует перевести на обычный, нормальный, режим, включающий посильные занятия физической культурой не только на школьных уроках и в секциях, но и в домашних условиях.
Обязательно узнайте в школе, к какой группе отнесен ваш ребенок. Это поможет вам, наблюдая за его занятиями дома, более правильно рекомендовать ему те или иные игры и упражнения.
Линейка в пионерском лагере затянулась. Ребята стояли в положении «смирно» и слушали старшего вожатого. Вдруг правофланговый Юра Петров как-то странно покачнулся и упал на дорожку; лицо его, обычно бледное, стало совсем восковым, глаза закрылись.
Девочки закричали, вожатый кинулся к Юре, но тот уже пришел в себя и смущенно улыбнулся. Мальчику не позволили подняться — товарищи на носилках понесли его в кабинет врача и остались ждать у двери. Что скажет доктор Мария Петровна? Наверно, велит увезти Юру в Москву? Или вызовет «скорую помощь»?
Через полчаса дверь кабинета открылась, и на крылечко к общему удовольствию вышел сам Юра.
— С ним ничего страшного,— объяснила ребятам Мария Петровна.— Просто он слишком быстро растет.— И, подумав, добавила:— А физкультурой занимается мало.
Что же все-таки произошло с Юрой? Попробуем объяснить это подробнее.
Возраст между 13—14 и 17—18 годами— один из важных узловых периодов развития и роста организма. В эти годы начинается половое созревание, происходит структурное оформление, завершение развития ряда органов и систем. Особенно бурно растет сердце. Так, если за семь лет — от 7 до 14— оно увеличивается в объеме на 33%, то за четыре последующих года — от 14 до 18 лет— оно становится больше на 60%.
В результате у подростков, юношей иногда возникают изменения в механизме кровообращения. Это не болезнь, а своего рода «трудности роста». Быстрое развитие подчас приводит к изменению сердца — оно несколько увеличивается в размере, особенно за счет левого желудочка.
Наблюдения показывают, что эта гипертрофия сердца бывает у юношей значительно чаще, нежели у девушек. Такие ребята отличаются хорошим физическим развитием, нередко преждевременным половым созреванием и могут выглядеть старше своего возраста. Обычно они ни на что не жалуются. Артериальное давление у них нормальное, иногда лишь немного повышено; пульс замедленный.
При некоторой задержке формирования сердечно-сосудистой системы может возникать и противоположный вариант юношеского сердца — малое, или «капельное», сердце. Сердце как бы не поспевает за росгом организма.
Подростки или юноши с «капельным» сердцем отличаются обычно высоким ростом, узкой грудной клеткой; они худощавы., с плохо развитой мускулатурой.
Если такому подростку или юноше приходится долго стоять в положении «смирно», например на линейках в школе или в пионерских лагерях, у него могут возникать головокружения, шум в ушах и даже обмороки. Нередко таких ребят, вопреки врачебным советам, лишают всякой физической нагрузки, запрещают им заниматься физкультурой, катанием на лыжах, коньках, велосипеде и т. п. Бывает так, что практически здоровых подолгу держат в постели, не выпускают на воздух.
Это не только вредит здоровью, но и наносит немалую психическую травму, так как приучает считать себя больным. В результате таких тепличных условий, особенно если их устанавливают с детства, ребята плохо развиваются физически, растут бледными, склонными к частым простудным заболеваниям.
Хуже всего сказывается такой щадящий режим на имеющих малое сердце. Ведь для них правильная физическая закалка — главное средство укрепления сердечно-сосудистой системы. Очень хороший эффект дают гимнастика по утрам с последующим теплым душем или обтиранием; в свободное время — ходьба на лыжах, катание на коньках, туризм; полезно плавание в бассейне.
Источник
Факторы риска при физических нагрузках и их предупреждение
При физических нагрузках для людей среднего, пожилого и старческого возраста актуален риск внезапной смерти кардиологического генеза или осложнения такого же профиля. Случаев внезапной смерти при нагрузках не так много, но у людей старше 35 лет она обычно связана с сочетанием чрезмерной нагрузки и ишемической болезни сердца (ИБС).
Однако польза от физического кондиционирования значительно превышает небольшой риск негативных осложнений. Более того, регулярные умеренные нагрузки могут стать защитой против инфаркта миокарда и внезапной смерти при необходимости значительной физической активности.
Факторы риска следует учитывать при планировании прогрессивного наращивания нагрузок в индивидуальных программах двигательной активности.
Рекомендуется принимать во внимание как факторы риска неблагополучный семейный анамнез, курение, артериальную гипертензию, гиперхолестеринемию, повышенное содержание сахара в крови, ожирение, малоподвижный образ жизни.
Мужчины моложе 45 лет и женщины до 55 лет, имеющие не более одного фактора риска из приведенного перечня, относятся при реализации двигательных программ к группе низкого риска.
Мужчины 45 лет и старше и женщины 55 лет и старше или более молодые, но имеющие 2 и более фактора риска позаболеваниям ССС относятся к группе умеренного риска. Люди любого возраста, имеющие установленные сердечно-сосудистые, легочные или метаболические заболевания, относятся к группе высокого риска.
Для пациентов группы низкого риска двигательные программы следует начинать с нагрузки умеренной мощности от 40 до 60% МПК, что для здоровых взрослых людей эквивалентно оживленной ходьбе со скоростью 5-6 км/ч.
Однако для пожилых людей, ведущих малоподвижный образ жизни, такая нагрузка будет тяжелой или очень тяжелой. Для них умеренной будет та скорость ходьбы, при которой они будут чувствовать себя комфортно не менее 45 мин, причем скорость ходьбы можно постепенно увеличивать.
Выраженную нагрузку мощностью более 60% МПК может рекомендовать только после медицинского обследования и нагрузочного теста; это необходимо делать даже перед нагрузками умеренной мощности для пациентов, относящихся к группе высокого риска.
Для пациентов, недавно перенесших сердечные эпизоды, участие в контролируемой двигательной программе в пределах соответствующей реабилитационной программы представляет собой эффективный и безопасный путь к началу использования основной двигательной программы и повышению аэробного порога. У пациентов, участвовавших в контролируемых двигательных программах, наблюдалась низкая заболеваемость и смертность.
Хотя некоторые физические упражнения связаны с определенным риском травматизации, он максимально снижается при индивидуализации двигательной программы. Травмоопасны упражнения с поднятием тяжестей, нагрузки высокой интенсивности и большого объема, а также очень быстрое наращивание нагрузки, травмы в прошлом, биомеханические отклонения, ожирение.
Минимизирует риск травм подбор подходящих видов активности и постепенное наращивание ее интенсивности.
Есть указания на то, что очень большие нагрузки могут временно нарушать иммунный статус.
В частности, это относится к увеличению заболеваемости вирусными респираторными инфекциями, причем если на фоне таких заболеваний продолжать тренировки, может развиться миокардит. Следовательно, большие нагрузки противопоказаны при лихорадке или миалгии.
Риск в отношении здоровья, ассоциированный с физической нагрузкой, может нарастать при высокой температуре и влажности внешней среды.
В экстремальных условиях нагрузки и температурного стресса, вызывающего расширение кожных сосудов, мышечный кровоток обеднен, снижается как работоспособность мышц, так и эффективность терморегуляции. При этом нарастают ЧСС и усилия, затрачиваемые на выполнение нагрузки.
Эти показатели играют важную роль обратной связи для регуляции нагрузки при высокой температуре воздуха. Кроме того, при выполнении физических нагрузок в условиях повышенной влажности необходимо достаточное поступление жидкости в организм.
Отдыхающим и находящимся на санаторно-курортном лечении летом следует включаться в двигательную активность, особенно на выносливость, не сразу, а после акклиматизации к жаре. При жаркой погоде терморегуляция существенно улучшается через 7-10 дней ежедневных нагрузок. Проявлением акклиматизации при нагрузках в условиях жары служат уменьшение потоотделения и снижение потерь электролитов, увеличение объема крови, уменьшение напряжения физиологических механизмов, снижение ЧСС и внутренней температуры тела.
При выполнении физических упражнений на воздухе в холодную погоду важно обеспечить защиту от гипотермии и холодового повреждения кожи рук и лица. В условиях высокогорья необходимо обеспечить повышенную безопасность, особенно для пациентов с ИБС.
Обычно на высоте начиная примерно с 1500 м из-за меньшего насыщения крови кислородом возможная мощность выполняемой нагрузки ниже, чем на уровне моря, и далее с увеличением высоты снижается на 6-10% на каждую тысячу метров. Хотя данных относительно безопасности физических нагрузок в горах для пациентов с кардио-пульмональными заболеваниями мало, нагрузки для многих пациентов можно считать безопасными лишь на умеренной высоте.
При оценке эффектов физической нагрузки следует учитывать более низкие значения индекса работы миокарда (двойное произведение, ЧСС • САД) в условиях высокогорья по сравнению с равниной на уровне моря. Первые дни после прибытия на высокогорье от тяжелых нагрузок следует воздерживаться.
Физиологические запросы нарастают в ветреную погоду, поэтому объем и интенсивность нагрузок вне помещения в этих условиях должны быть снижены.
Двигательная активность в условиях загрязнения воздуха также связана с риском развития негативных явлений. Загрязнение воздуха снижает толерантность к физической нагрузке и нарушает функцию легких и реакции на нее ССС, уменьшает потребление кислорода, особенно когда уровень озона достигает критического отметки. В этих условиях пациентам с коронарной и легочной патологией особенно не рекомендуется заниматься физическими упражнениями на открытом воздухе.
Источник