Эвритмическая гимнастика: задачи, организация, примерные комплексы
Ольга Рябухина
Эвритмическая гимнастика: задачи, организация, примерные комплексы
Эвритмическая гимнастика
– вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Занятия эвритмической гимнастикой включают упражнения художественной и спортивной гимнастики (упражнения с предметом, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создает настроение, придает танцевальным движениям темп, силу и динамику
В самом начале занятия дети встают рядом и, взявшись за руки, образуют большой круг, шлепками, чередовать шлепки и хлопки. Разминку выполняют одновременно все дети. Они повторяют движения за педагогом под музыку. Общеразвивающие упражнения в эвритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной частей. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.
В начале все упражнения выполняются стоя. Затем идут бег и серия прыжков самых различных видов. Хорошо использовать танцевальные связки. Самое главное, чтобы интенсивность этой части была намного выше подготовительной. После одного-двух дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить силы, основная часть комплекса продолжается сидя и лежа на полу. Такое положение очень удобно для выполнения упражнений, укрепляющих мышцы живота, ног, туловища, рук.
Во время гимнастики необходимо все время напоминать детям об осанке и дыхании. И не забывать, что нашими спутниками должны быть улыбка и доброжелательные замечания.
Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день.
Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.
Основные требования к занятиям эвритмической гимнастикой
Учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, педагог должен так подобрать приемы обучения и воспитания, чтобы занятия эвритмической гимнастикой приносили положительный результат. Занятие должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить безопасность детей и дать каждому возможность слышать и видеть преподавателя.
В помещении для занятий должны быть: хорошая вентиляция, температура воздуха до21°С; покрытие, способное амортизировать удары стоп при приземлении и компенсировать нежелательные развороты ног внутрь и наружу; наличие зеркал, чтобы дети могли видеть, как они двигаются; необходимое оборудование: магнитофон, маты, скакалки, мячи.
Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям, которые окружают ребенка в данный день: зима — бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам и т. д. ; весна дыхательные упражнения («одуванчик», «запах пиона», «посади и вырасти») и т. д.
Сюжеты не должны часто повторяться (полностью). Для старших дошкольников желательно выбирать веселую музыку, жизнерадостные мелодии. Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников «сюрпризным моментам».
Подготовительная часть
В самом начале занятия дети двигаются свободно, но стараясь не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собранности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения).
Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол.
Другой вариант: вместо имени на фоне равномерных хлопков произносится рифмовка.
Чтобы научить детей дифференцировать движения и динамику различий, хлопки можно заменить, например, шлепками, чередовать шлепки и хлопки. Разминку выполняют одновременно все дети. Они повторяют движения за педагогом под музыку; причем сначала задействованными оказываются отдельные группы мышц, затем в работу включается все большее их число. Интересно проходит разминка с каким-нибудь предметом, например с мячом. Это повышает эмоциональность занятия и одновременно ускоряет развитие координации движений, силы мышц рук, мелкой мускулатуры и ловкости во владении предметами.
Примерные конспекты комплекса игровых упражнений
1. Незнайка. И. п. -руки на поясе. 1-прав. плечо вверх;2-и. п. ;3-лев. плечо вверх;
2. 4 — и. п. ; 5-6 — поднимаясь на носки, плечи вверх; 7-8 — и. п. (4 раза).
3. Чебурашка, И. п. — о. с. 1 – приставной шаг; 2 — полуприсед с поворотом туловища влево, руки согнуть вперед ладонями, пальцы вместе, большой палец к ушам; 3-4 — и. п. ; 5-8 — то же в другую сторону (2 раза).
4. Крокодил Гена. И. п. — руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 — приставить левую ногу, руки вперед; 3-шаг влево, правая рука вверх-вперед, левая рука вниз-вперед, пальцы врозь; 4 — приставить правую ногу, хлопок (4 раза).
5. Мыши. И. п. — стойка, ноги врозь. 1-наклоном прогнувшись, выпад вправо, руки на бедрах; 2 — стойка, ноги врозь, руки перед лицом, пальцы сжаты в кулак, локоть левой руки вниз, указательный и средний пальцы врозь; 3 — левый локоть назад; 4 — и. п. (4 раза).
6. Заяц. И. п. — о. с. 1 прыжок, колени вправо, руки перед грудью, кисти вниз;
2 – прыжок, колени влево, руки вперед; 3-4 — повторить (4 раза).
7. Волк. И. п. — о. с. 1-3 — три шага вперед; 4 — стойка на носках, руки вверх- вперед, кисти вниз, пальцы врозь, выдох «у!»(4 раза).
8. Лиса. И. п. — о. с. 1-4 — ходьба на месте не отрывая носки от пола (4 раза).
8. Колобок. И. п. — упор присев. 1-группировка; 2-4-перекаты вперед-назад
9. Львенок («Я на солнышке лежу»).
И. п. — упор лежа на предплечьях. 1 — согнуть правую ногу; 2 — и. п. ; 3 — согнуть левую ногу; 4 — и. п. (4 раза).
10. Черепаха. И. п. — упор стоя на коленях. 1 — сесть на пятки; 2 — и. п. ; 3-4р.
1. Пони. И. п. -о. с. 1-4-четыре шага на месте, 5-8 четыре шага на месте, ноги врозь (2 раза).
2. Лошадки. И. п. — о. с. 1-4 — ходьба с высоким подниманием бедра, руки за спину (4 раза).
3. Слоны. И. п. — о. с. 1-2 шаг правой с наклоном, правую руку согнуть вперед («хобот», левую руку согнуть назад; 3-4 — шаг левой (4 раза).
4. Воздушный гимнаст. И. п. — о. с. 1-2 два шага вперед на носках, руки в стороны; 3-стойка на одной ноге, другая назад; 4-и. п. (4 раза).
5. Клоун. И. п. — сед, ноги врозь, руки в стороны. 1-2 — наклон вперед, руки вверх; 3 — сед, ноги вместе; 4-5 — перекат на спину; 6-8 — и. п. (два раза).
6. Акробаты. И. п. — упор сидя сзади. 1-упор лежа сзади; 2-е поворотом направо, упор лежа; 3-упор присев; 4 — и. п. (4 раза).
7. Змея. И. п. — лежа на животе. 1-4-упор лежа, прогнувшись с опорой на бедра (выдох «ш-ш-ш»); 5-8 — и. п. (2 раза).
8. Парад-алле. И. п. — о. с. 1-8 — ходьба по кругу направо, правая рука вверх.
Основная часть занятия
В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:
• После прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение,жанр, пытаются воспроизвести его ритм! (прохлопать, протопать).
• Затем выполняют движения, характерные для данного произведения.
• На дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.
На более поздних этапах вводятся комплексы-забавы, в которых танцевально-двигательные задания предусматривают элементы соревнований (танцы в мешках, в связке, по трое-пятеро участников, в паре на ограниченной площади
В комплексы могут включаться речитативы, стихи, скороговорки, пение.
Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.
Заключительная часть занятия
Передача ритма от педагога детям; прохлопывание ритмического рисунка, пение песни, прослушивание музыкального отрывка, которое дети должны воспроизвести движениями всем телом (пантомима, или отдельными частями тела, или с помощью других средств (голос, предмет, рисунок).
Для расслабления и восстановления используются игры на внимание и игры-превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки» или «стоп-упражнения».
Для развития мелкой моторики мы применяем пальчиковую гимнастику и жестовые игры. Воспитатель на протяжении длительного периода играет с детьми в одну и ту же игру, новая вводится только после того, как предыдущая хорошо усвоена. К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти» (согнуть пальцы, напрячь их, словно у сердитой кошки); «вымыть руки» (крепкое растирание внутренней и внешней поверхности рук); «надеть перчатки» (массаж каждого пальчика); сценка: пальцы правой и левой руки встретились, обнялись, погладили друг друга, попрощались; задание «человек-оркестр» (с помощью только пальцев изобразить различные инструменты оркестра: «танец рук» (пальчики «танцуют» под веселую музыку); «слушать свой ритм» и ритм биения сердца друг друга.
По желанию детей предлагается задание на дом: подобрать музыку и придумать движения под нее, выучить стихотворение или песню и подобрать к ним простые движения.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Дидактическая игра по развитию художественного творчества «Цветные задачи» Предлагаю вашему вниманию игру для детей от четырёх лет по развитию художественного творчества. Используем игру при знакомстве детей с основными.
Игровые комплексы в адаптационной группе Уже три года я веду адаптационную группу. За две недели до прихода в сад малыши совместно с родителями приходят в группу, где мы играем,.
Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться,.
Математические задачи для детей в стихотворной форме 1. Как-то стал считать я звёзды,насчитал всего лишь семь, вдруг одна звезда исчезла и пропала насовсем, сколько в небе светит звёзд,у кого.
Опрос детей «Рисование» в рамках реализации годовой задачи В одной известной песни поется: «Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать!» Одна из годовых задач нашего.
Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.
Задачи для учащихся 6–11 классов «Проценты в профессиях» Проценты в профессиях (6-11 классы)Проценты широко применяются в нашей жизни. Посмотрим, в каких профессиях они встречаются чаще всего.
Проектные задачи в начальной школе Проектная задача — система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.
Видеоотчет «Решение логической задачи на занятии по ФЭМП» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент занятия по математике в старшей группе. Логическая задача по сказке Киплинга.
Источник
Конспект занятия по эвритмической гимнастике для младшей группы ДОУ
Алексеева Ольга Викторовна
Конспект занятия по эвритмической гимнастике для младшей группы ДОУ
Пример комплекса упражнений для детей второй младшей группы (3-4 года, продолжительность 5-7 мин. Способствует улучшению настроения, снижению негативных эмоций при пробуждении, активизации систем и органов после сна. Дополнительное оборудование не требуется. Живая музыка (фортепиано/пианино) или музыкальная установка. Чтение стихов в медленном темпе, педагог контролирует, чтобы все дети успели выполнить упражнение. Выполняемые упражнения должны быть хорошо известны детям, педагог подсказывает и напоминает движения при необходимости.
«Эвритмическая гимнастика после сна».
Звучит тихая медленная музыка, дети постепенно просыпаются
Педагог: Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
Дети:тянутся в кроватках
П:День настал уже давно
Он стучит в твое окно! (музыка выключается)
Д:хлопают, садятся в кроватках
В гости приходит зайка (звучит музыка «зайки-побегайки» в медленном темпе, дети повторяют слова за педагогом
П:Жили-были зайчики
На лесной опушке
В беленькой избушке.
Мыли свои лапочки,
Д:ладошками показывают ушки
шевелят ушками, сгибая-разгибая пальчики
соединяют пальчики над головой «Крыша»
гладят ножки, ручки
трут ступнями по простынке
П:Зайки сели все в кружок
Роют лапкой корешок
Вот какие лапки
Д:встают с кроваток, образуют круг
имитируют, роют пальчиками
сгибают и напрягают пальчики «показывают коготки»
К детям прилетает сова (звуки совы, звучит песенка «совушка-сова»
П:Какой звук издает сова?
Д:изображают сову: Уху-уху
П:Совушка-сова
На пеньке сидит
Во все стороны глядит.
Д:разводят пальцы, машут прямыми руками назад
касаются пальчиками головы
поворачивают голову влево-вправо
встают, стучат руками по бедрам
Дети переходят на марш, друг за другом идут умываться.
План-конспект открытого занятия по художественной гимнастике для дошкольников План – конспект открытого занятия по художественной гимнастике для дошколят Подготовила: инструктор по физической культуре АНО ДОО.
Конспект открытого занятия по ритмической гимнастике «Веселые истории» Программное содержание: — продолжать укреплять здоровье детей; — развивать основные физические качества: силу, быстроту, выносливость,.
Конспект занятия по фитбол — гимнастике «Домашние электроприборы; мебель» для детей 5–7 лет Конспект занятия с элементами фитбол – гимнастики «Домашние электроприборы, мебель» Задачи: 1. Укреплять мышцы верхних и нижних конечностей.
Конспект занятия по фитбол-гимнастике «Космос» Конспект занятия с элементами фитбол – гимнастики «Космос» Задачи: 1. Формировать рефлекс правильной позы в упражнениях с фитболами. 2.
Конспект занятия по фитбол-гимнастике «Профессии» для детей 5–7 лет Конспект занятия с элементами фитбол – гимнастики «Профессии» Задачи: 1. Повышать функциональную активность сенсорных систем. 2. Закреплять.
Конспект занятия по фитбол-гимнастике «Рыбы, подводный мир» для детей 5–7 лет Конспект занятия с элементами фитбол – гимнастики «Рыбы, подводный мир» Задачи: 1. Формировать навык правильной осанки в упражнениях с фитболами.
Конспект занятия по фитбол-гимнастике «Транспорт» для детей 5–7 лет Конспект занятия с элементами фитбол – гимнастики «Транспорт» Задачи: 1. Укреплять мышцы верхних и нижних конечностей. 2. Продолжать обучать.
Конспект занятия по фитбол-гимнастике «Зоопарк» для детей 5–7 лет Конспект занятия с элементами фитбол – гимнастики «Зоопарк» Задачи: 1. Учить выполнять комплекс ОРУ с использованием фитбола в едином для.
Конспект занятия по парной гимнастике Цель: Познакомить родителей с содержанием программы по воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков: ухода за своим телом, бережного.
Конспект занятия по ритмической гимнастике «Веселое путешествие» в старшей группе Задачи Формировать потребность в здоровом образе жизни, улучшать функции вестибулярного аппарата. Укреплять связочно- мышечный аппарат туловища.
Источник